Это Хант Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 а что такого в якуте есть, что его так хвалят. Ничего... 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Игорь! Вам хорошо, Вы для себя уже все решили :) 0 Ответить
ir_bis Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 предлагаю использовать якут для каждой макаронины. исходя из собственного опыта якут лучше использовать для строганины как рыбы, так и мяса. ну и конечно же для сала. 0 Ответить
Xayzoku Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Анатолий, ножи на Вашей фотографии я бы с большой натяжкой назвал якутскими."По мотивам" скорее... Всё,разумеется,ИМХО. Ранить чувства автора намерений не было. Может у Вас есть работы с более аутентичными формами !? 0 Ответить
Северянин Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Ничего... Твое мнение мы поняли и учли, при всём уважении, я считаю что данная тема для тебя лишняя, можешь в неё не заходить и не орать каждый раз что тебе якут не нужен и он фигня. Начинает попахивать абсурдом. 0 Ответить
Северянин Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Присоединяюсь к Дмитрию. Имею такое же мнение. Анатолий, если Вы сделали их штук пять как говорите, и хотите понять для чего и как они используются, то давайте поговорим об этом, а так же о самих ножах, о их формах. То, что Вы написали в первом посте, можно посчитать за вброс, отсюда и моя реакция. 0 Ответить
Xayzoku Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Уловил (надеюсь) лейтмотив постов хейтеров ЯН и созрел у меня вопрос: ЯН-примитивный инструмент от примитивных кузнецов/слесарей, которые обходились жалким минимум материалов, кроме исторической ценности у ножа преимуществ нет и пользователи его в общей своей массе - народ далёкий от реального понимания ножа как инструмента или любители этники. Как тогда объяснить, что при столь обширной интеграции северных (якутской,эвенкийской и т.д.) и русской (назовём её западной) культур, на задний план ушли многие аспекты традиционного уклада этих народов (как пример - почти полная утрата народных промыслов), но ЯН - живее всех живых и вытеснение любыми аналогами ему в скором времени не грозит !? Я не без знания вопроса спрашиваю - периодически в Якутии бываю, супруга там более 20 лет прожила. Так вот местные охотники,рыбаки,грибники и просто любители в близлежащий лесок прогуляться обеими руками (и кошельком) голосуют за ЯН.Могут позволить себе очень и очень приличные ножи различных форм и концепций, но выбирают ЯН. На любой кухне хоть один-два но присутствуют. И ведь не все поголовно якуты - русские,сахаляры и многие другие (то есть дань традициям во многом можно исключить). Это всё к чему - не разобравшись в феномене (а как ещё назвать ?) ЯН, не стоит его огульно хаить. Весомые аргументы "против" (якутского ножа, а не моей полуночной писанины :) ) конечно же интересно послушать ! 0 Ответить
Ren Ren Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Вывод мой таков - их (якутов) необходимо дома иметь два, причем, что для правши, что для левши. Один правосторонний, другой левосторонний. Правосторонним удобно резать от себя, строгать. Левосторонним удобно резать на себя и использовать нож, как струг. Анатолий, к такому же выводу (только несколько раньше :) ) пришли Ваши земляки - коренные народы Приморья и бассейна Амура. В комплекте два ножа с "зеркальной" односторонней заточкой - большой прямой охотничий и маленький кривой рукодельный (по-удэгейски - кусигэ и афили). 0 Ответить
мак Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Какие могут быть аргументы против? ЯН это объективная данность, как можно критиковать данность? Вот он такой и никакой другой, историю вспять не повернешь. А всем мил не будешь, ян не бакс, чтоб всем нравится, на вкус и цвет все ..... разные. 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 10 июня 2015 Опубликовано: 10 июня 2015 Прошу прощения у форума, но когда я заинтересовался Янами, я попытался сначала сделать клинок. Оказалось, что его делать несколько сложнее, чем простой клин. Нужна несколько другая техника ковки, приспособы и пр. Хотя некоторые утверждают, что это не сложнее, чем просто клин. У меня сразу возникает вопрос - а зачем? и почему?, в чем глубокий смысл, ведь их делают и пользуются до сих пор. Выскажу несколько крамольную мысль используя некоторые допущения до гротеска. Если взять и задаться вопросом, что главнее в изделии именуемом ножем. Клинок или ручка. Идя логическим путем, заключаем, что клинок, ведь без клинка, ручка - это кусок дерева, в крайнем случае, хотя без ручки тоже плохо :). И так клинок, что важно в клинке - мне кажется, что режущая кромка, обух, форма, строй должны подстраиваться под задачи. Но в Яне именно строй играет наиболее важную роль, следовательно он максимально подстроен под задачи того населения, которое живет в данном районе, с определенными климатическими условиями и выполняет определенные виды работ. Пожалуй по строю очень близок к левостороннему якуту японский рыбный нож. Я взял якутский строй и попытался использовать в моих условиях, отличающихся, но не так далеко от якутских. Уверен, что в тундре на севере раньше с морковкой и картошкой было труднее, чем сейчас. Поэтому я не стал делать аутентичные, пожалуй последний наиболее близок, но все равно по мотивам. Может просто не умею :). Мне кажется, что следование канонам не всегда обязательно. Ведь делают и другие формы с таким же строем и пользуются. Я пытался оценить его эффективность в моих повседневных работах и пришел к тем выводам, которые изложил выше. С Уважением 0 Ответить
Timir Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Якуты использовали в хозяйстве правосторонние ножи для строгания, реза и левосторонние рубящие клинки (хотокон, батыйа, батас). Т.е. вы в чем то правы, только левосторонние клинки по строю отличались от ЯНов. 0 Ответить
Xayzoku Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Критикуется не сам ЯН,конечно же, а его востребованность и удобство пользования в современном ножевом многообразии. "Примитивизм" форм и "простота" изготовления объективно вменяются... хотя, судя даже по "Мастерской" - не всё так просто и однозначно. А из более или менее веских аргументов - бессвязные словосочетания и междометия... Анатолий, ещё фото бы увидеть 0 Ответить
Это Хант Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Твое мнение мы поняли и учли, при всём уважении, я считаю что данная тема для тебя лишняя, можешь в неё не заходить и не орать каждый раз что тебе якут не нужен и он фигня. Начинает попахивать абсурдом. Матвей,я уже слышал,что "вы" моё мнение учли и поняли,вот только "вас" несколько человек,а не всё население земного шара.Так что позволь мне (и не только мне) иметь своё мнение и его высказывать.Если тебя не устраивает моё мнение о якутском ноже-можешь его не читать и игнорировать,делов-то... Уловил (надеюсь) лейтмотив постов хейтеров ЯН и созрел у меня вопрос: ЯН-примитивный инструмент от примитивных кузнецов/слесарей, которые обходились жалким минимум материалов, кроме исторической ценности у ножа преимуществ нет и пользователи его в общей своей массе - народ далёкий от реального понимания ножа как инструмента или любители этники. Как тогда объяснить, что при столь обширной интеграции северных (якутской,эвенкийской и т.д.) и русской (назовём её западной) культур, на задний план ушли многие аспекты традиционного уклада этих народов (как пример - почти полная утрата народных промыслов), но ЯН - живее всех живых и вытеснение любыми аналогами ему в скором времени не грозит !? Я не без знания вопроса спрашиваю - периодически в Якутии бываю, супруга там более 20 лет прожила. Так вот местные охотники,рыбаки,грибники и просто любители в близлежащий лесок прогуляться обеими руками (и кошельком) голосуют за ЯН.Могут позволить себе очень и очень приличные ножи различных форм и концепций, но выбирают ЯН. На любой кухне хоть один-два но присутствуют. И ведь не все поголовно якуты - русские,сахаляры и многие другие (то есть дань традициям во многом можно исключить). Это всё к чему - не разобравшись в феномене (а как ещё назвать ?) ЯН, не стоит его огульно хаить. Весомые аргументы "против" (якутского ножа, а не моей полуночной писанины :) ) конечно же интересно послушать ! Да нет никакого феномена.И небыло до 1990-х годов его.Ранее в теме человек писал,что проведя некоторое время среди якутов-оленеводов не видел ни единого якутского ножа,я сам нормальненько так помотался по Чукотке,от Певека до тундровой глуши куда только вертолётом,работал в Салехарде и Лабытнанги-не Якутия,но тот же север и те же оленеводы,охотники,рыбаки-ну нет там якутских ножей...Ворсменские-есть,и самоделок немеряно,ток все самоделки по мотивам той же нижегородчины,зекпрома и т.д.,но не якутов. В середине 90-х на волне национализма все "маленькие,но гордые народы" взялись дружненько возрождать традиции-где они были,а где небыло-создавать их на пустом месте. Якутские ножи,балкарские ножи,ряженое "казачество выходного дня" и т.д.-всё это из одной оперы. А дальше интернет-реклама,ганза да прочие ножевые форумы. С таким же успехом можно говорить о феномене финского пуукко,который нафик не нужен был никому в Советском Союзе ,а ныне вдруг стал суперпопулярен-но опять же где? -В околоножевом интернет-сообществе. Пуукко днём с огнём не сыщешь на поясе охотника ,не зарегистрированного на каком-либо ножевом портале,зато на форумах ток и слышно-ах,финка,ах якут... Искуственно раздутая шумиха. Какие могут быть аргументы против? ЯН это объективная данность, как можно критиковать данность? Вот он такой и никакой другой, историю вспять не повернешь. А всем мил не будешь, ян не бакс, чтоб всем нравится, на вкус и цвет все ..... разные. Я не отрицаю якутский нож как данность,я отрицаю его феноменальность и суперфункциональность. А вот с поворотом истории вспять...по моему мнению,идеологи и поклонники якутского ножа именно это сейчас и делают... 1 Ответить
Xayzoku Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Спасибо, Игорь ! Ответ почти исчерпывающий - примера неудобства ЯН при конкретных работах не хватает. Это не придирка, действительно интересен Ваш ( и не только) опыт использования. По поводу "феноминальности" ЯН предлагаю копья не ломать - каждый всё равно останется при своём мнении. Конечно интернетизация повлияла на популяризацию ЯН, как и других этнических и модерновых - что не может не радовать ножеманов всех мастей. Примера с пуукко не понял - почему он должен был быть популярен именно в Союзе !? (можно не отвечать, дабы не оффтопить) Может суперфункциональности и нет - в отдельных работах проигрывает узкоспециализированным. Как надёжный универсал - один из лучших,ИМХО. 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Если слишком много краски, то уберу 0 Ответить
Это Хант Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Спасибо, Игорь ! Ответ почти исчерпывающий - примера неудобства ЯН при конкретных работах не хватает. Это не придирка, действительно интересен Ваш ( и не только) опыт использования. По поводу "феноминальности" ЯН предлагаю копья не ломать - каждый всё равно останется при своём мнении. Конечно интернетизация повлияла на популяризацию ЯН, как и других этнических и модерновых - что не может не радовать ножеманов всех мастей. Примера с пуукко не понял - почему он должен был быть популярен именно в Союзе !? (можно не отвечать, дабы не оффтопить) Может суперфункциональности и нет - в отдельных работах проигрывает узкоспециализированным. Как надёжный универсал - один из лучших,ИМХО. Я не говорю,что якут КРАЙНЕ неудобен при определённых работах-когда нет ничего под руками любой режущий предмет-благо,я шкурку с лисицы снимал крышкой от консервной банки,но повторять сей опыт очень бы не хотел. Якутский нож ,как и любой остроконечный не слишком удобен при снятии шкуры с крупного зверя-порезов не избежать,особенно если речь идёт о кабане-в Якутии он не водится,правда,зато на исторической родине якутов его немеряно,если считать их исторической родиной Прибайкалье. Пуукко был помянут как пример того,как можно с помощью интернет-форумов раскрутить за десяток лет прежде мало кому известный предмет,в данном случае-тип ножа. Сейчас идёт практически такая же раскрутка ЯН. Для универсалов,по крайней мере лесных ни ЯН,ни пуукко сильно недотягивают как минимум из-за узкого клинка:они малопригодны для рубки,а в лесу частенько рубящие свойства нужны-колышек стяпать,лапника нарубить на подстилку или веток на шалашик... 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 примера неудобства ЯН при конкретных работах не хватает Дмитрий! Почему я говорил, о том, что удобно делать якутом, потому, что это в плюс. В минус идет, то что строй клинка очень асимметричен. И это создает определенные неудобства. Необходимо контролировать рез, т.е. привыкать прикладывать усилие, противоположное естественному ходу ножа. Правосторонний ведет при резе от себя в сторону отрезаемого материала, а левосторонний - на исходный материал. Т.е. одновременно это и благо - стружку согнать, талу или мороженное мясо тонко порезать, но и трудности в виде заглубления ножа в разрезаемый материал или порезов шкуры при обдирке. Везде есть свои плюсы и минусы и наша задача плюсы использовать, а минусы обходить. С Уважением 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Для универсалов,по крайней мере лесных ни ЯН,ни пуукко сильно недотягивают как минимум из-за узкого клинка:они малопригодны для рубки,а в лесу частенько рубящие свойства нужны-колышек стяпать, лапника нарубить на подстилку или веток на шалашик... Игорь! Я Верхний на рисунке, таскаю на охоту и в походы, но в походы еще беру топорик ли топор, для рубящих свойств. Это написал не для упрекнуть. Просто универсального редко бывает. Хотя каждый поступает сообразно своим представлениям. А вот узкий и длинный клинок (15-17 см) очень удобен для прямую кишку вырезать. Широким так не получается. 0 Ответить
Это Хант Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Игорь! Я Верхний на рисунке, таскаю на охоту и в походы, но в походы еще беру топорик ли топор, для рубящих свойств. Это написал не для упрекнуть. Просто универсального редко бывает. Хотя каждый поступает сообразно своим представлениям. А вот узкий и длинный клинок (15-17 см) очень удобен для прямую кишку вырезать. Широким так не получается. Анатолий,не любой нож с односторонней заточкой является якутским.На Ваших ножах форма кончика скорее напоминает те же пуукко,чем то,что принято считать якутским ножом.Он более копьевидный,что ли,более пологий на традиционных якутах.А по разделке-кто к чему привык...я без проблем петлю у лося вырезаю ножом с клинком 140х30 мм... 0 Ответить
Северянин Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Игорь, один вопрос: лично ты якутским ножом что либо разделывал, строгал? Или всё из области догадок относительно фото? Так, вкину немного. Вот что делают мои ЯНы. 0 Ответить
anatoly Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Матвей! Спасибо! Оч. Интересно! 0 Ответить
Timir Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Для рубки есть свои клинки у якутов для этого предназначенных. Якутский нож по строю предназначен именно для резания и строгания. Он хорош по мясу, рыбу, дереву. Что еще требуется универсальному ножу? Что такое вообще универсальный нож? Я не понимаю. Вообще есть разные типы якутских ножей. Есть ножи для снятия шкуры, есть рыбацкие ножи, есть специальные крепкозакаленные ножи по дереву. На самом деле разные они эти ЯНы) Для рубки колышек идеальны Хотоконы да Батыйа, может быть и Бадайы. Охотники из ХО таскали обычно якутский нож и батыйа (типа мачете). Иногда брали рогатину Тайыы в зависимости от вида охоты. Иногда таскали 2 ножа охотничьих - большой и малый. Иногда брали Бадайы (очень большой нож) используемый как нож и батыйа. Есть еще Хотокон (маленькая батыйа). Теперь охотники да рыболовы таскают в основном 1 ЯН и топор. К сожалению батыйа потихоньку забывается, редко кто пользует. Я не говорю,что якут КРАЙНЕ неудобен при определённых работах-когда нет ничего под руками любой режущий предмет-благо,я шкурку с лисицы снимал крышкой от консервной банки,но повторять сей опыт очень бы не хотел. Якутский нож ,как и любой остроконечный не слишком удобен при снятии шкуры с крупного зверя-порезов не избежать,особенно если речь идёт о кабане-в Якутии он не водится,правда,зато на исторической родине якутов его немеряно,если считать их исторической родиной Прибайкалье. Пуукко был помянут как пример того,как можно с помощью интернет-форумов раскрутить за десяток лет прежде мало кому известный предмет,в данном случае-тип ножа. Сейчас идёт практически такая же раскрутка ЯН. Для универсалов,по крайней мере лесных ни ЯН,ни пуукко сильно недотягивают как минимум из-за узкого клинка:они малопригодны для рубки,а в лесу частенько рубящие свойства нужны-колышек стяпать,лапника нарубить на подстилку или веток на шалашик... 0 Ответить
Северянин Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Батыйу я тоже как нить сделаю на досуге. :) 0 Ответить
Xemul Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Камрад Timir, а поподробнее про левостороннее рубящее можно? Просто лежит пара инструментов, один готовый, второй доделывать надо 0 Ответить
Timir Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Камрад Timir, а поподробнее про левостороннее рубящее можно? Просто лежит пара инструментов, один готовый, второй доделывать надо Камрад Luo здесь подробно рассказал про батыйа http://rusknife.com/topic/9591-якутская-батыйа/?p=459029 Если коротко батыйа это распространенный в сибири оружие типа пальмы: Батыйа использовалась как хозбытовой топор, функция аналогичная мачете. Рукоять бывала разной длины от кончика уха до сгиба запястья если упереть клинок в землю и стоять. Клинок разной длины, строй почти одинаков. Отличается в мелочах типа одностороннего или полноценного упора, количества поперечных полосок у рукояти и типа фасок. Хотокон это маленькая батыйа. Есть еще батас несколько другой конструкции, в основном было боевое оружие и скорей всего из лучшей стали. Часто находят намеренно испорченные изделия в погребениях. В каждой мужской могиле обычно находят батыйу. Было очень распростаненным среди якутов оружием. 0 Ответить
Xayzoku Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Матвей, тогда уж ещё несколько на продажу делай ;) Видимо, надо пойти твоим путём и вместо словоблудия сделать фото/видео ЯН "при деле". Вечерком,как до дома доберусь - сделаю. По поводу рубки ЯНом - зачем им рубить !? Топоры и мачетины любых форм и размеров сейчас не проблема купить. Только про лишний вес говорить не надо: любой вменяемый человек возьмёт топор (мачете), если есть хоть небольшая потребность в рубящем инструменте. 0 Ответить
Это Хант Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Игорь, один вопрос: лично ты якутским ножом что либо разделывал, строгал? Или всё из области догадок относительно фото? Ответ на этот вопрос был уже в теме.Да,я пробовал "якутообразные" ножи в использовании,и не увидел в этом предмете никаких чудо-свойств. К сожалению батыйа потихоньку забывается, редко кто пользует. Не вижу поводов для сожаления...Стандартная ситуация,когда изживший себя инструмент забывается. Никто ж не сожалеет о конторских счётах,вытесненных из обихода микрокалькуляторами... По поводу рубки ЯНом - зачем им рубить !? Топоры и мачетины любых форм и размеров сейчас не проблема купить. Только про лишний вес говорить не надо: любой вменяемый человек возьмёт топор (мачете), если есть хоть небольшая потребность в рубящем инструменте. Затем же,зачем и любым УНИВЕРСАЛЬНЫМ ножом-речь несколькими постами ранее шла именно о универсальности.Ну дык эта заточка на ручке от лопаты ни разу не универсал. Почему ж не говорить про лишний вес?Средний топорик весит больше,чем полный патронташ,это немало,если за день предстоит прогуляться километров 30 и более... Вес во многих случаях немаловажен,и как раз процентов 90 ПЕШИХ охотников в тёплое время года не станут таскать с собой топор,если не уверены что ночевать придётся в лесу,а обойдутся ножом .При этом люди,смею заверить,вполне ВМЕНЯЕМЫЕ. 0 Ответить
ant-tv Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Матвей, тогда уж ещё несколько на продажу делай ;) форумная батыйа. 0 Ответить
Timir Опубликовано: 11 июня 2015 Опубликовано: 11 июня 2015 Ответ на этот вопрос был уже в теме.Да,я пробовал "якутообразные" ножи в использовании,и не увидел в этом предмете никаких чудо-свойств. Не вижу поводов для сожаления...Стандартная ситуация,когда изживший себя инструмент забывается. Никто ж не сожалеет о конторских счётах,вытесненных из обихода микрокалькуляторами... Затем же,зачем и любым УНИВЕРСАЛЬНЫМ ножом-речь несколькими постами ранее шла именно о универсальности.Ну дык эта заточка на ручке от лопаты ни разу не универсал. Почему ж не говорить про лишний вес?Средний топорик весит больше,чем полный патронташ,это немало,если за день предстоит прогуляться километров 30 и более... Вес во многих случаях немаловажен,и как раз процентов 90 ПЕШИХ охотников в тёплое время года не станут таскать с собой топор,если не уверены что ночевать придётся в лесу,а обойдутся ножом .При этом люди,смею заверить,вполне ВМЕНЯЕМЫЕ. Какой нормальный охотник отправится в тайгу без топора?) Может быть городскому типо охотнику достаточен один нож, но серьезному охотнику в лесу нечего делать без рубящего инструмента, имхо. Охотнику обычно если он пушниной занимается приходится проходить многие и многие километры за день в условиях бездорожья. Иначе не получится соболей ловить нормально и прочего зверя. Больше капканов или ловушек = больше добычи. Но если поставить много в небольшой площади толку мало. Надо обхватить большую территорию. Даже на зайцев нужно ставить много ловушек, а их гораздо больше пушных зверей. Поэтому многие предпочитали охотиться на собачьей упряжке, на лошадях, на оленях. Если пешком то на меховых лыжах зимой и сами волокли санки где вещи (котелок, чай и прочее обмундирование) или рюкзачек. Сейчас многие используют снегоходы и квадрациклы. Пешком конечно можно, но зверья меньше стало чем раньше, пешком сложно. Это я не говорю про охоту с засидок типа на уток, тут конечно проще. Чтобы пробиться через кусты удобнее батыйа чем топор. Нормальный топор тяжелее батыйи. Да и зачем замахиваться тяжелым топором чтобы рубить кустик или палку? Проще батыйей или мачете, и рука не устанет)) Обычно на охоте редко когда нужно прорубить толстое бревно. А то топить бревнами каждый день на стоянке заманаешься их рубить)) Для костра проще найти небольшой сухостой или сухие ветки дерева. Батыйу нмв таскать гораздо сподручнее топора, да и легче, нет выступающий частей. Можно конечно что то типо мачете, один х. будет удобнее топора)) Левосторонний ассиметричный строй при рубке меньше скользит и отскакивает от материала, он как бы лучше цепляется за материал, можно сказать вгрызается в него. Посмотрите даже на восточные ассиметричные поварские принадлежности. Там тоже похожий строй. 0 Ответить
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.