Jump to content

Recommended Posts

Отличный комплект получился. Особенно ножны интересны. Хочу спёрнуть идею ...Можно?

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, nick3 сказал:

вот только нет специфики

Какую специфику вам надо? Просто один из вариантов ножей какими пользовались поморы.

Для себя я определил такую концепцию этого варианта
клинок двойной клин, спуски от обуха, длина от 120 до 200 мм, толщина ~5 мм в обухе у рукояти. Монтаж сквозной с загибанием кончика хвостовика перпендикулярно плоскости клинка, с формированием проушины или без такового. Рукоять коническая сужающаяся к клинку в сечении "яйцо", Оковка и навершие из кости, меди, бронзы или их сочетаний (вариант из свинца/олова, было и такое, пропускаем)
В общем ничего особенного. Форма унаследована из Новгорода, о чем я уже упоминал, и распространена по всей руси. Вот загиб хвостовика мне видится отличительной чертой. Кстати имел место не на всех ножах.
Ножны кожанные, прошитые с одной стороны и понизу с деревянной вставкой (каркасом) особой формы. Подвес на шнурках универсальный от горизонтального до вертикального с подвязыванием нижнего конца ножен к ноге (если на ножнах предусмотрено соответствующее отверстие для шнурка). Впрочем в версии, высказанной археологами, с подвязыванием к ноге, я что то не уверен.

Сам конструктив и форма вставки/каркаса ножен наверное основная особенность, потому как родилась она именно в условиях севера, даже заполярья и использовалась мореходами (поморами)

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, gkeu сказал:

Хочу спёрнуть идею ...Можно?

Дык идея не моя. Я лишь попытался стряхнуть пыль забвения.

А кроме того, где то в теме про якуты мелькнула фотка. Т.е. конструктив ножен использовался до ХХ века.

Ну а конкретное исполнение... я сам себя еще не повторил :)

post-234-0-23491300-1415468134.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фотка наверное моя была...Ножны эти у меня. Чуть облагородил только...

IMG_5070.jpg

IMG_5075.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, gkeu сказал:

Фотка наверное моя была...Ножны эти у меня.

Не, у вас цельнодеревянныею, а то комбинированные дерево/кожа

post-234-0-68032300-1415468116.thumb.jpg.2bdedea688feae5cb3ce0501927c52ae.jpg

и вставка как у поморских ножен

5a945a491340c_4.thumb.jpg.fcb39c4323381ab2c2bcf72708d8bcab.jpg

5a945a54a37b3_5.thumb.jpg.a883e40d18e8a9a8288c9b2e0e1a1e02.jpg

Edited by HarryA

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного о том кто что у кого перенял из ножевой моды.

 

Есть такая книжка: Окладникков А.П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. Издательство Главсевморпути Москва 1948
где на 100-й странице можно прочитать про

Цитата

прогрессивное влияние передовой культуры великого русского народа


 

Цитата


    Внимательное рассмотрение находок на острове Фаддея и в заливе Симса дает ряд интересных данных для освящения этой проблемы, данных тем более важных, что они относятсяя к столь раннему времени.
    Первый такой факт - наличие у русских мореходов ножей, рукояти которых инструктированы оловянными узорами.
    Ивестно, что такая инкрустация в быту туземцев Сибири уцелела до настоящего времени, как элемент национальной культуры.
    Но в таймырской коллекции русское происхождение ножей не вызывает никаких сомнений. Русские мореходы
везли с собой также олово, которое употреблялось для заливки узора. Коренные же жители Таймыра и соседних с ним областей, разумеется, собственного олова не имели. Уже одно это обстоятельство дает право поставить возникновение оловянной инкрустации у народов Крайнего Севера в прямую зависимость от торговых операций русских купцов, при посредстве которых олово стало впервые поступать на Север в сколько-нибудь значительных количествах. Очевидно, до распространения олова не могло быть и оловянной инкрустации!
    Ножи, украшенные оловянной инкрустацией, были личной собственностью русских путешественников, а вместе стем они несомненно являются и самыми древними образцами подобного рода, потому что все остальные этнографические образцы, известные в настоящее время, не старше XIX века, то-есть на двести лет моложе их.
    Есть, следовательно, основания считать, что инкрустированные ножи из таймырской коллекции - являются одними из тех исконно русских образцов, которым впоследствии стали широко подражать все остальные жители Севера, воспринявшие русскую моду XVI - XVII столетий.

Edited by HarryA

Share this post


Link to post
Share on other sites

опробовал технологию обливки рукояти оловом. Размышляю.

IMG_0514.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
42 минуты назад, HarryA сказал:

опробовал технологию обливки рукояти оловом. Размышляю.

 

Чё тут размышлять ?? Супер.

Технологией поделишься? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Понравилось и статьи и ножи. Супер. Умели предки строго, лаконично ни чего лишнего.

Про технологию тоже интересно

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, gkeu сказал:

Чё тут размышлять ??

Есть вопросы по чистоте чистоте обработки. Шлифовка наждачной бумагой с зерном менее р400 как конечная операция не катит. Олово забивает поры древесины и рукоять получается грязной. То есть заливка должна быть конечной операцией и тут есть над чем подумать.

1 час назад, gkeu сказал:

Технологией поделишься? 

Ну тут секрета нет. На рукояти вырезаются канавки с выходом на торец. Рукоять оборачивается (раньше использовали бересту) бумагой, поверх последней обматываем шпагатом. Олово заливаем с торца.

Это кратко и в общих чертах. Естественно при этом рукоять должна быть с прямыми образующими по цилиндру или конусу. То есть торетическая поверхность рукояти должна разворачиваться на плоскость.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, HarryA сказал:

 

Ну тут секрета нет.

Понял. Да, есть о чём подумать.

А олово не выжигает канавки нарушая их...правильность? Заливается за один раз весь объем? Заливается через один выход на торец? Не успевает остыть не заполнив всю площадь канавок? Остывает естественно или можно макнуть в воду после заливки? Как прячется канал для заливки потом?

А если использовать стабиленную деревяху, то горячее олово как будет взаимодействовать с ней? За то наверное можно потом с водой шлифовать...в стабилку не "вотрется" оловянный съем.

Во, блин, накидал вопросов...o.O Всё интересно, особенно нюансы.

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites
29 минут назад, gkeu сказал:

А олово не выжигает канавки нарушая их...правильность?

дерево начинает обугливаться (желтеть) при температуре 300 и выше.

 

29 минут назад, gkeu сказал:

Заливается за один раз весь объем?

да, конечно

 

29 минут назад, gkeu сказал:

Заливается через один выход на торец?

я сделал несколько выходов

 

29 минут назад, gkeu сказал:

Не успевает остыть не заполнив всю площадь канавок?

сечение канавок должно быть достаточным, чтоб не успело остыть, а вот каков минимум я пока не знаю, делал с "запасом"

Наверно еще зависит от "рисунка", я взял за основу исторический образец (см. первое сообщение темы) только без букв

 

29 минут назад, gkeu сказал:

Как прячется канал для заливки потом?

чем торец закроешь тем и спрячешь. В данном случае я заливал через торец впоследствии примыкающий к берестяной проставке.

Если лить со стороны тыльника, а собственно именно так и делали, то тыльник полностью заливался и был оловянный

29 минут назад, gkeu сказал:

А если использовать стабиленную деревяху

выдержит ли стабилизирующий полимер 250-280 градусов?

Может быть сначала залить а потом сделать стабилизацию?

Как вариант?

Edited by HarryA

Share this post


Link to post
Share on other sites
31 минуту назад, gkeu сказал:

Остывает естественно или можно макнуть в воду после заливки?

само быстро остынет, зачем в воду?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шикарная технология, в Карелии тоже оловом заливали. Вы на заказ делаете, я бы с Вами поговорил насчет такого ножа с заливкой? Если да, то напишите в личку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

При заливке расплавленным металлом должны быть отверстия для выхода воздуха.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, Andrzej сказал:

При заливке расплавленным металлом должны быть отверстия для выхода воздуха.

В данном случае видимо достаточно того, что невозможно обмотать рукоять бумагой (берестой) совсем без зазора, которого вполне хватает. Ну и понятно что по выходу не ювелирное изделие, а результат довольно грубой технологии.

Share this post


Link to post
Share on other sites
28 минут назад, HarryA сказал:

само быстро остынет, зачем в воду?

Спасибо за исчерпывающий ответ.

В воду?...Бумага какая для обмотки используется? Не успевает загореться, обуглиться ? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я себе как-то таким образом больстер делал на готовом ноже.

Там, правда, всё попроще, так что финишная обработка проблем не вызвала, поскольку дерево рукояти можно было прикрыть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, gkeu сказал:

Бумага какая для обмотки используется?

Я вырвал и какой то "рабочей тетради" для первокласника, по толщине что то между ватманом и бумагой для принтеров но "порыхлее".

 

15 минут назад, gkeu сказал:

Не успевает загореться, обуглиться ?

нет, чуть, еле заметно, пожелтела. Ни об обугливании, а тем паче загорании речи нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
30 минут назад, gkeu сказал:

Бумага

Я обычной офисной для принтера.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заинтригован технологией. Обязательно буду пробовать...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Сэм сказал:

Я себе как-то таким образом больстер делал на готовом ноже.

Там, правда, всё попроще, так что финишная обработка проблем не вызвала, поскольку дерево рукояти можно было прикрыть.

Гы...меня за люминь пинают o.O а ты - олово...:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, HarryA сказал:

 

 

, чуть, еле заметно, пожелтела. Ни об обугливании, а тем паче загорании речи нет.

Еще в догонку...Как я понимаю орнамент должен быть "закольцован по кругу" Изолированные друг от друга элементы ведь не будут держаться в канавках на дереве?

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, gkeu сказал:

Гы...меня за люминь пинают o.O а ты - олово...:)

олово в традиции, тот же гюльбанд у традиционного пчака, а люминь нет

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, gkeu сказал:

Изолированные друг от друга элементы ведь не будут держаться в канавках на дереве?

важно продумать как будет заливаться, а канавки можно наколоть шилом под углом или сделать типа "ласточкин хвост".

Но, я так понимаю, орнамент вторичен. Первичен конструктив, то бишь предохранение деревянной рукояти от растрескивания (поморы живут морем, а оно мокрое) от сюда и сетка вокруг рукояти. Мне так думается.

Edited by HarryA

Share this post


Link to post
Share on other sites
50 минут назад, gkeu сказал:

олово

Традиция, однако )))

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, HarryA сказал:

Может быть сначала залить а потом сделать стабилизацию?

Я уже залитую рукоять вымачивал тогда в масле.

Деревяха чуть размер поменяла.

В итоге больстер стал иметь небольшой люфт вокруг неё.

Так что тут надо подумать. Если в процессе стабилизации деревяха ни на микрон не меняется, то можно.

Иначе заливка потом болтаться будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.