Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Вот я только что проводил гостей. Проводы были долгими, непростыми. Вначале я провожал гостей до остановки такси, затем они провожали меня до полдороги домой, ну и т.д.

В связи с этим у меня возник к сообчеству вопрос.

1) Имеют ли место быть в регионах к проводам гостей тосты:

-на посошок

-стременная

-закурганная

-коню копыта смазать

2) Что из народного поют? Мы пели - Ой, мороз, а потом - По Дону гуляет казак молодой

  • Ответы 751
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Опубликовано:

Ну вот смотрите.

На посошок, оно понятно. Перед дорогой.

Затем казаку, отбывающему на службу, (на войну), перед тем как сесть в седло, продеть ногу в стремя, подносили 'стременную'.

Потом он уезжал, жена с детишками долго махали платочком во след, пока казак не скрылся в дали.

А казак, 'скрывшись в дали', заезжал за курган, где его поджидала 'зазноба', она тоже с ним прощалась, пускала слезу, и подавала 'закурганную'.

Вот такая этимология.

А 'копыта смазать' откуда хз, но выражение устойчивое, слышал много раз из разных источников

Опубликовано:

На посошок, оно понятно. Перед дорогой.

Затем казаку, отбывающему на службу, (на войну), перед тем как сесть в седло, продеть ногу в стремя, подносили 'стременную'.

Потом он уезжал, жена с детишками долго махали платочком во след, пока казак не скрылся в дали.

А казак, 'скрывшись в дали', заезжал за курган, где его поджидала 'зазноба', она тоже с ним прощалась, пускала слезу, и подавала 'закурганную'.

А ничё так у казаков было дело поставлено :)
Опубликовано:

Вот я одно время огибался в области, в станицах, такого слышал много от еще 'дореволюционных' бабок, но в памяти осталось только это.

Вот Жека Ним должон еще помнить, он с тех краев вроде, да иде он, забанен поди? Али празнует.

Опубликовано:

Что такое «штрафная рюмка»? В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.



«100 фронтовых». Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.



Тост за здоровье. Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».



На троих. В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.



Гранёный стакан. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани... Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.



В ящике водки 20 бутылок. В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация..



Пустую бутылку нельзя ставить на стол. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.



Посошок на дорожку. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.


Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.


Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»... и другие с таким же смыслом.


Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.



Стременная. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.



Закурганная. Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.


За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…


Эта обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважения уезжавшим.


Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.


Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…



И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.

Опубликовано:

Свистят они про станицы и курганы. Станицы сами по себе, курганы сами. Если и есть совпадения, то случайные. Все эти курганы были раскопаны и разграблены еще в РХ. Высотой эти курганы в пяток метров, камыш выше. Не сразу и узришь, что это курган. Какие там сигнальные костры? Художественный свист про курганы.

И еще, я это, 'Черный ворон, что ж ты вьешься..', все норовлю затягивать, а супруга не дает, говорит заупокойная вона, песня.

А душа просит

Еще эту пою - 'А есаул догадлив был, он сумел сон мой разгадать...'

Опубликовано:

Видимо разновидность стременной есть ещё на коня,есть у меня хороший знакомый с Украины(восточной).Перед тем как ему уйти,всегда выпиваем на коня.Саша,вспомни ещё Хазбулат удалой,бедна сакля твоя...

Опубликовано:

не, за коней и на конях не пьем,..а палочку в дорожку это завсегда. :)

Дык, а вы пейте! Там же сказано - от чистого сердца, ведь!

А коней уж и у нас не встретишь, если разве в цирке или в прокате, ну или в пальто.

Опубликовано:

на посошок,.... :ph34r:

 "на" - это понятно, на кол, на посошок

"посошок" - дорожная палка.

 Итого: на дорожную палку,...

ну, или "палочка в дорожку!" :D

Гы-Гы,а то я грешным делом подумал про биту :ph34r:  :D

Опубликовано:

Ты смотри, бухают и бухают.

И даже мамашу этимологию себе в оправдание подтянули :)

Народ, у вас там чё, поблизости гумманитарные пункты раздачи запасной печени что ли ? :D

Опубликовано:

Ты смотри, бухают и бухают.

И даже мамашу этимологию себе в оправдание подтянули :)

Народ, у вас там чё, поблизости гумманитарные пункты раздачи запасной печени что ли ? :D

Не это мы пытаемся у Матвея запасы чуток уменьшить...Правда пока не получается :D 

Опубликовано:

Вот прям как с запасами сала у тебя! :D

У меня не запасы,у меня закрома.Помнишь,что всё заготавливали в закрома Родины,правда тех закромов никто не видел...

Опубликовано:

 

 


А коней уж и у нас не встретишь, если разве в цирке или в прокате, ну или в пальто.

У нас под окном девки детей на конях катают,там и пони,и большие,всего штук 8 - 10.

Опубликовано:

Ну это и есть прокат. Еще изредка цыгане появляются с телегой такой, на резиновом ходу.

А где-то выше по Дону до войны пасли коней, ну типа табун колхозный, потом то, да се, третье-десятое, про коней забыли, там война, а у Дона образовался рукав, и место, где обитал этот табун, превратилось в остров. Там табун одичал и обитал самостоятельно несколько десятков лет. Лишь в новейшее время его вдруг нашли, а лошади-то дикие. Мустанги. Сделали заповедник, изучают.

Ну вот как за коней не пить?

Опубликовано:

Дзинь -всем  крепкого здоровья !

Насчёт сала в качестве закуси , оно токо от хрюшки бывает или от других животинок тоже ?

Какое-то невкусное в Германии сало в сравнении с украинским ))

После рождества в магазах продаётся в нарезках копчёная гусиная грудка , мну к пыву понравилось ))

Опубликовано:

Учитывая непосредственную близость к Восточной Украине у нас в пищу принимают обычное сало. Есть еще всякое нутряное баранье и всяко/разно, но оно в чистом виде в пищу не идет.

Вернемся к "закурганной". Вот надыбал фото самой обычной донской станицы Мелиховской. Иде там старинные скифские курганы? Нема! А вот за энтими холмиками и перестревала казака зазноба с  закурганной.

post-6609-0-51764800-1389183627_thumb.jpg

Опубликовано:

 

 


Иде там старинные скифские курганы?

А вы помните, что раньше и деревья были выше, и курганы. :D . Все потихоньку сглаживается, Уральские горы в "молодости" не уступали Гималаям, а сейчас? :wacko:

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Популярные теги

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.