Jump to content
Nim Shehit

Эмират Афганистан, или прекрасный нож из Бухары

Recommended Posts

Там, судя по гильзе, самоделка армейская.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это самоделка из чего попало, а Вы имеете в виду бебуты? Так их полно

Да не это то конечно самоделка, а бебут то он кинжал.

Вот у этой самоделки типичный клин пчака, а рукоять по середке.

У русского варианта "нож азиатского фасону" то же такая структура.

Некоторые плексигласовые наборные финки такие есть.

Да и еще какие то восточные ножи проскакивали...

Так что я думаю прототип должен всему этому определенный быть, некий нож у которого клин-пчак и рукоятью по центру.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если имеется в виду вот это -

 

post-2895-0-00395000-1330103601_thumb.jpg

 

то это уйгурский нож.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну и этот то же.

Хотя у уйгурских явно прослеживается влияние тибетских.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная конструкция для пчака.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ЗдОрово! Очень-очень интересно тема развивается... Есть несколько вопросов.

1. Насколько корректно называть такой тип клинка "сефевидским" (по династии Сефевидов в Иране)?

post-458-0-24905800-1330116662_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

2. Вот эти выступы на навершии - они работают ограничителями при погружении в ножны или чистый рудимент из прежней, давно забытой, жизни?

post-458-0-95646200-1330117314_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

3. Известно назначение всех этих замечательных сумочек и карманчиков (кресало не в счёт)? Больно уж вкусно всё выглядит...

post-458-0-83906300-1330117437_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

История ножей Средней Азии меня заинтересовала в 1982 году, когда я первый раз попал в Душанбе. На одном культурном мероприятии мне довелось попробовать поработать пчаком на готовке плова. Нож резал как скальпель из магазина и очень был хорошо управляем в работе. Подтачивать не было необходимости. Через пару дней на базаре был куплен первый, второй, третий – результат испытаний меня тогда очень удивил – полное г… Сжалившись надо мной будущий тесть привез из командировки в Ленинабад еще пару ножей, вот они работали пристойно, один уехал со мной - второй остался в Душанбе. Качество изготовления порадовало, я им долго пользовался на кухне.

Через год, в городе Кулябе, меня привезли в гости к местному «подпольному», придворному мастеру ножовщику. Меня встретил дед, лет 70, в парадном чупане и с приличной орденской колодкой. Я ему показал свой пчак и объяснил, что хочу хороший рабочий нож на кухню. Дед небрежно посмотрел на мой режик и не беря в руки сказал очень кратко: -«Это «узбек» и мы такого г.. не делаем.» Дружба между братскими народами СССР была слишком преувеличена, но и явной ненависти друг к другу тоже не показывали.

Короче за день Мастер мне отковал, отшлифовал клинок, сделал заготовку рукояти и кинул в какую-то жижу клинок, для покрытия защитным синим слоем хрен знает из чего. На следующий день я забрал готовый нож за 1 металлический рубль, денег Мастер с меня не взял в благодарность за то, что я его в течении дня слушал, а не поехал бухать с местным начальством. Клинок выкован из заначки (очень попросила встречающая сторона)- рессора ГАЗ 51 до 1961 г. выпуска, другого материала дед не признавал, потом, по его словам, пошел плохой металл, рукоять- рога бухарского оленя, больстер и навершие из «местного серебра». Клинок отковывался до такой степени различными молотками, что шлифовать было нечего. Судя по времени обработки на шлифовальных кругах, они предназначались ИМХО для проверки плоскости клинка и заточки. Закалка проводилась в ведре с водой и глиной потом в масло с «поджаренными» древесными опилками.

К ножу он добавил плоский камень для заточки. Этим ножом я активно пользовался на кухне до 2003 года. О ноже остались только хорошие воспоминания. Резал отлично, легко подводился и прилично держал заточку. Фото ножа не нашел. Примерно выглядел так.

Оборудование в мастерской очень скромное. В качестве горна, как по мне, обыкновенная печка, в которой таджики пекут лепешки и стоит в каждом доме только с трубой для подачи воздуха. При ковке клинков уголь использовал каменный, для полочников и древесный (дефицит) для рабочих ножей. Две наковальни и ножной точильный станок и точило самодельное с ременным приводом от электромотора. Этот же электромотор и крутил привод воздушного насоса для горна. Небольшой фибровый чемоданчик с напильниками и лейками для гюльбандов и наверший. Штихеля для нанесения клейма мастера на гюльбанд. Вместо клея эпоксидного использовалась древесная смола с растертым кварцевым порошком, может стеклом.

Самое главное в течении дня он рассказывал про историю своей семьи, историю таджиков и таджикских ножей (мастер был не в первом поколении), очень жаль, что не было диктофона, Мастер частенько пользовался местным сленгом. Многое конечно забылось.

В Таджикистане национальный нож – Корд, в старину еще делали Карды и Клычи. На ножевую культуру таджиков оказала сильное влияние Персия. Сами таджики относят себя к персам, язык дари, а узбеки и туркмены относятся к тюркской группе. Как такового сконцентрированного промышленного центра по изготовлению кордов, к примеру как Золлинген или Шефилд, в Таджикистане не было. Территория современного Таджикистана до революции входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства и была поделена на на две области и Бухарский эмират. В каждом городе были мастера-ремесленники, которые ковали ножи для простолюдина и делали дорогие экземпляры-эксклюзивы для местной элиты и на подарки баев еще более высокому начальству с отделкой золотом, лазуритом и вкраплением в больстер драгоценных камней. До революции сталь на дорогие ножи поставлялась в основном из Индии в виде слитков булата, которые потом расковывались в клинки. Каждый район Таджикистана имел свои специфические отличия в изготовлении ножей, дед Мастера запросто мог определить место изготовления и имя мастера. Наиболее самобытные таджикские корды сохранились в Горном Бадахшане. После гражданской войны, в тридцатые годы, большим почетом для изготовления клинков пользовались английские сабли и штыки. При Советской власти изготовление ножей, как промысел, был практически уничтожен, все производилось подпольно. При Советской власти остались несколько придворных мастеров, которые делали корды на подарки делегациям и в ЦК. Мастер советовал мне съездить еще в Горный Бадахшан, по его словам реальной Советской власти там никогда не было и если поговорить с местными, то можно получить хороший корд или даже кард. Старинный нож не отдадут, а новый сделают. Я попал в горный Бадахшан только в г. Хорог, но так и не смог в попасть к мастерам. Позже я пытался, наскоками, найти информацию в музеях или в научной литературе, все мои попытки были неудачными. В местных исторических музеях кроме маузеров «хороших комиссаров» и буров «плохих басмачей» так ничего интересного и не увидел. Запомнил только басмаческий кинжал английского производства.

Недавно нашел на ПРК такую иллюстрацию из неизвестной книги ………………

Даже статьи такого уровня не нашел ….. http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1126954080

http://www.kitabhona.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=136:holorturkmen&catid=44:libwararmor&Itemid=73

http://www.kitabhona.org.ua/index.php/latest-news

В руках настоящих кордов, не новоделов, я подержал всего три разаКорды изготавливались трех размеров. Большой нож – «Говкуши» использовался в основном для забоя скота, длина клинка 18-25 см. Рабочий нож -14 -17 и для женщин маленькие ножи. Клинки мощные, толщиной у гарды 3,5 – 4 мм с прямыми или легкой линзой спусками, режущая кромка выводилась на каждом ноже по предназначению. На клинке выковывались долы шириной примерно 2 мм. по одному или два на каждой стороне, по два на правой стороне и на левой один дол. Монтаж рукояти использовался в зависимости от местности изготовления. В юго-восточных горных районах больше преобладает всадной монтаж, в западных и северных районах ближе к современному Узбекистану – накладной. Накладной монтаж отличается от монтажа пчаков, таджики заливают олово в канавки по периметру хвостовика,

…………

поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде - прочнее! Отмечу одну особенность – при накладном и всадном монтаже хвостовик клинков кордов полный на всю длину рукояти, в отличии от других ножей Средней Азии, редкое исключение составляли маленькие ножи для кухни, хвостовик выковывали почти как рыболовный крючок. На рукояти использовалось дерево, рога, кость. Больстер – гюльбанд и навершие рукояти отливались из чистого олова или серебра.

На Ганзе было обсуждение кордов и их отличие от пчаков в темах : http://talks.guns.ru/forummessage/5/356570-2.html и http://talks.guns.ru/forummessage/5/369646.html

По высказываниям камрада Fakha - основные отличия на его взгляд это:

1. Прямой и параллельный обух, а не клин, как у пчака;

2. Более толстый клинок,

3. Долы более широкие их бывает несколько до 4, по 2 с каждой стороны.

4. Клинки очень редко клеймятся в отличие от пчаков.

5. Клеймо мастера чеканится на гарде симметрично с боков.

6. Гарда всегда сплав свинцовый или оловянный. Не встречал ещё паянной латунной гарды, алюминиевой и т.д.

Пчаки делают в основном в узбекские мастера, в т.ч. в Таджикистане мастера (усо) из Ура-Тюбе, (тамошний Золинген) там много проживает узбеков, соответственно и их влияние в ножевом деле. Надо отметить, территориальное разделение бывшего Туркестана на Узбекскую ССР и Таджикскую ССР довольно спорное и без вагона водки там не разобраться. Балуются этим делом сейчас и в КНР уйгуры из СУАР.

По истории пчаков привожу статью В. Кленкина и М. Саидахунова, другой более интересной статьи просто не читал. В этой статье описан к сожалению только накладной монтаж и не сказано про «пчак Сухма» с всадным монтажом, да и накладной монтаж не только такой был.

http://masterklinok.com.ua/russ/2007/art701_5.htm

Извините, наверняка присутствует сумбур, печатал очень быстро.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Запомнил только басмаческий кинжал английского производства. Недавно нашел на ПРК такую иллюстрацию из неизвестной книги …

Спасибо, много материала. Можно подробнее про этот кинжал, не об этом речь? Вроде на ПРК это мы с Жекой толковали, а неизвестную книгу видимо я написал.

басмачи6.jpg

932_1301819509.jpg

Knife6_print080.jpg

басмачи4.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

ЗдОрово! Очень-очень интересно тема развивается... Есть несколько вопросов.

1. Насколько корректно называть такой тип клинка "сефевидским" (по династии Сефевидов в Иране)?

 

По привязке к какой либо династии ничего сказать не могу, знаний не хватает.

 

 

2. Вот эти выступы на навершии - они работают ограничителями при погружении в ножны или чистый рудимент из прежней, давно забытой, жизни?

 

Элемент оформления и не более.

 

 

3. Известно назначение всех этих замечательных сумочек и карманчиков (кресало не в счёт)? Больно уж вкусно всё выглядит...

 

Кошелек и различный мелкий хлам (щипцы для выравнивания бороды, маленькие ножницы, ковырялка для ногтей, все, что запихает хозяин).

Вот примерный набор, только по обширнее и размещается непосредственно в рукояти карда.

 

post-2895-0-29170900-1330134753_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Балуются этим делом сейчас и в КНР уйгуры из СУАР.

 

Ага, так балуються (лет 400-300), что в отличии от постсоветских республик не утратили традиционного производства... biggrin.png

http://rusknife.com/index.php/topic/8629-%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B8-%D1%81%D1%83%D0%B0%D1%80/

 

По Горному Бадахшану - это ножи горных таджиков, "плавно переходят" в афганские, т.к. там народ бегает через Пяндж туда-сюда.

Кто-то ведь (краппер?) выкладывал фотку "классического" (хоть в учебник вставляй) корда.

Вот этого -

 

post-2895-0-04183900-1330136112_thumb.jpg

 

На Ганзе обсуждались современные пчаки и корды, (как минимум советские и постсоветские) - это немного другая тема.

Заливка оловом - это как раз они.

 

В остальном - спасибо! Действительно, жалко, что диктофона не было. И фотика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

подробнее про этот кинжал, не об этом речь? Вроде на ПРК это мы с Жекой толковали, а неизвестную книгу видимо я написал.

По серединке очень похож, лежал рядом с Буром. В музее один стенд только был.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ПС. Да, тот что 2й снизу вообще изумительная работа

 

Такие клинки и сейчас встречаются на "старококандских" пчаках.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Имеем на "выхлопе" : -

 

1. Узкие ножи с длинной "щучкой", тонкой пропорционально клинку рукоятью - старые пчаки-универсалы.

2. Ножи (корды) таджиков с несколько иными пропорциями, (детальный разбор потянет на отдельную тему) -

3. "Персидские" ножи (карды), совершенно иной тип (лучшие из боевых ножей в истории человечества, совместившие свойства стилета и ножа наиболее гармонично. ИМХО) -

 

 

Я бы не рискнул так огульно суживать рамки "выхлопа":

1. Длинная "щучка" считается ныне атрибутом пчаков "казакча", якобы, предназначенных для чистки рыбы от чешуи. Форма "бухарских пчаков" очень напоминает классический тип европейских ножей для стейков или для нарезки варёного или запечённого мяса (карвинга): http://www.sabatier-shop.com/kitchen-knives_1_authentique_carving-knife-8-in__1110dec20poa.html

Здесь тоже может иметь место примат функции (вспомним центрально-азиатские традиции фастфуда) или дань моде.

У узбеков уже давно были в ходу специализированные ножи...

2. Таджикские корды, действительно, тяготеют к универсализму.

3. Персидский кард, ИМХО, является архаичным типом ХО, что, конечно, не умаляет его исторической и культурной ценности.

 

А бородач на фотке носит нетипичную для туркмен высокую папаху из смушки, и за поясом у него, похоже, то, что в некоторых источниках называют "узбекский кинжал" с S-образным клинком и с полуторной заточкой (в коллекции РЭМ назван "джувер-пичок", т.к. его принадлежность приписывается хивинскому хану). Может, это - просто "ряженое фото"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тут абсолютно не "огульность", а попытка обозначить хоть "начальные рамки" рекомого "выхлопа".

Та же попытка "привязать" "казахчу" к рыбе - изобретение новейшего времени. "Нынче" - ключевое слово.

Кард - отнюдь не архаичное ХО, как Вам это -

 

post-2895-0-67908500-1330178249_thumb.jpg

 

Как бы не назвали его буржуины, уши концепции торчат над бруствером.rolleyes.gif

 

А по бородачу могу дать стандартный ответ - НЕДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА.

И недостаточно информации о пчаках, кордах и кардах, которую можно считать исчерпывающей.

Поле непаханое.

 

Мы ведь еще "ивовый лист" не трогали - в Средней Азии он исчез, практически напрочь, оставшись только у всё тех же уйгуров СУАР.

 

Раз тема "зацепила", придется добраться и до него.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По Кавказу информации навалом, можно даже клейма мастеров 19 века посмотреть. По пчакам и кордам минимум информации, трудно даже для себя какую то классификацию провести. Кидайте что есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может, это - просто "ряженое фото"?

Нет, это какой-то правитель. Покажу еще.

93-5.jpg

47-102.jpg

47-103.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

почитал тему, да и на ганзе - постоянный читатель

но пока нигде не встречал достаточно полной и всеобъемлейшей классификации ножей Средней Азии

как по мне, пчак - типичный хозбыт, деланный из того что под рукой, утилитарный нож для кухни

корд (кард) - боевой нож, также ориентированный на бытовое использование

такое пока впечатление unsure.png

 

На стартовом сообщении 1-8 фотках - пчак, на остальных - народное творчество

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жека,это мой корд smile.png что интеерсно, там зонная закалка...

 

Прости, склероз...rolleyes.gif

Теперь пометку сделал.

На твоем в районе головки кусочек хвостовика выглядывает (значит он полный), зонная закалка - он может и 1940-х издания быть.

И то, что из Афгана его припереть могли - тоже реальность.

Ножны есть?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может, это - просто "ряженое фото"?

Нет, это какой-то правитель. Покажу еще.

 

Узбеки.

У первого сапоги - класс!

Хочу такие!!!

Чтоб Карла Пазалини завидовал...biggrin.png

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дык, слева, вроде - курд, с типичным курдским бебутом!

А вот справа- типичный "барбудо", в классической центральноазиатской чалме!

 

Я что такого особенного в "толбарги"?

Популярен и по сей день на больших "кассоб-пичоках", применяется для халяльного забоя и потрошения.

Для постоянного ношения он менее удобен, либо подпадает под классификацию ХО!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Курд?

Бебут и жилетка. Поставим "галочку".

 

Толбарги только большие и мало их. А в СУАР одна из популярных форм.

 

 

подпадает под классификацию ХО!

 

Поэтому и "выродились" в чистые кухонники.

А "зарубежные товарищи" начинают утверждать, что существующие "толбарги" произошли от AF.biggrin.png

Вот толбарги с Ганзы -

 

post-2895-0-25040100-1330237505_thumb.jpg

 

Вот толбарги уйгурский -

 

post-2895-0-13701200-1330237787_thumb.jpg

 

По постоянно носимым мелким - налицо регресс, т.к. то, что изготавливают сейчас на постсоветских территориях (речь идет конкретно о толбарги) является попытками копирования толбарги СУАР.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Толбарги только большие и мало их. А в СУАР одна из популярных форм.

 

 

Вот толбарги с Ганзы -

 

 

Фотка вырезана отсюда: http://kokand-town.narod.ru/r/006-r.html

Ни самих ножей работы усто Мамуржона Махмудова, ни упоминания о них я не встречал - не знаю, жив ли мастер?.

Редкие попадавшиеся кокандские пчаки были совсем другими, и их качество оставляло порой желать много лучшего (говорят, тот мастер был склонен к запоям).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Запомнил только басмаческий кинжал английского производства. Недавно нашел на ПРК такую иллюстрацию из неизвестной книги …

Спасибо, много материала. Можно подробнее про этот кинжал, не об этом речь? Вроде на ПРК это мы с Жекой толковали, а неизвестную книгу видимо я написал.

Можно по подробней про книгу, очень интересно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жека.я разговаривал с мастером на Клинке, он говорит, такие не делают уже давно,лет 70 как умер последний мастер , кто делал подобное и город назвал , записан где то у меня, ножен нет...

вот, эмир бухарский smile.png

 

post-381-0-28169100-1330244647_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лешь, "бухарика эмирского" видел... (В смысле, на этой же фотке).biggrin.png

70 лет - так и по моим прикидкам получается - "победили" басмачество - потеряли ножевой (и не только) пласт.

В Худжанте подобные ножи из старых можно найти, а новое все....sad.png

Тема разрослась (неожиданно).

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну да это ж фото уже лет 100 :),калоритный дядько! :)

я б сменял тот корд на .что нить, не моя тема :) , на само деле качественно отличается в каких то мелких детальках, сразу понимаешь, что это было давно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...