Turbo4x4 Опубликовано: 2 июня 2013 Опубликовано: 2 июня 2013 В каталоге фирмы Billnas от 1928 года есть весьма интересный экземпляр- модель 40 (1,2 и 3 это размерные индексы) Раздел каталога- русские топоры, а сам топор называется sitilaskirveita- солдатские топоры. Эти модели Billnas делал ещё в бытность Финляндии как Княжества Финляндского в составе Российской Империи, да так видимо и продолжали делать аж до Второй Мировой Войны. №1 самый мелкий, называется jalkav kirves- пехотный топор, №2- kevyt- лёгкий, и №3- raskas kirves- тяжёлый. Именно его я и буду сегодня обозревать. Топор русского типа, ближе к так называемому ревельскому- сиречь таллинскому виду. Мой экземпляр не уточен, как может показаться сперва- но угол РК к линии всада весьма агрессивный- он такой же и на картинке в каталоге. Топор я добыл в Финляндии, был не копаный, но весьма ржавый- топорами подобного типа финны почти не пользуются, да и сам топор очень большой и неповоротливый Топоры этого типа имели два вида рукоятей- длинную, около 600 мм, и короткую- 450 мм, которую и решено было ставить (из-за дефицита экспозиционного места)). Рукоять напоминает русский тип, но есть два отличия- сильный прогиб вниз в середине, для карвинг-хвата, и развитый грибок, что несвойственно русским топорам, но практически визитная карточка старых финнов. Итак, топор: Голова- 220 мм РК- 180 мм Вес головы- 1.8 кг Общая длина- 450 мм Рукоять граб, пропитка льняным маслом. Кстати, хват в районе изгиба весьма удобен, буду пробовать в деле после заточки. На нижнем фото- сравнение с большим довоенным ЗИЗ... 0 Ответить
Vladimir71 Опубликовано: 2 июня 2013 Опубликовано: 2 июня 2013 Гера, а если не секрет, чем и как ты его от ржавчины отмывал? Руковка очень аккуратная и приятная на вид получилась. С уважением, Владимир. 0 Ответить
Turbo4x4 Опубликовано: 2 июня 2013 Автор Опубликовано: 2 июня 2013 Гера, а если не секрет, чем и как ты его от ржавчины отмывал? Как обычно, эектролитической очисткой- на ведро воды две-три ст. ложки соды, на плюс от автомобильной зарядки металлическую пластину чёрного металла, а на минус- артефакт. Ставишь ток 1-1.5А, и по паре часов на каждую сторону, потом кордщёткой пошуркать, и ещё пару часов на сторону. На топор около 12 часов уходит, иногда меньше. Главное не забыть после полной очистки маслицем законсервировать- я льнянкой пользуюсь. 1 Ответить
мак Опубликовано: 2 июня 2013 Опубликовано: 2 июня 2013 В электролитической ванне, я так думаю. 0 Ответить
мак Опубликовано: 2 июня 2013 Опубликовано: 2 июня 2013 Упс, Гера, я твои мысли читаю ... а топор шикарный. 0 Ответить
Uwin Опубликовано: 3 июня 2013 Опубликовано: 3 июня 2013 Отличный топор, а рукоять вообще супер. Такая компиляция русской и финской традиций видится мне весьма удобной в работе. 0 Ответить
outlogic Опубликовано: 7 июня 2013 Опубликовано: 7 июня 2013 Turbo4x4, Как обычно, эектролитической очисткой- на ведро воды две-три ст. ложки соды, на плюс от автомобильной зарядки металлическую пластину чёрного металла, а на минус- артефакт. Ставишь ток 1-1.5А, и по паре часов на каждую сторону, потом кордщёткой пошуркать, и ещё пару часов на сторону. На топор около 12 часов уходит, иногда меньше. а клеймо таким способом не "уйдет"? 0 Ответить
Turbo4x4 Опубликовано: 7 июня 2013 Автор Опубликовано: 7 июня 2013 а клеймо таким способом не "уйдет"? Если клеймо нормальное, то не уходит, а наоборот, проявляется. Если же клейма нет, как на данном экземпляре- то и не стоит беспокоиться )) 0 Ответить
Turbo4x4 Опубликовано: 18 июня 2013 Автор Опубликовано: 18 июня 2013 На выходных удалось потестить этот топор. Заточка была до 4000 грит на водных камнях, выраженная линза. Первый тест- валка деревьев. Здесь всё очень гут- топор тяжёлый, РК широкая- один удар, и заруб получается ровный и большой. Выброс щепы тоже на высоте- линзочка даёт о себе знать. Для понимания масштабов- деревцо с руку сбивает за один удар. Достаточно толстые деревья тоже не вызывают вопросов- на фото стволик, перерубленный за минуту без особых трудозатрат. Очень порадовали острое брюшко и грибок- рубил в перчатках, топор постоянно там где надо и не валится из рук. С колкой не очень- всё же лопасть тонкая, топор ближе к рабочему, нежели к колуну. Но с полешками до 20 см проблем тоже не возникло, в первую очередь из-за веса девайса. Ну и почему бы не поизгаляться- решено было вырубить элемент замка с шипом посередине- сперва я решил, что начну большим, а закончу каким-нибудь мелким топором... Ан нет! Вся работа сделана большим солдатским!!! Я был в шоке. Даже там, куда, казалось бы, широченная РК и огромная ролова попросту не влезет, влезал носик, и резал дерево как спелое яблоко! Вывод- без такого топора солдату из царского стройбата ну просто никуда. А без шуток- имея такой топор, можно и мост сладить, и сруб какой-никакой поставить. Кстати, тесать этим топором тоже удобно, но по норвежской технологии- держась одной рукой за топорище, а второй за обух. Вес очень помогает. За всё время подправил один раз синим Лански- 2000 грит. 0 Ответить
Vovka_S Опубликовано: 18 июня 2013 Опубликовано: 18 июня 2013 Замечательный топор и тест хороший! У Геры все топоры хороши, какой не возьми. Ну что то мне подсказывает, что дело не только в топорах, а в руках и умении "тестера". Спасибо. 0 Ответить
Uwin Опубликовано: 18 июня 2013 Опубликовано: 18 июня 2013 До чего топорик ладно смотрится! Гера, спасибо за очередной тест. Может тебе пора глобальный тест замутить - собрать полсотни топоров и сруб поставить где-нибудь в лесу? :) И тест, и охотничья избушка :) 0 Ответить
Vanderlor Опубликовано: 18 июня 2013 Опубликовано: 18 июня 2013 Для понимания масштабов- деревцо с руку сбивает за один удар. Гера, те кто тебя видел знают, что это не показатель. Деревцо с руку ты и обухом любого топора перешибешь за один удар. :) Тест интересный, спасибо. Судя по всему, тебе и топор для карвинга не нужен, можешь чем угодно фигурки выстругивать. :) 0 Ответить
Resetman Опубликовано: 21 июля 2013 Опубликовано: 21 июля 2013 Да......нужно почаще заходить и приобщаться к опыту :) У меня ведь тоже есть большой Билнас, я его забросил в дальний угол. Каким-то он мне не удобным и большим показался, а оказывается какую вещь можно сделать :) 0 Ответить
Трофейщик Опубликовано: 29 сентября 2013 Опубликовано: 29 сентября 2013 Фото из экспозиции финского музея. Пояснение к топору BILLNÄS "Инструмент с прямым топорищем - Русский Основной топор" 0 Ответить
Turbo4x4 Опубликовано: 24 мая 2016 Автор Опубликовано: 24 мая 2016 Ко мне в лапы попался ещё один представитель 40-го семейства- 40.1 Причём это был просто ржавый топор с зачищенным годом на обороте. Когда я стал очищать топор от ржавчины, вылезло едва заметный круглый штамп Billnas и надпись на русском- Заводъ Бильнесъ По форме это солдатский тип, модель №40/1 Уточен сильно, но не смертельно. По каталогу голова должна весить 750 грамм, моя- 710. В нижней части лопасть уже практически не расширяется (см. картинку из каталога в первом сообщении), поэтому длина РК 133 мм вместо заводских 135. Навскидку, уточено около 15 мм лопасти. Год выпуска выбит на другой стороне лопасти- 1915, вместе [со штампом приёмки РИА?] 0 Ответить
Андрей В.Х. Опубликовано: 3 января 2018 Опубликовано: 3 января 2018 Всех приветствую! С наступившими и наступающими Праздниками!!! Давно у меня лежал Billnas 40/3 в размерах нового, да и топорище сотворил давно по этим чертежам вот соединил вместе. Голова копаная но клеймо и год просматриваются, высота 225 мм., РК - 181 мм., общая длина - 570 мм., вес в сборе с топорищем 2167 гр. Топорище сделал с платана (чинара), видел очень много разной древесины но эта оказалась самой вязкой и легкой в то же время, пропитана только льняной олифой. 4 Ответить
Иволгин Опубликовано: 4 января 2018 Опубликовано: 4 января 2018 Я так понимаю, что вот этот топор - тоже из "той-же оперы"... 1 Ответить
Андрей В.Х. Опубликовано: 4 января 2018 Опубликовано: 4 января 2018 Большие или тяжелые саперно-солдатские топоры для РИА много производителей делали, если есть опознавательные знаки, что это Billnas то сюда, а если нет, то в Русский топор, а по фото ничего не видно 1 Ответить
Игорь Киев Опубликовано: 15 сентября 2018 Опубликовано: 15 сентября 2018 Доброго времени суток! На днях, благодаря Гере и его наводке, за что огромное спасибо, стал владельцем топора Billnäs, модель №40/1. Размеры 175 мм высота и 132 мм длина лезвия. Самый маленький из этой серии топор был выкопан на позициях РИА, почищен, приведен в порядок, топорище - акация. Клеймо сохранилось в очень читаемом виде. Год изготовления - 1906. 1 Ответить
Turbo4x4 Опубликовано: 15 сентября 2018 Автор Опубликовано: 15 сентября 2018 Поздравляю! Очень хороший экземпляр! 1 Ответить
Mutru4 Опубликовано: 26 февраля 2022 Опубликовано: 26 февраля 2022 Целиком можете показать? 1 Ответить
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.