Перейти к публикации

Ножи народов Приамурья и Сахалина


Рекомендованные сообщения

Именно что несеметричная. хамагури-ба раковина помоему в переводе.

Линза и либо прямой, граненый, вогнутый спуск. широкий дол впринципе похож.

 

 

ОК, я понял, что надо меньше доверять источникам из стран ближнего зарубежья :)

Очень интересная конструкция, спасибо. По-моему, пора открывать отдельную тему про одностороннюю заточку? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...

Хорошему человеку требуется помощь вот какого рода...

 

В старом японском источнике им найдено упоминание о

"бэтти ベッチ - вид холодного оружия типа меча или кинжала".

Ковалось оно нанайцами (наиболее вероятно) или кем-то из их близких соседей.

Идентифицировать бэтти пока не удаётсяsad.png Наиболее близкое из возможных - якутский батас, большой нож на длинной рукояти.

 

Большая просьба ко всем - поделитьсяч информацией, если встретится название, похожее по звучанию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Скромненько, но со вкусом, спасибо. Теперь может народ накидает, а то у меня всего один нож есть с Камчатки... вот потыренные с инета фотки, может из той же оперы?

ИМХО (студентом года три практиковался в музее) копье на третьей фотографии, если имеет медные вставки - похоже на боевое якутское. Где-то читал, что желтого цвета вставки характерны для оружия, сделанного для войны. Опять же там нет поперечины, то есть вещь или на некрупного зверя или на человека сделана.

 

Фото второе - похоже на батас. Сошлюсь опять же на точку зрения Архангельского - мой народ был лучшим кузнецом на северо-востоке, поэтому у многих народов или сами якутские ножи или их копии.

Торговых связей было много, например также на территории находили бронзовый меч китайского типа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://fotkidepo.ru/?id=photo:616206

 

http://fotkidepo.ru/?id=photo:615838

 

фото на рабочем ПК, поэтому отправляю форумовские ссылки

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дык, в своё время мастер Потапов из Якутска привозил батыйа на "Клинок" в Москву!

С красивой рукоятью (с художественной резьбой в виде головы и фигуры медведя)...

 

Полагаю, вполне можно заказать клинок у якутских мастеров...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

приятные штуки... я так понимаю батыйа- это самый большой из них??? а поперечные хорошо видимые полосочки вроде как отличительны и характерны???

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема познавательная...

Но - северные "мотивы" и тут присутствуют.

Может японское ХО - все же порождение НАШЕГО Севера?

А потом - изоляция и трансформация?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А это целая ТЕМА! И оччень непростая wink.png

Сугубо ИМХО, приникновение форм и схем ХО в Японию шло с двух направлений - с севера через Маньчжурию и Корею, и с юго-запада - через Чжэцзян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Давненько не было туточки ничего нового..

Восполняю пробел - современные айнские макири с Хоккайдо

post-458-0-26321700-1341264371_thumb.jpg

post-458-0-48650000-1341264385_thumb.jpg

post-458-0-77801700-1341264397_thumb.jpg

post-458-0-01591200-1341264413_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот интересный экземпляр - ножны старые, с Сахалина, а нож современный, сделан на Хоккайдо.

post-458-0-48626700-1341264670_thumb.jpg

post-458-0-84040500-1341264711_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О нивхах: "Вах- священная стружка, кладется в гроб вместо подушки под голову, используется для обрядов, танцев, для лечения поясницы, суставов". http://kins07-oremif....ru/p70aa1.html

 

Об айнах: "Культ священных деревяшек инау со специально оставленными стружками представляет собой уникальное явление культуры айнов. Он пронизывает все сферы их жизни – от промысловой деятельности до семейно-бытового уклада. Большинство инау считались посредниками между богами и людьми, передающими просьбы людей богам — камуям с помощью языков-стружек". http://www.vokrugsve...ledie/ayny2.htm

 

То-то думаю, что ж меня так постоянно тянет стружку строгать. Как окажется в руках палочка-веточка какая и нож, так и начинаю медитировать. Не иначе как дальневосточные корни сказываются. smile.png

Инау. В данном случае не совсем священная - из сувенирного магазина smile.png

post-458-0-88727900-1341436659.jpg

post-458-0-72913800-1341437925_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фото из сахалинского музея (спасибо Первой Русской..)

 

Важное уточнение - на фото ножи нивхов из музея в Ногликах

post-458-0-52426000-1341437580.jpg

post-458-0-92296200-1341437613.jpg

post-458-0-52506400-1341437640.jpg

post-458-0-72558500-1341437668.jpg

post-458-0-62968400-1341437689.jpg

post-458-0-32588100-1341437710.jpg

post-458-0-32684500-1341437725.jpg

post-458-0-32726900-1341437747.jpg

post-458-0-65743300-1341437761.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Добавлю пару фоток современного ножа Айну "Пирика макири" - работа томского мастера Костореза Сергея.

ТТХ:

Ножны, рукоять. Монтаж всадной. Граб. Резьба. Тонировка морилка "Клен", тунговое масло, шеллак.

Длина рукояти 130мм. Длина ножен 178мм. Подвес на ножнах нить, хлопок, плетение.

Подвес изготовлен из когтя медведя. Пуговица-палочка для рукоятки. Полосы на ножнах-кожа.

Клинок. У-10 ковка Томского мастера Лоцмана Евгения. Твердость 54-56 по Роквелу. Длинна 155мм, ширина 27мм,толщина 4,2мм у основания клинка - далее равномерно сужающайся клин. Спуск с одной стороны примерно с трети ширины. Полировка. Следы ковки оставлены умышленно.

post-5010-0-77633200-1349880147_thumb.jpg

post-5010-0-17248900-1349880156_thumb.jpg

post-5010-0-31355000-1349880160_thumb.jpg

post-5010-0-69870000-1349880168_thumb.jpg

post-5010-0-40180700-1349880179_thumb.jpg

post-5010-0-69525100-1349880183_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фото сделано несколько дней назад моим знакомцем (которого никак не удаётся затащить на Руснайф smile.png ) в школьном музее села Булава Ульчского района Хабаровского края.

post-458-0-27458900-1350207246_thumb.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однозначно молодцы! Они ещё и брошюры умудряются выпускать по обычаям, фольклору..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Очень интересная тема!

Большой респект Ren Ren и всем кто бережет свою (нашу) историю и культуру!

Однако мало-мало запутался по-поводу спусков.... правый-левый...

Давайте уточним на примерах: "современные айнские макири с Хоккайдо" и "Пирика макири" - работа томского мастера Костореза Сергея - это какой спуск для правши??? Правый?

Как бывший в юности резчик по дереву и охотник с опытом, могу сказать, что именно с такой заточкой правше можно резать стружку на себя, чтобы клин не "зарывался" в древесину и "шкерить" на себя, оставляя жир на туше и шкуру без прорезов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По-поводу работы мастера Костореза Сергея - отдельный восторг!

Мало в этом понимаю, не знаю, насколько аутентична рукоять для айну, но по-моему, работа очень достойная! Почти мои любимые габариты по клину...

Буду признателен за контакт мастера!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

мак, №1 на фото это пальма,аналог русской рогатины.И перечетайте "Амур широкий"весьма подробно описывает жизнь и быт народов Амура.возможный портрет Дерсу Узала (гольт он же Нанаец)post-5546-0-78976600-1354034861.jpgбурхан(по каталогу предположительно-хозяин угодий)post-5546-0-21863500-1354035030_thumb.jpgне нанайцы но принцеп тот же(рыбалка на острогу)post-5546-0-53398800-1354035297.jpgвот и сама острога.нанайский способ отличался тем что при попадание в рыбу древко служило поплавком(как при подводной охоте поплавок на гарпуне.модераторы все фотки кроме бурхана с нэта(не обесудте)а бурхан я лично с фотал на одном из мысов оз.Болонь

post-5546-0-93698200-1354035404.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

бурхан(по каталогу предположительно-хозяин угодий)post-5546-0-21863500-1354035030_thumb.jpg

Хорошее фото! Вроде нанайцы их "сэвэн" называют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По-поводу работы мастера Костореза Сергея - отдельный восторг!

Мало в этом понимаю, не знаю, насколько аутентична рукоять для айну, но по-моему, работа очень достойная! Почти мои любимые габариты по клину...

Буду признателен за контакт мастера!

Я их вам еще недели две назад отправлял в личку.

Что именно вы хотели от мастера? Этот нож, кстати, выставлен на продажу в барахолке.

Пишите в ЛС - там и отвечу по координатам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.