Перейти к публикации

Якутский нож


Nim Shehit

Рекомендованные сообщения

 

 


если не пытаться рубить толстые

 

Аборигены и не рубят - они их специальной цветметской пластиной ломают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А как насчёт осколков трубчатых костей в случае перерубанием обушком.Я всё же стараюсь перепилить ножовкой.Для меня пилка в такой ситуации более приемлима.

Ножовка для костей-это не ко мне.Исключительно топорик,ну или обушок в редчайших случаях.

 

 

Аборигены и не рубят - они их специальной цветметской пластиной ломают.

Видеть не видел,но слышал.Вроде как этот вариант и придуман для таких задач:

post-4227-0-82392600-1383197279_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 


этот вариант и придуман для таких задач

 

Да.

Тока он южнее.

Рукояткой по кости.

Северную пластину, как отдельный инструмент, где-то выкладывал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я извиняюсь за вмешательство в многоумную дискуссию...Только мне тоже кажется, что якутский нож просто модный тренд, а его "веками отработанная" эргономика, удобство и прочие достоинства - весьма относительны. На прошлый Новый год олешка северного приятель привез - так мы его китайским кухонником и молотком прекрасно разрубили в подъезде на площадке...Ничего там сверх твердого нету...ну баран и баран...только поболе...А зайцев я с малолетства "белками" обдирал...Сибирским охотничьим шиком считалось одним ударом пазанок зайцу отсечь - собачкам отдать...а так- чего там сложного - чулком сдергивай шкуру - да и все...Хвост в зайце тоже не сложно вырезать- если не жадничать..Вообще якутский нож, я считаю - уступает скиннеру в разделке дичи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот Володя о чём и речь.У Паши своя"политика",своя сталь(если так можно выразиться) и ТТХ,с которыми он делает нож.Они известны изначально.Поэтому,если тебя они устраивают,то покупай,если нет,то ищи другого мастера,который изготовит тебе(не имею в виду кого то конкретно) нож,с необходимыми тебе свойствами.А разговоры о том что какой нож более функционален и ЯН это уже никому ненужный артефакт-это разговоры в пользу бедных.

 

Про покупку и политику тут -- согласен, несомненно !

Какой более функционален -- спор вечный, я в таком ключе не участвую, только для своих нужд отзываюсь, и главное -- интересно как другие, например, охотники -- якута против скинера сталкивают, на ус мотаю просто, какие факторы кому важны.

 

Что ЯН никому не нужный артефакт -- тут вскрылись интересные вещи. Например, выше утверждали, что мода (не последняя, а более давняя) создана искусственно, а происхождение, так и вообще "случайное". Мне сами моды и каноны чисто по вкусу не очень нравятся, начинают учителя доматываться до удобных, но чуть неканонических форм и терминов потом, но если это "мистификация" - интересно бы понять, я не разбираюсь просто, но так саму идею ЯН может и жаль было бы хоронить "в хохлому". Я вот ни разу не историк ни Мор ни финок ни ЯН-ов, но как раз смотрю грубо современно практично ровно как на Моры: ну есть у ЯН просто отличные практичные элементы-решения ! Рукоять. Переход в клинок со ступенькой. Форма клинка в профиль - очень и очень привлекательная (см. отзыв Андрея про разделку тот же, даже там, где острый кончик не всегда любят). Несимметричный пока меня - пугает, не хочу пользовать, но обе стороны: с какой стороны надо - строгает, с какой стороны надо - режет и не липнет. Заточка опять же возможная в простых условиях. Дол - в руке держится, а изначально -- и вес меньше и при выковывании его материал свойства меняет, и экономия если что и технологичность и т.д. Технологичность изготовления в реальных "ихних" условиях. Как отрицать эти полезные решения ?

 

Что народы сохраняют и возрождают традиции -- тоже же отлично, надеюсь, ЯН все же не сугубо элемент костюма, я против метания во все японское, финское, шведское, якутское и т.д. (преимущественно туда, где живут посытнее) из нашей "опостылевшей цивилизации", надо и у нас корни здоровые видеть и стоять на них, но и других знать интересно (тем более -- внутри РФ и Союза).

 

Про свой могу сказать пока только то, что у меня спуски практически в 0.

0,01 мм для подвода я не считаю. Поэтому заранее знаю, что на РК будет чуток слабее.

Ну да ладно. Протестирую, отпишусь.

 

Понятно! Ну а угол - 25 или ? Тем более интересно если в ноль.

 

 

Володя у Андрея(медика)Пашин якут,он написал весьма интересный обзорчик по разделке кролика.Это якуты из одной партии,только у него немного другая рукоять,более массивная.Там помнится было 13 ножей(хоча могу и ошибиться),это к тому,что сталь на клинках абсолютно одинаковая.

 

Сергей, это что выше обзорчик или уже новый готов ? Если тот выше - то читал и оценил конечно ! Да, так и понимал, что ЯН Пашин. Что попадается - посматриваю в обсуждении ножей Павла, видел их.   Сталь понял, итого на всех 13 , включая твой , К110, да?

 

 

"Павел, спасибо, это как раз недостающие "сухие ТТХ", сразу прояснилось точно. А ещё - какова твёрдость клинка, может не строго точно, если не известно, но сама заложенная идея интересна. Помягче (например 59, агрессивная, и мнется не крошится) или ?"

 

- 59-60 примерно, не выше 60 точно. крошиться не будет

 

"Интересно про процесс изготовления.То есть шлифовка и полировка ручные.И длительные весьма (буду более спокоен тогда, когда не могу казалось бы что-то элементарное загладить (Моры те же) - значит не только пасты/шкурки не те и опыта мало, но еще и объективно время даже мастерам требуется)."

 

конкретно на якутах полируется руками только дол, остальное на гриндере.  это я про рысь говорил.

 

Павел, спасибо, понял!

59-60 чтобы не крошилось на качественном аналоге Х12МФ (Х12Ф1 и т.д.) -- как потребитель именно этого бы и хотел, и другу бы посоветовал то же.

 

Про полировку интересно. Я бы и сам, кстати, по изначальным фоткам сабджа ЯН мог увидеть, зеркала с обеих сторон нет.

А Рыси это поэтому оказались такие сложные в изготовлении (там в ветке видел такую фразу, если память не изменяет)? (ой! офф......)

 

--------------------

 

В плане не крашевых, но форсмажорных тестов ЯН (данной стали в данной геометрии) ещё вопрос задам, конечно может к ЯН Матвея даже больше, ибо он длиннее: батонить с целью расколоть полено (немного отколоть на растопку), аккуратно, деревянной колотушкой -- можно ?

 

Тут сразу две вещи:  

 

1. будет ли несимметричная геометрия ЯН с долом явно мешать колке ?

 

2. при такой закалке и таких толщинах 3-4мм умеренный изгиб внутри полена Х12МФ хорошо сделанная держит же, допускает упругость. По-моему: тут надо крайне не перестараться сдуру (особенно РК тут тонкая бережная) и также сама ЭТА сталь, если хорошо сделана -- позволяет с осторожностью, не очень злоупотребляя, но и совсем не "хрустальная", немного поколоть. Или -- какие мнения ? Или для такого дела надеяться только на "углеродку" и симметричную геометрию ?

 

Напрашивается также предположение, что из-за несимметричности строя тонкую РК на ЯН будет невозможно уберечь от поперечных нештатных нагрузок (а толстая она может не очень и нужна), что же - не подходит он для колки ?.... О как. (Ломать по неграмотности - исключено, надо просто понять, что можно, а что нет.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это верно, геометрия обусловлена поставленными перед ножом задачами. 

Или же простотой изготовления и дефицитом материалов. :D  :D  :D

Ибо "якут"-самый элементарный в изготовлении и дешёвый нож(естественно я не о современных от мастеров,а о самых кондовых),не зря ж всплыли в обсуждении и нож французского каторжника,и тюремные заточки.

И попробуйте опровергнуть,если сможете. 

По крайней мере меня не убедили ни тест на зайце,ни прочее обсуждавшееся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 


попробуйте опровергнуть

 

Опровергнуть что?

Существование типа этнического ножа, обязанного своему появлению целой куче совокупностей причин (технологических, географических, культурных, кулинарных), о доминирующей роли которых мы можем только гадать?

Он - такой, какой есть - не по одной причине, а по многим.

И все наши рассуждения - насквозь гипотетичны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Игорь,вольному воля,спасённому рай.Тогда зачем что то писать в этой ветке,если всё равно не переубедить,для меня это ни разу не понятно.Ножи работают хорошо,геометрия клинка такая,какая она есть.Её либо принимаешь,либо нет.Якуты до сих пор пользуются такими ножами-пользуются,да материалы другие,на то он и прогресс,каменными и костяными ножами уже тоже не пользуются.Кому то нравятся,кому то нет,ну так ведь нет и единого ножа,который бы всем нравился без исключения(его просто в природе не существует).В этой ветке обмениваются опытом те,кому эти ножи нравятся. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не собираюсь ни кого-то опровергать или кому-нибудь что-то доказывать. Мне этого на работе хватает с избытком. Всего лишь высказываю свою точку зрения. 

Не собираюсь делать ЯН своим единственным ножом, всё-таки я живу не тем укладом и не в тех условиях. Соответствующих ножей достаточно для разных работ. Но некоторые вещи этот нож будет у меня делать обязательно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей,Андрей...Повторяю не в первый раз-я не говорю,что мне эти ножи не нравятся.Я всего-то высказал своё мнение о происхождении их.Не больше,не меньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ибо "якут"-самый элементарный в изготовлении и дешёвый нож

И попробуйте опровергнуть,если сможете. 

 

...Игорь, а я не буду опровергать,.. ты возьми и попробуй сделать ровную линзу, что б она не играла перепадами по длинне. Дол ровный сделай, отшлифуй его. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Матвей,я вообще-то писал,что не говорю об изделиях мастеров.Очень сомневаюсь,что на исторических якутах была идеальная линза и вылизанные до блеска долы..."Якут" от Павла-это полуювелирка,море труда и времени,сделать же "якут" на коленке,для "резать"-2 часа делов болгаркой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Людмила ЖУКОВА

Феномен «якутского» ножа

Нож — одно из самых необходимых орудий труда человека, независимо от хронологических, географических, национальных и иных особенностей. Ножом активно пользуются наши современники в космическом ХХI веке, а тысячелетия назад, в каменном, бронзовом и железном веках, нож являлся одним из основных орудий охотников, рыболовов, оленеводов Сибири. В соответствии с исторической эпохой менялся основной материал, из которого изготовлялось орудие; менялись и усовершенствовались приемы изготовления и формы изделия. Костяные ножи с кремневыми вкладышами и современные кухонные ножи из нержавеющей стали являются знаменательными вехами на пути технического прогресса, показателями усовершенствования технологий.

Сравнительный анализ некоторых типов древних и современных ножей Якутии показал, что на протяжении тысячелетий отдельные формы ножей существовали, практически не изменяясь. Так, широкое распространение среди автохтонного и пришлого населения Якутии приобрел нож особой формы, известный под названием «якутского» ножа. «Якутский» нож широко используется практически во всех сферах хозяйственной деятельности северян. Этот нож с прямой и тупой спинкой имеет острый конец и слегка выпуклое лезвие (рис. 1). Характерной особенностью его является асимметричность боковых граней: если держать нож рукоятью к себе, клинком наружу, то левая сторона ножа обычно гладкая, слегка выпуклая, правая — прямая с продольным желобком в центральной части. Заточка лезвия, чаще всего односторонняя, производится с левой выпуклой стороны, не имеющей желобка.

 

Рис. 1

 

Рис. 2

Асимметричность ножа — основная особенность орудия. В.Л.Серошевский в своем исследовании о якутах отмечает, что правая сторона ножа, бытующего у якутов, «слегка вогнута», но «в последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок» (1, с. 382). Действительно, среди современных «якутских» ножей можно обнаружить экземпляры, на одной стороне которых совмещены два желобка. Один глубокий и узкий, расположенный вдоль спинки изделия, а параллельно под ним — глубокая насечка. Противоположная левая сторона ножа выпуклая (рис. 2).

Нож на рис. 2 является одним из многих вариантов «якутского» ножа, изображенного на рис. 1. В обиходе жителей Якутии обнаруживаются и другие варианты. Так, имеются ножи с двумя желобками, нанесенными на противоположных боковых поверхностях изделия: один широкий и неглубокий, соотносимый с вогнутостью, второй глубокий и узкий вдоль спинки изделия на прямой боковой поверхности (рис. 3). На рис. 4 показан нож, левая сторона которого прямая, а на правой нанесен примечательный широкий и плоский желобок, встречающийся также на якутских пальмах. Бытуют ножи с желобком на левой, слегка выпуклой, стороне, при этом правая сторона совершенно гладкая и прямая; ножи с узким глубоким желобком по центру на выпуклой правой стороне, левая — прямая и гладкая, причем лезвие заточено справа под желобком; встречаются ножи с характерным асимметричным клинком, но без желобков. Различия желобков по величине иллюстрируют рисунки ножей на рис. 5 и 6, приведенные в книге В.Л.Серошевского. Выявленную вариативность в оформлении клинков «якутских» ножей можно объяснить как:

— невыработанность единых стандартов;

— неопытность мастеров-изготовителей;

— поиск новых форм.

Следует отметить, что признанные мастера оставляли на своих изделиях собственные метки, как, например, насечки на спинках ножей на рис. 2, 4.

Согласно сведениям, полученным от жителя с. Нелемное Верхнеколымского улуса РС(Я) юкагира В.Г.Шалугина, существуют ножи для левой и правой руки отдельно, т.е. для «левши» и для «правши». Клинки ножей для «левши» и «правши» различаются согласно законам симметрии; так нож, показанный на рис. 1, принадлежит «правше»; для «левши», согласно правилам симметрии, правая сторона будет выпуклой с заточкой по лезвию, а левая — прямая с желобком. Таков нож, приведенный в книге В.Серошевского (рис. 6). Причины отмеченной симметрии ножей надо искать, по-видимому, в односторонней заточке лезвия. Ножи для «левши» и «правши» имеют одну особенность: затачиваемая сторона ножа обращена внутрь, к человеку, в то время как наружная сторона клинка — без заточки, прямая и имеет желобок.

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 6

"Якутские" ножи (1, с. 369, 382).

Вот как объясняет особенность заточки «якутских» ножей зав. кабинетом археологии МАЭ ЯГУ А.Д.Степанов. При работе с ножом важно, чтобы нож не «зарывался» вглубь обрабатываемого изделия (рис. 7). Поэтому для «правши» заточена должна быть рабочая левая сторона ножа. Рис. 7а показывает правильную заточку «якутского» ножа. На рубяших инструментах, таких, например, как якутская пальма «батас», осуществляется правосторонняя заточка (рис. 7 б). В соответствии с этим, нож «левши» затачивается по правой рабочей стороне. Таким образом, из приведенных на рис. 1—4 современных «якутских» ножей для «правши» технологически верно изготовлены левые стороны ножей 1 и 2.

 

Рис. 7

Если состояние лезвия инструмента является предметом постоянного наблюдения и подвергается заточке по мере необходимости, то желобок на ноже рассматривается только как традиционно принятая и почти обязательная его деталь. О появлении и функциональном назначении характерного желобка на тыльной прямой стороне клинка существует несколько версий. Некоторые версии указывают на преимущественно охотничье назначение инструмента. Считается, например, что желобок необходим для стока крови; или для запускания воздуха, пузырьки которого закупоривают сосуды и останавливают поток крови. Менее широко распространены версии, основывающиеся на технологических особенностях инструмента. В.Г.Шалугин считает, что желобок на ноже, на одной боковой поверхности которого сочетаются заточка и желобок, является «границей» между стачиваемой частью лезвия и частью, прилегающей к спинке. Мастер по изготовлению ножей Ф.Александров (г.Якутск) полагает, что желобок придает ножу прочность, такой инструмент менее ломкий. Полагают также, что желобок необходим для расширения лезвия ножа при его изготовлении (В.Постников, г. Якутск).

Вариативность желобков на исследуемых изделиях и разнообразие версий о его появлении свидетельствуют об отсутствии общепринятой достоверной версии относительно его происхождения и функциональной значимости. Это дает возможность полагать, что присутствие желобка на ноже может быть рассмотрено как следование какой-то древней традиции, причем почти угасающей.

Анализ костяного инвентаря палеолитических и неолитических памятников Якутии позволяет высказать еще одно предположение относительно происхождения желобка. Среди архаичных колюще-режущих орудий из кости имеются формы, обнаруживающие близкий аналог «якутскому» ножу. Это изготовленные на крупных сколах с полых трубчатых костей крупных животных ножи, наконечники копий с одно- или двусторонним лезвием (рис. 8). Использованные в качестве основы крупные сколы уже определяли форму и сечение будущих орудий: одна боковая сторона соответствовала естественной поверхности кости и была выпуклой. Другая сторона представляла плоскость раскола кости с естественным продольным желобком по центру изделия. Эта асимметрия сечения ножей и других предметов на костяных сколах продиктована формой исходного материала и является их относительно устойчивым показателем.

 

Рис. 8. Наконечник копья из кости, со стоянки Белькачи-I.

 

Рис. 9. Костяной нож с каменными вкладышами из погребения Малая Джикимда.

 

Рис. 10. Бронзовый нож со стоянки Сюльдюкар (3, с. 68).

 

Рис. 11. Железные ножи: а, в, г — пещера Дюктай; б — Усть-Миль.

Следующий этап технологических усовершенствований колюще-режущих орудий архаических форм связан с появлением вкладышевых инструментов. На одном или на двух краях крупных сколов проделывали длинные пазы, куда вставляли вкладыши — плоские, тщательно отретушированные пластины кремня, обсидиана или халцедона. Так изготовлялись крупные костяные обоюдоострые кинжалы, наконечники копий, односторонние ножи (рис. 9).

Несомненно, что с появлением металлов местные мастера стали переносить традиционные формы орудий на вновь осваиваемый материал. «Исторические традиции и сложившиеся черты хозяйства охотников каменного века были настолько сильны, — пишет А.И.Мартынов об эпохе ранних металлов в Восточной Сибири, в частности, об инвентаре глазковской культуры, — что даже форму орудий, выработанную в прошлом, люди переносили на медь и бронзу. Поэтому медные иглы являются точной копией костяных, а листовидные ножи копируют серовские каменные вкладышевые клинки» (4, с. 185). Бронзовый нож со стоянки Сюльдюкар на Вилюе является почти точной копией вкладышевого ножа из кости (рис. 10). Так отрабатывались оптимальные формы орудий в новом материале и в новых исторических условиях. В этом процессе неизбежно утрачивались некоторые формы костяных орудий в новом материале и в новых исторических условиях. В этом процессе неизбежно утрачивались некоторые формы костяных орудий, не соответствовавшие новым предъявляемым требованиям; тогда же появились новые, в том числе привнесенные, формы. Редкие находки древних кованных железных ножей Якутии показывают отличие их от костяных ножей предшествующего периода именно отсутствием асиметрии сечений (рис. 11). Они также отличны от местных каменных ножей своей формой; по всей вероятности, эти формы были привнесены вместе с металлоиндустрией. О возможной привнесенности отдельных форм может свидетельствовать, например, обнаружение сходства железного ножа с плечиком из Дюктайской пещеры (р. Алдан) с бронзовым ножом из материалов могильника Бухусан (Забайкалье) (рис. 11 и 12). Интерессно, что вдоль лезвия бронзовый нож имеет желобок. Можно предположить, что найденные в Якутии орудия из бронзы и железа, помимо привнесенных форм, в какой-то степени повторяли формы костяных и каменных орудий предшествующего времени. В этом плане интересны данные, обобщенные М.А.Кирьяк. В культурных комплексах Якутии, Приамурья, Приморья и Северо-Западного Приохотья присутствуют немногочисленные предметы из камня или кости, имитирующие бронзовые изделия. Во II—I тыс. до н.э. на юге Дальнего Востока каменные имитации бронзовых изделий преобладали над самими изделиями (7, с. 259). Поделки из сланца, воспроизводящие бронзовые изделия карасукских тиков, найдены даже в Северной Корее, Северной Маньчжурии, Японии (там же, с. 260).

Смена технологий изготовления древних орудий не обязательно может быть связана со значительными этническими перемещениями. Новые технологические и художественные приемы, возможно, заимствованные от южных пришлых групп, распространялись подобно моде среди аборигенного населения на огромные пространства, соответствовавшие ареалу расселения родственных племен. Так, современная мода на джинсы во всем мире не сопровождается массовым переселением американцев за пределы своей страны. Обширность территорий распространения, к примеру, каждой из неолитических культур Якутии — Сыалахской, Белькачинской, Ымыяхтахской — можно объяснить, по нашему мнению, не активным продвижением выходцев с юга в направлении севера и северо-востока, а широким распространением новых технологий изготовления и украшения глиняной посуды и некоторых типов орудий среди родственного аборигенного массива. Тем самым появление вафельной керамики на крайнем Северо-Востоке Азии и на Аляске объясняется не проникновением ымыяхтахцев, как неких возможных предков палеоазиатов (с. 215) или протоэскимосов, а всего лишь констатацией факта продвижения «волны» новых технологий в этот регион. В связи с этим термины «сыалахцы», «белькачинцы» и «ымыяхтахцы» следует понимать только как маркировку исторических групп людей — пользователей определенными технологическими новациями, не подразумевая под этими терминами какую-либо этническую маркировку. В.Е.Ларичевым вполне правомерно был поставлен вопрос: «Миграционный генезис всех трех неолитических культур Якутии достаточно ли подтвержден одним признаком в качестве основополагающего критерия — «техническим декором» керамики?» (3, с. 7). Действительно, изменения в технике изготовления неолитических сосудов Якутии и использование некоторых элементов орнамента являются показателями процессов не столько этногенетических, сколько технологических. Это предположение позволяет приблизительно определить темпы распространения технологических новаций в каменном веке. Исходя из периодизации неолитических культур Якутии, можно предположить, что новые технологии распространялись в неолите с интервалом в одно-два тысячелетия.

 

Рис. 12. Бронзовый нож из могильника Бухусан. (6, с. 81).

Опираясь на эту точку зрения, можно сделать вывод, что основное различие между асимметричными архаичными костяными и современными металлическими «якутскими» ножами заключаются во времени их изготовления. Характерная асиметричная форма костяного ножа была перенесена на новый материал в соответствии с технологическими возможностями эпохи, в данном случае — эпохи металлов. Так, однолезвийные костяные ножи каменного века, выдержав испытание на прочность по своим утилитарно-технологическим показателям, пережили многие тысячелетия и неожиданно обнаружили себя в инструментарии современных народов Якутии.

Мы имеем реальные доказательства того, что традиция изготовления «якутских» ножей с асимметричным клинком является местной и имеет глубокие исторические корни. Отмеченная вариативность в изготовлении клинков металлических «якутских» ножей объясняется ускорившимся в ХХ в. процессом отхода от архаики.

Литература

1. В.Л.Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Изд. 2. Якутск, 1993.

2. Ю.А.Мочанов. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1977.

3. А.Н.Алексеев. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, 1996.

4. А.И.Мартынов. Археология. Учебник. М., 1996.

5. И.В.Константинов. Ранний железный век Якутии. Новосибирск, 1978.

6. Л.Г.Ивашина, Э.Л.Климашевский. Могильник Бухусан (Результаты работ 1970 г.) /Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975.

7. М.А.Кирьяк. Древнее искусство Севера Дальнего Востока (Каменный век). Магадан, 2000.

8. С.А.Федосеева. Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1980.

 

Людмила Николаевна Жукова, старший преподаватель лаборатории этносемиотики ФЛФ ЯГУ.

Статья подготовлена при поддержке проекта 00-06-96222 РФФИ.

post-329-0-92255200-1383323937.jpg

post-329-0-52168000-1383323943_thumb.jpg

post-329-0-92125800-1383323947.jpg

post-329-0-83951400-1383323952.jpg

post-329-0-09710700-1383323956.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

если баян- удалю.

Не надо!Очень интересно-мне,как минимум.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно как-то автор статьи утверждает о преемственности древних костяных ножей и современных стальных, говоря об отсутствии асимметричности на древних железных клинках: "Редкие находки древних кованных железных ножей Якутии показывают отличие их от костяных ножей предшествующего периода именно отсутствием асиметрии сечений (рис. 11)". Между костяными с долом и современными стальными с долом получается очень большой временной провал. Да и сомнительно, чтобы один народ сиднем сидел в одной и той же местности со времён палеолита. Предки якутов, вроде бы, пришли на свою современную территорию с других краёв.

В этой статье мне больше всего нравится клинок на 3 фотографии.  

 

 

 


Сергей,Андрей...Повторяю не в первый раз-я не говорю,что мне эти ножи не нравятся.Я всего-то высказал своё мнение о происхождении их.Не больше,не меньше.
 

Игорь, ну не обвинял я Вас в этом, честное благородное слово!!! :D Я тоже высказываю только своё мнение, свои мысли, свои представления, не больше и не меньше. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всю тему уже надо в "якутов" переносить.

Вместе с Асиной морковкой.

А Аси - вывести в чисто поле и расстрелять там, за сараем.

Чтобы что попало - чем попало не резал.  :D

В следующий раз он картошку катаной почистит - и холивара на полгода будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большой ампутационный. Резекционный нож немного другой.

Вчера в ганзовской барахолке за полтора рубля такой продавали.

А статья спорная довольно-таки,но интересная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Вместе с Асиной морковкой.

А Аси - вывести в чисто поле и расстрелять там, за сараем.

Чтобы что попало - чем попало не резал.  :D

 

ты уж определись, то ли морковку отрезать,..то ли Аси расстреливать. Я все же думаю, что расстрел это примитивно в данном случае.

  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

атататата! стыдитесь, парни, за якута готовы меня морковки лишить!))))   

 

а тема да, давно мой убогий обзор переросла. но это же неповод меня расстреливать за сараем. кстати сарай как минимум тоже должен быть якутским ))))) 

да, самокритично, и это радует,

но продолжим....

 

Кукушка хвалит петуха за, то что хвалит он кукушку.

 

я смотрю само пиар какой то...

одного (или2х 3хили ... )участника дискуссии,я теперь понимаю...

кто ж купит  хбез рекламы....?

ну а счастливые обладатели...вы же здесь друг перед другом  меряетесь,как  я  и предполагал.....

мужики, не понимаю, нравится нож, замечательно...

зачем так пиарить?

оправдаться за затраченные деньги?  зачем?, жены сюда не ходют? купил и купил...

не хватает смелости сказать  что нож ... не очень... выдумываете для него различные функкции.

но это с пройдет с покупкой других  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я смотрю само пиар какой то...

одного (или2х 3хили ... )участника дискуссии,я теперь понимаю...

кто ж купит  хбез рекламы....?

ну а счастливые обладатели...вы же здесь друг перед другом  меряетесь,как  я  и предполагал.....

мужики, не понимаю, нравится нож, замечательно...

зачем так пиарить?

оправдаться за затраченные деньги?  зачем?, жены сюда не ходют? купил и купил...

 

Владимир, зря Вы так!

 

"""""Ну а год всего пользоваться, чтобы проиводитель мог чтонибудь продавать ежегодно, наверное...""""" -- по крайней мере в Мск так тоже говорят (правда меня не все тоже понимают :D и в Море поругивали). Сами-то пробельчики не ставите, однакоть :)

 

Чего плохого? Фактически, вторая часть ветки про ЯН. Я не покупаю ЯН и не продаю, но интересно было информацию получить, не на все ответы есть, но все же.  Сказок про стали, либо того, что счел бы сказками - не услышал, жду дальнейших новостей про ЯНы от Паши и Матвея, в этой теме описанные (в хорошем смысле этого слова).

 

А на географию "земляков" наезжать вообще дело последнее, я, по душе, даже не знаю, что важнее, сухая инфа по сабджу или что коллеги на форуме с разных уголков встречаются..... Что генеральнее-то? А то вот, как выше писали, молоток, "китаец" и олень на лестничной клетке "разобран". Зачем тогда ножемания вообще?

 

Про "кукушку и петуха" ей богу после 10 лет (умеренного) почитывания ножевых конф не вижу данного "диагноза" в данной ветке. Бывает, тошно, но не тут..... Это вот когда БД войны были против Вассилия Калифорнийского, вот тогда, помнится, была тема-упрек от одной из сторон, что мол Мастерам продать надо, потому и хвалят друг друга, взаимоподдерживают. Я без выбора стороны,просто констатирую. Емнип.

 

Тут просто случилось, что НЕ изначальный тяжелый обзор дал легкий шлейф обсуждений ранее данной ТСом исчерпывающей инфы по сабджу (как вот ув.Гера про топоры, например, как напишет, как нафотит - враз даже не асилить, я уж про Майорку гигантский обзор от Андрея Артуровича не говорю....), а тут по-другому: обзорчик задал тон, позволил ближе узнать сабдж и Мастера, затронул холивары, подтянул и другие дополнения, планы на будущее задали, так, в свободном полете..... Эта форма обсуждения вполне тоже имеет право.

 

И уж не знаю, но считаю ножевым долгом на конфах поддерживать (хвалить, давать инфу) и Мастеров и заводы, от которых удалось получить (купить) отличные продукты, в которых увидел воплощение любимых решений. Если это не есть серьезно - нах тогда тратить на ножи и время и деньги и силы, особо время бесценное. Да и деньги - не шутка, их уважать надо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Wowa

теска, я испугался, увидя стоко много написанного, не в в обиду......

 будь краток, и будешь понятен..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Wowa

теска, я испугался, увидя стоко много написанного, не в в обиду......

 будь краток, и будешь понятен..

 

Нет, тезка!  :)  настаиваю полностью :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, тезка!  :)  настаиваю полностью :)

ок. сам виноват..

первых 3 абзаца не понял ,да и ладно...

 

 

тут просто случилось, что изначальный тяжелый обзор дал не легкий шлейф обсуждений ранее данной ТСом исчерпывающей инфы по сабджу (как вот ув.Гера про топоры, например, как напишет, как нафотит - враз даже не асилить,

 

тяжелый обзор ????это ты ...?

про тыкву ?не к хелловину будет сказанно....

а вот Геру ты как раз к месту упомянул.....

слава  Всевышнему... обзор   супа из топора он еще не замутил   (и надеюсь не будет)

хотя по логике данного топика  ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

последнею строчку ты с какого на кокой перевел?

-а я с портартура...из 

но ты наверно не знаешь что это за район..

Конечно знаю ! На прямки через Иртыш. Давно в Германии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно знаю ! На прямки через Иртыш. Давно в Германии?

нет  не на прямки, а  цвишен   жд вокзалом.и сахалином

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

нет  не на прямки, а  цвишен   жд вокзалом.и сахалином

:D

Тыже знаешь? для бешеной собаки семь верст не крюк
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

тяжелый обзор ????это ты ...?

про тыкву ?не к хелловину будет сказанно....

а вот Геру ты как раз к месту упомянул.....

слава  Всевышнему... обзор   супа из топора он еще не замутил   (и надеюсь не будет)

хотя по логике данного топика  ....

 

 

Владимир! ура!   хорошо что я настоял на своём!  И правда - что ты ткнул меня носом - я там "НЕ" пропустил и смысл потерялся.  В азарте ночном.   Теперь-то поправимшись вроде, по крайней мере, что хотел сказал, теперь выражено вроде как хотел, ежели мозг не отказывает (знать бы).   По сути: обычно как -- тяжелый обзор и потом каменты по чуть-чуть.   А тут не так: обзорчик как отзыв, легкий, а потом - вороха!   Это я имел ввиду, а ты помог поправить. СПАСИБО!

 

А что три первых абзаца не понял -- ну так мир так сделан, не все всех понимают. Я вот твоей настойчивой критики не понимаю, покаместь. Ну и что?

 

 

Конечно знаю ! На прямки через Иртыш. Давно в Германии?

нет  не на прямки, а  цвишен   жд вокзалом.и сахалином

:D

 

Ну говорю же, земляки встречаются!   "Как в кино!" (с)  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.