Nim Shehit Опубликовано: 18 сентября 2012 Автор Опубликовано: 18 сентября 2012 Старые якуты в этой теме - без долов. 0 Ответить
юзер Опубликовано: 20 сентября 2012 Опубликовано: 20 сентября 2012 А вот интересно, как старые разгибали после использования в согнутом состоянии ? Типа молотком ? Или они сами принимали свою форму - упругие были ? Но тогда это уже не такая уж и слабая закалка, а как раз в пору для рабочего ножа. 0 Ответить
мак Опубликовано: 30 сентября 2012 Опубликовано: 30 сентября 2012 Слабо закаливали. Вот мои. 0 Ответить
Rest Опубликовано: 30 сентября 2012 Опубликовано: 30 сентября 2012 Вот что хочу спросить.Давно уже высматриваю рукояти якутов выполненные в заливке оловом орнамента,как было показано на снимке старых ножей... Почему сейчас ни кто не работает в этой тенхнике? Это же очень интересно и функционально.Ну и дань традициям опять же.Ведь по сути это не очень сложно. Сам давно ,просмотрев книгу для преподавателей художественных училищ народов севера.(искал шов коим сапоги кожаные сшивают,не пропускающий воду.) увидел традиционные якутские ножи очень заинтересовался.И вот всё пытаюсь высмотреть... 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 30 сентября 2012 Автор Опубликовано: 30 сентября 2012 Вот мои. Вот кааааак возьму, да каааак выложу свои. Оба. *** А в обливке металлом - ленятся сейчас. 0 Ответить
dokavasia Опубликовано: 30 сентября 2012 Опубликовано: 30 сентября 2012 На фестивале в Иркутске участвовали и якуты. Отличные ребята. Но почему-то у них был только один нож. Вот он А вот и они. Шаманка правда из бурятской команды.Кстати три высших, потомтсвенный кузнец и шаманка. Почти тёзка. Звать Башильля. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 Старинный рисунок с якутами - Якутский пояс - Якутский нож непосредственно на якуте в наши дни - Косторезная мастерская - 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 Пояс красота! А нож копия моего, этот мастер приезжал на выставки в Москву. 0 Ответить
dokavasia Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 Где изображение? Как это нет? У меня всё нормально. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 Дока, я тоже чё-то не вижу. Хотя раньше были... 0 Ответить
КСВ75 Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 или у кого-то на фото был вечный бан или шаман поработал 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 Василий, нету фоток, они были прямо в посте или по ссылке? Если по ссылке, то неправильно, пости прямо сюда. Вижу, это ссылка, скопируй себе на комп и прикрепи прямо сюда со ссылкой на источник. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 Сейчас опять вижу! Якуты - 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 Маткин берег .... вот это три богатыря! Интересно, к реальной действительности их снаряжение как относится? 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 Да кто же его сейчас знает. Темны пути народов... (фотка из сети). "Противники служилых обладали примерно схожим набором оружия для ближнего боя: копьями, рогатинами, пальмами, топорами и ножами, что в значительной мере объясняется тем, что та и другая сторона использовала виды холодного оружия, употребляемые, кроме войны, и на охоте, и в хозяйственной деятельности. Казак, преодолевающий огромные расстояния, вряд ли мог тащить специальные боевое копье, топор и нож, ведь он еще нес пищаль, боезапас, провиант, одежду. Поэтому узкие виды оружия, используемые только исключительно для боя, такие как сабля и бердыш, не получили широкого применения. Преимущество было отдано универсальным видам оружия. Вообще же, если судить по содержанию документов при формировании отрядов из охочих людей, при верстке единственным оружием являлась пищаль." (С). 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 Во-во, а эти громилы как раз с сабельками стоят. 0 Ответить
dokavasia Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 http://foto.rambler.ru/photos/506c478e-8ea4-f7ca-b129-a0c421a86cca/ http://foto.rambler.ru/photos/506c478e-0ab0-4bf0-b129-bc2ca5bcd0f0/ http://foto.rambler.ru/photos/506986b5-7b74-ae61-b129-4ce4d4783561/ может сейчас получилось. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 Во-во, а эти громилы как раз с сабельками стоят. Так еще и доспех... Но тут уж вопрос глубокий. Я ножами ограничусь. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 3 октября 2012 Автор Опубликовано: 3 октября 2012 К ранее сказанному Вадимом Денисовым добавлю ещё кое-что. "Принятие российского подданства народами Якутии в XVII веке Ленский край в 30-х годах XVII в. вошел в состав Русского государства. Народы Якутии в то время не имели своей государственности, не входили они и в государства других народов. Коренное население, распыленное по огромной территории, жило в условиях родоплеменного строя, правда, с заметными чертами классовых отношений. Отсутствие этнической консолидации предопределило отсутствие общеэтнических властных структур, общепризнанного политического лидера. Попытка кангаласского тойона Тынины Мылдякова объединить отдельные племена и роды не увенчались успехом. Именно в таком состоянии застали отряды первых служилых людей якутов, с отдельными группами которых они сталкивались с первых же дней своего появления в бассейне средней Лены. В сообщениях первооткрывателей "Якутской землицы" Антона Добрынского и Ивана Галкина от 1631 г. действующими лицами в их отношениях с местными жителями выступали главы отдельных объединений: одейский князец Сергуй, мегинский князец Буруха, борогонский Ижил, батулинский Ногуй, бетунский Семен Улта, кангаласский Тынина, бордонский Бойдон. Никто из последних не выступал в роли общеэтнического лидера. То же самое происходило тогда, когда отряд Петра Бекетова в мае 1632 г. высадился на земли бетунских якутов и при дальнейших его действиях в других группах якутов. Каждое племенное объединение оказывало сопротивление казакам в одиночку, отдельно от других; не было ни одного случая объединенного организованного сопротивления. В этих условиях казаки легко одолевали сопротивляющихся и облагали их ясаком. Организация обложения и сбора ясака являлась главной функцией Петра Бекетова, но принудительное внесение ясака далеко не исчерпывало содержания взаимоотношений между местным населением и пришельцами, ведь казаки получали от сибирской администрации указание — привести население Якутской землицы под власть Московского государства. А это требовало проведения определенной политики во взаимоотношениях с местным населением, направленной прежде всего на установление устойчиво гарантированных мирных отношений. С этой целью Бекетов решил укрепить свое положение как представителя новой власти. И полагая, что достиг центра Якутской земли, приступил к строительству Ленского острога, при этом он правильно определил его предназначение как «острога для государева величества в дальней украине» и его стратегическое положение — «меж иными улусами среди всей земли». Именно отсюда осуществляли походы служилые люди по всем возможным пунктам для приобретения новых территорий и объясачивания их жителей. Посылая служилых людей в улусы, Бекетов «призывал в новой острожек для государства ясаку» якутских людей. Так, уже 28 сентября 1632 г. он отправил в Мегинский улус к князцу Бурухе служилых людей с призывом платить ясак. Вполне понятно, что Буруха со своими людьми отказался платить ясак, оказав вооруженное сопротивление. Но после "боя" Буруха «устрашился» и прислал в острог делегацию, которая «принесла вину» и заверения в том, что «во веки великому государю покорен со всеми своими людьми». Аналогично поступали князцы других улусов. Так, Ленский острог стал центром урегулирования взаимоотношений между новой властью и коренными жителями Ленского края. Естественно, что Бекетов в остроге вел переговоры с делегациями якутских улусов. Он «рассказывал» якутам о русском царе, призывал их под его «высокую руку» и чтобы «великому государю ясаку давали». Переговоры, конечно же, не были простыми. Представители улусов выдвигали свои условия, главным из которых было требование, чтобы «царь не велел воевать их». Уловив такое настроение (стремление к миру) местного населения, Бекетов «тех якуцких князцей со всеми улусными людьми, напоя и накормя в новом острожке для государева величества государьским жалованьем, и отпущал их в свои земли». Вскоре Бекетов с удовлетворением доложил царю: «...многие улусные якуцкие князцы со всеми своими людьми государьскою высокою рукою послушны и в новой острожек приезжали бесстрашно и шертовали за себя и за своих людей улусных». Здесь Бекетов говорит о шертовании якутских князцов царю. А что такое шертование, или шерть? Еще в 20-х годах XX в. известный сибиревед С.В. Бахрушин объяснил «шерть» как присягу и что «шертью русские называли всякую присягу нехристианского вероисповедания». Следовательно, Бекетов сообщает о том, что якутские князцы по итогам разбирательств происшедших событий давали присягу царю «по все годы под государьские высокие руки неотступны быть со всеми своими людьми». В оформлении акта шертвования Бекетов не был ни первым, ни последним. Дело в том, что шерть в российской истории давно практиковалась как правовой акт принятия подданства. Она широко использовалась в отношениях Москвы с Тюменским и Сибирским ханствами еще с конца XV в. Отмечу только один факт: первый царский посланник в Сибирское ханство Дмитрий Куров Непейник в середине 50-х годов XVI в. привел сибирского хана Едигера и его брата Пекбулата с их советниками к шерти на верность московскому царю. При дальнейшем движении служилых людей «на восток встречь Солнцу» дача шерти со стороны многих сибирских народов стала правилом в регулировании взаимоотношений с представителями московского царя. И не случайно, идея шертования нашла правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г. Так что шерть — это действие, регулирующее правовые обязательства во взаимоотношениях коренных жителей присоединенных земель с властями, прежде всего народов, не имеющих письменности. Представляет интерес то, что власти при этом опирались на традиции местного населения в совершении обряда принесения шерти — служилым людям предписывалось приводить их «к прямой шерти, разыскав подлинно, какая их вера и на чем они шертуют, чтоб у них никакова обмана и лукавства не было». Это и понятно. Властям важно было понять, что присяга, или шерть, являлась одним из важных норм традиционного обычного права, соблюдение которых считалось обязательным для каждого члена общества, в данном случае — якута. Как осуществлялась якутская шерть, что выработало в этом отношении якутское обычное право? По данным С.В. Бахрушина, в документах это описано так: якут «палмою рассечет собаку на полы и раскинет ее на-двое, а сам идет в тот промежек и землю в те поры в рот мечет, а говорит с толмачом на том шертовании: будет де он не учнет государю служить и ясаку платить, и его де та палма рассекет так же, что и ту собаку рассекет». Практиковались и другие обряды. Из уст борогонского молодого якута Онюкея служилые люди узнали, что «шерть де наша прямая так же, как и ныне якуты шертуют — солнцем клянутся, да соболи грызут на березе, да железо грызут, да березу грызут»; далее Онюкей рассказал о том, как еще до прихода русских его земляки Бату и Онокок выполняли обряд шертования: они «соболи грызли на березе, да березу грызли, да солнцем клялися, да серебро скребли, да шли в кумызе». И он прибавил: «ныне той де шертью не шертуют... А нынче де мы и все из серебра пьем». Это сообщение Онюкея очень важно в том плане, что оно свидетельствует о том, что практика шертования была известна якутам еще до прихода русских. Следовательно, шерть не была привнесена извне, она вырабатывалась веками в соответствии с нормами традиционного обычного права якутов. Общественный статус шерти состоял в том, что обычное право трактовало ее, как официальное торжественное обещание, как клятву соблюдать верность, принять на себя какие-либо обязательства, поступать в соответствии с согласованной линией поведения. В якутском обществе XVII в., как это видно из архивных источников, шерть выполняла функции основного регулятора отношений между отдельными племенами или их объединениями. Следовательно, она как элемент обычного права порождала правовые обязанности, хотя в условиях отсутствия государственности и письменности существовала в устной форме, не могла быть кодифицирована в виде законов и его статей. Однако мы имеем опубликованную «Шертовальную запись якутов» (1645 — 1649), конечно же, в редакции чиновников Якутской воеводской канцелярии. Надо отдать должное Петру Бекетову — одному из активных участников Сибирской эпопеи XVII в.: он, по опыту, хорошо понимал значение шерти как особой формы установления взаимоприемлемых отношений с населением якутских улусов. И он не замедлил воспользоваться им, за короткий срок (ведь он только перезимовал в остроге) он установил шертовальные отношения с 32 лидерами 17 якутских улусов. Это было огромное достижение Бекетова, стремившегося к мирному развитию событий. В числе шертовавших были кангаласские Ника с сыновьями Еюком и Оттоем,братом Сергуем; сыновья Тынины — Бозеко, Откурай и Челлай, намский князец Мымах, нерюктейский Кириней и др. Петр Бекетов, приняв присягу, а якутские князцы, давая присягу в верности русскому царю, по существу, оформили принятие российского подданства народами Якутии. Дальнейшее развитие договорных отношений с местным населением происходило в течение 30-х годов XVII в., хотя в известных событиях 1634 и 1636 гг. мы наблюдаем нарушение договоренностей с обеих сторон, и укрепились они после образования Якутского уезда и учреждения должности якутского воеводы в 1638 г., когда последним вменялось в обязанность держать ясачных людей в «царском милостивом призрении и во всем... оберегати накрепко, и они б... были на государеву милость надежны и жили на прежних своих улусах, и на кочевьях, и на юртах в тишине и покое»10. Но особенную остроту необходимость заключения договорных отношений приобрела после известных событий 1642 г., вызванных переписью населения и скота в уезде по инициативе воеводы П.П. Головина. В РГАДА мною был найден архивный документ, согласно которому за период с 8 сентября 1642 г. по 22 февраля 1643 г. в Якутском остроге из 12 (Атамайская, Батулинская, Бордонская, Борогонская, Намская и др.) волостей шертовали по своей вере русскому царю 53 человека, из которых 21 князец, остальные — улусные якуты, сыновья и братья князцов. Шерть дали борогонский Логуй, намский Мымах, одейский Сергуй, кангаласский Еюк и др. Это было последнее массовое шертование якутов, и оно окончательно установило мирные взаимоотношения между воеводской властью и местным населением. Лидеры якутских улусов соблюдали свою присягу, и с тех пор на всем протяжении истории Якутии не происходило каких-нибудь крупных столкновений на почве межэтнических взаимоотношений. Это был исторический выбор якутского общества, и он выдержал испытание временем. На основании изложенного можно сделать общее заключение о том, что вхождение Якутии в состав Российского государства не было результатом одностороннего действия со стороны служилых людей, в нем приняло участие и местное коренное население, которое на уровне своих лидеров вступило в договорные отношения с представителями новой государственной власти. Соглашаясь с принудительным обложением ясаком, князцы и «лутчие люди» каждого улуса стремились к тому, чтобы не было в улусах военных действий, т.е. не происходило крупных сражений с большими людскими потерями, и спешили принять российское подданство, используя потенциал своего обычного права. Глубокий общественный смысл этой позиции состоит в том, что якутские лидеры тем самым спасли свой народ от физического истребления, и в этом качестве они оказались на высоте исторического положения своей эпохи. И именно так поступали такие крупные деятели улусов, как борогонский Логуй Амыканов, намский Мымах Намов, кангаласский Еюк Никин и др. И мы сегодня должны отказаться от мысли о том, что якуты в событиях 30-х годов XVII в. были только пассивным объектом навязывания силы. Благодаря шертованию они становились субъектами договорных отношений, официально подтвержденных в «Соборном Уложении» 1649 г. — в главном законодательном памятнике Русского государства. Так что мы должны отказаться от бытующего сегодня явно ошибочного мнения, что шертование сводилсь лишь к пустой формальности, и признать, что шерть — это юридический, правовой акт, закрепивший принятие российского подданства народами Якутии. Иванов В.Н." (С). Вот так. 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 октября 2012 Опубликовано: 3 октября 2012 А чего у этого шныря в ушанке - планшетник? И чего он влез, такую сцену испортил ... 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 6 октября 2012 Автор Опубликовано: 6 октября 2012 О пальме. "Пальма широко использовалась в местах столкновения с якутами. Это весьма эффективное оружие попадало к служилым путем покупки или захвата его у якутов (как вариант пальмы вместе с куяками служилые получали в виде дани). Сочетая в себе колющие и рубящие свойства, пальма служила определенной заменой как копью, так и рубящему оружию, в связи с чем была необычайно популярна и за пределами региона. В одном из даурских острогов в описи имущества умершего казака перечислено 12 пальм. В некоторых случаях пальмы назвались сулемами." (С). 0 Ответить
борохой Опубликовано: 28 декабря 2012 Опубликовано: 28 декабря 2012 Позвольте добавить, что рукоять Саха быhа5а обычно выполнялась в сечении миндалевидной формы, что позволяло владельцу в темноте или не глядя, наощупь, определиться, в какую сторону направлено лезвие. Изображённые на картинках рукояти эллиптического сечения принадлежат современным изделиям. 0 Ответить
борохой Опубликовано: 28 декабря 2012 Опубликовано: 28 декабря 2012 Хочу отметить ещё такой момент, практически все современные мастера изготавливают ту часть ножен, в которой помещается непосредственно клинок, настолько узкой, что нож, по всей видимости, должен удерживаться в ножнах исключительно за счёт трения именно клинка. Являясь счастливым обладателем изделия Хромого Ивана (До5олон Уйбаан) из Ньурбы, каждый раз, не глядя вкладывая свой нож в ножны с широким устьем, мысленно благодарю старого мастера. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 28 декабря 2012 Автор Опубликовано: 28 декабря 2012 Спасибо, интересная инфа. Еще бы фоток. То, что видел - клин плотно не сидел, чтоб не примерзал, рукоять удерживалась устьем ножен. 1 Ответить
medic_1966 Опубликовано: 28 декабря 2012 Опубликовано: 28 декабря 2012 Хочу отметить ещё такой момент, практически все современные мастера изготавливают ту часть ножен, в которой помещается непосредственно клинок, настолько узкой, что нож, по всей видимости, должен удерживаться в ножнах исключительно за счёт трения именно клинка. Являясь счастливым обладателем изделия Хромого Ивана (До5олон Уйбаан) из Ньурбы, каждый раз, не глядя вкладывая свой нож в ножны с широким устьем, мысленно благодарю старого мастера. Хорошо бы этот нож показать на фотографиях и с размерами! 0 Ответить
борохой Опубликовано: 29 декабря 2012 Опубликовано: 29 декабря 2012 Предпоследний снимок, на нём видно что на полотне остался оттиск какой-то надписи. Возможно клинок изготовлен из обоймы подшипника? Кто-нибудь может опознать? Также к ножнам прикреплена полоска той же стали, из которой изготовлен клинок. Служит для правки лезвия вместо мусата. Снимок устья ножен неудачен, не видно что ножны постепенно сужаются. Что позволяет, не глядя, вставить нож. Рукоять традиционной формы с небольшими выборками под пальцы. Но, всё-таки, чаще рукоять изготавливалась прямой. 0 Ответить
Ren Ren Опубликовано: 29 декабря 2012 Опубликовано: 29 декабря 2012 Вкусный ножик! Дух от него хороший идёт. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 29 декабря 2012 Автор Опубликовано: 29 декабря 2012 Спасибо за фото. Рукоять в сечении - совершенно обычная. Ножны интересные - комбинация кожи и бересты. 0 Ответить
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.