Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 322
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Опубликовано: (изменено)
9 часов назад, Andrzej сказал:

Тк тута узоры а не больстер. ))

Пост №51...там про больстер. Туда и отвечал...

Изменено пользователем gkeu
Опубликовано:
10 часов назад, HarryA сказал:

олово в традиции, тот же гюльбанд у традиционного пчака, а люминь нет

Люминя в "традициях" тоже в достатке. Мы же не про пчак тут...А по конкретному, показанному, да - олово, да и у якутов такая технология "проскакивала"

Опубликовано:
В 18.05.2018 в 08:58, Ленинградец сказал:

Только береста там, КМК - не канает... 

Ну на вкус и цвет ;)

1) мне нравится береста под указательным пальцем

2) небольшая надежда, что береста компенсирует набухание/усыхание деревяшки, хотя в случае с обливкой оловом это задача обливки, но тут см п.1 :)

Собственно я не утверждал что делаю реконструкцию, просто придерживаюсь концепции (форма клинка, форма рукояти, конструкция ножен)

  • 1 месяц спустя...
Опубликовано:

Появилась идея сделать комплект максимально приближенный... К чему? В данном случае идея не моя, я лишь пытался реализовать, хотя и сам подобную мыслю вынашиваю, но в данном случая идея исходила не от меня.

Значится общие характеристики "поморского" ножа, как я их вижу, я уже приводил и вот в этих рамках предложено сделать ножик с клинком 170х30х5 мм деревянной рукоятью облитой оловом с оловянным же заплечиком (больстером) и оловянным навершием. Конструкция ножен предлагалась на усмотрение дерево или кожа, я настоял на "мангазейской" конструкции.

За прототип взята эта картинка

pomorknife_html_2a3b5c66.thumb.jpg.5933298a23fbf35da7834ca80972049b.jpg

В итоге получилось вот что

28.thumb.jpg.c73aac95eebad5388d1fc31490eef61c.jpg29.thumb.jpg.6f641206446f190a5e28d0647b1d944e.jpg

В данном изделии не использовался клей. Из современного только обувной воск (да и тот на натуральной основе). Можно было конечно и пчелиным воском кожу обработать, но это все таки не полная реконструкция. Клинок из рельсы, а не из сыродутного железа полученного из болотной руды.

Если кому интересно:

С середины 16 века в Заволочье большое развитие получили добыча и выплавка железа. На «железных полях» добывали луговые, озерные и болотные руды, а «копачами» были важане, двиняне, пинежане и мезенцы. Одним из первых железоделательных заводов России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска

 

 

 

 

Опубликовано:
1 час назад, lldar1974 сказал:

Клинок - нержавейка?

Клинок из рельсы, а не из сыродутного железа полученного из болотной руды.

Опубликовано: (изменено)

На мой взгляд, самое интересное, это ножны. Отчего и почему они такие?

17.thumb.jpg.328bfadb6dc4578b95808e8ac8efccd9.jpg

19.thumb.jpg.3926671e7b9335fe9f12d5a902d8b55f.jpg

Деревянный вкладыш понятно. Фиксация ножа в ножнах за рукоять тоже вопросов не вызывает. Практически везде на севере жесткие ножны с глубокой посадкой ножа. Но есть еще примеры разборных ножен?

23.thumb.jpg.e501ee2e3f688a372ef93bbbcf8793de.jpg

24.thumb.jpg.5974d26f074d789fc94cde5892972427.jpg

В этой конструкции при удалении шнуровки вкладыш легко вынимается, причем можно и вместе с ножом.

Возможно я ошибаюсь, но мне видится, что это не с проста. С другой стороны ситуацию, когда в забитые снегом ножны с силой вогнали нож, что он там вмерз, представить конечно можно, однако сомнительно само такое пренебрежение.

Тем не менее, другой причины, кроме как возможность легкой очистки ножен от попавшего туда мусора, жира, снега. чему способствует и открытая со стороны обуха прорезь на всю длину вкладыша под клинок, я не нахожу.

В общем вопрос дискуссионный.

 

По расположению украшательств на ножнах.

22.thumb.jpg.55373c501cc095f102724bac87a7ec4b.jpg

Место не самое выигрышное для рисунков, но в данном случае подражание этому

kozhnozhny.thumb.jpg.5a7d9adbf92e9d35e8ad3f5ae3f1dd5c.jpg

где тиснение по коже сделано именно на сгибе.

 

Изменено пользователем HarryA
Опубликовано:

Есть еще интересный момент. Шнуровка являющаяся конструктивным элементом (скрепляет кожаный чехол с вкладышем) и одновременно служащая подвесом, в данном исполнении несет еще одну функцию регулирует плотность посадки рукояти в ножнах. То есть, затягивая или ослабляя петлю охватывающую устье ножен, усиливаем фиксацию ножа в ножнах одновременно усложняя его извлечение, либо наоборот - облегчаем извлечение.

Мне видится, что такая возможность регулировки устья ножен выполненных из кожи и дерева и эксплуатируемых в диапазоне температур от -50 до +35 в самых различных условиях влажности, качество весьма положительное.

Опубликовано:

Можно еще добавить, что поскольку комплект нож/ножны довольно увесист

27.thumb.jpg.093a8ed9f644091612c5a8f9c562d188.jpg

то в процессе эксплуатации, когда нож подвешен за шнуровку, например, к поясу, при изменении влажности происходит как бы саморегуляция устья ножен к рукояти. Нож своим весом и постоянными толчками при ходьбе подтягивает шнуровку.

Опубликовано:

Трудно представить в какие передряги попадали поморы. Одно из таких приключений описано в книге Ле Руа «Приключения четырех российских матрозов к Ост-Шпицбергену бурею принесенных» в которой рассказывается что из Мезени отправился корабль с четырнадцатью поморами для охоты на китов и моржей.
У одного из островов Шпицбергенского архипелага судно попало в ледяной затор. Алексей и Иван Химковы, Федор Веригин и Степан Шарапов добрались до острова и отыскали там хижину, которую когда-то соорудили поморы.

Цитата

Чтобы идти побыстрее да от тяжести случаем не потонуть, поморы грузу мало взяли. Всего и было, что ружье одно, рожок с порохом по три заряда на брата, пуль столько же, топор, котелок, ножик, муки мешочек — по пять фунтов на человека, огнянка с трутом, пузырь табаку да по трубке по деревянной курительной. А одежка — так вся та, что на них.

Наконец добрались. Видят: заледа — прибрежная земля, что подо льдом кроется. Отсюда до становой избы, как оказалось, меньше полуверсты всего и было. Нашли они станок-то. Затопили печку-глинянку без трубы. Дым по потолку растекся, вьется, колышется, до верха окошка набух, тучей квадратной черной налился, а ниже не опускается — утекает в щель оконца. Обогрелся домик, и порешили поморы переночевать в нем.

С рассветом, как угомонился ветер, заспешили поморы к своим — ан голо вокруг, ветер выволочный утащил, как есть, и лед и лодию с ним в океан.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2061/

На острове они прожили шесть лет и три месяца. Выжили не все, Федор Веригин умер от цинги.

 

По этому сюжету Константин Бадигин написал книгу "Путь на Грумант" http://lib.ru/HIST/BADIGIN/grumant.txt

По мотивам книги снят фильм «Море студеное»  https://www.ivi.ru/watch/168174/description

 

Это лишь случай получивший известность, а сколько таких случаев кануло в лету.

Впрочем еще известна Поморская быль "Для увеселения" (о двух братьях) Бориса Шергина, по которой создан мультфильм

 

Эпитафия братьев Личутиных самим себе:
Корабельные плотники Иван с Ондреяном
Здесь скончали земные труды,
И на долгий отдых повалились,
И ждут архангеловой трубы.
Осенью 1857 года
Окинула море грозна непогода.
Божьим судом или своею оплошкой
Карбас утерялся со ссснастьми и припасом,
И нам, братьям, досталось на здешней корге
Ждать смертного часу.
Чтобы ум отманить от безвременной скуки,
К сей доске приложили мы старательные руки:
Ондреян ухитрил раму резьбой для увеселения,
Иван летопись писал для уведомления,
Что родом мы Личутины, Григорьевы дети,
Мезенски мещана.
И помяните нас, все плывущие
В сих концах моря-окияна.

Опубликовано:
17 минут назад, RealOld сказал:

С формой клинка не угадали, кажется? На рисунке обух прямой. 

Острие понижено сознательно. На мой взгляд так симпатичней. Вообще имело место как прямой обух так и с плавным понижением острия и даже слабовыраженная щучка.

Опубликовано:
3 минуты назад, HarryA сказал:

Острие понижено сознательно. На мой взгляд так симпатичней. Вообще имело место как прямой обух так и с плавным понижением острия и даже слабовыраженная щучка.

Понятно, спасибо. Очень классная работа. 😊

Опубликовано:
В 17.07.2018 в 00:12, ЕФенди сказал:

Олово в руке не проскальзывает?

Затрудняюсь сказать :$ так и не довелось попользоваться.

  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

Если предыдущий нож был не маленький то этот напротив совсем не большой

Клинок 102х20х4 двойной клин
рукоять ~10 см ну это как измерять, больстер и тыльник наклонные. Сечение - "яйцо", больстера 21х14 у тыльника 24,7х15,9
Больстер и тыльник латунные, за больстером набор из бересты и балее сувель березы облитая оловом и стабиленая в "березовом соке". Проставка перед тыльником - кожа. Монтаж сквозной на эпоксидку с загибом хвостовика в проушину. В тыльнике медный гвоздик.

5b5e44d378da9_-.thumb.jpg.2de5756f5116c1ce2ff1797cd637b1b9.jpg

5b5e455f91bbe_4.thumb.jpg.ff64d65b3f5b3912590ed506b69b0c60.jpg

Сталь ШХ15. Процесс ковки можно глянуть тут

Закалка зонная (в обмазке) травление в ХЖ выявило структуру

5b5e485c81629_5.thumb.jpg.e21118c33be7f77cd7e14490c927c6aa.jpg

Опубликовано: (изменено)
1 час назад, gkeu сказал:

Как победил загрязнение опилками олова при обработке? 

Стабилизацией деревяхи. Это ж получается почти пластик, да пожалуй что и без почти, но деревопластик однозначно. Поры заполнены пластиком и соответственно опилки олова не загрязняют деревяху. Береста конечно пачкается, но отмывается маслом. Сначала попробовал маслом для полока, потом попробовал льняным. Льнянка лучше. Слегка подогревал строительным феном. Окончательно шлифанул шкурочкой 600/1500/2000 ну и вот.

 

Собственно ради этого приобрел "березовый сок", купил корпус фильтра "аквафор", манометр, шаровый кран, заглушку + переделал нерабочий велосипедный насос. Штуцера сделал из ниппелей от авто и вело камер. Все собрал на ленту "фум". Манометр переделал на мановакууметр, изгибанием тяги. В заглушке просверлил отверстие и нарезал резьбу под автомобильный ниппель.

Ну, как то так.

Изменено пользователем HarryA
  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

технология пока такая

начерно изготовляю рукоять, режу узор под заливку, заливаю олово, стабилизирую, окончательно обрабатываю.

Не древняя технология конечно, зато итог выглядит лучше.

Вот еще

5b71f1b1756d9_(4).thumb.jpg.cd92a1deaf2685fde239a0341a9d83b5.jpg

заплечик и навершие из лосиного рога. Нравится мне он, хотя материал не без недостатков.

Рукоять - сувель березы. При стабилизации становится темной. Я думаю от того что при подгонке рукояти к хвостовику применяю прожигание всада нагретым "до красна" хвостовиком. При этом внутри, кроме угля, образуется деготь. Возможно он растворяется в стабилизирующем составе окрашивая его. Впрочем оно вроде и не хуже.

5b71f360bd99d_1.thumb.jpg.81e1af3bf49c5622f562b2bc823372dd.jpg

ну и кончик хвостовика, торчащий из навершия, загнут и загнан в глухое отверстие.

5b71f39292253_2.thumb.jpg.014db145f4e62bc92e98098077e64e7e.jpg

медный гвоздик не столько украшение сколько конструкционный элемент.

  • 4 недели спустя...
Опубликовано:

Как то спросили меня почему больстер и навершие не из белого металла, наверное лучше бы сочеталось с оловом. Ответить можно всяко но суть та что нет у меня такого. В общем предложили мне нержавейку 18х12 не знаю как дальше, да и не важно. Я решил попробовать.

Был у меня клинок откованный из пружины (60С2ГФ) его и решил пустить на это дело. Сразу подумал что проще будет всадной монтаж и больстер между клинком и рукоятью из нержи, а возле больстера простенький узорчик. На рукоять пошла сувель березы (потом я ее застабилизировал). Нарисовал узор для рукояти, посмотрел, подумал и решил повторить его у навершия. Соответственно сделал и навершие из нержавейки. Поскольку хвост у клинка был уже обрезан под всадной монтаж то навершие пришлост "приколотить". Тут уж я гвоздей не пожалел :D

Когда обтачивал начерно рукоять обратил внимание что нержа не совпадает по цвету с оловом, поэтому решил поставить проставки из кожи, оно и с подгонкой проще.

 

Опубликовано:

В итоге получилось вот

Длина в ножнах 26 см
Клинок кованный двойной клин
Сталь 60С2ГФ длина клинка 139 мм толщина у больстера 3,2 мм ширина (mах) 23,7
Рукоять 112 мм по спинке, 107 мм по брюшку - стабилизированная сувель березы с инкрустацией оловом
больстер 24х17,6 мм и тыльник 26,7х19 мм из 18Х12 (нержавейка),  проставки - кожа
Монтаж всадной (хвостовик 7 см) на эпоксидный клей.

общий-вид.jpg

нож.jpg

нож2.jpg

больстер.jpg

больстер1.jpg

тыльник.jpg

Опубликовано:
1 час назад, Ren Ren сказал:

В идеале больстер должен быть выкован вместе с клинком, как на многих оригиналах.

К сожалению  воочию не видел ни одного оригинала. А вы? То откуда я черпал информацию в начале этой темы. Интегралов там не заметил. Оно конечно, может пропустил че. Железные больстеры встречаются, хотя реже чем медь и бронза. А чаще даже не олово, а свинец. То ведь места далекие от, даже не промышленных, но ремесленных центров.  Но ваш вариант не отрицаю.

А вы, кстати, кузнец? Технологию ручной ковки интеграла представляете? Сдается мне там слесарки куда больше чем ковки.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Популярные теги

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.