Перейти к публикации

Ножи коми


Рекомендованные сообщения

  • 2 месяца спустя...
Опубликовано: (изменено)

«Коса пурт»: мачете зырянской тайги

АВТОР СТАТЬИ:

«Старые люди рассказывали: встанет, мол, он на лыжи, возьмёт в руки нож, сделанный из косы-горбуши, и отправится в путь. Какие ветки на пути мешают, срезает своим ножом из косы-горбуши. За вечер пройдёт сто вёрст, на следующий день обратно придёт».

                                                                             Коми легенды и предания, предание о Ярук Иване

         

           Ножи с обратным изгибом лезвия известны в Европе едва ли не с каменного века. Уже тогда человеку было ясно, что подобная форма клинка имеет целый ряд преимуществ. Это дало толчок к появлению режущего инструмента различного назначения – от серпов и кос до боевых ножей. Непальский кукри, чилийский корво, балканский каракулак, турецкий ятаган – все эти знаменитые ножи объединяет их принадлежность к одному типу выгнутообушковых ножей.

На территории России такие ножи известны ещё со времён Сейминско-Турбинской культуры бронзового века. К выгнутообушковым относятся некоторые прекрасные боевые ножи XVI–XVII вв. из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.

           В отличие от Москвы, для которой война всегда была частью суровой повседневной необходимости, земля коми (зырян) издревле оставалась краем охотников, слишком удалённым и труднодоступным для войны. Из-за сурового климата и малозаселённости человеческая жизнь здесь ценилась куда дороже, а оружие использовалось в основном для охоты.

Небольшие ножи с выгнутообушковым клинком известны в Коми начиная с раннего железного века. Но, к сожалению, о функциональном назначении подобных ножей доподлинно ничего неизвестно. Зато в современной коми культуре можно встретить целый ряд ножей, изготовленных из обломков полосы косы-горбуши. Все эти ножи имеют общее название «коса-пурт» или «нож-коса» («нож из косы»). Одним из самых интересных среди них является рубильный нож коса-пурт.

          К сожалению, история не сохранила для нас точного времени появления этого ножа. Упомянутое в начале статьи предание о Ярук Иване, охотнике из с. Визинга, вероятно, относится к концу XIX – началу XX века и является наиболее ранним текстовым упоминанием рубильного ножа коса-пурт. Начиная как минимум с этого времени рубильные ножи из косы хорошо известны в южных районах Коми и до сих пор используются местным населением. А примерно с 1970-х гг. прошлого века они начинают встречаться уже гораздо севернее, на средней и верхней Вычегде и на Печоре. По словам информаторов, такие ножи использовались (и используются кое-где до сих пор) рыбаками и охотниками в качестве специального инструмента для продвижения по лесу среди густых зарослей и на вырубках. При этом все информаторы из районов бассейна Вычегды сходятся в одном: этот нож, прежде здесь никогда не использовавшийся, был заимствован у южных коми именно из-за вырубки лесов. Непроходимый тонкий молодняк, который появляется на местах лесозаготовок, практически невозможно срубить топором, но зато он прекрасно срезается ударом рубильного коса-пурт, который в данном случае выполняет у коми охотников функции, аналогичные саамским леуку или мачете тропиков. В южных районах Коми, в частности в Прилузье, где этот нож был известен намного раньше, упоминается о его использовании не только в промысловых, но и в хозяйственных целях вместо ножа-косаря на некоторых видах сельхозработ (уборка урожая капусты, заготовка веников) или как ножа для колки лучины.

          Полотно традиционной у коми косы-горбуши имело длину от 500 до 700 мм при ширине от 20 до 40 мм и толщине в обухе от 3 до 7 мм. Такие параметры делали его идеальной заготовкой для ножа, который мог быть изготовлен с помощью простых слесарных и абразивных инструментов даже без дополнительной термической обработки. Кстати, о «термичке»: при закалке косы-горбуши закаливается не всё полотно, а лишь нижняя его часть со стороны лезвия, в то время как обух оставляется мягкими во избежание поломки инструмента при случайном ударе о пень или камень. Точно такой же режим закалки традиционно применяется при изготовлении многих рубильных ножей, в частности знаменитого непальского кукри, обух которого также оставляют мягким для большей пластичности клинка.

           Традиционно при производстве кос сельские кузнецы коми использовали углеродистую сталь. Промышленные косы, изготавливавшиеся в советское время в Коми на Нювчимском чугунолитейном заводе, имели полотно из инструментальной стали, предназначенной для производства режущих инструментов. Возможно, поэтому старики-коми в 1970–80-х годах особо ценили охотничьи ножи, сделанные из косы, с которыми практически не расставались. При изготовлении рубильного ножа использовался обломок наиболее толстой части полосы, как правило, вместе с черенком, на участке которого и монтировалась рукоять будущего ножа. В результате почти «пистолетная» рукоять могла располагаться едва не под прямым углом к лезвию.

             Длина клинков рубильных ножей почти всегда составляла около 20 см. Остриё формировалось двумя способами. В более архаичном варианте наблюдается полукруглый подъём клинка небольшого радиуса без всяких скосов обуха. На более поздних вариантах рубильного ножа передняя часть клинка оформлена в виде прямого скоса обуха, который на острие встречается с практически прямым лезвием, почти не имеющим подъёма. В таком варианте клинок помимо рубящих и режущих свойств дополнительно приобретал возможность использования колющего острия.

            Существовало несколько способов изготовления рукояти рубильного ножа. В Прилузском районе (Средняя Луза) на юге Коми рукоять изготавливалась из берестяной ленты с последующей фиксацией деревянными клиньями. Черенок косы, предварительно обточенный и подготовленный для использования в качестве рукояти, обматывался в два и более слоя специальной берестяной лентой, после чего конец ленты подгибался и фиксировался в торцевой части рукояти. Затем, для большей прочности, с торцевых концов образовавшейся рукояти между полосой и берестяной обмоткой вбивались специальные плоские деревянные клинья, распиравшие и фиксировавшие всю конструкцию. На Верхней Вычегде встречался вариант деревянной (вероятно, всадной) рукояти, длиной около 20 см. с навершием, напоминающим навершие топорища, чтобы инструмент не выскальзывал во время работы и его было удобнее держать в рукавицах (большая часть работ в лесу обычно производилась охотниками в зимний период).

           В с. Лойма Прилузского района автору встретился коса-пурт с наварной железной рукоятью, изготовленной примерно в 1970–80-х годах.

Кроме того, на средней Вычегде есть упоминания об изготовлении рукоятей коса-пурт при помощи накладного монтажа, однако проверить и подтвердить данную информацию оказалось невозможным. В сечении рукоять имела овальную, реже – каплевидную или прямоугольную форму. Носили коса-пурт в специальных ножнах на поясе сзади, в отличие от охотничьего ножа, который висел слева или спереди.

           Сами ножны изготавливались традиционным для коми способом с использованием деревянной основы, состоящей из двух плоских половинок, в которых вырезалась полость для клинка, после чего половинки склеивались и либо обшивались кожей, либо просто скреплялись между собой узкими кожаными шнурами, на которые крепилась кожаная петля для подвешивания к поясу.

           Подводя итог, следует сказать, что рубильный коса-пурт – это, вероятно, сравнительно новое явление в материальной культуре коми охотников, ставшее ответом на изменение привычной среды. С ростом объёмов лесозаготовок, которые не прекращаются до сих пор (и ведутся подчас откровенно варварскими методами), произошло изменение ландшафта, породившее необходимость создания новых инструментов. И, как бывает в таких случаях, пытливый ум охотника – сельского жителя, привыкшего из-за удалённости от промышленных центров бережно относиться к любым материальным ресурсам, справился с этой задачей просто и эффективно, использовав самое доступное и оптимально подходящее сырьё, способное при минимальных технологических затратах дать совершенно новый, весьма эффективный инструмент – рубильный нож коса-пурт.

 

Коса пурт - мачете зырянской тайги 1.jpg

 

Коса пурт - мачете зырянской тайги 2.jpg

 

Первоисточник: - https://huntportal.ru/hunting/tradicii-i-obychai/oruzhie-istoriya-i-tradicii/kosa-purt-machete-zyiryanskoj-tajgi

Изменено пользователем Немо
Опубликовано:
2 часа назад, Немо сказал:

«Коса пурт»: мачете зырянской тайги

АВТОР СТАТЬИ:

«Старые люди рассказывали: встанет, мол, он на лыжи, возьмёт в руки нож, сделанный из косы-горбуши, и отправится в путь. Какие ветки на пути мешают, срезает своим ножом из косы-горбуши. За вечер пройдёт сто вёрст, на следующий день обратно придёт».

                                                                             Коми легенды и предания, предание о Ярук Иване

         

           Ножи с обратным изгибом лезвия известны в Европе едва ли не с каменного века. Уже тогда человеку было ясно, что подобная форма клинка имеет целый ряд преимуществ. Это дало толчок к появлению режущего инструмента различного назначения – от серпов и кос до боевых ножей. Непальский кукри, чилийский корво, балканский каракулак, турецкий ятаган – все эти знаменитые ножи объединяет их принадлежность к одному типу выгнутообушковых ножей.

На территории России такие ножи известны ещё со времён Сейминско-Турбинской культуры бронзового века. К выгнутообушковым относятся некоторые прекрасные боевые ножи XVI–XVII вв. из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.

           В отличие от Москвы, для которой война всегда была частью суровой повседневной необходимости, земля коми (зырян) издревле оставалась краем охотников, слишком удалённым и труднодоступным для войны. Из-за сурового климата и малозаселённости человеческая жизнь здесь ценилась куда дороже, а оружие использовалось в основном для охоты.

Небольшие ножи с выгнутообушковым клинком известны в Коми начиная с раннего железного века. Но, к сожалению, о функциональном назначении подобных ножей доподлинно ничего неизвестно. Зато в современной коми культуре можно встретить целый ряд ножей, изготовленных из обломков полосы косы-горбуши. Все эти ножи имеют общее название «коса-пурт» или «нож-коса» («нож из косы»). Одним из самых интересных среди них является рубильный нож коса-пурт.

          К сожалению, история не сохранила для нас точного времени появления этого ножа. Упомянутое в начале статьи предание о Ярук Иване, охотнике из с. Визинга, вероятно, относится к концу XIX – началу XX века и является наиболее ранним текстовым упоминанием рубильного ножа коса-пурт. Начиная как минимум с этого времени рубильные ножи из косы хорошо известны в южных районах Коми и до сих пор используются местным населением. А примерно с 1970-х гг. прошлого века они начинают встречаться уже гораздо севернее, на средней и верхней Вычегде и на Печоре. По словам информаторов, такие ножи использовались (и используются кое-где до сих пор) рыбаками и охотниками в качестве специального инструмента для продвижения по лесу среди густых зарослей и на вырубках. При этом все информаторы из районов бассейна Вычегды сходятся в одном: этот нож, прежде здесь никогда не использовавшийся, был заимствован у южных коми именно из-за вырубки лесов. Непроходимый тонкий молодняк, который появляется на местах лесозаготовок, практически невозможно срубить топором, но зато он прекрасно срезается ударом рубильного коса-пурт, который в данном случае выполняет у коми охотников функции, аналогичные саамским леуку или мачете тропиков. В южных районах Коми, в частности в Прилузье, где этот нож был известен намного раньше, упоминается о его использовании не только в промысловых, но и в хозяйственных целях вместо ножа-косаря на некоторых видах сельхозработ (уборка урожая капусты, заготовка веников) или как ножа для колки лучины.

          Полотно традиционной у коми косы-горбуши имело длину от 500 до 700 мм при ширине от 20 до 40 мм и толщине в обухе от 3 до 7 мм. Такие параметры делали его идеальной заготовкой для ножа, который мог быть изготовлен с помощью простых слесарных и абразивных инструментов даже без дополнительной термической обработки. Кстати, о «термичке»: при закалке косы-горбуши закаливается не всё полотно, а лишь нижняя его часть со стороны лезвия, в то время как обух оставляется мягкими во избежание поломки инструмента при случайном ударе о пень или камень. Точно такой же режим закалки традиционно применяется при изготовлении многих рубильных ножей, в частности знаменитого непальского кукри, обух которого также оставляют мягким для большей пластичности клинка.

           Традиционно при производстве кос сельские кузнецы коми использовали углеродистую сталь. Промышленные косы, изготавливавшиеся в советское время в Коми на Нювчимском чугунолитейном заводе, имели полотно из инструментальной стали, предназначенной для производства режущих инструментов. Возможно, поэтому старики-коми в 1970–80-х годах особо ценили охотничьи ножи, сделанные из косы, с которыми практически не расставались. При изготовлении рубильного ножа использовался обломок наиболее толстой части полосы, как правило, вместе с черенком, на участке которого и монтировалась рукоять будущего ножа. В результате почти «пистолетная» рукоять могла располагаться едва не под прямым углом к лезвию.

             Длина клинков рубильных ножей почти всегда составляла около 20 см. Остриё формировалось двумя способами. В более архаичном варианте наблюдается полукруглый подъём клинка небольшого радиуса без всяких скосов обуха. На более поздних вариантах рубильного ножа передняя часть клинка оформлена в виде прямого скоса обуха, который на острие встречается с практически прямым лезвием, почти не имеющим подъёма. В таком варианте клинок помимо рубящих и режущих свойств дополнительно приобретал возможность использования колющего острия.

            Существовало несколько способов изготовления рукояти рубильного ножа. В Прилузском районе (Средняя Луза) на юге Коми рукоять изготавливалась из берестяной ленты с последующей фиксацией деревянными клиньями. Черенок косы, предварительно обточенный и подготовленный для использования в качестве рукояти, обматывался в два и более слоя специальной берестяной лентой, после чего конец ленты подгибался и фиксировался в торцевой части рукояти. Затем, для большей прочности, с торцевых концов образовавшейся рукояти между полосой и берестяной обмоткой вбивались специальные плоские деревянные клинья, распиравшие и фиксировавшие всю конструкцию. На Верхней Вычегде встречался вариант деревянной (вероятно, всадной) рукояти, длиной около 20 см. с навершием, напоминающим навершие топорища, чтобы инструмент не выскальзывал во время работы и его было удобнее держать в рукавицах (большая часть работ в лесу обычно производилась охотниками в зимний период).

           В с. Лойма Прилузского района автору встретился коса-пурт с наварной железной рукоятью, изготовленной примерно в 1970–80-х годах.

Кроме того, на средней Вычегде есть упоминания об изготовлении рукоятей коса-пурт при помощи накладного монтажа, однако проверить и подтвердить данную информацию оказалось невозможным. В сечении рукоять имела овальную, реже – каплевидную или прямоугольную форму. Носили коса-пурт в специальных ножнах на поясе сзади, в отличие от охотничьего ножа, который висел слева или спереди.

           Сами ножны изготавливались традиционным для коми способом с использованием деревянной основы, состоящей из двух плоских половинок, в которых вырезалась полость для клинка, после чего половинки склеивались и либо обшивались кожей, либо просто скреплялись между собой узкими кожаными шнурами, на которые крепилась кожаная петля для подвешивания к поясу.

           Подводя итог, следует сказать, что рубильный коса-пурт – это, вероятно, сравнительно новое явление в материальной культуре коми охотников, ставшее ответом на изменение привычной среды. С ростом объёмов лесозаготовок, которые не прекращаются до сих пор (и ведутся подчас откровенно варварскими методами), произошло изменение ландшафта, породившее необходимость создания новых инструментов. И, как бывает в таких случаях, пытливый ум охотника – сельского жителя, привыкшего из-за удалённости от промышленных центров бережно относиться к любым материальным ресурсам, справился с этой задачей просто и эффективно, использовав самое доступное и оптимально подходящее сырьё, способное при минимальных технологических затратах дать совершенно новый, весьма эффективный инструмент – рубильный нож коса-пурт.

 

Коса пурт - мачете зырянской тайги 1.jpg

 

Коса пурт - мачете зырянской тайги 2.jpg

 

Первоисточник: - https://huntportal.ru/hunting/tradicii-i-obychai/oruzhie-istoriya-i-tradicii/kosa-purt-machete-zyiryanskoj-tajgi

Отличный материал!

  • 1 месяц спустя...
Опубликовано:

Да все эти коренные жители севера, которые реально ножами работают, пользуются самыми дешевыми Морами. А эти изыски для туристов.

Опубликовано:

tasma_01.thumb.jpg.2539d42cd23308dc8cbbd3a95fa5ce88.jpg

Одно из важнейших атрибутов охотничье-промыслового снаряжения северных кочевых народов, занимающихся оленеводством:ненцев, коми (зырян), хантов, саамов в XIX веке.
Оленеводы в качестве верхней зимней одежды носят т.н. малицу (мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху с капюшоном, доходящую до колен). Главной функцией тасмы является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу.  

Muzhskoj-poyas.thumb.jpg.6ea21d1a7c1d2bd9d81eb5d8385dacf7.jpg

Слово «тасма» в коми языке означает «ремень», или, по-другому, кожаный пояс с пряжкой. Тасма представляет собой ленту ремня шириной 5–6 см изготавливалась из кожи крупного рогатого скота.
Пояс – символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.
Основными элементами пояса являются пряжка и накладки (рубежи). Эти накладки позволяли предотвратить постепенное «скручивание» краёв широкого ремня из-за ношения с толстой меховой одеждой. Пряжку и другие элементы декора пояса изготавливали из рога. Позже пряжки стали изготавливать из металла.

web.thumb.jpg.e1181153d681c128944c6aa3178c3ea2.jpg782264f4e4d9487523b96bff7fzd--suveniry-i-podarki-nenetskij-poyas-ohotnika-s-2-mya-nozhnami.thumb.jpg.c44c1581400c7b454078485d370acced.jpgxIyX0WiADwY.jpg.fee265f772ea3812b770c435763662e4.jpg169084_900.thumb.jpg.ecff5ba239305ef3c0fbc0211a10baa3.jpg1955269511_maxresdefault(1).thumb.jpg.650c3eddc409605a5ce67c82960a525c.jpg

5ea9a16034200058abcefcd0-preview.thumb.jpg.83443371b113dd107ea8e933d6a50078.jpg
Так как оленеводам достаточно проблематично самим заниматься металлообработкой, металлические бляхи заказывались и покупались у русских кустарей. Активно торгующие по всему европейскому и уральскому северу купцы из коми развозили одинаковые бляшки на большие расстояния, так что идентичные украшения мы можем видеть как у саамов Кольского полуострова, так и у хантов в Зауралье.
Фиксация пряжки происходит зацепкой за прорезь. Прорезей всего три, и их недостаточно для нормальной регулировки. Чтобы пояс не слетел, его соединяют под пряжкой двумя кожаными петлями. Подгонка пояса по обхвату происходит за счет «запасной длины», собранной посреди спины в стяжку. На этот «хвостик» вешается медвежий клык или другой сильный амулет.

103076838_.(1971.......2.74).thumb.jpg.9d0c3320ffac77f1d9bf5e21b536964a.jpg1671934012_1.thumb.jpg.869af9ca010ca5f069a9a118c27e2b61.jpg

20140117_124958.thumb.jpg.18831fde53251c15c54cd420b29116f7.jpg336283396_10ris.6.thumb.jpg.31692927fb4e3ea07d44fb070e5002d7.jpg

Центральным атрибутом тасмы, без которого ни на лесовании, ни на любом другом промысле было не обойтись, являлся нож в ножнах.

379.thumb.jpg.5fea0664ceb9eafa8d9dba19d1b612a0.jpg

Берестяные, кожаные либо деревянные ножны на кожаном или холщовом подвесе в зависимости от состава костюма оленеводы обычно носят с правой стороны т.к. в левой руке держат хорей (шест для управления оленями), который может цепляться за ножны.

wr-750.thumb.jpg.8ac9381c4d6af2c8a1a3088739ed6252.jpg
Нередко на тасму крепилась небольшая кожаная поясная сумочка для хранения трута, кремня с кресалом, спичек, иголок, ниток и других необходимых мелочей.

post-3197-0-86706600-1444986403.thumb.jpg.e0273337ce73d621bca0715dcf4812dc.jpg

Помимо вышеперечисленных обязательных элементов иногда на охотничью тасму дополнительно подвешивался полный набор снаряжения для дульнозарядного ружья: пороховница, дозаторы для пороха, мешочки с пулями, кремнями либо капсюлями, отвёртка и пробойник для ружья. Но гораздо чаще такой набор крепился на отдельный узкий ремешок-тасму, который носили через плечо.
Тасма – вещь на долгие годы, иногда на всю жизнь. Делают ее долго, поэтапно, исключительно вручную. С одной стороны, тасма – украшение, с другой –  оберег. Тасма для потомственного оленевода – своего рода личный символ и «паспорт» мужчины, поэтому отношение к ней у северных коми довольно трепетное. Особенно важно, если тасма досталась по наследству. 

Материалы взяты из:

https://huntportal.ru/hunting/tradicii-i-obychai/oruzhie-istoriya-i-tradicii/tasma

https://ugra-tv.ru/programs/from7to9/archive/v-yugorskom-muzee-khranitsya-poyas-kotoryy-predokhranyal-khozyaina-ot-sglaza/

http://museumkogalym.ru/node/1797

https://mig.org.ru/detali-ohotnichey-tasmyi/

Опубликовано:
2 часа назад, Andrzej сказал:

tasma_01.thumb.jpg.2539d42cd23308dc8cbbd3a95fa5ce88.jpg

Одно из важнейших атрибутов охотничье-промыслового снаряжения северных кочевых народов, занимающихся оленеводством:ненцев, коми (зырян), хантов, саамов в XIX веке.
Оленеводы в качестве верхней зимней одежды носят т.н. малицу (мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху с капюшоном, доходящую до колен). Главной функцией тасмы является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу.  

Muzhskoj-poyas.thumb.jpg.6ea21d1a7c1d2bd9d81eb5d8385dacf7.jpg

Слово «тасма» в коми языке означает «ремень», или, по-другому, кожаный пояс с пряжкой. Тасма представляет собой ленту ремня шириной 5–6 см изготавливалась из кожи крупного рогатого скота.
Пояс – символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.
Основными элементами пояса являются пряжка и накладки (рубежи). Эти накладки позволяли предотвратить постепенное «скручивание» краёв широкого ремня из-за ношения с толстой меховой одеждой. Пряжку и другие элементы декора пояса изготавливали из рога. Позже пряжки стали изготавливать из металла.

web.thumb.jpg.e1181153d681c128944c6aa3178c3ea2.jpg782264f4e4d9487523b96bff7fzd--suveniry-i-podarki-nenetskij-poyas-ohotnika-s-2-mya-nozhnami.thumb.jpg.c44c1581400c7b454078485d370acced.jpgxIyX0WiADwY.jpg.fee265f772ea3812b770c435763662e4.jpg169084_900.thumb.jpg.ecff5ba239305ef3c0fbc0211a10baa3.jpg1955269511_maxresdefault(1).thumb.jpg.650c3eddc409605a5ce67c82960a525c.jpg

5ea9a16034200058abcefcd0-preview.thumb.jpg.83443371b113dd107ea8e933d6a50078.jpg
Так как оленеводам достаточно проблематично самим заниматься металлообработкой, металлические бляхи заказывались и покупались у русских кустарей. Активно торгующие по всему европейскому и уральскому северу купцы из коми развозили одинаковые бляшки на большие расстояния, так что идентичные украшения мы можем видеть как у саамов Кольского полуострова, так и у хантов в Зауралье.
Фиксация пряжки происходит зацепкой за прорезь. Прорезей всего три, и их недостаточно для нормальной регулировки. Чтобы пояс не слетел, его соединяют под пряжкой двумя кожаными петлями. Подгонка пояса по обхвату происходит за счет «запасной длины», собранной посреди спины в стяжку. На этот «хвостик» вешается медвежий клык или другой сильный амулет.

103076838_.(1971.......2.74).thumb.jpg.9d0c3320ffac77f1d9bf5e21b536964a.jpg1671934012_1.thumb.jpg.869af9ca010ca5f069a9a118c27e2b61.jpg

20140117_124958.thumb.jpg.18831fde53251c15c54cd420b29116f7.jpg336283396_10ris.6.thumb.jpg.31692927fb4e3ea07d44fb070e5002d7.jpg

Центральным атрибутом тасмы, без которого ни на лесовании, ни на любом другом промысле было не обойтись, являлся нож в ножнах.

379.thumb.jpg.5fea0664ceb9eafa8d9dba19d1b612a0.jpg

Берестяные, кожаные либо деревянные ножны на кожаном или холщовом подвесе в зависимости от состава костюма оленеводы обычно носят с правой стороны т.к. в левой руке держат хорей (шест для управления оленями), который может цепляться за ножны.

wr-750.thumb.jpg.8ac9381c4d6af2c8a1a3088739ed6252.jpg
Нередко на тасму крепилась небольшая кожаная поясная сумочка для хранения трута, кремня с кресалом, спичек, иголок, ниток и других необходимых мелочей.

post-3197-0-86706600-1444986403.thumb.jpg.e0273337ce73d621bca0715dcf4812dc.jpg

Помимо вышеперечисленных обязательных элементов иногда на охотничью тасму дополнительно подвешивался полный набор снаряжения для дульнозарядного ружья: пороховница, дозаторы для пороха, мешочки с пулями, кремнями либо капсюлями, отвёртка и пробойник для ружья. Но гораздо чаще такой набор крепился на отдельный узкий ремешок-тасму, который носили через плечо.
Тасма – вещь на долгие годы, иногда на всю жизнь. Делают ее долго, поэтапно, исключительно вручную. С одной стороны, тасма – украшение, с другой –  оберег. Тасма для потомственного оленевода – своего рода личный символ и «паспорт» мужчины, поэтому отношение к ней у северных коми довольно трепетное. Особенно важно, если тасма досталась по наследству. 

Материалы взяты из:

https://huntportal.ru/hunting/tradicii-i-obychai/oruzhie-istoriya-i-tradicii/tasma

https://ugra-tv.ru/programs/from7to9/archive/v-yugorskom-muzee-khranitsya-poyas-kotoryy-predokhranyal-khozyaina-ot-sglaza/

http://museumkogalym.ru/node/1797

https://mig.org.ru/detali-ohotnichey-tasmyi/

Спасибо! Еще бы кто подсказал, где такой заказать или купить? Нет, у меня есть, ессно, но надо еще.

Опубликовано: (изменено)
52 минуты назад, мак сказал:

Спасибо! Еще бы кто подсказал, где такой заказать или купить? Нет, у меня есть, ессно, но надо еще.

Я заказал пряжку и рубежи. Посылка едет. По результатам отпишусь.

Изменено пользователем Andrzej
Опубликовано: (изменено)

Про заднюю складку на поясе я понял. И долго соображал и смотрел фото как может выглядеть дополнительное крепление под пряжкой.

Видно что пряжка расстегнута, а пояс держится.

pskaxmx13y02wpf3n633b8g34bpsx3ru.thumb.jpg.4f0f8844a19435929cc0fa44f543b89a.jpg1418187176_498064615.thumb.jpg.5b61e0ff40e2e1a85fe5c67488d69ea1.jpgtasma_09.thumb.jpg.353b798f26915f2c12ccded211a3a6c7.jpg

Вот видно что у пряжки есть еще ремешок с кольцами.

1759507562_1.thumb.jpg.5b90102c6e463b4726736b9739805937.jpg

Видимо там применяется крепление ремня с кольцами. Типа так:

eb8e8f173e4881da9e43843ecdc0e30b.thumb.jpg.61dd13133bebf1bb7e5bc1ea93adf7b6.jpg

Или вот так:

costumes.thumb.jpg.8189799f738954c7f1ee8fc9ab9238e0.jpg

И в конце концов можно ведь и так:

cdc7861fe9ee0a2184b31e3e454df9bacf08v0.thumb.jpg.3bbcee04b12e458ce96b487f117eeec1.jpg

Изменено пользователем Andrzej
Опубликовано:

Очень интересно, спасибо за инфу и фото. Я вот подумал, вот Тасма, там столько всяких предметов из металла, колечек, цепочек и прочих фишек. Но при охоте, движении, скрадывании, это же все гремит не слабо, этак можно все зверье распугать. Может для охоты тасму снимают или было что то другое? Думается что это парадный пояс, а для работы он другой совсем.

Опубликовано:
1 минуту назад, climbing сказал:

Но при охоте, движении, скрадывании, это же все гремит не слабо, этак можно все зверье распугать.

Ага. Напоминают пояс металлистов, времен позднего СССР. Те тоже были в коже и обмотаны цепями. :)

Опубликовано: (изменено)

Экие вы приземленные люди. Это же сакральный мужской(!) элемент одежды, культуры! Женщины к нему не прикасались. У кочевников ничего лишнего не бывает. Сплошной функционал. Детали пояса собирались годами. Пояса носили постоянно и передавали по наследству. Оленеводы не подкрадываются к своим оленям. )) По фото старых поясов видно как сильно они заношены и поюзаны. Минимум подвесок, ремешки вместо цепочек и можно скрадывать зверя. Тасма используется ижемскими охотниками и в наши дни. Фото Артура Артеева

tasma_11.thumb.jpg.2cac38df105f906848dd9f324e681173.jpg

А на современных фестивалях оленеводов, там да, пояса иногда напоминают творчество дембелей.

Изменено пользователем Andrzej
Опубликовано:
21 минуту назад, Andrzej сказал:

Экие вы приземленные люди.

Что есть, то есть. Зато практичные. А пояс хорош, представляю как в нем на лыжах через криволесье пролетишь. Все цацки на кустах и оставишь. Не, ну а так история, этнография.

Опубликовано:
20.10.2022 в 20:22, climbing сказал:

это же все гремит не слабо,

 Вы лично грохот слышали? Всё плотно пришито, не вплотную друг к другу все элементы декора. Чему там греметь, вставной челюсти что ли?

Коты громче топают.

Опубликовано:
1 час назад, Немо сказал:

 Вы лично грохот слышали? Всё плотно пришито, не вплотную друг к другу все элементы декора. Чему там греметь, вставной челюсти что ли?

Коты громче топают.

Это было лишь предположение в полушутливой и вежливой форме. Поскольку не являюсь носителем вставной челюсти, то как она гремит предположить не могу. А вот по долгу работы ношу на поясе кучу железа, которое при движении гремит и даже очень. А вот фото, взятое выше.

 

Muzhskoj-poyas.jpg.35315b27cd36915a45032e8240797491.thumb.jpg.4b7a624897825e58b8c23445735214a6.jpg

 

По вашему, могут ли греметь эти цепочки при активном движении? Отвечу, да могут, судя по обилию металлических элементов. Что еще? 

Опубликовано:
21 час назад, climbing сказал:

Это было лишь предположение в полушутливой и вежливой форме. Поскольку не являюсь носителем вставной челюсти, то как она гремит предположить не могу. А вот по долгу работы ношу на поясе кучу железа, которое при движении гремит и даже очень. А вот фото, взятое выше.

 

Muzhskoj-poyas.jpg.35315b27cd36915a45032e8240797491.thumb.jpg.4b7a624897825e58b8c23445735214a6.jpg

 

По вашему, могут ли греметь эти цепочки при активном движении? Отвечу, да могут, судя по обилию металлических элементов. Что еще? 

 Часы карманные когда-нибудь носили? Сильно цепочка гремит?

 

 

Опубликовано:
21 час назад, climbing сказал:

. А вот по долгу работы ношу на поясе кучу железа, которое при движении гремит и даже очень.

 

Нужно грамотно размещать и крепить снаряжение. В СССР когда тырили с производства лишние там но нужные дома железяки на проходной ни у кого ничего не гремело. 

Опубликовано:

Немного поснимал в прошлом году на выставке "Сокровища Севера".

Сначала современные реплики

11.thumb.jpg.328b57f696967feaaa5652e90238c57e.jpg22.thumb.jpg.e4858dd9a232626b35808a44ac7e6f6e.jpg33.thumb.jpg.41b3a067c6c0d5db898e41d2b2d19c28.jpg

 

77.thumb.jpg.39ec6eeabe66fc1950bab1c992346e4a.jpg

 

И подлинник с датой 1/8/48

44.thumb.jpg.a7513c87ec7216ab6a968038389e6749.jpg55.thumb.jpg.72a295c480681108d2c88bc1626f966c.jpg

Опубликовано:
21.10.2022 в 19:47, climbing сказал:

могут ли греметь эти цепочки при активном движении? Отвечу, да могут, судя по обилию металлических элементов. 

Они не только могут, они обязаны греметь.

 

Присутствовал на лекции по традиционному костюму оленеводов, там специально объяснили, что шум от цепочек, подвесок, бубенчиков и т. п. в тундре очень важен - он заявляет о присутствии человека и животным, и другим людям. Как только ребёнок начинает ходит, мать начинает обвешивать его всякими побрякушками - просто чтобы знать где он (функцию талисманов-оберегов сейчас не трогаем, хотя она присутствует постоянно). Постепенно их становилось больше и больше, особенно у девочек - к свадьбе доходило до 1,5-2 кг. Раньше все члены семьи по звуку определяли кто где находится и куда идёт - набор издаваемых звуков сугубо индивидуальный и он разносился далеко, а шагов в тундре не слышно вообще.

Опубликовано:
4 часа назад, Ren Ren сказал:

Они не только могут, они обязаны греметь.

 

Присутствовал на лекции по традиционному костюму оленеводов, там специально объяснили, что шум от цепочек, подвесок, бубенчиков и т. п. в тундре очень важен - он заявляет о присутствии человека и животным, и другим людям. Как только ребёнок начинает ходит, мать начинает обвешивать его всякими побрякушками - просто чтобы знать где он (функцию талисманов-оберегов сейчас не трогаем, хотя она присутствует постоянно). Постепенно их становилось больше и больше, особенно у девочек - к свадьбе доходило до 1,5-2 кг. Раньше все члены семьи по звуку определяли кто где находится и куда идёт - набор издаваемых звуков сугубо индивидуальный и он разносился далеко, а шагов в тундре не слышно вообще.

 

Причем здесь мужской пояс?

Вот то, о чём Вы, оно и звенит - 

 

"Женскую одежду — паницу или ягушку (паны) — шили из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летом носили старую паницу или одежду аналогичного покроя из  сукна.

Одежда детей до 3—4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» — одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5—6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых  хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы),   бусы,   реже   бисер.

Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими  цепочками." (С)

Опубликовано:

Поясом подпоясывали малицу меховую. Поверх малицы одевали совик меховой или тканный, который уже не подпоясывался.

Опубликовано:

Приехал мой заказ из Тобольска - пряжка и рубежи. Были еще и подвески, но я отказался. Литьё понравилось. Правда зацеп пряжки заходит только в первую прорезь. Для второй и третьей надо его подогнать напильником.

IMG_20221024_213450.thumb.jpg.374e77bba2c74333f3612eb32e44109b.jpgIMG_20221024_213521.thumb.jpg.accd5515a5c1f07ae1d37955fce40f8d.jpgIMG_20221024_213554.thumb.jpg.666b7850590b51742272e445d1f269d7.jpg

Опубликовано:
2 минуты назад, Andrzej сказал:

Приехал мой заказ из Тобольска - пряжка и рубежи. Были еще и подвески, но я отказался. Литьё понравилось. Правда зацеп пряжки заходит только в первую прорезь. Для второй и третьей надо его подогнать напильником.

IMG_20221024_213450.thumb.jpg.374e77bba2c74333f3612eb32e44109b.jpgIMG_20221024_213521.thumb.jpg.accd5515a5c1f07ae1d37955fce40f8d.jpgIMG_20221024_213554.thumb.jpg.666b7850590b51742272e445d1f269d7.jpg

Отлично! Можно контакты?

Опубликовано:
10 часов назад, Andrzej сказал:

Для второй и третьей надо его подогнать напильником.

 

"Это нормально." (С)

В Тобольске ещё великолепные косторезы.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.