Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Первый ГПЗ (ГПЗ-1), на самом деле не первый, а второй, а вот Второй ГПЗ (ГПЗ-2)- первый! :blink: Ответ на загадку прост, в духе первых "товарищей", тех, что с маузерами и в кожанках!

В 1916 г. в Москве на базе механического завода Шведского торгового дома "Шварцкопф и Кольнас" было организованно акционерное общество "Шарикоподшипник СКФ", с которого и началась история производства подшипников в России. И соответственно национализирован в 1917 г.  А вот решение о строительстве первого Советского завода было принято 14 марта 1929 года Высшим советом народного хозяйства. Проект строительства был разработан совместно с итальянскими конструкторами, в 1930 заложили первый камень в фундамент, а уже в марте 1932 выпустили первую партию.... и так далее и тому подобное...Ну, и поскольку первый в Советской Республике, то и будет первым,а тот вторым (ГПЗ-2). Утрирую конечно, но... Так же необходимо отдать должное труженикам предприятия, которые в дни становления завода и в годы ВОВ работали и обеспечивали всю страну. Ни одна единица боевой техники не обошлась без подшипников ГПЗ-1 и созданных на его базе после эвакуации ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ-5, ГПЗ-6. ( ГПЗ-2 стал, так сказать, научно образовательной базой. Новые технологии, новые стали, новые кадры и малосерийное производство.)  

Подобную информацию можно без труда отыскать на просторах иНеТа, а вот что-то вроде : "....цех №3 в период с.. и до... произвел 12000 топоров для нужд населения и армии, использовал такую-то сталь и вот такую передовую закалку...." :D

Нет, не нашел!

Давайте попробуем объединить усилия и собрать побольше информации. Владельцы не забывайте показывать ваши изделия ГПЗ-1 (подшипниками не беспокоить :D ).

 

 

 

Мой топорик считается малым туристическим. 

РК-110 мм

Голова-140 мм

Общая длинна-350 мм

Вес с топорищем-840 г

     

 

post-9880-0-57150000-1418393450_thumb.jpg

post-9880-0-10404900-1418393485_thumb.jpg

post-9880-0-43097200-1418393516_thumb.jpg

post-9880-0-59727000-1418393561_thumb.jpg

post-9880-0-55386700-1418393599_thumb.jpg

post-9880-0-96860000-1418393626_thumb.jpg

  • Ответы 505
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Опубликовано:

Отдельной элитной группой в линейке топоров советского периода стоят топоры 1 ГПЗ с клеймом "1 ГПЗ", с коротким и очень удобным топорищем с защитной пластиной,. вставленной сзади в отверстие топора и привинченной к топорищу двумя шурупами, фиксирующей топор на топорище на случай пересыхания последнего. Сталь ШХ 15.

У меня такой же.

post-8401-0-77054900-1418399819_thumb.jpg

Опубликовано:

Про сталь спасибо. Явно, что производство топоров "попутное", а значит из отходов или брака, а подшипники из У7, У8 наверняка не делают. 

Опубликовано:

Я думаю тему по заводам производителям можно отдельную открыть, постоянно возникают вопросы с идентификацией (такая тема есть), но из чего, как и кем производились на каждом предприятии с этим сложнее. Глядишь нароем сообща на просторах инета и будет на этом форуме законченная база данных отечественных производителей топоров (думаю с импортными смешивать не стоит, а то потеряются наши заводики в огромном количестве европейских мануфактур и кузниц). К сожалению ни один форум не может похвастаться даже половиной такой информации. Видится мне, что отталкиваться надо от действующей таблицы клейм заводов бывшего СССР и каждый блок наполнять информацией. 

Опубликовано:

Отдельной элитной группой в линейке топоров советского периода стоят топоры 1 ГПЗ с клеймом "1 ГПЗ", с коротким и очень удобным топорищем с защитной пластиной,. вставленной сзади в отверстие топора и привинченной к топорищу двумя шурупами, фиксирующей топор на топорище на случай пересыхания последнего. Сталь ШХ 15.

У меня такой же.

 

1. Насчёт удобства топорища - вопрос сугубо индивидуальный (я сразу поставил более длинное и более объёмное, чтобы меньше "отдавал" в руку). Насчёт элитности - согласен, т.к. топор приобрёл в туристическом магазине по наводке товарищей по студенческой Дружине по охране природы.

2. Страховочную пластину тоже сразу снял, по той же причине.

3. По информации от бывшего начальника "топорного" цеха (отец Евг. Муана с Ганзы), на топорах "1 ГПЗ" использовалась сталь У8 из отборных партий. И производство пришлось свернуть, в т. ч. из-за резко упавшего качества стали У8. (Ударная вязкость лезвия моего топора весьма высока, а ШХ15 на тонкой РК склонна к сколам .)

Опубликовано:

Может не в тему,но сегодня на барахолке наблюдал топор г п з 11 минск,к сожалению фото не сделал.

Добавлю фото) Фото от продавца, утооооочен просто ужас) но продается и уже очень долго!

post-8597-0-73549600-1418568705_thumb.jpg

Интересно их вообще сколько номеров было, если верить нумерации то должно быть как минимум больше 11. Фото двух уже есть. 

Опубликовано:

В советское время поработал на 4 ГПЗ.  Топоры ,кажись, не выпускали. И соседский 9 ГПЗ  вроде,тоже, этим не баловался. <_<

 

Хотя,всё может быть в нашем светлом социалистическом прошлом.

Опубликовано:

Есть ГПЗ-34, но это завод подшипников в Ростове на Дону, топоры я встречал только Минские 11 ГПЗ и Московские 1 ГПЗ, если кто покажет иное будет в радость.

  • 1 месяц спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...
  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

Мой любимый топор 85-87 года. Клейма нет. Клеймо стоит на металлической вставке - 1ГПЗ. Почему? Кованый или литой (судя по центральной бороздке) не понятно? Родное топорище сразу заменил, очень неудобное. Теперь в руке сидит как литое. Использовал как плотницкий на даче и в походах. Металл супер.

 

post-11422-0-21062400-1427874955_thumb.jpg

post-11422-0-66963500-1427874956_thumb.jpg

post-11422-0-83940200-1427874957_thumb.jpg

post-11422-0-93855900-1427874958_thumb.jpg

Опубликовано:

Очень хороший и редкий экземпляр. Единственное, что я бы заменил- мебельные шурупы. Надо поискать с прямым шлицом "в потай"- и белого цвета, тогда будет вообще айс.

  • 3 месяца спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 3 месяца спустя...
Опубликовано:

Добрго дня сообщество! Попал в руки топорик ГПЗ-1 достойный для всеобщего обозрения ( я так думаю). Судя по размерам - лезвие -115мм - износа практический нет. Топорище родное , я его шкурить не стал, помыл и промаслил только. Есть некотрая побитость клейма , но в целом вполне читаемая.

post-9829-0-29672500-1446371130_thumb.jpg

post-9829-0-86165400-1446371158_thumb.jpg

post-9829-0-71888700-1446371230_thumb.jpg

post-9829-0-63803400-1446371259_thumb.jpg

Опубликовано:

Во! На этом есть, прям , все причиндалы! И клеймо, и родное топорище, и пожилина, да еще и с "сатурном"-полнейший комплект!))) Ильдар, поздравляю, есть еще в закромах Родины...!)

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Популярные теги

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.