Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Популярны 2 подхода к заточке якутского ножа ЯН:

1. Точим со стороны плоскости до образования заусенца (кылАн) на всю длину РК. Затем со стороны линзы просто снимаем этот заусенец мелким зерном.

2. Точим со стороны линзы до образования равномерного кылАн, и с плоской стороны просто снимаем его.

В якутии практикуются обе эти методики. Сведение в ноль. Угол от 20 до 25 градусов.

Я например часто использую второй метод, т.к. на ноже с крепкой сталью мне кажется заточка с плосской стороны не подходит, даже с широким долом. Мне кажется снятие металла легче происходит с линзовидной стороны, т.к. брусок всегда касается небольшой площади.

Может на правой плосской стороне точить легче при мягкой стали и ну очень широкого дола. Но такой излишне широкий дол может быть причиной некоторой непрочности клинка. Тут нужен баланс между прочностью клинка и шириной дола с удобством заточки. Хороший мастер должен найти идеальный компромисс, нмв.

 

Говорят тундровый ЯН имеет от 25 до 30 градусов РК. Я пробовал заточить его на 30 градусов, совсем не понравилось как режет. Это батыйи и хотокон со спусками для рубки имеют угол 28-30 градусов.

Опубликовано:

 

 


Популярны 2 подхода к заточке якутского ножа ЯН:

1. Точим со стороны плоскости до образования заусенца (кылАн) на всю длину РК. Затем со стороны линзы просто снимаем этот заусенец мелким зерном.

2. Точим со стороны линзы до образования равномерного кылАн, и с плоской стороны просто снимаем его.

 

А в чём принципиальная разница сих способов заточки?

Ну, кроме того, что их точит правша или левша?

Опубликовано:

Разницы в результате нмв нету. Кого то дед научил точить со стороны дола, кого то со стороны линзы. 

А в чём принципиальная разница сих способов заточки?

Ну, кроме того, что их точит правша или левша?

Если дол узкий или его нет совсем, то точить с правой (плоской) стороны нет смысла - придется снимать металл с очень большой плоскости.

Если дол широкий, то многим проще вазюкать нож на плоском камне плоской стороной не заморачиваясь правильным углом РК - всегда получается правильный угол.

А многие предпочитают точить с линзовой стороны, снимая заусенец с плоской. Таким методом понятно нужно уметь точить линзу и не завалить угол. Дед так их научил, и их уже не отучить. Как то так.

Опубликовано:

 

 


Дед так их научил, и их уже не отучить.

 

Мой дед ездил на мотоколяске (были такие пепелацы) с ручным управлением.

Мну ровно ездит на механике и автомате.

Так что - аргумент с "научением дедами" не катит - как высосаный из пальца (мягко говоря).

Или якуты на снегоходах ямаха не ездят?

Или (по привычке) - оленей в них запрягают?

 

Прям - Алиса в Якутии - как альтернатива Зазеркалью.

Опубликовано:

 

 


чем-то по форме и размеру напоминает нож охотников на морского зверя. 1036137.jpg

Да сколько же можно!? Это не нож охотников на морского зверя, это нож приенисейских эвенков!

Опубликовано:

смотрел ролик

 

прочитал коммент:

 

Sergei Nord

 

 

Случайно нарвался на ролик.Сплошные заблуждения.Никаких сувелей и капов корневищ березы не бывает по определению.Они растут на стволе дерева.Элементарный грибок-заболевание.Причем на любом.Кап и сувель могут расти на ели сосне  и т.д.Что такое на севере рукоятка ножа из корня березы.Объясняю.Кусты карликовой тундровой березы имеют общий переплетенный между собой корень.Обычно в виде большой луковицы.Выдергиваем куст.Срезаем корень-луковицу.Сушим.Вырезаем по нужной форме.Варим в кипящей воде.При варке корень тундровой березы становится мягким как мыло.На горячую вбиваем клинок.После высыхания клинок держится намертво.Без всякой эпоксидки.Технология проверена веками.Рукоять бледно-розового цвета.Со временем темнеет.Приобретает более насыщенный цвет и каменистую крепкую структуру.Рисунок уступает карельской березе в красоте.Он более крупный и не имеет раковин.Если кому интересна тема не поленюсь схожу в лес и покажу технологию.

Ну и там в целом комменты забавные :)

Опубликовано:

По поводу коммента о сувели березы это конечно перебор))

Боюсь, если сказать, что раньше на некоторых ЯН не было дола и линзы, то закидают тапками? Все все молчу))

Опубликовано:

Если я правильно понял Жеку, он намекает, что не стоит "создавать сущностей сверх необходимости" ... я вам уже делал на этот счет заявление. А если еще проще, не надо с местечковым энтузиазмом превращать каждый аспект быта автохтонов в некую сакральную сущность. С этой стороны снимали заусенец или с той стороны ... я вас умоляю, есть интересный региональный нож, известный сотне человек в мире, давайте не будем манипулировать и превращать его в сакральное начало, якобы за каждым действием якутского пастуха или охотника стоит великое знание, данное ему свыше, отличающее его от всего остального человечества. Будьте проще и к вам потянутся, примитивный быть предполагает примитивные вещи и примитивное их использование, заточил на камне и ладно, режет кое-как и слава Богу. У меня есть неплохая подборка старых якутских ножей, вижу я как их точили, как попало, какие там блин заусенцы, я вас умоляю. Помните про бритву Оккама и смотрите на местную самодеятельность с высоты знаний, а не снизу, всегда сравнивайте предметы местного быта с мировыми образцами, чтобы правильно их позиционировать. Как только кто-то начинает рассказывать байку про искусство местной заточки ножей, не знаешь плакать или смеяться.

Опубликовано:

 

 


Это не нож охотников на морского зверя, это нож приенисейских эвенков!

Да? Интересно .... но у охотников были похожие ...

Опубликовано:

В ролике человека сильно смутил дол,...машинный, а не кованный.  Такой вопрос хотелось бы задать этому человеку - "а он когда нибудь счищал месиво из говна, кишок, крови и шерсти в вперемежку со льдом с клинка при 30 градусном морозе?" Я даже не беру в расчёт крутые кованные долы, просто с полированного клинка?  Порой клинок засирается и обмерзает на столько, особенно в районе пятки, что его невозможно всунуть в ножны.  А теперь представьте, что собирается на кованном доле? 

 Да, я прекрасно понимаю почему так делали раньше - потому, что нужен был ИНСТРУМЕНТ и побыстрее, и еще наверное потому, что в тундру не часто завозили разной гритности наждачку и алмазные пасты. 

Если мы на сегодняшний день делаем якутские ножи - то давайте ка и эктраполировать это на сегодняшние реалии и технологии, а не уподобляться каменному веку. 

 Если речь идет о создании очень хорошей подделки для последующего сбыта - это одно, а если о форме ножа как таковой на сегодняшний день - это совершенно другое. 

 Как говорил известный персонаж - "ЭЭЭ, дорогой - А ты не путай свою личную шерсть с государственной!. "

Опубликовано:

..., вижу я как их точили, как попало, какие там блин заусенцы, я вас умоляю..... Как только кто-то начинает рассказывать байку про искусство местной заточки ножей, не знаешь плакать или смеяться.

 

post-234-0-75525500-1426093453_thumb.jpg

 

post-234-0-94985600-1426093532_thumb.jpg

Опубликовано:

Ну вот так бы сразу говорили, че елозить вокруг да около, гадай потом что имели в виду))

Если я правильно понял Жеку, он намекает, что не стоит "создавать сущностей сверх необходимости" ... я вам уже делал на этот счет заявление. А если еще проще, не надо с местечковым энтузиазмом превращать каждый аспект быта автохтонов в некую сакральную сущность. С этой стороны снимали заусенец или с той стороны ... я вас умоляю, есть интересный региональный нож, известный сотне человек в мире, давайте не будем манипулировать и превращать его в сакральное начало, якобы за каждым действием якутского пастуха или охотника стоит великое знание, данное ему свыше, отличающее его от всего остального человечества. Будьте проще и к вам потянутся, примитивный быть предполагает примитивные вещи и примитивное их использование, заточил на камне и ладно, режет кое-как и слава Богу. У меня есть неплохая подборка старых якутских ножей, вижу я как их точили, как попало, какие там блин заусенцы, я вас умоляю. Помните про бритву Оккама и смотрите на местную самодеятельность с высоты знаний, а не снизу, всегда сравнивайте предметы местного быта с мировыми образцами, чтобы правильно их позиционировать. Как только кто-то начинает рассказывать байку про искусство местной заточки ножей, не знаешь плакать или смеяться.

Я уверяю вас, никто не занимается здесь выдуманной сакрализацией ножа. Вы о чем вообще?

Мы же не говорим о том, как домохозяйка якутка точит нож? Мы же говорим о том как надо в принципе точить ЯН чтобы он был острым? 

Несомненно, тогда и сейчас были и есть умельцы остро точить ножи. По вашему что, якуты не умели точить свои ножи? Странные вещи говорите))

 

Давайте так. Будем говорить о том как правильнее точить ЯН чтобы геометрия его сохранялась. Не будет утверждать, что якутские ножи обязательно нужно точить как попало.

Были ножи с широким долом, их как точить все уже поняли да? 

Давайте говорить как точить ножи с узким долом. Ведь не будете же спорить, что большая часть современных ЯН имеют такую конфигурацию? 

Я сделал предложение их точить с выпуклой стороны, т.к. это проще. Не знаю почему вы все так взбесились))

Опубликовано:

Я понял так, что долы оставляют кованными чтобы показать что нож мол кованый. Мода такая устойчивая. 

Спрос рождает предожение, вкусы меняются со временем))

Клинок в деревянном вкладыше ножен сидит достаточно свободно (болтается). Это делается, чтобы грязный нож не застревал. 

Деревянные вкладыши также вбирают в себя влагу с клинка, поэтому меньше ржавеет.

Нож входит рукоятью на 1/3 в ножны и т.о. плотно фиксируется.

 

Если посмотреть на долы старинных ножей, хотоконов и батыйа то долы в основном полированные.

post-11132-0-73220300-1426101123_thumb.jpg

post-11132-0-27866500-1426101177.jpg

Старинный точильный станок.

post-11132-0-19194300-1426101451_thumb.jpg

Опубликовано:

Кованые долы без шлифовки это современный показной примитивизм, который я лично не принимаю, в старину ножи шлифовали.

Опубликовано:

Вернее сначало ковали, потом все шлифовали. Ведь все и так знали что кованый.

Потом появились электроточилы и дешевые напильники. И понеслась :)

Кованые долы без шлифовки это современный показной примитивизм, который я лично не принимаю, в старину ножи шлифовали.

Опубликовано:

Были якуты и без долов.

Такой крупный и кованый дол именно на ноже обусловлен увеличением габаритов железки при той же затрате материала.

Дол "растягивает" клин, увеличивая его площадь.

Другого смысла в нём не вижу.

Опубликовано:
Дол "растягивает" клин, увеличивая его площадь.

Другого смысла в нём не вижу.

Ну, еще, например, широкий дол препятствует прилипанию разрезаемого материала к плоскости клинка.

На некоторых японских кухонниках так же, или, вообще, поверхность клинка волнистой делают.

Опубликовано:

 

 


еще, например, широкий дол препятствует прилипанию разрезаемого материала к плоскости клинка.

 

Это, скорее, полезный побочный эффект.

Мороженая рыба и к плоскому клинку не липнет, а сыр якуты режут не часто.

Опубликовано:

 

Также дол придает дополнительную жесткость.

Вряд ли, если дол профрезерован. Площадь сечения уменьшилась. Как минимум прочность на изгиб останется такой же, а скорее всего снизится.

Опубликовано:

Про долы на кинжалах

Про широкий дол на ЯН 

Вряд ли, если дол профрезерован. Площадь сечения уменьшилась. Как минимум прочность на изгиб останется такой же, а скорее всего снизится.

 

Опубликовано:

Опытов автор ролика говорит, что не проводил. А надо бы.

Из двух балок с одинаковой площадью сечения, на изгиб прочнее будет та, у которой бОльшая часть площади сечения отстоит от центра масс. 

Возьмите строительный двутавр (в строительстве прочность на изгиб  одна из основных характеристик).

Так вот этот двутавр можно представить как балку прямоугольного сечения с двумя глубоченными и широченными долами. Рельс - тоже самое. 

А на клинках если проковывают долы, там прочности на изгиб если пара-тройка процентов добавится - хорошо.

Вот облегчение - да. Экономия материалов - да. Удобство заточки и реза - да. Прочность на изгиб - вопрос.

Опубликовано:

Про долы говорят 2 кузнеца на основе своей практики.

В первом даже автор показывает как сгибаются разные кинжалы.

Я когда проверяю клинки после закалки обязательно наступаю. Там сразу четко видно как клинок сначала немного сгибается, потом практически перестает сгибаться. 

 

Можно провести маленький эксперимент. 

Возьмите длинную полоску жестянки. Согните немного вдоль оси. Попробуйте согнуть поперек. Потом распрямите ее и согните.

Опубликовано:

Популярны 2 подхода к заточке якутского ножа ЯН:

1. Точим со стороны плоскости до образования заусенца (кылАн) на всю длину РК. Затем со стороны линзы просто снимаем этот заусенец мелким зерном.

2. Точим со стороны линзы до образования равномерного кылАн, и с плоской стороны просто снимаем его.

В якутии практикуются обе эти методики. Сведение в ноль. Угол от 20 до 25 градусов.

Я например часто использую второй метод, т.к. на ноже с крепкой сталью мне кажется заточка с плосской стороны не подходит, даже с широким долом. Мне кажется снятие металла легче происходит с линзовидной стороны, т.к. брусок всегда касается небольшой площади.

Может на правой плосской стороне точить легче при мягкой стали и ну очень широкого дола. Но такой излишне широкий дол может быть причиной некоторой непрочности клинка. Тут нужен баланс между прочностью клинка и шириной дола с удобством заточки. Хороший мастер должен найти идеальный компромисс, нмв.

 

Говорят тундровый ЯН имеет от 25 до 30 градусов РК. Я пробовал заточить его на 30 градусов, совсем не понравилось как режет. Это батыйи и хотокон со спусками для рубки имеют угол 28-30 градусов.

А что можете сказать о правке мусатом?

Опубликовано:

Мусатом если не ошибаюсь все ножи правятся. Не знаю почему правка на якутском ноже мусатом чем то будет отличаться.

Поправил чики чик и все. Надо учеть просто особенность ЯН))

А что можете сказать о правке мусатом?

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.