Jump to content
Sign in to follow this  
Giacomo

Гуамское ущелье - п. Мезмай.

Recommended Posts

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

М.Ю. Лермонтов.

 

 

Так уж повелось в России, что там, где строилась железная дорога, там не обходилось без заключенных. Ну или крепостных. Был правда эпизод, когда Павка Корчагин строил узкоколейку, чтобы спасти замерзающий Киев. Но это  другая история.

Апшеронская узкоколейная железная дорога - крупнейшая горная узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР. Строилась и использовалась в основном для вывоза леса, использовалась также как пассажирская.

Управление дороги находится в Апшеронске (Краснодарский край). Ширина колеи: 750 мм. Дата открытия первого участка: 1927 год.

Приблизительно в это же время строился участок дороги от х. Гуамка, до п. Мезмай. Дорога уперлась в непроходимое ущелье с отвесными стенами, по дну которого протекала река Курджипс. 

В абсолютно вертикальной стене ущелья заключенные вручную начали прорубать «балкон» по которому и прошел четырехкилометровый участок дороги. Механизации не было никакой, шурфились вручную, рвали породу динамитом, вручную же сбрасывали породу в реку. Так или иначе дорога была построена.

На сегодня дорога разбита на несколько отдельных участков, которые не сообщаются между собой. По основным участкам имеет место перевозка леса, а так же пассажирское (!!!) сообщение между удаленными населенными пунктами ибо автомобильного сообщения между ними нет.

Участок дороги между х. Гуамка и п. Мезмай работал до начала 90-х годов и как туристический объект был закрыт. Вход и выход из ущелья охранялись, посторонним вход был запрещен. Когда идет грузовой состав, то на некоторых участках перегона разминуться с составом можно только вжавшись в стену и глубоко выдохнув, либо балансируя на обрывчике в десяток метров глубиной, где внизу грохочет Курджипс.

Пара стареньких фото.

Старое фото дороги.jpg

Стпрое фото.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Начинаем поход от разрушенной и заброшенной станции «Гуамка».

3.JPG

4.JPG

Edited by Giacomo

Share this post


Link to post
Share on other sites

В настоящее время ущелье является туристическим объектом, по нему бегает тепловозик , возит туристов, а также бегают мотодрезины, перевозящие грузы. Прямого сообщения с п. Мезмай нет. В 2011 году оползень снес несколько сот метров пути и фактически железнодорожное сообщение от х. Гуамка осуществляется на участке всего около двух с небольшим километров в глубь ущелья, где есть кафешка. Дальше только своим пешком.

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пандора и Старлайн отдыхают.

9.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

На входе в ущелье в качестве экспоната стоит старенький снегоочиститель плужного типа. Чтобы отбрасывать снег хотя бы на три метра, он должен нестись со скоростью около 25 км/ч.

10.JPG

11.JPG

12.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Такой же вот летел, да не вписался в поворот. Вылетел с колеи. Поднимать не стали. Срезали, что было возможно.

13.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пассажирский состав в пути.

14.JPG

15.JPG

16.JPG

17.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Само ущелье. За четыре с лишним  километра собственно ущелья железная дорога поднимается на 80 метров. Если в начале пути речка - вот она, в конце ущелья - подойдешь к краю, глянешь вниз - етить/колотить.

18.JPG

19.JPG

20.JPG

21.JPG

22.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вышли из Гуамского ущелья, пошли дальше по шпалам в направлении поселка Мезмай. В результате оползня часть железнодорожного полотна вообще исчезла, часть повисла в воздухе. 

1.JPG

1А.JPG

2.JPG

Edited by Giacomo

Share this post


Link to post
Share on other sites

По шпалам дошли до станции "Мезмай". Мда. Видать лупили "калибрами".

3.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сам поселок Мезмай являет собой мекку всякого больного на голову народа. Якобы неподалеку когда-то упал метеорит. Как следствие, в месте падения пересеклись силовые линии различных полей. Народ приезжает чистить карму с чакрой, курить траву, камлает, играет на варганах. Да и просто бухает, чего уж там, будем говорить прямо. Очень много настоящих бродяг-путешественников, бредущих группами и по одиночке через поселок из одних уголков Кавказа в другие.

3.JPG

4.JPG

Edited by Giacomo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Много миллионов лет назад на месте поселка Мезмай было горное озеро.

Ранее устойчивого автомобильного сообщения у поселка с большой землей не было. Только по узкоколейке, которой теперь нет. Недавно построили новую автомобильную дорогу, которая несомненно придаст мощный импульс развитию туристической индустрии в поселке. На майские праздники плотность автомобилей была сравнима с улицами  средней руки мегаполиса в часы пик.

Вид на поселок Мезмай с высоты птичьего полета.

На горизонте Лагонакский хребет.

6.JPG

Edited by Giacomo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Одной из достопримечательностей поселка является так называемая Орлиная полка. На приличной высоте природа выветрила часть породы из пирога, образовав балкон или полку. К одной из них, самой большой есть тропа. Тропа такая, нехилая, местами градусов 35. Пока поднялся, пару килограмм долой.

1.JPG

2.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полка. Общая высота около 1000 м., подъем от поселка - около 300 м. С малыми детьми и слабоподготовленным лучше воздержаться от подъема.

4.JPG

3.JPG

5.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уходим. Были выходные перед майскими праздниками, количество народу на полке превзошло самые смелые ожидания. Очереди на фотосессию пришлось ждать минут двадцать.

уходим.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помимо всего прочего в Мезмае ранее имело место быть экопоселение "Завадова Поляна" или "Поляна Глюк". Мужик организовал из своей усадьбы лагерь-не лагерь, кемпинг-не кемпинг. Деревянные бунгало с минимумом удобств, но и найм-копейки. Плюс огромная поляна, на которой вообще становись палаткой за так. Проводились фестивали бардовской песни, да и просто собирался веселый народ без всяких фестивалей. Несколько лет назад поселение сгорело. Уцелело немного. Восстанавливать не стали, но на полянах по-прежнему уже с конца апреля огибается музыкальный и околобардовский контингент в количестве.

1.JPG

2.JPG

3.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вид на х. Гуамка с высоты птичьего полета.

1.JPG

2.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

СПАСИБО за обзор почитал посмотрел с удовольствием.Будем иметь ввиду

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот и противоположный конец узкоколейки. Раньше она шла дальше в Адыгею. Но сегодня это конец пути. Дальше нет ничего. Нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет. Ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана.

 

DSCN3490.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот так я провел этих майских праздников.

DSCN3434.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо большое, Саша- с удовольствием почитал и почерпнул для себя много нового! Не только Фломская железная дорога крута, есть и у нас свои жемчужины железнодорожной истории!

Share this post


Link to post
Share on other sites

В выходные и праздничные дни людей в ущелье не пускают. Ходит пассажирский состав, небезопасно. Езжай на поезде. В будние дни иди - обходись. Бегает только грузовя дрезинка.

А народу бывает - нормально. И вот где-то в середине между ж.д. станциями захотелось отдыхающему до ветру. А все! 

С одной стороны скала, с другой стороны обрыв. Ширина балкона метра 4. А где и поменьше.  Никакх кустиков. И народу, как муравьев. Из кадра не выгнать. Выкручивайся как знаешь. 

Правда на станции, до которой ходит состав, есть ватер клозет.

Назад 2 км. Вперед тоже немало. Беги, придерживая порты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хороший обзор, спасибо. Это скалолазный район, но не бывал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке.

16 минут назад, climbing сказал:

 Это скалолазный район

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 минут назад, Giacomo сказал:

На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке.

 

В смысле, погиб кто то? Бывает. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть и плохие новости.

К зимней олимпиаде в Сочи завезли посадочный материал вечнозеленых из Европы. А вместе с ним завезли бабочку-огневку. Куда смотрел фитосанитарный контроль? Расстрелять!

Когда кинулись, еще можно было все поправить. Но!

Практически весь самшит находится в особо охраняемых природных территориях. Использование инсектицидов и прочей химии категорически запрещено законом.

Пока думали что делать, как вывернуться, бабочка-огневка быстро и качественно схавала весь самшит на ЧПК. В субтропиках она давала потомство четыре раза в год. Год-другой ей понадобилось, чтобы перелететь Главный Кавказский хребет и начать хавать самшит с другой стороны. Бабочка не нашенская, европейская, содержит в себе ядовитые алкалоиды, поэтому естественных врагов -энтомофагов здесь у нее не нашлось.

А можно было сразу, еще в Сочи спрыснуть насаждения химией, а потом запустить естественного врага бабочки огневки - какую-то там мушку, которая откладывает яйца в личинки бабочки. Но увы.

На сегодня речь о спасении самшита на Кавказе не идет. Поздно. Спасать уже нечего.

Речь идет только о сохранении вида.

Edited by Giacomo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.