Jump to content
Ren Ren

Ножи народов Приамурья и Сахалина

Recommended Posts

Именно что несеметричная. хамагури-ба раковина помоему в переводе.

Линза и либо прямой, граненый, вогнутый спуск. широкий дол впринципе похож.

 

 

ОК, я понял, что надо меньше доверять источникам из стран ближнего зарубежья :)

Очень интересная конструкция, спасибо. По-моему, пора открывать отдельную тему про одностороннюю заточку? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошему человеку требуется помощь вот какого рода...

 

В старом японском источнике им найдено упоминание о

"бэтти ベッチ - вид холодного оружия типа меча или кинжала".

Ковалось оно нанайцами (наиболее вероятно) или кем-то из их близких соседей.

Идентифицировать бэтти пока не удаётсяsad.png Наиболее близкое из возможных - якутский батас, большой нож на длинной рукояти.

 

Большая просьба ко всем - поделитьсяч информацией, если встретится название, похожее по звучанию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скромненько, но со вкусом, спасибо. Теперь может народ накидает, а то у меня всего один нож есть с Камчатки... вот потыренные с инета фотки, может из той же оперы?

ИМХО (студентом года три практиковался в музее) копье на третьей фотографии, если имеет медные вставки - похоже на боевое якутское. Где-то читал, что желтого цвета вставки характерны для оружия, сделанного для войны. Опять же там нет поперечины, то есть вещь или на некрупного зверя или на человека сделана.

 

Фото второе - похоже на батас. Сошлюсь опять же на точку зрения Архангельского - мой народ был лучшим кузнецом на северо-востоке, поэтому у многих народов или сами якутские ножи или их копии.

Торговых связей было много, например также на территории находили бронзовый меч китайского типа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть какие-то изображения?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, как мне батыйа нравится!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дык, в своё время мастер Потапов из Якутска привозил батыйа на "Клинок" в Москву!

С красивой рукоятью (с художественной резьбой в виде головы и фигуры медведя)...

 

Полагаю, вполне можно заказать клинок у якутских мастеров...

Share this post


Link to post
Share on other sites

приятные штуки... я так понимаю батыйа- это самый большой из них??? а поперечные хорошо видимые полосочки вроде как отличительны и характерны???

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема познавательная...

Но - северные "мотивы" и тут присутствуют.

Может японское ХО - все же порождение НАШЕГО Севера?

А потом - изоляция и трансформация?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это целая ТЕМА! И оччень непростая wink.png

Сугубо ИМХО, приникновение форм и схем ХО в Японию шло с двух направлений - с севера через Маньчжурию и Корею, и с юго-запада - через Чжэцзян.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Давненько не было туточки ничего нового..

Восполняю пробел - современные айнские макири с Хоккайдо

post-458-0-26321700-1341264371_thumb.jpg

post-458-0-48650000-1341264385_thumb.jpg

post-458-0-77801700-1341264397_thumb.jpg

post-458-0-01591200-1341264413_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот интересный экземпляр - ножны старые, с Сахалина, а нож современный, сделан на Хоккайдо.

post-458-0-48626700-1341264670_thumb.jpg

post-458-0-84040500-1341264711_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

О нивхах: "Вах- священная стружка, кладется в гроб вместо подушки под голову, используется для обрядов, танцев, для лечения поясницы, суставов". http://kins07-oremif....ru/p70aa1.html

 

Об айнах: "Культ священных деревяшек инау со специально оставленными стружками представляет собой уникальное явление культуры айнов. Он пронизывает все сферы их жизни – от промысловой деятельности до семейно-бытового уклада. Большинство инау считались посредниками между богами и людьми, передающими просьбы людей богам — камуям с помощью языков-стружек". http://www.vokrugsve...ledie/ayny2.htm

 

То-то думаю, что ж меня так постоянно тянет стружку строгать. Как окажется в руках палочка-веточка какая и нож, так и начинаю медитировать. Не иначе как дальневосточные корни сказываются. smile.png

Инау. В данном случае не совсем священная - из сувенирного магазина smile.png

post-458-0-88727900-1341436659.jpg

post-458-0-72913800-1341437925_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото из сахалинского музея (спасибо Первой Русской..)

 

Важное уточнение - на фото ножи нивхов из музея в Ногликах

post-458-0-52426000-1341437580.jpg

post-458-0-92296200-1341437613.jpg

post-458-0-52506400-1341437640.jpg

post-458-0-72558500-1341437668.jpg

post-458-0-62968400-1341437689.jpg

post-458-0-32588100-1341437710.jpg

post-458-0-32684500-1341437725.jpg

post-458-0-32726900-1341437747.jpg

post-458-0-65743300-1341437761.jpg

Edited by Ren Ren

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кроме этих ножиков рукоятей повернутых как "С", а не как "S" я пока не видел.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавлю пару фоток современного ножа Айну "Пирика макири" - работа томского мастера Костореза Сергея.

ТТХ:

Ножны, рукоять. Монтаж всадной. Граб. Резьба. Тонировка морилка "Клен", тунговое масло, шеллак.

Длина рукояти 130мм. Длина ножен 178мм. Подвес на ножнах нить, хлопок, плетение.

Подвес изготовлен из когтя медведя. Пуговица-палочка для рукоятки. Полосы на ножнах-кожа.

Клинок. У-10 ковка Томского мастера Лоцмана Евгения. Твердость 54-56 по Роквелу. Длинна 155мм, ширина 27мм,толщина 4,2мм у основания клинка - далее равномерно сужающайся клин. Спуск с одной стороны примерно с трети ширины. Полировка. Следы ковки оставлены умышленно.

post-5010-0-77633200-1349880147_thumb.jpg

post-5010-0-17248900-1349880156_thumb.jpg

post-5010-0-31355000-1349880160_thumb.jpg

post-5010-0-69870000-1349880168_thumb.jpg

post-5010-0-40180700-1349880179_thumb.jpg

post-5010-0-69525100-1349880183_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мое видение такого стиля - нож Кашалотик.

ласточка-1.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото сделано несколько дней назад моим знакомцем (которого никак не удаётся затащить на Руснайф smile.png ) в школьном музее села Булава Ульчского района Хабаровского края.

post-458-0-27458900-1350207246_thumb.jpg

Edited by Ren Ren

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы, берегут свое прошлое.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Однозначно молодцы! Они ещё и брошюры умудряются выпускать по обычаям, фольклору..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень интересная тема!

Большой респект Ren Ren и всем кто бережет свою (нашу) историю и культуру!

Однако мало-мало запутался по-поводу спусков.... правый-левый...

Давайте уточним на примерах: "современные айнские макири с Хоккайдо" и "Пирика макири" - работа томского мастера Костореза Сергея - это какой спуск для правши??? Правый?

Как бывший в юности резчик по дереву и охотник с опытом, могу сказать, что именно с такой заточкой правше можно резать стружку на себя, чтобы клин не "зарывался" в древесину и "шкерить" на себя, оставляя жир на туше и шкуру без прорезов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По-поводу работы мастера Костореза Сергея - отдельный восторг!

Мало в этом понимаю, не знаю, насколько аутентична рукоять для айну, но по-моему, работа очень достойная! Почти мои любимые габариты по клину...

Буду признателен за контакт мастера!

Share this post


Link to post
Share on other sites

мак, №1 на фото это пальма,аналог русской рогатины.И перечетайте "Амур широкий"весьма подробно описывает жизнь и быт народов Амура.возможный портрет Дерсу Узала (гольт он же Нанаец)post-5546-0-78976600-1354034861.jpgбурхан(по каталогу предположительно-хозяин угодий)post-5546-0-21863500-1354035030_thumb.jpgне нанайцы но принцеп тот же(рыбалка на острогу)post-5546-0-53398800-1354035297.jpgвот и сама острога.нанайский способ отличался тем что при попадание в рыбу древко служило поплавком(как при подводной охоте поплавок на гарпуне.модераторы все фотки кроме бурхана с нэта(не обесудте)а бурхан я лично с фотал на одном из мысов оз.Болонь

post-5546-0-93698200-1354035404.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все как сейчас - один ловит, а двое разливают .... вот мы также.

Share this post


Link to post
Share on other sites

бурхан(по каталогу предположительно-хозяин угодий)post-5546-0-21863500-1354035030_thumb.jpg

Хорошее фото! Вроде нанайцы их "сэвэн" называют.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По-поводу работы мастера Костореза Сергея - отдельный восторг!

Мало в этом понимаю, не знаю, насколько аутентична рукоять для айну, но по-моему, работа очень достойная! Почти мои любимые габариты по клину...

Буду признателен за контакт мастера!

Я их вам еще недели две назад отправлял в личку.

Что именно вы хотели от мастера? Этот нож, кстати, выставлен на продажу в барахолке.

Пишите в ЛС - там и отвечу по координатам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...