Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Есть у меня клиночек с похожим рисунком. Продавали как булат.

После признались, что это Х12МФ какого-то хитрого переплава.

Висеть я на нём не висел, но сантиметровой толщины щепки из дубовой доски выламывал и гвоздик построгал.

После этого он нехотя брил волос. За 4 т.р. чего ещё желать? 

  • Ответы 617
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Опубликовано:

Спасибо за статью. Прочел с большим интересом.

У мну клинок булатный Кирпичева. Пока не собран. Радуюсь ему очень.

Опубликовано:

 

 


По рисунку это не булат нихрена, переплав. Что не означает, что плохой.

а как же заключение академии наук?))

 

Можно мне, как начинающему найфоману, устроить небольшую лекцию по булатной стали и почему ЭТА не она? Только рисунок?

Опубликовано:

может он свойствами булат.. а не рисунком.. и в таком случае это хорошо...

судя по статье есть заключение РАН утверждающее, что именно БУЛАТНАЯ сталь, а не свойствами. Хотя в той же статье написано, что Сергей повторил именно свойства литого булата... т.е. противоречие, однако...

Опубликовано:

Он просто разные плавки делает.

То, что тут показал - литой булат.

Есть ещё и исторический - вот о нём и заключение РАН.

Когда ездил, исторического была одна откованная пластина, готовых изделий из него в наличии не было.

Процесс не быстрый, по "щелчку пальцев" не происходит.

На сайте достаточно доходчиво написано.

Вроде.

 

Тут видео - 

 

http://pulad.ru/video/

Опубликовано:

Есть у меня клиночек с похожим рисунком. Продавали как булат.

После признались, что это Х12МФ какого-то хитрого переплава.

Висеть я на нём не висел, но сантиметровой толщины щепки из дубовой доски выламывал и гвоздик построгал.

После этого он нехотя брил волос. За 4 т.р. чего ещё желать? 

это ты де за такую цену отмутил?

Опубликовано:

А вообще есть у кого нибудь фото исторически "правильного" булата Аносова? 

 А то создается такое впечатление что все знают, но ни кто не видел. Я вот например честно скажу - не видел булата Аносова. Поэтому и обращаюсь к сообществу, если есть у кого фото - покажите пожалуйста.

Опубликовано:

 

 


Есть ещё и исторический - вот о нём и заключение РАН.

про заказ исторического я на сайте не нашел.

 

 

 


А вообще есть у кого нибудь фото исторически "правильного" булата Аносова? 

да!

Опубликовано:

"Златоустовский булат: дело Аносова подхватил ученый-самоучка

article_big_81171406171075.jpg

В городе крылатого коня появилось уникальное производство - OOO «Булатная историческая сталь». Предприниматель Борис Кузнецов и металлург Сергей Баранов объединились, чтобы делать из литого булата ножи, кинжалы, шашки. С этой целью они арендовали заброшенный цех на территории бывшего завода имени Ленина, закупили станки и другое оборудование, наняли рабочих и приступили к делу.

В старейшем цехе

Сейчас уже фирма лицензировала свою деятельность и сертифицировала 31 модель изделий.

- Печи, на которых производится выплавка булатной стали, находятся во дворе моего частного дома, - говорит Сергей Баранов. - Они там и останутся, поскольку металлургический процесс содержит секреты, в которые я никого не хочу посвящать. Другие технологические операции (ковка, резка, травление, шлифовка, сборка ручек, заточка) выполняются в цехе. Причем, выковав заготовку, я вновь везу ее домой для закалки.  Сейчас наш небольшой коллектив состоит из 7 человек.

bulat_4517.jpg

Изготовлено уже около 200 ножей - охотничьих, разделочных, кухонных. А также два кинжала и шашка. После получения сертификатов началась их распродажа. Спрос есть.

bulat_0964.jpg

Демонстрируя прочность и упругость клинка, Сергей Баранов начинает рубить кинжалом стальной уголок.

bulat_4510.jpg

- Прежде, чем считать изделие готовым, мы проверяем его на прочность - рубим им металл, - продолжает директор по производству (такая здесь должность у Баранова). На лезвии, как правило, не остается никаких дефектов. А упругость проверяем так: помещаем нож в кладку стены и повисаем на нем. Наши клинки с накладной ручкой спокойно выдерживают до 100 килограммов. Ими можно резать железо

bulat_4513.jpg

- А это точно булат? 

- У меня на этот счет имеется заключение Института физики  металлов Уральского отделения РАН, в частности, академика Вадима Михайловича Счастливцева.

По словам Сергея, за многолетние исследования и поиск опытным путем секрета булата ему присвоено звание члена-корреспондента Петровской академии.

- В течение года изготовленным мной ножом из литого булата пользовался Борис Кузнецов. Он охотник. Убедившись в уникальной надежности и долговечности изделия,  согласился стать моим компаньоном, вложил приличную сумму в организацию производства, - делится Баранов.

Знаковое совпадение: в цехе, который арендовала фирма, в свое время выдающийся металлург дореволюционной России Павел Аносов плавил и ковал булатную сталь.

bulat_4520.jpg

- То, что мы разместились в старейшем цехе бывшего железоделательного завода, только внешне случайность, - замечает продолжатель дела Аносова. - Мы не знали об этом историческом факте, когда искали помещения по всему городу. Въезжая сюда, увидели чугунную плиту на стене. Выходит, свыше суждено нам продолжить дело Аносова. А еще в этом цехе находится старейший молот, относящийся к середине XIX века. Мечтаю, чтобы этот цех не только был полностью задействован нашим производством, но и стал индустриальным памятником местного значения. Ведь он сооружен иностранными строителями, настоящий раритет. 

Секрет - не в структуре

Окончив техникум Павла Аносова, Сергей начал работать на литейном заводе «Метапласт» и всерьез изучать процесс плавки. Он вознамерился постичь секрет выплавки легендарного булата. Вникнув в специальную литературу, понял: секретного в буквальном смысле описания структуры легендарной стали никогда не было. Нетрудно отыскать в интернете статью Павла Аносова «Способы приготовления литой стали», опубликованную в первом номере «Горного журнала» за 1837 год. В ней великий металлург обобщил многолетний опыт своих изысканий. При этом изложил четыре способа получения булатной стали. 

- Я понял, - рассказывает Сергей Баранов, - что выплавка булатной стали  - это прежде всего невероятно сложный, филигранный труд. Главное при этом - не только и не столько знание технологии, сколько присутствие необходимого соотношения и качества используемых угля, руды, флюса и других материалов, а также высокого профессионализма плавильщика. Необходима также печь особой конструкции и тигель нужной формы из графита (сосуд, в котором остывает расплавленный металл).

Крутой поворот

Сергей круто изменил свою жизнь, посвятив ее созданию кузницы стародавнего образца. Аналогичной той, в которой кустарным прадедовским способом выплавлялась булатная сталь. И в течение нескольких  лет в домашних условиях воссоздал способы плавки, описанные Павлом Аносовым. Для этого разработал конструкцию горновой печи, в точности повторяющую те, что имелись на Златоустовском заводе в начале XIX века. Отыскал старый карьер, в котором добывали руду, идущую на выплавку булатной стали. Закупил древесный уголь.

- Каждая плавка длится 10-12 часов, на нее требуется около двух тонн древесного угля, стоящего немалых денег,  - говорит Сергей. - Потому первые годы работа в кузнице была в убыток. Приходилось искать и выполнять побочные заказы, перебиваться случайными заработками. Семья все это мужественно терпела.

У долгожданной цели

В 2007 году, когда было проведено около 400 плавок, Сергей добился желаемого результата: получил слиток весом около двух килограммов, из которого выковал узорчатый клинок. Он легко перерубал каленую стальную проволоку диаметром 8 миллиметров.

bulat_0963.jpg

- Сегодня мы добились того, что наша сталь, хоть и насыщена углеродом, не ржавеет, - добавляет Сергей. - Нашими ножами заинтересовались даже американцы. Однако фирма только встает на ноги. Еще много дел по дальнейшему оборудованию помещений. Моя жена Лена вызвалась шить из кожи ножны, пока их покупаем. А мой старший сын Даниил, которому 14 лет, уже давно помогает мне у печи и в кузнице.

Валерий Еремин " (С)

http://u24.ru/news/8117/zlatoustovskiy-bulat-delo-anosova-podhvatil-uchenyy

Опубликовано:

Даже если ребята эксплуатируют имя Аносова и саму идею "старого булата" ,на мой взгляд,в этом ничего плохого нет. Делают же японцы деньги на легенде " самого-лучшего-меча-в-мире", и "древних династиях японских кузнецов"...

Опубликовано:

Они кстати сейчас аудиторию усиленно набирают...скидочки раздают, конкурс слоганов "ВКонтакте" с бесплатным ножичком за первое место и всего-то надо, чтобы за ваш слоган проголосовало 24 человека :)

Опубликовано:

Ой, как только акадэмики вступают в дело, оно становится темным-темным .... нравится ножик и ладно, про булат все лажа от начала до конца, мне так кааться.

Опубликовано:

Попросили дать комм. Даю.

Прочитал статью Окунева.  Был огорчен очень поверхностными знаниями или подходом к теме. Как показывает время, люди не хотят вникать в смысл  булатной технологии.

Даже не знаю с чего начать и поэтому начну по порядку. Это займет время

И так.  Известно  с давних пор, Л.Б. Архангельский не даст соврать, что тайну правильного, настоящего, исторического булата раскрывают каждый год. Каждый год появляется статья на эту тему (в особо урожайные годы – две). В каждой статье ссылаются на то, что сабельный клинок можно согнуть в кольцо, и что Аносов  раскрыл некую тайну.

Во-первых, тайны никогда никакой не было. Булат варили все кому не лень вплоть до 19 века, а в Индии на заказ в 19 веке делали   любой брутальный набор: сабля, меч, доспех – кому что нравится.

Ну, собственно по статье, раз меня позвали побыть рецензентом.

«Булатная сталь давно волнует умы. Однако, мало кто имеет представление о её природе. К началу XIX столетия ведущие металлурги Европы полагали, что узоры, видимые на поверхности булатов, происходят от сваривания различной твёрдости стали и железа. Большинство людей и сегодня разделяют это заблуждение, путая булат с "дамаском".

 

"Волнует…" - это романтическое вступление, к нему не придираемся. Может кого и волнует.

Со вторым согласен, путают до сих пор. Как-то в Московском историческом музее я тыкал гида в клинки из булата, на которых написано дамаск – они, кстати, и сейчас так подписаны (один или два, уже точно не скажу. Турки делали в 18-19 веке)

А вот дальше статья начинает напоминать компиляцию из сетевых источников, причем хреновых.

Если что – могу продолжить.

Опубликовано:

как только акадэмики вступают в дело, оно становится темным-темным

 

Потому и поехал - смотреть руками, а не читать интернет-перлы.

 

 

А вот дальше статья начинает напоминать компиляцию из сетевых источников, причем хреновых.

Если что – могу продолжить.

 

 

Зае....

Сетевые источники?!

Извините - но у мену есть ноги, руки и глаза.

Сам ем и какаю - сетевым источником себя не считаю.

 

 ***

В принципе, ещё садясь писать - ждал подобного.

 

 

Господа, это Иван Кирпичев, известнейший наш изготовитель булата, я его спецом пригласил высказать свое мнение, поэтому прошу выслушать, причем внимательно. За наезды типа сам дурак буду наказывать,

 

 

И не удивлён.

 

Тем не менее - буду курить тему.

Опубликовано:

Господа, это Иван Кирпичев, известнейший наш изготовитель булата, я его спецом пригласил высказать свое мнение, поэтому прошу выслушать, причем внимательно. За наезды типа сам дурак буду наказывать,

Опубликовано:

«Раскрыть тайну приготовления булата смог лишь великий русский металлург Павел Петрович Аносов…» Ничего он не раскрывал. Он (может Швецов – тайна сия велика есть) изобрел свою аносовскую технологию, применив нетрадиционные материалы. В общем он сделал гениальный ход, соединив два процесса в один. В древности булат варили за два захода. Причем говоря в древности я делаю огромную натяжку, потому как существовало несколько способов объединенных одним принципом. А во-вторых «древность» понятие ооочень растяжимое – не знаю с какого момента начинать ей отсчет. А ведь булат 10 века очень сильно отличался от булата 17 века.

По Аносову еще. Его булат был очень разного и часто не очень хорошего качества. Только несколько лучших клинков пошло на подарки, и то как демонстрация работы – того что отпущенные бабосы не распилены, а… расплавлены.

В общем на заводе Аносов занимался отработкой методов разливки стали – булат был его личный интерес, и получив несколько вполне подобных историческим образцов, Аносов слился в Петербург за медалью (не за булат ессно), а производство булата на заводе тотчас заглохло и было забыто по причине неумения некоторых правильно писать буквы.. а вернее осмысливать то, что происходило в тигле. Это простительно, так как знания о процессах происходящих в металле при кристаллизации были еще малы.

После Аносова на заводи научились варить простую сталь, по свойствам даже получше чем у его булатных клинков. О чем и было написано одним тамошним товарищем … фамилию сразу не точно не вспомню – поэтому не буду обзываться. Кому надо, тот найдет. У Архангельского спросите - он книжку писал и должен все помнить наизусть.

Короче, Аносов оставил после себя подробнейший рецепт получения булата по трем разным методикам. Однако так вышло, что сделать даже что-то подобное аносовским клинкам никто так и не смог, а мастер, который варил для Аносова (Швецов) забил на все болт, потому что гордый был.

Опубликовано:

Булат и из артеллеристов кто-то варил (не помню на вскидку) , и кристалл метала в музее выставляли - и что?

Нереально это повторить?

Вы же, так понимаю - повторили?

А другие - не могут?

 

А!

Чернов сие делал - 

 

Уникальные экспонаты музея военной академии РВСН имени Петра Великого. Памятники науки и техники.

Культурное наследие нашей страны включает в себя не только гениальные произведения различных видов искусства, но и произведения технического прогресса.

Постоянное выявление и изучение особо ценных технических изобретений направлено на сохранение национального наследия в области инженерного дела, изобретательской мысли, промышленной технологии. Кроме того, памятники науки и техники служат средством активной популяризации национального достояния в области истории техники. Благодаря совместным усилиям ученых и музейных работников удалось сформировать информационный массив, представляющий около 700 памятников науки и техники, находящийся в пятидесяти различных музеях. Среди них объекты, которые отражают развитие мирового и российского опыта в области коммуникаций, измерений, освоения электрической энергии и транспорта и других областях. XX в. представлен экспонатами, рассказывающими об истории освоения воздушного пространства, победоносном шествии автомобиля и мотоцикла, о приходе в нашу жизнь телевидения, ядерной энергетики, космонавтики как отрасли человеческой деятельности.

Среди экспонатов музея академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого есть восемь экспонатов, являющихся памятниками науки и техники первой категории.

010_01.jpg

Одним из старейших экспонатов, относящихся к памятникам науки и техники, является разрез изношенного ствола 3-х дюймового орудия.

010_02.jpg

Среди уникальных музейных предметов — булатный клинок из личной коллекции Д.К. Чернова. Работы основоположника металловедения и термической обработки стали Дмитрия Чернова приоткрыли завесу многих производственных тайн, в том числе и булата. Оказалось, замысловатый узор на старинных восточных мечах и кинжалах — не что иное, как рисунок крупнокристаллического строения. А причина их высокой твердости, упругости и остроты не в присутствии особых примесей, как думали многие авторитетные металлурги, а в точном соблюдении состава углеродистой стали. В 1869 г. Чернов повторил на Обуховском заводе некоторые из опытов знаменитого металлурга Павла Аносова, в результате которых из полученного слитка булатной стали были изготовлены два кинжальных клинка с ясным волнистым узором, по качеству не уступающие дамасским. В 1906 г. Чернов передал свою коллекцию холодного оружия в дар Михайловской артиллерийской академии, где на протяжении 25 лет возглавлял кафедру металлургии и сталелитейного дела.

010_03.jpg

Еще одно открытие этого гениального ученого-металлурга, причисленное к памятнику науки и техники, — это «Кристалл Чернова». История этого свидетельства гения человеческой мысли и научного прогресса началась 2 декабря 1878 г. на заседании Русского технического общества, когда Дмитрий Чернов представил доклад «Исследования, относящиеся до структуры литых стальных болванок». В новой работе ученого, посвященной процессу затвердевания жидкой стали, впервые в мире было дано описание кристаллической структуры стальных слитков, ставшее классическим.

Сталь, застывая, образует сложную систему кристаллов — результат совместной кристаллизации железа и углерода. При этом образуются кристаллы переменного состава, которые представляют собой твердые растворы углерода в железе. Затвердевание начинается с появления так называемых центров кристаллизации, из которых затем выбрасываются оси будущих кристаллов. Первыми появляются кристаллы в тех местах, где металл соприкасается с охлаждающими его стенками изложницы. Иначе говоря, жидкий металл покрывается твердой коркой. Это замедляет остывание, и кристаллы, образовавшиеся позднее, имеют большие размеры. Они теснят друг друга, переплетаются и искривляются. Иногда в верхней части слитка вырастают огромные правильной формы кристаллы. Изучение процесса кристаллизации позволило Чернову объяснить возникновение дефектов стальных отливок и указать способы их устранения.

Один из учеников Чернова — подполковник Ф. Берсенев привез ему великолепный стальной кристалл из усадочной раковины 100-тонного слитка. Мерцающий отраженным светом, с причудливыми изломами, образец (длина — 39 см, вес — 3,45 кг) получил название «Кристалл Чернова».

Опубликовано:

Булат получил известность и распространение начиная с 11 века, когда персы натянули индусов и увезли в Хоросан всех тамошних мастеров. Персы – родоначальники полупромышленного получения стали. Они его наклепали на всю Евразию , опередив индусов в масштабе.   Их булат вполне различим по видам узора. По узору булата можно приблизительно узнать не только состав, но и температуру варки и его приблизительные свойства.

Но свойства зависят больше не от узора, а от качества стали. Булат – это прежде всего технология. И сталь с самым замечательным узором может быть хренова по свойствам.  Это как мерс снаружи блестящий, но внутри без движка.

Вообще-то булатная технология получила распространение не из-за великих и могучих свойств стали, а из-за быстроты ее получения. Причем эта быстрота позволяла получить сталь с очень приличными по тем временам свойствам.  Обычная железка в то время могла и не гнуться вообще, а не только в кольцо. Заметьте,  я написал железка, а не сталь.

Булат – это техна получения стали. Причем разной по составу и качеству. Свойства стали прежде всего зависят от закалки – то есть один и тот же булат (марка стали) может быть и вязким и хрупким одновременно.  Свойства клинка зависят от геометрии и его толщины. Согнуть в кольцо клинок толшиной 1 мм можно, а вот толщиной в 5 мм сложно (если его конечно не калить вообще, только он тогда таким и останется) твердость «исторических» образцов в массе своей не превышает 45-50 ед по Роквелу, а часто меньше, что и позволяет им гнуться как пружине. 

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Популярные теги

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.