Перейти к публикации

Ножи древних хакасов.


dokavasia

Рекомендованные сообщения

Сегодня были с женой в Абакане. Повышали свой культурный уровень. Были в Хакасском Национальном Краеведческом музее.  Снимал только ножи. Интересная форма бронзовых ножей. На двух табличках указано приблизительное время изготовления. На последнем снимке нож дореволюционного охотника хакаса. За качество снимков строго не судите.

Р.S. После музея посетили картинную галерею. Там была выставка работ  Никоса Сафронова. Немного картин,  мне понравились.

post-586-0-77452200-1473345651_thumb.jpg

post-586-0-89883000-1473345665_thumb.jpg

post-586-0-70171700-1473345680_thumb.jpg

post-586-0-69756900-1473345692_thumb.jpg

post-586-0-27791000-1473345710_thumb.jpg

post-586-0-90532000-1473345724_thumb.jpg

post-586-0-48526600-1473345741_thumb.jpg

post-586-0-69208700-1473345756_thumb.jpg

post-586-0-75721800-1473345783_thumb.jpg

post-586-0-89985700-1473345798_thumb.jpg

post-586-0-01269000-1473345825_thumb.jpg

post-586-0-95459500-1473345845_thumb.jpg

post-586-0-58868200-1473345864_thumb.jpg

post-586-0-28942800-1473345881_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

молодцы, здорово

 

ножи с первых фоток с одной стороны нож с другой квок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

До революции их называли кыргызы и в Киргизии этот же народ. Только вот кто куда разделился ещё не понятно. 

Киргизы, которые у нас на базе работают, обещали привезти образец их национального ножа. Вот тогда и сравнить можно будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Средние да, на скифов, вначале вообще доисторическая древнятина неизвестно чья. а последний так видится производство НН губернии столетней давности, кухонник уточеный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

древние хакасы это надо понимать скифы? это теперь так называется?

 

Ага, мне тоже резануло ... у нас теперь древние украинцы, древние хакасы ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ага, мне тоже резануло ... у нас теперь древние украинцы, древние хакасы ...

Ну если так в музее написано, что ж теперь. Хоть что-то древнее, да показал. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

молодцы, здорово

 

ножи с первых фоток с одной стороны нож с другой квок.

ага.там ещё на шатуны похожие есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Если в музэй не ходить, то вот такое давно фшкафу лежыт. Надо для календаря? Тожэ хакас...

post-11697-0-02092800-1478783725_thumb.jpgpost-11697-0-63353600-1478783732_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Реплика? Для фото поздно, для себя приму в дар.

Почему реплика-то? Чистая археология, бронза. Цэльностянутое из искпедицый в 80х годах ;), тогда репликами не увлекались  :) Это я дитям фшколе иногда про археологию рассказываю. Даю ножык и пр. подержать... 

 И как это у мну хватило ума, подростком будучи, не заточить напильником... -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Скачал с сайта РГБ.

Вроде те же ножики.

Древности Минусинского музея (атлас).pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

древние хакасы это надо понимать скифы? это теперь так называется?

Вообще то хакасы - тюрки, близкая родня кыргызам. Их раньше "енисейские киргизы" называли.

А скифы - ираноязычные европеоиды, хотя вроде в тех местах обитали в глубокой древности.

Вообще все перемешалось.

Того же Чингисхана современники описывают рыжим, с густой бородой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Того же Чингисхана современники описывают рыжим, с густой бородой.

ого, сохранились современники Чингисхана в таком состоянии, что даже что-то в состоянии описывать? Круто.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сэм,

 

Zum Beispiel, 

 "Германский посол  Даниил Принц, дважды бывавший в Москве у Ивана Грозного, описывал 46-летнего царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые все наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперед, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжелым набалдашником, символизирущий крупость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя». "

 

Современник описывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Описывает, это вот прямо сейчас.

А он, относительно нашего сегодня, описывал.

Разницу чуешь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однако германский посол - латентный гомосек по ходу действия  B)  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разницу чуешь?

 

Ты же знаешь, как это называется по-русски - "доеб%№;ся" !  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это называется писать по русски русским языком.

Да, и "ться" не на месте я тоже терпеть ненавижу ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 


и "ться" не на месте я тоже терпеть ненавижу

 

Оффтоп Носом ткни,если я у себя проглядел !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это ножи тагарской культуры.

 

Лесостепная тагарская культура.pdf

https://yadi.sk/i/bOMk9BuO3DyMwM

 

Тагарская археологическая культура (7-3-го вв. до н.э.), охватывает Минусинскую котловину в Красноярском крае и Хакасии и восточной части Кемеровской области. Названа она по острову Тагарский на Енисее.

 

Некоторые исследователи утверждают, что в древнекитайских сочинениях упоминается о государстве под названием «Динлин-го» - «государство Динлин». Это государство находилось на территории Южной Сибири и являлось первым государством на территории нынешней России. Другие исследователи утверждают, что динлины это всего лишь легенда, а речь в китайских письменах идет о племенных объединениях тагарской культуры. Нынешние хакасы утверждают, что именно динлины являются их предками, так как тагарцы были европеоиды, а не монголоиды (современные хакасы -это ярко выраженные монголоиды).

 

Тагарская культура возникла благодаря природным условиям Хакасско-Минусинской котловины, защищенной от соседних степных областей горными хребтами и непроходимыми лесами. Естественные условия позволили местному населению остаться на своих прежних землях, не переходя к кочевому образу жизни, развивая свое хозяйство и культуру, заимствовать все полезное от соседей, не ломая своих сложившихся веками традиций. Но несмотря на изоляцию природную, тагарцы не находились в культурной изоляции. Именно поэтому, оказавшись в других степных областях Евразии можно найти множество сходных черт в культурах скифского времени.

 

Здесь они занимались пастушеским скотоводством и земледелием: разводили коров, породистых верховых коней, а также низкорослых лошадок, наподобие современных «монголок», рыли каналы для орошения полей. Среди важнейших занятий было и горное дело.

 

Район ее распространения - один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. В добыче и обработке цветных металлов тагарцы достигли такого совершенства, что продолжали делать оружие из бронзы даже тогда, когда соседи стали переходить на более распространенное и доступное железо. За истекшие почти три столетия с начала раскопок татарских памятников в музеях накоплен огромный материал, но многие вопросы воинской истории обитателей степей Южной Сибири остаются всё еще открытыми.

 

Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Боярская писаница, своеобразная летопись жизни людей тагарской культуры. Особо на писанице выделяются петроглифы жилищ двух видов: юртообразных и срубных домов.

 

Юрта, классическое жилище жителей Великой Степи. Подобные жилища, в разнообразных вариациях, существуют и в наши дни у скотоводческих народов ведущих полуоседлый или кочевой образ жизни. Срубные дома, свидетельства сравнительной оседлости тагарцев. Срубный дом, наиболее надежная из всех представленных конструкций. Кроме юрт и срубных домов тагарцы строили полуземлянки. Полуземлянка состояла из вырытой в земле четырехугольной ямы, обложенной каменными плитами и срубом или засыпом, сооружаемым на поверхности. Полуземлянки были постоянным жилищем, в то время как юртообразные жилища могли ставиться где угодно. Например, на летних выпасах скота, во временных поселениях металлургов. Вокруг жилищ находились загоны для скота. О чем свидетельствуют многочисленные изображения животных рядом с изображенным тагарским поселением.

 

Хозяйство тагарцев было комплексным, основанным на рациональном использовании природных условий степей, горных и приречных долин. Основу его составляли оседлое скотоводство и земледелие.

 

Тагарцы применяли искусственное орошение своих пашен, поливку лугов и пастбищ в засушливых степных районах. Это остатки древней ирригационной системы тагарцев. Земледельческий инвентарь был представлен не только бронзовыми серпами, мотыгами и зернотерками. Тагарцы изобрели продуктивную ручную мельницу с круглыми жерновами и, вероятно, первыми освоили плужную обработку пашен.

 

Кроме того, у тагарцев были развиты: горнорудное дело, металлургия, обработка камня, строительное дело, ювелирное искусство, имелся колесный и водный транспорт. Первые кованые из железа орудия труда, предметы вооружения появились в Южной Сибири в шестом - пятом веках до нашей эры, но еще 300 лет железо не могло полностью вытеснить бронзу. В период господства тагарской культуры искусство художественной обработки металла переживает свой расцвет. В минусинских степях развивается местный, весьма своеобразный вариант господствовавшего тогда во всех евразийских степях скифо-сибирского звериного стиля.

 

В искусстве тагарских племен представлены в основном одиночные изображения фигур животных. Для него не характерны сцены борьбы зверей, занимавшие большое место в ряде других областей скифского мира. Зато, многие образы тагарского искусства, несут глубокую индивидуальность, не выходя из канонов звериного стиля. Самые разные виды изделий украшаются бронзовыми фигурками животных, исполненными в довольно реалистичной, хотя и стилизованной манере. Среди этих животных -олень, кулан, горный козел, кабан, лось, баран, волк. Часть их изображается лишь на определенных предметах. Так, например, кошачьи хищники и олени характерны для блях. Видимо, они символизировали статус их владельцев в обществе. Летящий олень, благодаря своей близости к небесам, в эту эпоху являлся если не тотемом, то уж точно самым почитаемым древними жителями Южной Сибири животным. Большого совершенства достигли древние ювелиры. Расплющивая золото до состояния фольги, они обкладывали им бронзовые вещи. Часто из золотой фольги вырезались самостоятельные аппликации, которые, по-видимому, наклеивались на органическую основу, которая не сохранилась.

 

Важнейшим моментом в истории тагарской культуры является овладение секретами черной металлургии. Железные ножи, топоры, наконечники стрел, шилья, пряжки, кольца, элементы конской сбруи свидетельствуют о том, что новый металл находит применение во всех видах хозяйственной деятельности.

 

Во времена господства тагарской культуры продолжает развиваться искусство изготовления различных сосудов. В целом можно сказать, что интерес к художественному оформлению посуды в раннем железном веке падает и на первое место выходит ее утилитарное назначение. Наряду с формами типичными для тагарского времени, резко возрастает количество специфических форм для сосудов культового назначения: многогранные, с небольшими выступами-рогами по бокам, с четырьмя ушками и так далее. Интересны небольшие бронзовые сосудики в виде котелков с широкими горизонтальными ручками. Общее название подобных сосудов - скифские котлы. Скифские котлы могут достигать по истине гигантских размеров. В некоторых из них можно было сварить целиком быка. Служили котлы для многочисленных культовых трапез. Они по преданиям тагарцев были даром богов и занимали особое место в мифологии. Не зря скифский котел оказался на писанице «Лыжник», что находится на одном из сундуков.

 

Сундуки - один из самых ярких памятников тагарской культуры. Первое, на чем останавливается взгляд любого приезжающего в долину человека, куб или иначе «сундук богатыря Хохо-Бабая», где спрятаны сокровища долины.

 

По пологому склону горы к кубу ведет дорога сделанная человеческими руками. Пологий склон горы, насколько возможно, был спрямлен. Получившуюся широкую площадку умостили плотно пригнанными, огромными плитами. Материал брался неподалеку. Вырезы в скале имели двойное назначение. Во-первых, они были «поставщиками» плит для мощения древней дороги. Дело в том, что породы, слагающие гору, залегают слоями. Вырезая и перетаскивая на противоположный склон слой за слоем, древние люди и дорогу построили, и сделали вырезы в скале. Во-вторых, сами вырезы служили своеобразными визирами для наблюдений за звездным небом.

 

Сундуки служили своеобразным полигоном для древних астрономов. Здесь всё подчинено наблюдениям за светилами и предсказаниям природных процессов, которые в немалой степени руководили жизнью людей.

 

Своеобразным измерительным прибором, своего рода хронометром, служит Храм Времени. Единственный, подобный объект на планете. Храм Времени -продолжение традиции наблюдений за эволюциями дневного светила, начало которой было положено здесь же на сундуках в святилище «Белой Лошади».

 

Перед горой, где расположен Храм Времени, находится кладка из камней. Если встать в эту точку лицом к Храму и посмотреть вправо, то можно увидеть за склоном горы выступающую вершину 4-го сундука. Это точное астрономическое направление на Север. С этой точки жрецы определяли день зимнего солнцестояния. Через щель, между камнем, отдаленно напоминающим голову орла и горой, 21-22 декабря Солнце посылает земле последний луч и уходит за горизонт.

 

В Храме находится изображение Дракона рассеченного на шесть равных частей. Это одни из самых первых часов. С восхода солнца до полудня тень от стены храма скользит слева направо, проходя одно деление примерно за час, в полдень Храм Времени освещен полностью, а после полудня, тень от стены скользит в обратном направлении, проходя одно деление всего за несколько минут.

 

Храм Времени расположен таким образом, что солнечные часы работают круглый год. Но зачем это был нужен столь точный хронометр? Расшифровка исторического значения Храма Времени еще ждет своего часа.

 

Именно тагарцы возвели самое грандиозного погребальное сооружение, из когда-либо построенных на территории Евразии, Большой Салбыкский курган, расположенный в так называемой Долине Царей. Когда-то, в глубокой древности высота земляной пирамиды Салбыкского кургана достигала тридцати метров. Каменные плиты тысячи человек тащили, практически на себе из каменоломен, которые находились за 75 километров от места строительства. И эта усыпальница была возведена лишь для одного человека. Но об этом чуть позже.

 

К мифологии погребального обряда относятся и многочисленные хакасские курганы. Эксклюзивная курганная архитектура Хакасско-Минусинской котловины возникла не сразу. В эпоху бронзы курганы Хакасии мало чем отличались от курганов других племен восточных степей. То же ограждение погребальной площадки невысокой каменной стенкой или выкладкой круглой или четырехугольной формы, та же небольшая земляная или каменно-земляная насыпь. Окуневские изваяния наглядно продемонстрировали потомкам силу и значимость каменных вертикалей, а редко встречавшиеся в ранние эпохи нестандартные архитектурные решения, стали одним из канонов новых времен.

 

Масштабы строительства курганов в тагарскую эпоху поражают воображение. За время существования тагарской культуры было возведено несколько десятков тысяч мегалитических сооружений. Тагарцы воздвигали каменные ограды, для сооружения которых доставлялись за несколько километров десятки массивных плит и четыре угловые плиты. В устройстве могильных ограждений принимал участие многолюдный коллектив. Строительство самых больших курганов можно сравнить разве что со строительством египетских пирамид и изготовлением и установкой каменных истуканов на острове Пасхи.

 

Высокие стелы ставятся по углам прямоугольных каменных оград курганов, и вдоль сторон ограды в промежутках между угловыми камнями, на равных расстояниях друг от друга. С северо-востока ставятся ворота, с юго-запада -выносные камни. Это, в сочетании с четкой ориентировкой оград по оси северо-восток - юго-запад и стелами со скошенными в одном направлении верхушками, придает облику кургана движение. Он как бы движется в сторону летнего восхода солнца. И это общее направление, символ того, что усопший или его душа движется в небесный мир, где будет вести точно такое же существование и заниматься теми же делами, что и во время пребывания в земном мире.

 

Могильники тагарской эпохи яркие свидетельства социального расслоения общества. Для вождей, в отличие от простого населения, возводили огромные курганы, которые сооружали вне родовых кладбищ. Сначала в них хоронили одного вождя или вождя с женой, позже начали сооружать склепы для династии или семьи. Помимо монументальности эти курганы отличаются двумя принципиальными моментами. Вождям клали боевые, культовые изделия и украшения, которые в дальнейшем получили распространение среди привилегированного сословия. В погребальный ритуал захоронения вождей вносили новые элементы, которые стали общепринятыми в последующие времена. Именно тагарцам пришла в голову идея обмазывать лицо усопшего глиной и снимать посмертную маску.

 

С течением времени в тагарском обществе возникает высшая аристократия. В широких долинах начинают возводиться могильники, состоящие из крупных - более пяти метров в высоту - курганов. Наиболее известны Салбыкские курганы - своеобразная «Долина царей».

 

Тагарская культура была одной из наиболее ярких в истории Южной Сибири.… Так бы и жили тагарцы: сооружая величественные монументы своим владыкам, занимаясь скотоводством и земледелием, шаг за шагом открывая свойства нового для себя материала - железа, создавая шедевры скифо-сибирского звериного стиля, если бы на их территорию не пришли воины с железными мечами. Тагарцы дольше всех сдерживали проникновение воинственных племен хуннского союза из глубин центральной Азии. Около двести первого года до нашей эры племенные союзы тагарцев были разгромлены пришедшими из Центральной Азии войсками хуннского шаньюя Маудуня. На смену сибирским скифам пришла еще одна захватывающая эпоха в истории сибирских народов, таштыкская культура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.