Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано: (изменено)
В 27.07.2018 в 11:26, Barnauletz сказал:

Меня давно смущает буква "Н" в клейме, определяемом как знак Могилевского завода "Строммашина". С буквами "С", "З" и "М" всё понятно. Вот, кстати, их значение в заявке на регистрацию ТЗ от 2011 описано. Но как я ни пытался "приткнуть" куда-нибудь букву "Н", у меня так и не получилось понять что она может означать. Кроме как на топорах, нигде больше не попадалось клеймо с буквой "Н". Везде (на сайте предприятия, в записях о регистрации ТЗ (1, 2), на шильдиках продукции, на здании завода, значках) буквы "Н" нет.
  Напрашивается вывод, что клеймо на топорах принадлежало не Могилевскому заводу "Строммашина", а какому-то другому производителю? Но как они похожи!  Может быть у Могилевского завода был какой-нибудь филиал на "Н" (или что-то в этом роде)? Пытался найти упоминание, что Могилевский завод изготовлял топоры, но не смог - хотя это, конечно, ни о чём не говорит.
  Можно попробовать прояснить эти вопросы (выпускали ли они топоры, если - да, то в какие годы и признАют ли они клейма на топорах своими), связавшись с заводом. Может быть кто-нибудь из форумчан возьмётся написАть на завод,, приложив фотографии?  (1, 2)

 

 

 

 

Бывает, что у разных предприятий схожие товарные знаки.  Значок Саткинского "Магнезита":

 

5b5a9e87bf388_.-....-70(1971).777newauction_com_ua.thumb.jpg.1c86f21ffb92a1e2c3c249c1da4cd241.jpg

 

Фото с newauction.com.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 Периодически возвращался к этому клейму, пытался понять какой завод мог быть изготовителем этих топоров, подбирал варианты, переставляя местами буквы "С, З, М, Н", в т.ч. и заводы строммашина и сельхозмашин. Нагуглилась пара заводов, расположенных в городах на "Н", но среди их продукции упоминаний о топорах не обнаруживалось.
   Ошибкой было искать "нового" производителя, не проверив "старых" (уже известных) и то, что в подборах вариантов из трёх оставшихся букв (четвёртая "З" - за гипотетическими исключениями, означала "завод") на "географию" (название населённого пункта) я отводил лишь одну букву, а на "характер производства" - две.   :dash2:
   Давеча мы с Табатёром в личке обсудили возникшее предположение и склонились к тому, что эти топоры имеют нижнесалдинское происхождение.

  Собранные в инете фото топоров с более-менее читаемым клеймом "СЗМН":  с 1955 по 1972. Не на всех год виден отчётливо, но насколько рассмотрел - так.
 

Скрытый текст

 

5b7bbacd8bb58_.-..(_..).forum.woodtools_ru.thumb.JPG.327f95426bd54422fb4aef32dc566ec3.JPG

5b7bbae018f17_.-.._1955.1.VRNV1guns.allzip_org.thumb.jpg.951f6c12545d28cd74b313df7a9af307.jpg5b7bbae1926bf_.-.._1955.2.VRNV1guns.allzip_org.thumb.jpg.34889d1b6821748eace51ce2e3040212.jpg

5b7bbae38565d_.-.._1955.1_59au_ru.thumb.jpg.83ef789654a503dc46adddad98026379.jpg5b7bbae55e2cd_.-.._1955.2_59au_ru.thumb.jpg.9255984190e19d0f5086bdedbc2934b1.jpg5b7bbae6711b6_.-.._1955.3_59au_ru.thumb.jpg.660b3232757fa7c699fa0dc2bf6c9f2e.jpg5b7bbae77987c_.-.._1955.4_59au_ru.thumb.jpg.b7fc85db4bb6de33eb5fc32c8883d532.jpg

5b7bbae8d38fd_.-.._1955.-2.1_59au_ru.thumb.jpg.ac2ced855d59e80747ac3bec173adc56.jpg5b7bbaea6c562_.-.._1955.-2.2_59au_ru.thumb.jpg.77f62ba2a0522cad9ba19546f49c3a3f.jpg5b7bbaebcaed5_.-.._1955.-2.3_59au_ru.thumb.jpg.e4fa85e1ef396a082b904e3ed5faac25.jpg5b7bbaecb193c_.-.._1955.-2.4_59au_ru.thumb.jpg.16200902ba1903340069ec8cede3a970.jpg5b7bbaedd5129_.-.._1955.-2.5_59au_ru.thumb.jpg.6e6e8ca007d8572c075358e384e5183e.jpg

5b7bbaef2bae7_.-.._1955.Komandir_kznguns.allzip_org.thumb.jpg.6c0df31d5c27a72118732217f1524f6a.jpg

5b7bbaf056f9c_.-.._1955.VRNV1forum_guns_ru.thumb.jpg.790057353ceea9eedf2e0521003f05c4.jpg

5b7bbaf1c2f2e_.-.._1955.1_chel.pulscen_ru.thumb.JPG.ca67e3fdaf9d64cc395a9be93b8e3ec0.JPG5b7bbaf30145e_.-.._1955.2_chel.pulscen_ru.thumb.JPG.9aa3d766639eb070a024c5d8874dfab9.JPG

5b7bbadd810e5_.-.._195.stroyka74_ru.thumb.jpg.cf835d04c8b25c1cfd585c4a546b948e.jpg

5b7bbaf5e4797_.-.._1961.dimarik79rusknife_com.thumb.jpg.4fb1c2d8955fb2c161448c92622a139b.jpg

5b7bbaf768113_.-.._1962.1.Antir1224rusknife_com.thumb.jpg.a9b4efc07e9e279595a40b1785782ef5.jpg5b7bbaf8cde21_.-.._1962.2.Antir1224rusknife_com.thumb.jpg.8f653e98d9be0f36a747100cf3ece593.jpg

5b7bbafa4ed07_.-...1963(1968).1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0407c572c8851dbf332e0ea5d0faf2f7.jpg5b7bbafbbe8df_.-...1963(1968).2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.15e73e6ae9e6572bad73dfa7f7bd92eb.jpg5b7bbafd19664_.-.._1965..otvet_mail_ru.thumb.jpg.83c62e0c37c4d43dd486bfcaa2b82d5e.jpg

5b7bbafe7ddd2_.-.._1965.1.newauction_ru.thumb.jpg.d0115e3a9ec214180c1e5103a8ab2c40.jpg5b7bbaff9fb42_.-.._1965.2.newauction_ru.thumb.jpg.d32ca78a01657b9f1b0ce0869a345f51.jpg5b7bbb0059959_.-.._1965.3.newauction_ru.thumb.jpg.3c6bcb8e41524c84d7af8340d45d809a.jpg5b7bbb01afc2e_.-.._1965.4.newauction_ru.thumb.jpg.84b3b0f4bc90f7816ca5fb633ffa3d66.jpg5b7bbb029f24f_.-.._1965.5.newauction_ru.thumb.jpg.b9982ca149460b5d97f0458cf869326d.jpg

5b7bbadae932c_.-...195(196).Bzzzzforum.woodtools_ru.JPG.6b267c38b300d64ac3be764a49bdef1d.JPG5b7bbadc336a2_.-...195(196).Bzzzzrusknife_com.jpg.bbf9a35ac358edb2ad79cda446c862b4.jpg

5b7bbb03a003b_.-.._1966.()vk_com.thumb.jpg.de70bd610ff644c826b3d76e20f479b9.jpg

5b7bbb0528be6_.-.._1967.1.69forum_guns_ru.thumb.jpg.6f2ae34da6ccc1fa67d20d8c8a2b0a3b.jpg5b7bbb072965a_.-.._1967.2.69forum_guns_ru.thumb.jpg.ad5854ee7502a6f78936716cb582b72b.jpg

5b7bbb089d89f_.-.._1968.1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.a0fb589f57214646dd0adb0835297175.jpg5b7bbb0a5c2d1_.-.._1968.2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0fa318b11da40dadafd16334114b2843.jpg5b7bbb0d1c87e_.-.._1968.3.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.b6e1360b3b3922dc6c2e7e20921e698f.jpg

5b7bbb0e9f11c_.-.._1971.1.KonstantinZVforum_guns_ru.thumb.jpg.0418cea621e7b58b79c8805c9ca1981d.jpg5b7bbb1040ae0_.-.._1971.2.KonstantinZVforum_guns_ru.thumb.jpg.9f4e55c6215e286b2d1c33a7f9ee0e1f.jpg

5b7bbb112ab45_.-.._1971.1.Ludkovng.knifeclub_com_ua.thumb.jpg.562cfd1a93d3f6e2b1cf41f33b3f171b.jpg5b7bbb129ed52_.-.._1971.2.Ludkovng.knifeclub_com_ua.thumb.jpg.d3845e2b1f75ddb0061df1845ed49666.jpg

5b7bbb147b716_.-...1972(1979).Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.533772295e54a1c68ff71568424b9c2f.jpg

5b7bbb15dcc68_.-.._1972.1.mirajrusknife_com.thumb.jpg.98272fa3892dd5b8632899459b9c7e1c.jpg5b7bbb176a8cc_.-.._1972.2.mirajrusknife_com.thumb.jpg.bd678e10a8dc41c091b94062bd785921.jpg

5b7bbb191e22e_.-.._1972.1.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.0ce4415e474812d1680ddbd9be803805.jpg5b7bbb1ab4f71_.-.._1972.2.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.c7cb259bbc788942ca5074c797b4ac63.jpg5b7bbb1be33cf_.-.._1972.3.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.0e18129259b94495052954e9e3589c0b.jpg

5b7bbade691a1_.-.._197.Youla_ru.thumb.jpg.1ce639bb137c419174213d0c76dc5682.jpg

5b7bbb1d1e0d4_.-...keebernetm.yandex_ru.jpg.ec27ded4afbcfbe7e9f17dcad825f74e.jpg

5b7bbb1e418d7_.-...RusRockforum_guns_ru.thumb.jpg.28573cdce520d919dfe8d9ae51de8fa8.jpg

5b7bbb1fd518f_.-...1.kastmaster06forum_guns_ru.thumb.jpg.ca75f91508907049f1ac41ed8091b938.jpg5b7bbb2157d46_.-...2.kastmaster06forum_guns_ru.thumb.jpg.f2acb73bbc20eaf7c847d181d81efa37.jpg

5b7bbad5a1442_._-_._._.___1.__Sledopit__rusknife_com.thumb.jpg.b71350451043df3b218383fd5b56c3e4.jpg5b7bbad9991e7_._-_._._.___2.__Sledopit__rusknife_com.thumb.jpg.b22c090b85fb7d478fddd843d09ce138.jpg

 

 

Фото с  rusknife.com,  forum.woodtools.ru,  forum.guns.ru,  stroyka74.ru,  youla.ru,  au.ru,  chel.pulscen.ru,  otvet.mail.ru,  newauction.ru,  vk.com,  ng.knifeclub.com.ua,  yandex.ru

 

 


  Собранные в инете фото топоров с читаемым клеймом "три кедра":  с 1975 по 1988. На некоторых нет года (и цены) - думаю, они изготовлены позднее.
 

Скрытый текст

 

5b7bc1a58644e_..().(.2).(-arkur.ru!plants!saldinskiy.html).JPG.7fc59bda0439c2d7513780e94ac3aa20.JPG

5b7bc1ab4a053_..()..2._1975.GeenKir2901forum_guns_ru.thumb.jpg.c1b72cdc897b00763ebc8ca88a9b87bf.jpg

5b7bc1ad9d6b2_..()..2._1975.1.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.4926b0912388cbb63efba897e0575d77.jpg5b7bc1af16a35_..()..2._1975.2.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.a72d83fac21fc804ff03213e2ead709d.jpg5b7bc1b073c99_..()..2._1975.3.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.cc96331eff149d9e4d815e02bf74c7f9.jpg

5b7bc1b237eb7_..()..2._1977.daVaskaforum_guns_ru.thumb.jpg.59abd85b3850be8d89f116b96a829036.jpg

5b7bc1b3a4ad4_..()..2._1977.1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.99c9b5652f6620d1957d95624cae1737.jpg5b7bc1b54c2f2_..()..2._1977.2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0feb1c295fcbf0c7629908243ab308f0.jpg

5b7bc1c45edb6_..()..2._1985.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.39f02176146d4421353d2fce68d9a9fc.jpg

5b7bc1c5efeb4_..()..2._1988.1.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.82fa1f662a3adf3a921653e5d92eca66.jpg5b7bc1c7b8f0f_..()..2._1988.2.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.bb13f502da1c462df9da443a6e75cf36.jpg5b7bc1c916f3e_..()..2._1988.3.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.1d7b8a4759bc1be3252da85e47eb5193.jpg5b7bc1ca2e397_..()..2._1988.4.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.b08a63af1fcc79610b7778b8c8fa7c5c.jpg

5b7bc1b94aa39_..()..2._19.1.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.3e6381fc1c74dd855719a5d288636fd3.jpg5b7bc1ba6c5bb_..()..2._19.2.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.626fd99943924c9bf43ed424c5cae2a0.jpg5b7bc1bbcc48e_..()..2._19.3.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.1bc97ffef5d60840447ac3c479172675.jpg

5b7bc1b67172f_..()..2..1.Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.bf539199b23292a9840cfeb999b5bf62.jpg5b7bc1b817ca4_..()..2..2.Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.8416e2fe53c2edc6c191f551159bf309.jpg

5b7bc1ccc8c0f_..()..2..1.Turbo4x4rusknife_com.thumb.jpg.54e926f4640bfbaa43f7f3739df85d9d.jpg5b7bc1ce51741_..()..2..2.Turbo4x4rusknife_com.thumb.jpg.50f24c325c4ace611110bd85fbc58ba5.jpg

 

 

Фото с  rusknife.com,  forum.guns.ru,  meshok.net

 


  Запись о регистрации товарного знака "три кедра": 1973.  ссылка


  На РУСКНАЙФе нашлось фото топора с клеймом "Н-САЛДА   МЗ   54".


 

Скрытый текст

 

5b7bc1a754f6d_..()..1._1954.1.Pash-Tomskrusknife_com.thumb.jpg.4bd4ec8810d511fefccf414f4b071119.jpg5b7bc1a8c8419_..()..1._1954.2.Pash-Tomskrusknife_com.thumb.jpg.008e95a8059be34d99258a930a180b57.jpg

 

Фото с  rusknife.com

 

 

 

Цитата

Промышленность Салдинского района

<...>

В 1929 году при райисполкоме был организован промотдел, который в 1931 году реорганизован  в промкомбинат, в 1946 году выделен, как самостоятельный металлозавод, а с 1965 года стал цехом металлоизделий НСМЗ. Первым организатором промотдела был Фролов Григорий Иванович, а директором металлозавода многие годы был Конюхов.

<..>

ссылка

 

 

 
Цитата

Конюхов Алексей Андреевич

22 апреля 1949 года райпромкомбинат Нижнесалдинского райисполкома принял новый директор Конюхов Алексей Андреевич. Основным производством райпромкомбината в то время было лесопилка, вагранка и печное литье. Кроме этого имелось жестяное, бондарное, столярно-мебельное и ряд других мелких производств.

За время работы Конюхова райпромкомбинат стал специализироваться на выпуске алюминиевой посуды, был построен и пущен цех топоров. Эта продукция – посуда и топоры, расходятся по всему Советскому Союзу от Петропавловска на Камчатке до Калининграда и Ташкента. Райпромкомбинат был переименован в металлозавод и подчинен Областному Управлению местной промышленности. В результате деятельности Конюхова металлозавод  стал крупным производственным предприятием в Нижней Салде.

Алексей Андреевич Конюхов родился в 1904 году в деревне Исаево Пелымского сельсовета Гаринского района в семье крестьянина-бедняка. До 1926 года он жил и работал совместно с родителями, занимаясь сельским хозяйством. Член ВЛКСМ с 1923 года.

В 1926 году был призван в Красную армию, служил до 1929 года в пограничных частях в Тирасполе, Крыму и Керчи.

После демобилизации работал в Шанталовском производственном участке десятником – строителем спецпоселка и поселковым комендантом. Член партии с 1931 года.

С 1933 года работал в Гаринском леспромхозе зав.секретной части и прорабом участка, а в 1938 году назначен директором промкомбината Гаринского райсовета.

В 1949 году был переведен в Нижнюю Салду, где проработал до 5 июля 1966 года, до выхода на пенсию.

За активное участие в работе лесной и местной промышленности неоднократно был премирован денежными премиями и Почетными грамотами, много раз избирался депутатом Нижнесалдинского горсовета.

Скончался А.А.Конюхов 28 ноября 1967 года в Нижней Салде.

ссылка

 



 

 
Цитата

 

 
В конце 1750-х годов горнозаводская империя А.Н. Демидова распалась и была поделена между наследниками. Тагильская часть в составе шести заводов досталась Н.А. Демидову. В то время до 52% тагильского качественного металла шло на внешний рынок. В таких условиях Н.А. Демидову необходимо было наращивать производство, но имеющиеся мощности на заводах, особенно по запасу воды, были ограничены. В 1760 году на реке Салде построен Нижнесалдинский железоделательный завод по переработке чугуна в железо кричным способом. Первоначально на заводе была одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. За первый год работы было произведено 22189,5 пудов железа. В дальнейшем производство расширяется и к 1800 году завод имел 24 горна, 15 молотов, 11 водяных колес. К 1800 году производилось более 95 тысяч пудов железа в год с маркой «Старый Соболь». Чугун поступал с Нижнетагильского завода. С пуском Нижнесалдинского завода возможности по поставке чугуна для передельных заводов с Нижнетагильских доменных печей были исчерпаны. Поскольку Нижнесалдинский завод был самым мощным передельным заводом в Нижнетагильской группе, и доставка чугуна с Нижнего Тагила вызывала затруднения из-за значительного расстояния (60 верст), Н.А. Демидов решил построить новый завод с доменным производством в непосредственной близости от Нижнесалдинского. С разрешения Берг-коллегии построили новый Верхнесалдинский доменный и передельный завод в 16 верстах от Нижнесалдинского.

<...>

В 1958 году Нижнесалдинский и Верхнесалдинский заводы объединены. Завод стал называться Салдинским металлургическим.

<...>

В 1965 году металлозавод объединяется с Салдинским металлургическим заводом на правах цеха металлоизделий в составе двух участков — штампованной алюминиевой посуды и кузнечно-прессового по производству топоров. Производство алюминиевой посуды в 1982 году прекращено. Производство топоров к 1984 году достигло 1,8 миллионов штук в год.

<...>

ссылка

 

 
 


   
   Таким образом: 
   Клеймо "Н-САЛДА   МЗ   54" - это Нижняя Салда металлозавод  1954 г. 
   Клеймо "СЗМН", а точнее "НСМЗ",  появившееся на топорах в 1955, за 10 лет до вхождения производителя этих топоров в состав объединённого Салдинского металлургического завода, означало - Нижнесалдинский металлозавод.  После вхождения, видимо, товарный знак менять не стали. Позже зарегистрировали новый ТЗ "три кедра".

 

Изменено пользователем Barnauletz
  • Ответы 13,7k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Опубликовано:

Если это топоры из Нижней Салды, тогда всё становится на свои места: на металлоприемках на Урале этих топоров ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ много. Я всё не мог понять: зачем белорусы вагонами на Урал гнали свои топоры: у нас своих заводов по производству топоров хватало...

Опубликовано:
В 18.08.2018 в 22:13, вегель сказал:

доброго,что за зверь мне такой попался?,подскажите пожалуйсто

 

8mt34_d51ag-480x640.jpg

gqLFE3c6CH0-480x640.jpg

2Tfqku20kfo-480x640.jpg

0XMDve1JeUk-480x640.jpg

gQWTQqsOCKM-480x640.jpg

По моему, похож на колун из сообщения № 4570 этой темы, от 11 ноября 2017.

Опубликовано: (изменено)
18 часов назад, Barnauletz сказал:

 

 Периодически возвращался к этому клейму, пытался понять какой завод мог быть изготовителем этих топоров, подбирал варианты, переставляя местами буквы "С, З, М, Н", в т.ч. и заводы строммашина и сельхозмашин. Нагуглилась пара заводов, расположенных в городах на "Н", но среди их продукции упоминаний о топорах не обнаруживалось.
   Ошибкой было искать "нового" производителя, не проверив "старых" (уже известных) и то, что в подборах вариантов из трёх оставшихся букв (четвёртая "З" - за гипотетическими исключениями, означала "завод") на "географию" (название населённого пункта) я отводил лишь одну букву, а на "характер производства" - две.   :dash2:
   Давеча мы с Табатёром в личке обсудили возникшее предположение и склонились к тому, что эти топоры имеют нижнесалдинское происхождение.

  Собранные в инете фото топоров с более-менее читаемым клеймом "СЗМН":  с 1955 по 1972. Не на всех год виден отчётливо, но насколько рассмотрел - так.
 

  Скрыть содержимое

 

5b7bbacd8bb58_.-..(_..).forum.woodtools_ru.thumb.JPG.327f95426bd54422fb4aef32dc566ec3.JPG

5b7bbae018f17_.-.._1955.1.VRNV1guns.allzip_org.thumb.jpg.951f6c12545d28cd74b313df7a9af307.jpg5b7bbae1926bf_.-.._1955.2.VRNV1guns.allzip_org.thumb.jpg.34889d1b6821748eace51ce2e3040212.jpg

5b7bbae38565d_.-.._1955.1_59au_ru.thumb.jpg.83ef789654a503dc46adddad98026379.jpg5b7bbae55e2cd_.-.._1955.2_59au_ru.thumb.jpg.9255984190e19d0f5086bdedbc2934b1.jpg5b7bbae6711b6_.-.._1955.3_59au_ru.thumb.jpg.660b3232757fa7c699fa0dc2bf6c9f2e.jpg5b7bbae77987c_.-.._1955.4_59au_ru.thumb.jpg.b7fc85db4bb6de33eb5fc32c8883d532.jpg

5b7bbae8d38fd_.-.._1955.-2.1_59au_ru.thumb.jpg.ac2ced855d59e80747ac3bec173adc56.jpg5b7bbaea6c562_.-.._1955.-2.2_59au_ru.thumb.jpg.77f62ba2a0522cad9ba19546f49c3a3f.jpg5b7bbaebcaed5_.-.._1955.-2.3_59au_ru.thumb.jpg.e4fa85e1ef396a082b904e3ed5faac25.jpg5b7bbaecb193c_.-.._1955.-2.4_59au_ru.thumb.jpg.16200902ba1903340069ec8cede3a970.jpg5b7bbaedd5129_.-.._1955.-2.5_59au_ru.thumb.jpg.6e6e8ca007d8572c075358e384e5183e.jpg

5b7bbaef2bae7_.-.._1955.Komandir_kznguns.allzip_org.thumb.jpg.6c0df31d5c27a72118732217f1524f6a.jpg

5b7bbaf056f9c_.-.._1955.VRNV1forum_guns_ru.thumb.jpg.790057353ceea9eedf2e0521003f05c4.jpg

5b7bbaf1c2f2e_.-.._1955.1_chel.pulscen_ru.thumb.JPG.ca67e3fdaf9d64cc395a9be93b8e3ec0.JPG5b7bbaf30145e_.-.._1955.2_chel.pulscen_ru.thumb.JPG.9aa3d766639eb070a024c5d8874dfab9.JPG

5b7bbadd810e5_.-.._195.stroyka74_ru.thumb.jpg.cf835d04c8b25c1cfd585c4a546b948e.jpg

5b7bbaf5e4797_.-.._1961.dimarik79rusknife_com.thumb.jpg.4fb1c2d8955fb2c161448c92622a139b.jpg

5b7bbaf768113_.-.._1962.1.Antir1224rusknife_com.thumb.jpg.a9b4efc07e9e279595a40b1785782ef5.jpg5b7bbaf8cde21_.-.._1962.2.Antir1224rusknife_com.thumb.jpg.8f653e98d9be0f36a747100cf3ece593.jpg

5b7bbafa4ed07_.-...1963(1968).1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0407c572c8851dbf332e0ea5d0faf2f7.jpg5b7bbafbbe8df_.-...1963(1968).2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.15e73e6ae9e6572bad73dfa7f7bd92eb.jpg5b7bbafd19664_.-.._1965..otvet_mail_ru.thumb.jpg.83c62e0c37c4d43dd486bfcaa2b82d5e.jpg

5b7bbafe7ddd2_.-.._1965.1.newauction_ru.thumb.jpg.d0115e3a9ec214180c1e5103a8ab2c40.jpg5b7bbaff9fb42_.-.._1965.2.newauction_ru.thumb.jpg.d32ca78a01657b9f1b0ce0869a345f51.jpg5b7bbb0059959_.-.._1965.3.newauction_ru.thumb.jpg.3c6bcb8e41524c84d7af8340d45d809a.jpg5b7bbb01afc2e_.-.._1965.4.newauction_ru.thumb.jpg.84b3b0f4bc90f7816ca5fb633ffa3d66.jpg5b7bbb029f24f_.-.._1965.5.newauction_ru.thumb.jpg.b9982ca149460b5d97f0458cf869326d.jpg

5b7bbadae932c_.-...195(196).Bzzzzforum.woodtools_ru.JPG.6b267c38b300d64ac3be764a49bdef1d.JPG5b7bbadc336a2_.-...195(196).Bzzzzrusknife_com.jpg.bbf9a35ac358edb2ad79cda446c862b4.jpg

5b7bbb03a003b_.-.._1966.()vk_com.thumb.jpg.de70bd610ff644c826b3d76e20f479b9.jpg

5b7bbb0528be6_.-.._1967.1.69forum_guns_ru.thumb.jpg.6f2ae34da6ccc1fa67d20d8c8a2b0a3b.jpg5b7bbb072965a_.-.._1967.2.69forum_guns_ru.thumb.jpg.ad5854ee7502a6f78936716cb582b72b.jpg

5b7bbb089d89f_.-.._1968.1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.a0fb589f57214646dd0adb0835297175.jpg5b7bbb0a5c2d1_.-.._1968.2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0fa318b11da40dadafd16334114b2843.jpg5b7bbb0d1c87e_.-.._1968.3.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.b6e1360b3b3922dc6c2e7e20921e698f.jpg

5b7bbb0e9f11c_.-.._1971.1.KonstantinZVforum_guns_ru.thumb.jpg.0418cea621e7b58b79c8805c9ca1981d.jpg5b7bbb1040ae0_.-.._1971.2.KonstantinZVforum_guns_ru.thumb.jpg.9f4e55c6215e286b2d1c33a7f9ee0e1f.jpg

5b7bbb112ab45_.-.._1971.1.Ludkovng.knifeclub_com_ua.thumb.jpg.562cfd1a93d3f6e2b1cf41f33b3f171b.jpg5b7bbb129ed52_.-.._1971.2.Ludkovng.knifeclub_com_ua.thumb.jpg.d3845e2b1f75ddb0061df1845ed49666.jpg

5b7bbb147b716_.-...1972(1979).Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.533772295e54a1c68ff71568424b9c2f.jpg

5b7bbb15dcc68_.-.._1972.1.mirajrusknife_com.thumb.jpg.98272fa3892dd5b8632899459b9c7e1c.jpg5b7bbb176a8cc_.-.._1972.2.mirajrusknife_com.thumb.jpg.bd678e10a8dc41c091b94062bd785921.jpg

5b7bbb191e22e_.-.._1972.1.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.0ce4415e474812d1680ddbd9be803805.jpg5b7bbb1ab4f71_.-.._1972.2.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.c7cb259bbc788942ca5074c797b4ac63.jpg5b7bbb1be33cf_.-.._1972.3.Hwalevguns.allzip.org!topic!98!1832560_html.thumb.jpg.0e18129259b94495052954e9e3589c0b.jpg

5b7bbade691a1_.-.._197.Youla_ru.thumb.jpg.1ce639bb137c419174213d0c76dc5682.jpg

5b7bbb1d1e0d4_.-...keebernetm.yandex_ru.jpg.ec27ded4afbcfbe7e9f17dcad825f74e.jpg

5b7bbb1e418d7_.-...RusRockforum_guns_ru.thumb.jpg.28573cdce520d919dfe8d9ae51de8fa8.jpg

5b7bbb1fd518f_.-...1.kastmaster06forum_guns_ru.thumb.jpg.ca75f91508907049f1ac41ed8091b938.jpg5b7bbb2157d46_.-...2.kastmaster06forum_guns_ru.thumb.jpg.f2acb73bbc20eaf7c847d181d81efa37.jpg

5b7bbad5a1442_._-_._._.___1.__Sledopit__rusknife_com.thumb.jpg.b71350451043df3b218383fd5b56c3e4.jpg5b7bbad9991e7_._-_._._.___2.__Sledopit__rusknife_com.thumb.jpg.b22c090b85fb7d478fddd843d09ce138.jpg

 

 

Фото с  rusknife.com,  forum.woodtools.ru,  forum.guns.ru,  stroyka74.ru,  youla.ru,  au.ru,  chel.pulscen.ru,  otvet.mail.ru,  newauction.ru,  vk.com,  ng.knifeclub.com.ua,  yandex.ru

 

 


  Собранные в инете фото топоров с читаемым клеймом "три кедра":  с 1975 по 1988. На некоторых нет года (и цены) - думаю, они изготовлены позднее.
 

  Скрыть содержимое

 

5b7bc1a58644e_..().(.2).(-arkur.ru!plants!saldinskiy.html).JPG.7fc59bda0439c2d7513780e94ac3aa20.JPG

5b7bc1ab4a053_..()..2._1975.GeenKir2901forum_guns_ru.thumb.jpg.c1b72cdc897b00763ebc8ca88a9b87bf.jpg

5b7bc1ad9d6b2_..()..2._1975.1.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.4926b0912388cbb63efba897e0575d77.jpg5b7bc1af16a35_..()..2._1975.2.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.a72d83fac21fc804ff03213e2ead709d.jpg5b7bc1b073c99_..()..2._1975.3.Hwalevforum_guns_ru.thumb.jpg.cc96331eff149d9e4d815e02bf74c7f9.jpg

5b7bc1b237eb7_..()..2._1977.daVaskaforum_guns_ru.thumb.jpg.59abd85b3850be8d89f116b96a829036.jpg

5b7bc1b3a4ad4_..()..2._1977.1.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.99c9b5652f6620d1957d95624cae1737.jpg5b7bc1b54c2f2_..()..2._1977.2.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.0feb1c295fcbf0c7629908243ab308f0.jpg

5b7bc1c45edb6_..()..2._1985.Hwalevrusknife_com.thumb.jpg.39f02176146d4421353d2fce68d9a9fc.jpg

5b7bc1c5efeb4_..()..2._1988.1.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.82fa1f662a3adf3a921653e5d92eca66.jpg5b7bc1c7b8f0f_..()..2._1988.2.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.bb13f502da1c462df9da443a6e75cf36.jpg5b7bc1c916f3e_..()..2._1988.3.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.1d7b8a4759bc1be3252da85e47eb5193.jpg5b7bc1ca2e397_..()..2._1988.4.Oleg25meshok_net.thumb.jpg.b08a63af1fcc79610b7778b8c8fa7c5c.jpg

5b7bc1b94aa39_..()..2._19.1.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.3e6381fc1c74dd855719a5d288636fd3.jpg5b7bc1ba6c5bb_..()..2._19.2.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.626fd99943924c9bf43ed424c5cae2a0.jpg5b7bc1bbcc48e_..()..2._19.3.Mehmanforum_guns_ru.thumb.jpg.1bc97ffef5d60840447ac3c479172675.jpg

5b7bc1b67172f_..()..2..1.Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.bf539199b23292a9840cfeb999b5bf62.jpg5b7bc1b817ca4_..()..2..2.Iratorforum_guns_ru.thumb.jpg.8416e2fe53c2edc6c191f551159bf309.jpg

5b7bc1ccc8c0f_..()..2..1.Turbo4x4rusknife_com.thumb.jpg.54e926f4640bfbaa43f7f3739df85d9d.jpg5b7bc1ce51741_..()..2..2.Turbo4x4rusknife_com.thumb.jpg.50f24c325c4ace611110bd85fbc58ba5.jpg

 

 

Фото с  rusknife.com,  forum.guns.ru,  meshok.net

 


  Запись о регистрации товарного знака "три кедра": 1973.  ссылка


  На РУСКНАЙФе нашлось фото топора с клеймом "Н-САЛДА   МЗ   54".


 

  Скрыть содержимое

 

5b7bc1a754f6d_..()..1._1954.1.Pash-Tomskrusknife_com.thumb.jpg.4bd4ec8810d511fefccf414f4b071119.jpg5b7bc1a8c8419_..()..1._1954.2.Pash-Tomskrusknife_com.thumb.jpg.008e95a8059be34d99258a930a180b57.jpg

 

Фото с  rusknife.com

 

 

 

 
 

 

 
 
 



 

 
 
 


   
   Таким образом: 
   Клеймо "Н-САЛДА   МЗ   54" - это Нижняя Салда металлозавод  1954 г. 
   Клеймо "СЗМН", а точнее "НСМЗ",  появившееся на топорах в 1955, за 10 лет до вхождения производителя этих топоров в состав объединённого Салдинского металлургического завода, означало - Нижнесалдинский металлозавод.  После вхождения, видимо, товарный знак менять не стали. Позже зарегистрировали новый ТЗ "три кедра".

 

http://www.strommashina.mogilev.by/plant

Действительно буквы Н нет у Могилёвской "Строммашины" равно как и  в истории завода  не упоминается  изготовление топоров .. в начале их пути развития упоминается только лишь продажа, что ж, возможно Ещё одной чёрной дырой заблуждения стало меньше! Но! цитата ( В 1941 году завод, демонтировав оборудование, был эвакуирован вглубь страны. ) остался вопрос...

Изменено пользователем Andrey68RUS
Опубликовано:
2 часа назад, Andrey68RUS сказал:

Но! цитата ( В 1941 году завод, демонтировав оборудование, был эвакуирован вглубь страны. ) остался вопрос...

Какой вопрос у Вас остался - я не понял. Можете пояснить подробнее?

Опубликовано:

Глубь страны это понятие такое всеобьемлющее, ну и в общем то остался не вопрос даже, а предположение (ИМХО) того, что нынешний логотип могилёвской "Строммашины" возможно имеет корни от клейма Салдинского. Но в целом я снимаю кепку перед Вашим расследованием, которое не оставляет шансов сомневаться в правдоподобности Ваших выводов.

Опубликовано:
9 часов назад, Andrey68RUS сказал:

Глубь страны это понятие такое всеобьемлющее, ну и в общем то остался не вопрос даже, а предположение (ИМХО) того, что нынешний логотип могилёвской "Строммашины" возможно имеет корни от клейма Салдинского. Но в целом я снимаю кепку перед Вашим расследованием, которое не оставляет шансов сомневаться в правдоподобности Ваших выводов.

Связи между могилевским и нижнесалдинским заводами, думаю - нет. Версия о Могилевской "Строммашине" возникла лишь по причине схожести клейм топоров с товарным знаком завода.  Первая запись о его регистрации, которую нашёл, датирована 1958 г. Название "Строммашина" и соответствующую специализацию могилевский завод получил после войны. До войны завод назывался иначе и выпускал другую продукцию. Информация об этом, о том в какой город был эвакуирован завод, а также его довоенная история с момента возникновения - ниже (под спойлером).

 

Скрытый текст


5-10-2014, 22:30
Леонид Плоткин
4 051

Могилев. История завода «Строммашина».Первые годы

 

1502295536_strommashina.jpg

В советское время самым старым заводом в Могилеве считался пивоваренный, основанный  ещё в 19-ом веке баварским подданным Францом Леккертом. Но в начале  нынешнего века пивоварение в Могилеве приказало долго жить и первенство перешло к заводу  «Строммашина». Когда-то завод этот считался флагманом своей отрасли, его ставили в пример, его посещали зарубежные делегации, а руководство награждали орденами. Да и в целом завод  в своё время получил за трудовые заслуги орден Трудового Красного Знамени. В последние годы  ОАО «Строммашина» переживает не лучшие времена, поэтому  столетие  завода отмечали в прошлом году без особых торжеств .А между тем у этого могилевского завода интересная история. Первые годы его существования пришлись на бурные события в жизни страны: первая мировая, две революции, гражданская война с последующим хаосом и разрухой.

 

1 августа 1912 года братья Мазья и Лейба Аронзон купили за 5тысяч рублей у коллежского асессора Cayльского 840 квадратных сажени (3780 кв.м ) земли на краю города рядом с Вокзальной улицей. На этом месте они быстро построили небольшие  металлообрабатывающие мастерские, которые  уже в 1913 году превратились в  чугуно-медно-литейный заводик .На этом заводике 1914 гаду числилось 15 рабочих. С началом войны завод  переключился на военные заказы - в 1915-1916 годах там изготавливали три вида ручных гранат, снаряды калибра 90 мм, запчасти для стрелкового оружия. На предприятии работало в то время более 100 человек В 1917 году предприятие стало называться чугунолитейный и котельный завод компании братьев Мазья и Аронзона и имело адрес Днепровский проспект 109. Склад завода размешался тоже на этом же проспекте, в доме Тимошенко. Завод имел свой магазин и телефон.

 

С приходом к власти большевиков завод братьев Мазья, первый в городе, был 11 ноября 1918 года национализирован и подчинен Могилевскому совнархозу. Вскоре к нему присоединили бывшую механическую мастерскую Раскина, располагавшуюся в доме №31 по Днепровскому проспекту. Мастерская занималась сантехническими и ремонтными работами. После объединения численность возросла примерно до 100 человек Других предприятий по металлообработке в городе на тот момент не бы­ло , но вот интересный факт - на 14 декабря 1918 года в городском союзе металлистов  числилось 250 человек.

 

Заводом руководило государственное правление из трех человек, назначавшихся местной властью. В госархиве сохранился отчет инспектора труда, который посетил в октябре 1919 года предприятие, получившие к тому времени новое имя - чугунолитейный и механический завод Предприятие было в запустении : в литейном отделении работало только двое рабочих Лишь два отделения размещались в камен­ных зданиях - литейное и слесарно-токарное, остальные в деревянных захламленных сараях Ввиду разрухи царившей в Советской России, снабжение завода и всей промышленности было парализовано.

Шла гражданская война, часть работников завода была мобилизована на фронт. Оставшиеся в основном работали на армию. В городе размешался штабы 16-й армии и 8-й стрелковой дивизии, так что завод был завален военными заказами. По линии армии шло и снабжение материалами. Как докладывал председатель правления Файбышевич в ноябре 1919 года, на завод поступило для ремонта 360 военных повозок разного типа: одноконных и двухконных, пулеметных, германских, санитарных, снарядных, с котлами.

 

Из  62 рабочих 39 были заняты ремонтом военного обоза, приходилось ремонтировать также полевые кухни, автомобили и даже радиостанции. А когда в канцелярии местного совнар­хоза  поломалась пишущая машинка, то там сразу обратились на чугунолитейный завод, мол пришлите слесаря, чтобы припаять отскочившую букву «С».В начале 1920 года управленческий персонал состоял из членов правления: Файбышевича, Беляцкого и Штайнера, технического руководителя - им был инженер Ржевский, завхоза, главного мастера Пашкова,  помощника мастера Сенкевича, чертежника, табельщицы, старшего бухгалтера Бастича и двух его помощников, двух конторщиков, машинистки, курьера, кучера и трех сторожей.

 

Оклады устанавливала местная власть. Члены правления получали 2500 руб. в месяц,чертежники-2000 руб.,машинистка-1200 руб., кучер-900 руб. На заводе были отделения          : слесарное, токарное, кузнечное, жестяно - котельное, столярно -деревобделочное, модельное, литейное, малярное и водопроводно-ремонтное. Там работали слесари первой и второй руки, их подручные, инструментальщики, кузнецы, молотобойцы, котельщики,  медники, столяры, пильщики, маляры.

 

В оплате присутствовала социалистическая уравниловка -70 рублей в день получал молотобоец, целый день махавший молотом и почти столько же подручный маляра Слесарь самой высокой квалификации получал на 10 рублей больше. Впрочем, заплата не играла большой роли, продукты распределялись по карточкам, их не хватало и руководство завода ставило вопрос, чтобы рабочие выполняющие военные заказы получали солдатские пайки. Это и понятно -  первым делом продовольствие шло на снабжение армии, а гражданское население добывало пропитание самостоятельно.

 

В апреле 1920 года на заводе числилось 105 рабочих и 20 служащих, имелась рабо­чая столовая. Интересный факт - в мае этого же года в  правление завода поступило заявление от бывшего владельца М. Мазья с просьбой принять на работу в качестве агента по материальной части. Правление решило не связываться с бывшим эксплуа­татором и в приеме отказало. Впрочем, и само правление долго не протянуло - с 1 июля было введено единоначалие, заведующим стал Файбышевич, его помощником - Паш­ков. Гражданская война осталась позади, и коллектив перешел на мирную продукцию-с 1 мая по 15 июня 1920 года завод изготовил 100 плугов,  отремонтировал 57 борон и выпустил 30 новых, изготовил 120 пудов железных деталей к плугам. В1921 году предприятие получило новое название чугунолитейный завод№7.В это время оно производило конные привода, веялки, молотилки. Плуги, соломорез­ки, бороны, котлы, оборудование для мельниц, винокурен и лесопилок. Из-за разрухи к концу года завод прекратил свою работу.

 

В 1922 году завод передали в ведение Полесского спирттреста, но это не помогло. И только  в  первом   полугодии   1923   года   безработные   организовали   артель  « Возрождение», которая и оживила завод. От возобновил деятельность под новым названием.  В 1925 году, когда завод был передан в подчинение городского предпри­ятия коммунального хозяйства,на нем работало 44 человека и он назывался чугуно­литейный завод «Чырвоны адрадженец». В 1926-1927 годах после небольшой рекон­струкции завод был перепрофилирован в металлообрабатывающий и стал выпускать весы, запчасти для сельхозмашин. В1926 году завод располагал 4 электродвигателями обшей мощностью 12 квт, здесь работало 87 человек, из них 67 рабочих. К 1928 году численность рабочих увеличилась до 101.Большевистская организация завода насчитывала 37 человек, т.е. каждый третий работающий был  членом партии. По этому показателю предприятие находилось в городских лидерах.

 

В 1930году чугунолитейный и машиностроительный завод «Чырвоны адрадженец» насчитывал 261 рабочего и по численности занимал 4-е место в городе. В 1935 году предприятие вошло в состав наркомата тяжелой промышленности и стало называться «Завод имени  Дмитрова». В 1936 году здесь был налажен выпуск электромоторов. В сле­дующем году на заводе ввели в эксплуатацию моторный цех, которому запланировали выпустить за год 470 моторов. Вскоре коллектив освоил и выпуск центробежных электронасосов. На заводе выходила своя многотиражная газета  «Каваль сацыялизма».

 

В 1940 г. завод получил название «завод N459» и был передан в Наркомат авиационной промышленности. Собственно под этим секретным названием объединили два завода : им.Дмитрова и авторемонтный. Новому предприятию поручили срочно освоить выпуск авиационных моторов. Большая группа рабочих  и специалистов была отправлена на учебу в Куйбышев - на местный авиазавод, А с началом войны туда отправили обору­дование и всех оставшихся после мобилизации работников. Часть из них так и осталась в городе на Волге, а 100 человек  в 1944 году вернулись в Могилев .Вскоре за­вод получил новое имя -"Строммашина"и другую специализацию. И началась новая жизнь старого завода.

 

Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by

 

*******************************************************************************************************

 

20-08-2013, 11:10
Леонид Плоткин
3 833

История Могилева:авиамоторный завод 459

 

1502288313_800px-mikulin_am-35.jpg 

В октябре 1940 года руководством СССР  было принято решение о строительстве в Могилеве авиамоторного завода.Начало серийного производства намечалось на июль 1942 года.Будущему заводу,который получил  номер 459, были переданы здания и оборудование завода  им.Дмитрова и авторемзавода.Но эти планы сорвала начавшаяся война.

Всё началось с того,что в октябре 1939 г. в Германию выехала советская хозяйственная комиссия во главе с членом ЦК КПСС И.Ф. Тевосяном , авиационную группу которой возглавлял генерал А.Н. Гусев . По возвращении Гусев доложил, что немцы показали устаревшую технику, однако значительная часть авиационных специалистов с ним не согласилась. В результате в марте 1940 г. в Германию была направлена новая комиссия, авиационную делегацию которой возглавлял на этот раз А.С. Яковлев . Его заместителем в этой поездке был ставший впоследствии начальником ЦАГИ, генерал-майор И.Ф. Петров. Вернувшись из командировки Петров сообщил , что германская авиапромышленность способна выпускать 70-80 самолетов в день. Это казалось весьма правдоподобным, особенно на фоне постоянных донесений разведки об интенсивном освоении "ведомством Геринга" авиапредприятий оккупированных Польши , Чехии и Франции.

Советский авиапром в тот момент в день выпускал только 26 самолетов , что было совсем неплохим достижением, если учесть, что в 1930-1931 гг. авиавыпуск составлял 2,5, а в 1935-1937 годах - 10 машин в день. Как выяснилось позднее, данные Петрова были существенно завышены - среднемесячный выпуск самолетов в Германии на тот момент колебался от 700 до 1000 , т.е. ежедневный их выпуск был 25-35 машин. Трудно однозначно назвать причину этой ошибки - добросовестное заблуждение Петрова, его желание "выдвинуться" на волне разоблачений "врагов народа" в НКАП, тонкая провокация германских спецслужб, пытавшихся сбить с толку потенциального противника, или что-то иное. Однако в результате информации Петрова советское руководство пришло к выводу о катастрофическом отставании от гитлеровской Германии не только по качеству, но и по количеству производимой авиатехники.

По свидетельству наркома авиапромышленности А.И. Шахурина, это известие привело кремлевского "хозяина" в ярость, трансформировавшуюся в требование немедленно ускорить рост отечественной авиапромышленности и довести выпуск самолетов до "немецкой нормы" - 70-80 машин в сутки.Правда, ещё в 1939 г. было решено заложить 9 новых самолетостроительных и 6 авиамоторных заводов, кроме того, еще 9 самолетостроительных и все авиамоторостроительные заводы подвергались  реконструкции. К 1940 г. выпуск моторов в основном был сосредоточен на пяти заводах: № 16, 19, 24, 26 и 29.

Как видим, и без реляций Петрова планировалось существенное расширение советской авиапромышленности. Однако в 1940 г. эти планы были признаны недостаточно радикальными и подверглись пересмотру.

18 октября 1940 вышло постановление СНК N 2068-875cc "Об организации в Белоруссии производства и выпуска боевых самолетов и авиационных моторов" ,которое гласило:
«1.Обязать НКАП организовать в Белоруссии производство и выпуск боевых самолетов и авиамоторов, а именно:
а) в Могилеве – организовать производство моторов типа АМ-35а и АМ-37 на мощность в 3000 штук в год с вводом в действие к 1 июля 1942 года;
б) в Минске - организовать производство двухмоторных самолетов на мощность в 800 штук в год с вводом в действие к 1 апреля 1942 года.

2.Для организации производства боевых самолетов и авиамоторов в Белоруссии, в соответствии с п. 1 настоящего постановления, передать НКАП следующие предприятия:
завод им. Димитрова Наркомместпрома БССР;
законсервированное строительство дома печати Совнаркома БССР;
законсервированное строительство гаража Совнаркома БССР.
Разрешить НКАП организовать на Могилевском Авиаремонтном заводе производство авиамоторов АМ-35А и АМ-37 вместо предусмотренных постановлением КО № 335сс бензопомп и синхронизаторов.
В Минске для производства двухмоторных самолетов:

галолитовый цех (недостроенный) фабрики им. Фрунзе Наркомместпрома БССР
гараж Минского Пищеторга Наркомторга БССР
аэродром Осоавиахима (со службами и жилыми домами) на Антоновском поле.

 

3. Обязать наркома авиапромышленности Шахурина А.И., директоров Могилевского авиамоторного завода и Минского самолетостроительного завода, развернуть немедленно подготовку производства самолетов и моторов на указанных заводах и обеспечить в 1942 году выполнение программы по этим заводам в нижеследующих количествах:


Могилевским моторостроительным заводам – моторов АМ-35А – 750 штук
Минским самолетостроительным заводом – двухмоторных бомбардировщиков 150 штук.» 

Планировалось организовать в Могилеве производство поршневых авиадвигателей жидкостного охлаждения   АМ-35А и АМ-37. Такие моторы могли применяться на истребителях,штурмовиках и бомбардировщиках.Поскольку в Минске планировалось выпускать двухмоторные  бомбардировщики,то вероятно для них и предназначались, в основном,  могилевские авиамоторы. 

 

1376982787_800px-mikulin_am-35.jpg 

Вот такие авиадвигатели планировали выпускать в Могилеве. Модель АМ-35А. Мощность 1350 л.с. Масса 830 кг. 12 цилиндров, объем 46.6 л. Габариты 2289х866х1082 мм

 

Важным источником расширения авиапромышленности в те годы был перевод заводов невоенной сферы экономики в подчинение наркомата авиапрома. В авиационную индустрию передавали текстильные и швейные фабрики, заводы школьного оборудования и музыкальных инструментов, авиамастерские расформированных армий прибалтийских государств, ремонтные авиапредприятия "Аэрофлота" и ОСОВИАХИМа.

На этом фоне  авторемзавод и  завод им.Дмитрова выглядели совсем неплохо,ведь они имели хоть како-то отношение к металлообработке и машиностроению.Кстати, авторемонтный завод (ГАРЗ № 7) в Могилеве в 1940 году тоже был передан в наркомат авиационнной промышленности,стал называться авиаремонтным,  и перепрофилировался для выпуска авиационных бензопомп и синхронизаторов.

Партийные органы на местах взяли под строгий  контроль ход строительства авиазаводов. 21 января 1941 года решением Политбюро «О секретарях ЦК КП(б) Белоруссии по авиационной промышленности и лесной промышленности» была установлена соответствующая должность секретаря ЦК КП(б) Белоруссии по авиационной промышленности, на которой был утвержден Г.Б. Эйдинов – третий секретарь ЦК КП(б) Б.Назначен был и парторг ЦК ВКП(б)  на строительстве  авиамоторного завода № 459. Им стал Шуб Р.Я.

Строительство шло бурными темпами,в две смены.Работы по возведению новых авиазаводов  выполнялись специально созданными в наркомате  авиапрома мощными  строительно-монтажными трестами. .Действовавшее в Могилеве стройуправление насчитывало несколько тысяч человек.На московский авиамоторный завод  № 24 была отправлена из Могилева группа рабочих и специалистов для ознакомления с технологией производства двигателей АМ-35А и АМ-37.Но в Могилев они уже не вернулись,а были в в конце 1941 года эвакуированы вместе с заводом № 24 в Куйбышев, где и встретились со своими коллегами с завода № 459.

10 июня  1941 года  СНК СССР и ЦК ВКП (б) рассмотрели ход строительства авиазаводов в БССР и приняли постановление  ужесточающее сроки освоения продукции.

14 июня 1941 вышел приказ наркомата авиапромышленности N 520сс "Об обеспечении выпуска авиационных моторов на заводе 459 в Могилеве",в котором говорилось:

«1. Установить выпуск авиамоторов АМ-35А в 1941 году на заводе 459 в Могилеве в количестве 10 единиц, в т.ч. 5 моторов из деталей завода 24.

2. Увеличить программу выпуска в 1942 году  до 1000 шт.»

Вспоминает  могилевчанин Виктор Рогачев:

«Еще одна крупная стройка была развернута возле бетонного моста на улице Первомайской. В народе ходили слухи, что строится Дом печати. Так называемый Дом печати строился быстрыми темпами. Работали в две смены. В темное время суток стройка была ярко освещена. Мне, автору этих строк, пришлось поучаствовать в строительстве данного объекта. Наша школа № 2, в которой я учился, находилась на углу улиц Миронова и Ленина. Здание не так давно было реконструировано, и сейчас здесь гостиница *,магазин и другие объекты. Зимой 1941 года нас, учеников 7 класса школы № 2, попросили помочь строителям Дома печати, и мы раз в неделю стали ходить на стройку на уборку мусора.

Это был настоящий муравейник — так она была насыщена рабочими. Из разговора работающих мы узнали, что строится авиазавод. На стройке были задействованы крупные московские фирмы. Также мы узнали, что это головной корпус завода, а есть еще два филиала: авторемзавод (сейчас автозавод им. Кирова) и завод «Возрождение»**. Ввод завода планировался на конец июня 1941 года.*** Наше участие в строительстве продолжалось до середины мая 1941 года (до конца учебного года). В начале мая во двор завода стали поступать огромные ящики из досок, на которых были надписи на немецком языке. Там оказались станки новейшей конструкции. Как ни странно, но вскоре мне пришлось снова столкнуться с этими станками. После взятия немцами Минска в Могилеве объявили эвакуацию. Нас, школьников, собрали, чтобы помочь в эвакуации авиазавода, но уже не в городе, а за городом — на авторемзаводе. На ветке завода каждый день стояли поданные ночью платформы и один крытый вагон. Из цехов рабочие вытаскивали такие же станки, которые видели во дворе Дома печати. Рабочие разбирали их, насколько это было возможно, затаскивали на платформу, а мы укладывали детали в ящики и писали номера. Ночью маленький эшелон уходил на восток вместе с техперсоналом и их семьями. Так продолжалось до 29 июня».

Тут следует заметить,что Дом Печати мало подходил под  установку оборудования для выпуска авиамоторов.Скорее всего, он предназначался для размещения  заводоуправления и конструктрского бюро.Поскольку моторостроителей  в Могилеве сроду не бывало,рядом,на другой стороне улицы Первомайской  строился  жилой дом для иногородних специалистов.Он,кстати,сохранился и до наших дней.Для работников завода строилось ещё несколько жилых домов.Один из них до сих пор стоит напротив нынешнего  Минского рынка,два других  по ул. Карабановская  были разрушены в годы войны.

Авиамоторный завод 459 в конце июня 1941 года эвакуировали под Куйбышев.Там как раз десятки тысяч зэков строили до войны комлекс  из трех авиазаводов.Корпуса к началу войны уже были почти готовы,а вот оборудования и кадров не хватало.Так что могилевские станки и специалисты пришлись к месту.

Вспоминает  могилевчанин Евгений Татаров, председатель совета ветеранов автозавода им.Кирова:

«С большими трудностями столкнулись мы при поиске материалов о периоде Великой Отечественной войны. Все военнообязанные ушли на фронт.**** В первые же дни войны началась эвакуация нашего, ставшего авиамоторным за год до войны, завода. Было отправлено 35 эшелонов оборудования, а также 2500 человек рабочих и специалистов  с семьями.Позже я съездил в Куйбышев и привез 1400 трудовых книжек работников нашего завода, вышедших на пенсию. Это помогло в определении трудового стажа тех из них, кто вернулся после войны в Могилев».

После освобождения  Могилева  была попытка  на  площадке авторемзавода организовать авиаремонтный завод.Просуществовал он недолго: с ноября  1944 по февраль 1946 года.После чего территорию  авиаремонтного завода  795 передали  под производство локомобилей.

 

* Гостиница «Губернская»;

** на тот момент завод им.Дмитрова,ныне  ОАО «Строммашина»;

*** начало серийного производства планировалось с июля 1942 года;

**** большинство работников авиамоторного завода имели бронь;

***** сомнительно, что в те времена можно было уволиться с оборонногозавода без трудовой книжки.

 

Леонид Плоткин специально для сайта “masheka.by”

 

https://masheka.by/history_mogilev/history_mogilev_articles/467-istoriya-mogilevaaviamotornyy-zavod-459.html

 

*******************************************************************************************************

 

Эвакуация оборудования Могилевского завода «Строммашина».
г. Могилев. [Июнь-июль] 1941г.

Эвакуация оборудования Могилевского завода

 

https://archives.gov.by/index.php?id=950562

 

 

 

Спасибо на добром слове, снимать кепку не нужно - я лишь собрал в инете информацию выложенную другими людьми (спасибо им), проанализировал её и сделал вывод (надеюсь, он правильный).

 

 

 

Опубликовано: (изменено)

Добрый день. помогите идентифицировать клеймо.

Я так понимаю московский тип, такой же как ЗИК, ЗИЗ и пр.

Клеймо не могу определить.

Год 193Х - и 0 иногда видно и 4 и другие цифры.

Топор не копанный, похоже в сарае валялся. Бросили в коробку с черметом на даче. Заводское покрытие хорошо сохранилось. Звенит хорошо, поет прям.

Стоит его чистить? Рукоять обычная же?

IMG_20180823_095105.jpg

IMG_20180823_095052.jpg

IMG_20180823_095034.jpg

IMG_20180823_095012.jpg

IMG_20180823_094955.jpg

Изменено пользователем ed_dream
Орф. ошибки)
Опубликовано:
1 час назад, ed_dream сказал:

Спасибо. Как то обработать надо его или топорище, заточить и все?

Двумя словами и не ответить... Способов восстановления ОЧЕНЬ много. Я бы начал с размеров топора, определения зоны закалки РК... А там уже и плясать: либо обрезать РК, выровняв ее, сточив РК у бороды, либо отковать РК, "вытянув носик. Иногда носик так сточен, что проще срезать верхнюю часть лопасти. Можно и рессору вместо РК приварить и закалить-заточить. Или насадить топор на топорище наклонив голову немного больше вперед, сделав топорище более закрытого типа.

 

Опубликовано:
4 часа назад, ed_dream сказал:

Спасибо. Как то обработать надо его или топорище, заточить и все?

Если опыта нет, то:

1. Глянуть тему 

2. Посмотреть 

3. Теперь наверное тута:

А так, имхо мой совет. Почистить оный топор кордщеткой на болгарке и насадить на простое березовое топорище, покупное, подходящее по всаду, за 100 рублей. Наточить сей инструмент, поработать и понять по ощущениям подходит вам эта штука или нет, потом переделать как надо. Потом еще поработать и довести до ума все это дело. Этож большой плотник. Что от него хотеть - дело ваших рук и головы, в процессе все приложиться. Удачи.  

 

Опубликовано:
2 часа назад, Sledopit сказал:

Двумя словами и не ответить... Способов восстановления ОЧЕНЬ много. Я бы начал с размеров топора, определения зоны закалки РК... А там уже и плясать: либо обрезать РК, выровняв ее, сточив РК у бороды, либо отковать РК, "вытянув носик. Иногда носик так сточен, что проще срезать верхнюю часть лопасти. Можно и рессору вместо РК приварить и закалить-заточить. Или насадить топор на топорище наклонив голову немного больше вперед, сделав топорище более закрытого типа.

 

Можно просто голову перевернуть в крайнем случае, если закалка хорошая...) С обточкой проушины и срезанием "бороды".

Опубликовано:

Доброго времени суток, товарищи.

Выкупил тут у товарища копанный топор (заброшенный поселок, Ивано-Франковская область, Украина), решил восстановить.
Сохран в пещано-каменистом грунте был довольно бодрый, потому решил никакой химии или электролиза не применять, только латунная щетка, терпение и немного крупной наждачки.
Увы, клейм никаких не всплыло, равно как и намеков на примерный возраст - судя по форме,  напоминающей немецкие (рейнские) топоры, разброс там в 50 лет туда-сюда запросто может быть.

Не сориентирует никто по примерному происхождению?
Фото до и в процессе чистки прилагаю.

Закалка сохранилась, надфиль по лезвию проскальзывает.

1.jpg

2.jpeg

4.jpg

3.jpg

Опубликовано:
15 минут назад, Marduk сказал:

Доброго времени суток, товарищи.

Выкупил тут у товарища копанный топор (заброшенный поселок, Ивано-Франковская область, Украина), решил восстановить.
Сохран в пещано-каменистом грунте был довольно бодрый, потому решил никакой химии или электролиза не применять, только латунная щетка, терпение и немного крупной наждачки.
Увы, клейм никаких не всплыло, равно как и намеков на примерный возраст - судя по форме,  напоминающей немецкие (рейнские) топоры, разброс там в 50 лет туда-сюда запросто может быть.

Не сориентирует никто по примерному происхождению?
Фото до и в процессе чистки прилагаю.

Закалка сохранилась, надфиль по лезвию проскальзывает.

1.jpg

2.jpeg

4.jpg

3.jpg

 

Опубликовано:

 Такие стандартные топоры делали с десяток производителей. Без клейма, не распознать. 

Надфиль поменяй. Новый нормальный, не может не грызть серийный топор.

Опубликовано: (изменено)
9 minutes ago, Владимир61 said:

 Такие стандартные топоры делали с десяток производителей. Без клейма, не распознать. 

Надфиль поменяй. Новый нормальный, не может не грызть серийный топор.

Надфиль нормальный, еще с советских запасов целая пачка. Я не говорю, что не грызет - я говорю, что проскальзывает. Грызется уверенно обух, проушина. Но в области РК, при том же приложенном усилии, зацеп явно в разы меньше, и настолько явного съема металла нет, что свидетельствует о том, что зонная закалка еще сохранена.

Изменено пользователем Marduk
дополнение.
Опубликовано:
20 часов назад, ed_dream сказал:

Спасибо. Как то обработать надо его или топорище, заточить и все?

Топор в хорошем состоянии! ничего наваривать не надо и стачивать, надо всего лишь наточить. полукруглая форма кромки сделана скорее всего специально мастером плотником . Некоторые мастера топоры Б3 специально скругляют так же как и ваш для удобства работы при рубке срубов например. Насаживайте на топорище и в добрый путь!

Опубликовано:

Здравствуйте. Видел на блошке такой топор, 1948 - явно год выпуска, сверху клеймо не разобрать. Может кто видел подобные. Чьих будет, и какая характеристика?

1а.jpg

2.jpg

3.jpg

5.jpg

6.jpg

Опубликовано:

А этот топор я правильно определил, что краснодарский?  Кому таким поработать приходилось, интересно отзывы услышать.

5.jpg

5а.jpg

6.jpg

6а.jpg

23.jpg

Опубликовано:
2 часа назад, Rashek сказал:

Здравствуйте. Видел на блошке такой топор, 1948 - явно год выпуска, сверху клеймо не разобрать. Может кто видел подобные. Чьих будет, и какая характеристика?

1а.jpg

2.jpg

3.jpg

5.jpg

6.jpg

Есть у меня топор этого производителя, только 54 года, он литой, мой сделан с очень интересной стали (приодену покажу), не знаю как Ваш, я видел с таким клеймом со стали У7. Клеймо производителя это шестигранник и в нем, как я увидел, латинская буква S, каких бы то ни было данных о производителе не нашел.

Опубликовано:
5 часов назад, Rashek сказал:

Здравствуйте. Видел на блошке такой топор, 1948 - явно год выпуска, сверху клеймо не разобрать. Может кто видел подобные. Чьих будет, и какая характеристика?

1а.jpg

2.jpg

3.jpg

5.jpg

6.jpg

Сегодня сфотографировал  на барахолке такой же литой топор 1949 г.  На том месте, где у Вашего шестигранник, у этого - ромб с буквой Б внутри. Меня терзают смутные сомнения, что , по аналогии с топорами ЗиК, у которых в 60-е годы справа от основного заводского клейма ставилось клеймо бригады в виде какой-то буквы, у этих литых топоров на этом месте тоже стоит штамп бригады, а не логотип завода. Поэтому они разные на одинаковых по виду топорах. Табуретками просьба не кидаться - фотографировал на смартфон.

P1380367.JPG

P1380369.JPG

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Популярные теги

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.