Перейти к публикации

Закалённый булатный Катар. 


ariel

Рекомендованные сообщения

 

Вот классический Северо-Индийский ( Бунди?) Катар. Как видно на втором фото, клинок его булатный , включая лезвие. Можно атрибутировать к 18-му веку.
 Но с булатом проблема: он хрупкий, и мастера это знали. 
 И вот как они в этом случае решили задачу:  накалили и закалили только последнюю его четверть Булатный рисунок исчез,  но теперь им можно тыкать в латы.
 Фудзин булатом интересуется, так что фото ему в подарок для  информации:-)))

katar1.PNG

katar2.PNG

katar3.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересный предмет, но что-то мне непонятен смысл такой операции. Вроде как булат ценился выше однородной стали именно благодаря своим свойствам. А тут получается наоборот. К тому же, если из хрупкого булата путём термообработки можно было получить лучшую по качествам сталь, то почему этого не сделали со всем клинком? Может быть он переточен и не протравлен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Старинный булат бывает двух типов: либо хрупкий как стекло, либо мягкий как пластилин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересное утверждение .... Как пластилин это как  ? Безуглеродистый ..? С отсутствием карбидов ? Так это и не булат вроде ...

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пластилин это метафора. Но булатные клинки были не твёрже 25 ед. по Роквеллу. Хороший английский клинок  в то же время был порядка 40-50.

Булат не закалишь: при нагреве до белого цвета, нужной для закалки, он превращался в моносталь, как этот катар.

Изменено пользователем ariel
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Как то всё сумбурно и противоречиво .... Катар хрупкий ? 25 HRC max ? А после " закалки " , но потере кучера кучерявого , стал менее хрупким ? но более твёрдым ? Так он (катар ) изначально видимо и не был булатным . Составной, на кузнечной сварке и 

Северо - Индийских понтах . И никаких метафор ...Да и по кучеру - смахивает на жаренный напильник . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

IMHO, Никакой зонной закалки, а булатные пластины по бокам моностальной сердцевины. Встречается не так уж и редко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, ГрозаБ сказал:

булатные пластины по бокам моностальной сердцевины

Булатные пластины не доходят до острия? Не было бы такой четкой границы между моносталью и булатом. Хотя, при перегреве острия ее тоже бы не было...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может просто булатный рисунок ушел, такое бывает. Собственно там только острие рабочее, его и перетачивали после травмы или от долгой работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть и такое, у меня на паре булатных клинков есть залысины от перегрева - рукожопый кузнец не умел булат ковать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 минут назад, zak сказал:

Может просто булатный рисунок ушел, такое бывает.

Булатный рисунок вот так уходит, без четкой границы (здесь острие перегрели чуть отгибая при перемонтаже клинка в новую оправу):

10835382.jpg

 

Или вот так при сварке двух булатных полос (перегрев в месте сварки):

20683208_31157.jpg

20683208_31166.jpg

Изменено пользователем Saracen
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 минуту назад, Saracen сказал:

Булатный рисунок вот так уходит, без четкой границы (здесь острие перегрели чуть отгибая при перемонтаже клинка в новую оправу):

10835382.jpg

 

Или вот так при сварке двух булатных полос (перегрев в месте сварки):

20683208_31157.jpg

20683208_31166.jpg

Я верю в людей и наждак.))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Zak прав: булатный рисунок ушёл. Из-за перегрева и быстрого охлаждения. Дендриты растворились и не сумели сформироваться вновь. Самый простой аналог этого - сварка двух полос для получения нужной длины клинка , т. н. Scarf welding, шарфовая сварка. Для неё нужно было нагреть свариваемые участки до высокой температуры.  Сваренный кусок булатной структуры  не имеет, но буквально сантиметром ниже и выше его булатный рисунок  проявляется заново. Так что  не надо постулировать отдельные булатные накладки. Все проще и использовалось рутинно. 

 

Неправильный температурный режим был причиной «тайны» булата: из Индии в Европу для исследований слались многочисленные булатные слитки и их там расковывали.  Но делали это по Европейской методике: накаляли до белого каления и ковали. В итоге получался клинок из простой стали. Аносов потратил годы жизни, пока ему не сообщили о методологии , увиденной в персидских мастерских. Тогда пошло. 

Есть книги Л.Б. Архангельского, Leo Figiel, Manfred Sachse, там все это в деталях описано.

В двух книгах Камила Хайдакова ( Фудзин) об этом есть. В новой книге Кирилла Ривкин о восточной сабле целая глава о булате и его свойствах. Так что я это все не сам выдумал:-)

 

Слитки в массе своей производились в Индии, лучшие из Голконды, а оттуда они десятками и сотнями тысяч шли на экспорт в Персию, которая их перепродавала в Среднюю Азию и Аравию.  В каждом месте были свои традиции ковки, которые давали сложности рисунка. От этого и были простые линейные  ( шамс),  более или менее  кучерявые  ( табан и хорасан), и бесчисленные местные вариации, от которых остались только имена. В самой Индии до ~17 века  их ковали долго и сильно, дендриты разбивались на мелкие кусочки ( сфероидизировались), получался узор « соль с перцем».

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почитайте, двоих авторов из трех я знаю лично и у меня есть основания им доверять, тем более, что они имели доступ к большой коллекции старинного индийского булата, принадлежащего одному из авторов, в том числе к слиткам вутца. Я имею честь регулярно эту коллекцию ощупывать .... одна из мыслей - булатный узор поверхностный, очень тонким слоем, после глубокой перешлифовки клинка его уже не восстановить травлением.

 

086_091.pdf

 

092_097.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчёт исчезновения вутцевого слоя  при перешлифовке  совершенно верно.

У меня есть индийский талвар, заточенный и перешлифованный  массу раз. Клинок узкий и тонкий.   Вутц на всю длину клинка, но на голоменях тут и там лысые пятна: середина клинка вылезла наружу.

Это не ситуация с моим катаром: он  массивный, особенно как раз его дистальная часть, где узора нет.  Его не перешлифовывали много раз. Тут термический режим дело сделал.

Сделать хорошую вещь трудно, а погубить ее можно  легко и многими путями:-(

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статью просмотрел: спасибо за ссылку.

Абсолютно согласен с главным выводом: булат бешено красив, но качественно уступает приличной моностали. Двухвековая погоня за легендарным «свехметаллом» кончилась выводом , что  это была наивная легенда , но не больше.  

Интересно о лучшем  качестве булата с «бедными» рисунками.  Все хотели изысканный персидский булат, а над  беспомощными оправданиями старых индусов и арабских/турецких мастеров,что их кристаллические и «шамы»  качеством получше, просто смеялись. А они -таки были правы. 

 

Есть в статье неточности. К примеру, сорта «зульфикар» не было. Описание его это ими же представленный « кирк  нардубан» , что вообще не отдельный вид булата, а чисто механический декоративный трюк  персов. Его можно было сделать на любом виде булата,.

Само появление булата было результатом примитивизма процесса сталеплавления. Индия была богата железом , и плавильные мастерские были в любой деревне. Больших плавильных котлов они делать были не в состоянии, и все производилось в маленьких горшочках, которым давали остыть для того, чтобы их из  печки вынуть. А это и давало  вутцевую структуру. Что-то типа Мао Цзе-дуновского распоряжения плавить сталь в каждом дома:-) Европа же шла к индустриализации и производству дешевой стали в больших количествах: мартеновские печи. При этом получалась моносталь. Без узора, но высокого качества:-)

 

Таким образом, красивый булат это гимн мастерству старых кузнецов и одновременно же похоронный марш их научной наивности. Как и погоне за «секретом»  якобы свехметалла выдающимися металлургами типа Фарадея и Аносова. Вутц прекрасен для коллекционеров, но не для воинов.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вижу пост мака вот так и на андроиде и под виндовс.

Никаких ссылок, а прочитать интересно.

Ариэль как то прочитал...

У меня трабл какой-то?

Studio_20180408_170645.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тоже не вижу ссылок. НО. Булат разный. Еще повторю. Разный.  Не 25, не 60 постоянно. Участвовал в тестах по резу Архангельского, просто видел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разный это мягко сказано . Сколько Мастеров ... Литейщиков, кузнецов , ...... Всегда разный . Всегда и только .  25 ,60 HRC ////  Учитывая что булат всё же композит , и всегда как минимум двухслоен .... один ,ферритовый как вариант может очень даже быть и 25 и 18 и даже 30....карбидные слои могут доходить и до 65  единиц , в своей микротвёрдости . Всё зависит от качества  исходной " фанеры ".

Вутцевая структура  - это что ? Существует лишь дендритная , в разной степени ...Это о слитках .

Изчезновение вутцевого слоя , как впрочем и отсутствие булатных структур внутри собственно клинка есть показатель фуфлыжности . Прошу прощения за мой французский . Но булат прекрасен и для воинов....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не знаю, у меня все видно .... У Архангельского не тот булат, совсем не тот, скорее композит из чистых материалов, качество конечно отличное, особенно для реза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Ло Ван сказал:

Разный это мягко сказано . Сколько Мастеров ... Литейщиков, кузнецов , ...... Всегда разный . Всегда и только .  25 ,60 HRC ////  Учитывая что булат всё же композит , и всегда как минимум двухслоен .... один ,ферритовый как вариант может очень даже быть и 25 и 18 и даже 30....карбидные слои могут доходить и до 65  единиц , в своей микротвёрдости . Всё зависит от качества  исходной " фанеры ".

Вутцевая структура  - это что ? Существует лишь дендритная , в разной степени ...Это о слитках .

Изчезновение вутцевого слоя , как впрочем и отсутствие булатных структур внутри собственно клинка есть показатель фуфлыжности . Прошу прощения за мой французский . Но булат прекрасен и для воинов....

Насчет фуфлыжности, много булатов в руках держал? Исследовал? Авторы статьи держали и исследовали сотни клинков старинного булата. Не надо так авторитетно, если собственного знания ноль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, мак сказал:

Не знаю, у меня все видно .... У Архангельского не тот булат, совсем не тот, скорее композит из чистых материалов, качество конечно отличное, особенно для реза.

Это был исторический булат

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не хера не могу нажать на ссылки, чтоб почитать. Может текстовыми сделать?

Изменено пользователем zak
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, zak сказал:

Не хера не могу нажать на ссылки, чтоб почитать. Может текстовыми сделать?

Попробуйте щелкнуть по ссылке правой кнопкой -  открыть изображение в новой вкладке. Я только так смог открыть.

Изменено пользователем yumo
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, yumo сказал:

Попробуйте щелкнуть по ссылке правой кнопкой -  открыть изображение в новой вкладке. Я только так смог открыть.

Спасибо. И так не лезе

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, yumo сказал:

Попробуйте щелкнуть по ссылке правой кнопкой -  открыть изображение в новой вкладке. Я только так смог открыть.

Оп. У меня открылось. Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, zak сказал:

А трудно текстовую ссылку кинуть?

https://www.kalashnikov.ru/medialibrary/830/086_091.pdf

https://www.kalashnikov.ru/medialibrary/433/092_097.pdf

Трымай ))

Изменено пользователем Saracen
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.