Jump to content

Нож из Туркмении...


Aloist
 Share

Recommended Posts

Этот нож достался мне по наследству, отец привез его из города Мары, где в то время работал, примерно в конце 60-х годов. Он купил нож у мастера, выбрав самый короткий и недорогой, там были другие такие же, но гораздо длиннее (и дороже). Все эти ножи не выставлялись в открытой продаже, мастер показал их после довольно длительного знакомства. Общая длина данного ножа 280 мм; клинок клиновидный в поперечном сечении, длиной 170 мм, ширина у основания 25 мм, толщина обуха 5 мм, поверхность клинка от обуха к острию чуть вогнутая, сталь, насколько я помню, рессорная. Рукоятка примерно 110 мм, костяные накладки крепятся 2 медными заклепками, из меди же и гюльбанд, украшенный орнаментом. Ножны родные, кожаные, без деревянных вкладок. По внешнему виду нож напоминает уменьшенный кубер (хайбер) и мало похож на обычные пычаки, имхо конечно...post-5912-0-09899200-1360615513_thumb.jpgpost-5912-0-69884000-1360615528_thumb.jpgpost-5912-0-18257800-1360615536_thumb.jpgpost-5912-0-22572100-1360615546_thumb.jpgpost-5912-0-85259000-1360615557_thumb.jpgpost-5912-0-60435700-1360615562_thumb.jpgpost-5912-0-60895800-1360615570_thumb.jpgpost-5912-0-04548200-1360615579_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Замечательный нож!

Спасибо! Он не только дорог мне, как память об отце, но и нравится чисто внешне... Но хотелось бы узнать хоть что-то о его "корнях" - например, могло ли сказаться на его форме влияние Афганистана, или что-то еще..

Link to comment
Share on other sites

Да, ножик отличнейший.

Это ножик туркмен-сарыков, и ножны, действительно, классика Мерва (Мары).

Повезло...

 

Вот эти - 

 

post-2895-0-72900800-1360619177_thumb.jpg

 

post-2895-0-90066300-1360619194_thumb.jpg

 

Да, орнамент на гюльбанде таджикский, но, учитывая специфику региона - это простительно.

Link to comment
Share on other sites

Да, ножик отличнейший.

Это ножик туркмен-сарыков, и ножны, действительно, классика Мерва (Мары).

Повезло...

 

Да, орнамент на гюльбанде таджикский, но, учитывая специфику региона - это простительно.

Спасибо! А форма изгиба гюльбанда под пятой клинка имеет значение? У данного ножа этот изгиб образует почти правильное полукружие, тогда как в других случаях в этом месте может быть угол, уступ, или, как на приведенном Вами рисунке №3, клинок лишь чуть-чуть выступает за рукоять...

Link to comment
Share on other sites

Это же не машинное производство по ГОСТу - возможны вариации.

Да и степень износа влияет.

Ваш, судя по состоянию, прожил довольно счастливую жизнь.

Link to comment
Share on other sites

Ю.М. Ботяков, В.Р. Янборисов

Холодное оружие туркмен

В военной практике туркмены широко использовали сабли местного производства. И.В. Виткевич, совершивший в 30-х гг. XIX в. путешествие в Бухару, говоря о вооружении хивинских воинов, в частности, отмечает: «Сабли были у всех, сабли туркменской и своей работы». В. Кениг, автор одной из наиболее полных монографий о текинцах Ахала, сообщает что местная металлообработка ограничивалась главным образом изготовлением простейшего сельскохозяйственного инвентаря и холодного оружия: наконечников пик, сабель и ножей. К.Нурмухамедов в числе распространенных ремесел среди мервских и ахальских текинцев выделяет кузнечное, оружейное и ювелирное. О производстве холодного оружия у западных йомудов пишет Д. Оразов. В то же время некоторые авторы отрицали факт производства туркменами собственного оружия. Так, и литературе высказывалось такое мнение: «Их (туркмен-йомудов. — Ю. Б., В. Я.) кривые сабли хорасанского приготовления по большей части очень дурного качества». С.М. Дудин утверждал, что «...шашки и ножи ... туркмен чаще всего персидской работы». В этой связи необходимо отметить, что, безусловно, туркмены наряду с оружием местного производства широко использовали привозные (трофейные) сабли. Это создает определенные трудности при выделении собственно туркменских клинков. Необходимо учитывать также, что длительные исторические контакты туркменских племен с населением Северного Ирана не могли не привести к взаимовлиянию в военной сфере и, в частности, к унификации оружия. Тем не менее, сабли неместного производства должны были соответствовать требованиям, предъявлявшимся туркменами к холодному оружию. Следует отметить также, что ярким этномаркирующим признаком являются элементы декоративного оформления туркменских сабель и ножен. В пользу этого свидетельствует сравнение последних с аналогичными видами оружия соседних народов.
Относительная простота изготовления сабель и ножен при достаточно высокой степени развития у туркмен деревообрабатывающего, кожевенного, ювелирного, литейного и кузнечного ремесел обусловили доступность сабель и их массовое распространение среди местного населения.
Неверно, однако, считать, что туркменскнм мастерам было неизвестно производство сабель высокого качества. В 1987 г. авторами были зафиксированы сведении об изготовлении подобного оружия у туркмен-сарыков Тахта-Базарского р-на Марыйской обл. Туркменской ССР. Данные носят фрагментарный характер и не позволяют представить процесс производства полностью. Тем не менее его отдельные этапы, сохранившиеся в памяти представителей старшего поколения, позволяют судить о высокой степени профессионализма местных кузнецов (демирчи, демир-усса).
При изготовлении высококачественных сабель полосы железа для очистки от примесей помещали в конский навоз сроком до трех лет, после чего заготовки извлекались. Для дальнейшей обработки использовались части полос, устоявшие против воздействия коррозии. Несколько полос сковывались вместе, образуя клинок сабли. Откованные клинки закаляли на воздухе». Для закалки выбирали время, когда влажность воздуха была максимальной, обычно весной, в пасмурное туманное утро. Сидя верхом на лошади, мастер наносил удары по воздуху раскаленным клинком. Процесс длился вплоть до полного охлаждения изделия. На клинках подобного типа мастер ставил клеймо, означавшее, что он несет ответственность за качество данной сабли. Сабли с клеймами назывались сарыками сен талак 'дать развод', так как в случае их поломки наказанием для мастера-изготовителя являлся развод с женой.
По нормам сарыкского традиционного этикета вынимать хороший клинок из ножен и вкладывать его обратно, не нанеся удара, считалось несовместимым со статусом мужчины-воина. Согласно полевым материалам авторов 1987 г., у текинцев Бахарденского и Геок-Текинского р-нов Ашхабадской обл. Туркменской ССР обращение с саблей также регламентировалось рядом правил. Считалось что оружие должно висеть в доме, на стене, обращенной к Каабе. Без разрешения хозяина никто, включая родственников, не должен был прикасаться к сабле. Друзья хозяина могли рассматривать оружие в случае, если тот, сняв саблю со стены, подавал ее в ножнах гостям.
У туркмен не имели широкого распространения шашки и слабоизогнутые сабли, одинаково эффективные при нанесении колющего и рубящего ударов, т.е. равным образом пригодные для боя в конном и пешем строю. Крутой изгиб клинка туркменской сабли с полным основанием позволяет рассматривать это оружие как приспособленное для рубки с коня.
Нож (пычак) в ножнах (кеин) являлся в прошлом обязательным элементом туркменского мужского костюма. Клинки (тыг) имеющихся в коллекциях ГМЭ ножей стальные, кованые, однолезвийные, в сечении подтреугольные, прямые, к верхнему концу сужаются, образуя острие. Отработанная режущая кромка, желобки, а также декоративное оформление на ножах отсутствуют. Фактура клинка одного из ножей (ГМЭ, № 12-177) позволяет утверждать, что лезвие было сковано из нескольких полос стали. Общая длина ножа 39, лезвия — 30.2, ширина лезвия 3.7 см.
Сарыкские ножи, совпадающие, по словам ряда информаторов, по форме с салырскими, отличаются от текинских и йомудских менее длинным по отношению к длине рукояти и более широким лезвием.
Стальные лезвия ножей скованы с железными рукоятями (сап). К рукоятям тремя заклепками (берчин) крепится галстук с выделенным каблуком,17а также деревянные (ГМЭ, № 12-177), костяные (ГМЭ, № 187-5/а, 10594-35/1), пластмассовые (инновация) накладки. У йомудского ножа галстук и каблук отсутствуют, накладки крепятся к рукояти двумя заклепками.
По словам ряда информаторов, галстук и каблук ножей, называемых сарыками гюльбенд, а текинцами яглов, должны были быть изготовлены из меди (мис) или бронзы (бурунч). Такие ножи считались ритуально чистыми. Ножи без названных деталей старались не использовать, так как мясо животных, зарезанных ножом без галстука и каблука, считалось нечистым(харам). Галстуки и каблуки некоторых текинских ножей (ГМЭ, № 12-177; 10594-35/1) сделаны из железа. На рукоятях этих ножей, а также йомудского имеются прокладки из цветного металла. Думается, что наличие описываемых конструктивных деталей указывает на веру в очистительные свойства меди и ее сплавов.
Для окончаний рукоятей сарыкских ножей характерно треугольное в сечении углубление. По словам ряда информаторов, удар ножом наносился сверху вниз. При этом лезвие ножа было обращено к наносившему удар, а большой палец руки последнего упирался в выемку. Подобные ножи с выемкой сарыки использовали также в качестве подставки для дула ружья (тупен).Лезвие при этом втыкалось в почву или переднюю луку (гаш) конского седла (эер).
На железной части рукояти йомудского ножа различим золоченый геометрический узор-насечка. Учитывая наличие узора, выполненного в технике
насечки на рукояти одной из рассматриваемых сабель, можно с достаточной уверенностью утверждать, что для туркмен в прошлом было характерно украшение рукоятей холодного оружия золотой насечкой.
На основании описанных выше конструктивных особенностей можно выделить три варианта ножен туркменского типа: текинский, йомудский и сарыкский (салоро-сарыкский).
Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет утверждать, что у туркмен не было специализированных боевых ножей собственного производства, приближавшихся по конструкции к оружию типа кинжала, отвечающему задачам пешего боя. Цитировавшийся ранее безымянный автор сообщает о туркменских ножах: «... маленький не обоюдоострый кинжал имеет скорее назначение столового ножа». В описи музейных коллекций текинский и сарыкский ножи проходят как кухонные. Имеются основания утверждать, что туркменские ножи использовались как в быту, так и в боевых условиях, но определенная специализация ножен все-таки существовала. Так, тяжелые ножи с длинным лезвием употреблялись при забое крупного домашнего скота. В чисто военных целях туркмены использовали гамма — кинжал переднеазиатского производства.
Трое из имеющихся в фондах МЛЭ и ГМЭ ножен туркменских ножей однотипны. Они изготовлены из темно-красной выделанной кожи (телетин), сшитой на тыльной стороне вертикальным швом (тикин). Устья и окончания ножен усилены дополнительными кусками кожи (беркитме), предохраняющими ножны от разрывов. У устья ножен имеется съемное кожаное кольцо (халка) для подвешивания к поясу. Петля фиксируется кожаными шнурами, продетыми сквозь восемь парных отверстий в кольце и ножнах. Ножны украшены тисненым прокрашенным темно-коричневым геометрическим орнаментом (нагыш). В верхнем слое кожи у устья ножен имеется прорезной ромбический узор, фоном для которого служит хлопчатобумажная красная прокладка (гызыл мата). У устья и на концах ножен — бахрома из кожаных ремешков. Четвертые ножны отличаются от описанных жестким креплением поясного кольца и отсутствием орнамента.
Практически полная идентичность описываемых предметов по материалу и технике изготовления, конструктивным особенностям, способу и элементам декора позволяет говорить об однотипности ножен туркменских ножей. Наиболее четко выраженными этномаркирующими свойствами обладают декоративные элементы.
В дополнение к изложенному материалу следует отметить, что клинки некоторых туркменских ножей изготовлялись из дамаскированной стали (джоухер). По представлениям туркмен, этот сорт стали обладал магическими свойствами. По полевым материалам авторов 1985 и 1987 гг., нож-джоухер у туркмен-текинцев, йомудов и сарыков считался оберегом. Джоухер постоянно находился в доме, передавался по наследству от отца к сыну. Его клали под подушку, желая отогнать плохие сновидения или снять головную боль, использовали для защиты от демонологического персонажа ал-арвах. Человек, увидавший ал-арвах, направлял на него острие ножа-джоухера. Считалось, что лезвие при этом удлинилось и ал-арвах исчезал. Именно верой в способность лезвия джоухераневидимо удлиняться объяснялся запрет направлять нож на человека, а также передавать его лезвием вперед. Необходимо отметить также, что нож-джоухер часто использовали при кровной мести.
У туркмен существовал оригинальный способ определения сорта стали ножей. Дамаскированные клинки выявляли, разрезая бахчевые (арбузы, дыни). При этом под воздействием сока лезвие ножа темнело и на нем проступали узоры, характерные для дамаскированной стали.

 

http://rusknife.com/topic/9185-%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%B0%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D0%B6-%D0%B8%D0%B7-%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8B/page-8

 

Полностью здесь - 

 

http://www.kitabhona.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=136:holorturkmen&catid=44:libwararmor&Itemid=73

Link to comment
Share on other sites

Этот нож достался мне по наследству, отец привез его из города Мары, где в то время работал, примерно в конце 60-х годов. Он купил нож у мастера, выбрав самый короткий и недорогой, там были другие такие же, но гораздо длиннее (и дороже). Все эти ножи не выставлялись в открытой продаже, мастер показал их после довольно длительного знакомства. Общая длина данного ножа 280 мм; клинок клиновидный в поперечном сечении, длиной 170 мм, ширина у основания 25 мм, толщина обуха 5 мм, поверхность клинка от обуха к острию чуть вогнутая, сталь, насколько я помню, рессорная. Рукоятка примерно 110 мм, костяные накладки крепятся 2 латунными или медными заклепками, из латуни же (или меди?) и гюльбанд, украшенный орнаментом. Ножны родные, кожаные, без деревянных вкладок. По внешнему виду нож напоминает уменьшенный кубер (хайбер) и мало похож на обычные пычаки, имхо конечно...attachicon.gifн1.jpgattachicon.gifн2.jpgattachicon.gifн3.jpgattachicon.gifн4.jpgattachicon.gifн5.jpgattachicon.gifн6.jpgattachicon.gifн7.jpgattachicon.gifн8.jpg

Отличный нож. И хорошо, что семейные традиции хранятся.

Подскажите плз, а что за бирка торчит возле рукояти?

post-4215-0-70742200-1360659997.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ну что вы, это не бирка, это петелька из лески, чтобы можно было на стену повесить... В старые времена, если хотели что-нибудь повесить незаметно, использовали рыболовную леску. Да только на стене этот нож провисел недолго, потом пришлось спрятать в ящик стола...

post-5912-0-85399600-1360665488.jpg

Link to comment
Share on other sites

Это же не машинное производство по ГОСТу - возможны вариации.

Да и степень износа влияет.

Ваш, судя по состоянию, прожил довольно счастливую жизнь.

Да, пожалуй. Отец им довольно часто пользовался и, судя по следам на лезвии, последний раз затачивал не задолго до смерти, когда у него уже было плохо со зрением. Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Нож просто красавец!

В голове начинают витать смутные мысли, а не мог бы кто-нибудь сделать реплику? :rolleyes:  :D  

Спасибо! Отец был профессиональным художником, и если выбирал что-либо, то в первую очередь обращал внимание на на гармоничность и красоту линий... А реплику я и сам бы хотел заказать, только пока не определился, к кому обратиться...

Link to comment
Share on other sites

 

 

Этот нож достался мне по наследству, отец привез его из города Мары, где в то время работал, примерно в конце 60-х годов. Он купил нож у мастера, выбрав самый короткий и недорогой, там были другие такие же, но гораздо длиннее (и дороже). Все эти ножи не выставлялись в открытой продаже, мастер показал их после довольно длительного знакомства. Общая длина данного ножа 280 мм; клинок клиновидный в поперечном сечении, длиной 170 мм, ширина у основания 25 мм, толщина обуха 5 мм, поверхность клинка от обуха к острию чуть вогнутая, сталь, насколько я помню, рессорная. Рукоятка примерно 110 мм, костяные накладки крепятся 2 латунными или медными заклепками, из латуни же (или меди?) и гюльбанд, украшенный орнаментом. Ножны родные, кожаные, без деревянных вкладок. По внешнему виду нож напоминает уменьшенный кубер (хайбер) и мало похож на обычные пычаки, имхо конечно...attachicon.gifн1.jpgattachicon.gifн2.jpgattachicon.gifн3.jpgattachicon.gifн4.jpgattachicon.gifн5.jpgattachicon.gifн6.jpgattachicon.gifн7.jpgattachicon.gifн8.jpg

Отличный нож. И хорошо, что семейные традиции хранятся.

Подскажите плз, а что за бирка торчит возле рукояти?

attachicon.gifн1.jpg

Ну что вы, это не бирка, это петелька из лески, чтобы можно было на стену повесить... В старые времена, если хотели что-нибудь повесить незаметно, использовали рыболовную леску. Да только на стене этот нож провисел недолго, потом пришлось спрятать в ящик стола...

Ок. Понятно. не разглядел.

Link to comment
Share on other sites

Что характерно, это нож из 60-х, когда официально в продаже были только убогие пчаки. Удивительно гармоничный нож.

Link to comment
Share on other sites

Да, нож отличный.

Но реплика будет очень холодной...

 

ЗЫ Я только не очень понял по фото, рукоять прямо на такой толстый хвостовик крепиться или все же, как на пчаках, кантик напаян по периметру рукояти?

Link to comment
Share on other sites

Что характерно, это нож из 60-х, когда официально в продаже были только убогие пчаки. Удивительно гармоничный нож.

Да уж, в советское время не только купля-продажа, но владение таким ножом не афишировалось, причем даже в самой Туркмении. В 70-х - 80-х годах, когда уже я сам по работе изъездил всю Туркмению, подобные ножи можно было увидеть только у хороших знакомых туркмен, но никак не на базаре... Тогда я и обратил внимание на вариабельность формы клинка и оформления туркменских ножей в зависимости от близости к Узбекистану, Ирану или к Афганистану. Так, на востоке Туркмении, особенно в Ташаузском районе, клинки постепенно становились шире и с более крутым изгибом к кончику, на границе с Узбекистаном вообще встречались сплошь типичные пчаки. А по мере продвижения на юг (Мары, Ташкепри, Кушка) чаще попадались ножи с длинными, узкими, постепенно сужающимися клинками.. На западе республики, на сколько я помню, больше было смешения стилей, много было "русских" ножей... Жаль, что тогда никак нельзя было их фотографировать... Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Да, нож отличный.

Но реплика будет очень холодной...

 

ЗЫ Я только не очень понял по фото, рукоять прямо на такой толстый хвостовик крепиться или все же, как на пчаках, кантик напаян по периметру рукояти?

Ну, может быть тогда не реплику, а нож в том же стиле и тех же пропорций, но крупнее и из дамаска (джоухер)... Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Ю.М. Ботяков, В.Р. Янборисов

 

Холодное оружие туркмен....

Пока вчитываюсь, спасибо! Но, наверное, вопросы останутся...

Link to comment
Share on other sites

Да, нож отличный.

Но реплика будет очень холодной...

 

ЗЫ Я только не очень понял по фото, рукоять прямо на такой толстый хвостовик крепиться или все же, как на пчаках, кантик напаян по периметру рукояти?

А если гюльбанд книзу от рукояти тонкий, "травмоопасный"?

Link to comment
Share on other sites

Да, нож отличный.

Но реплика будет очень холодной...

 

ЗЫ Я только не очень понял по фото, рукоять прямо на такой толстый хвостовик крепиться или все же, как на пчаках, кантик напаян по периметру рукояти?

Бринча нет. Это хвостовик такой толстый, его торец лишь украшен декоративной насечкой. Вообще, если смотреть со стороны обуха, то от навершия до острия клинка вся полоса стали очень постепенно делается тоньше. 

Link to comment
Share on other sites

 

А если гюльбанд книзу от рукояти тонкий, "травмоопасный"?

Весьма сомневаюсь, что так возможно изгалиться...

Можно совсем без нижней части гюлбданта, а так тонко, но с гюльбантом, сомневаюсь... там же на бумажку все будет...

Еще вариант, можно тонкий клин, 2.6 мм.

 

 

Бринча нет. Это хвостовик такой толстый,

Спасибо за пояснения.

 

А так в принципе на клин дамаск зладиноксовский заказать можно...

Link to comment
Share on other sites

 

А если гюльбанд книзу от рукояти тонкий, "травмоопасный"?

Весьма сомневаюсь, что так возможно изгалиться...

Можно совсем без нижней части гюлбданта, а так тонко, но с гюльбантом, сомневаюсь... там же на бумажку все будет...

Еще вариант, можно тонкий клин, 2.6 мм.

 

 

>Бринча нет. Это хвостовик такой толстый,

Спасибо за пояснения.

 

А так в принципе на клин дамаск зладиноксовский заказать можно...

 

Спасибо, отвечу в личку...

Link to comment
Share on other sites

Очень красивый нож !

Андрей,если не сложно будь так добр сними все размеры и профили до которых дотянешься.Какая кость на рукояти ? Верблюд или ? что то ещё ? Гюльбан - Медь или её сплавы ? Сгон от обуха к РК - в ноль или ? Линия обух клинка - заканцовка рукояти  ,абсолютно ли прямая ?Или есть прогибы (1мм уже засчитывается) ? Толщина клинка в 10мм от острия ? Присутствует ли общий клин,равномерен ли он ? Ну и тд.

Зарание благодарен . С уважением .

Link to comment
Share on other sites

Очень красивый нож !

Андрей,если не сложно будь так добр сними все размеры и профили до которых дотянешься.Какая кость на рукояти ? Верблюд или ? что то ещё ? Гюльбан - Медь или её сплавы ? Сгон от обуха к РК - в ноль или ? Линия обух клинка - заканцовка рукояти  ,абсолютно ли прямая ?Или есть прогибы (1мм уже засчитывается) ? Толщина клинка в 10мм от острия ? Присутствует ли общий клин,равномерен ли он ? Ну и тд.

Зарание благодарен . С уважением .

Иван, постараюсь ответить на поставленные вопросы. Кость - верблюд (толщина и кривизна плашек). Гюльбанд - скорее медь или бронза, потому как красновато-розоватый металл, точнее не скажу, но не латунь. Клинок очень близок к  тройному клину. Спуск - от обуха, голомени нет, слабо вогнутый,  без подводов, в ноль. Толщина полосы со стороны обуха: у навершия - 6 мм, у пяты - 5 мм, в 10 мм от кончика клинка - 2 мм. Прогибы - см. фото. Какие еще, помимо указанных в начале темы и здесь, промеры вы хотели бы знать?

post-5912-0-01815600-1360810187_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Андрей, не против будешь, если я постараюсь воспроизвести его. Не точную копию, а немного по своему? Внести элементы камня.

Link to comment
Share on other sites

Андрей, не против будешь, если я постараюсь воспроизвести его. Не точную копию, а немного по своему? Внести элементы камня.

Конечно, не буду против! Мне интересно было бы посмотреть, что получится... (боюсь только обзавидоваться :))

А что значит элементы камня?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.