Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

М.Ю. Лермонтов.

 

 

Так уж повелось в России, что там, где строилась железная дорога, там не обходилось без заключенных. Ну или крепостных. Был правда эпизод, когда Павка Корчагин строил узкоколейку, чтобы спасти замерзающий Киев. Но это  другая история.

Апшеронская узкоколейная железная дорога - крупнейшая горная узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР. Строилась и использовалась в основном для вывоза леса, использовалась также как пассажирская.

Управление дороги находится в Апшеронске (Краснодарский край). Ширина колеи: 750 мм. Дата открытия первого участка: 1927 год.

Приблизительно в это же время строился участок дороги от х. Гуамка, до п. Мезмай. Дорога уперлась в непроходимое ущелье с отвесными стенами, по дну которого протекала река Курджипс. 

В абсолютно вертикальной стене ущелья заключенные вручную начали прорубать «балкон» по которому и прошел четырехкилометровый участок дороги. Механизации не было никакой, шурфились вручную, рвали породу динамитом, вручную же сбрасывали породу в реку. Так или иначе дорога была построена.

На сегодня дорога разбита на несколько отдельных участков, которые не сообщаются между собой. По основным участкам имеет место перевозка леса, а так же пассажирское (!!!) сообщение между удаленными населенными пунктами ибо автомобильного сообщения между ними нет.

Участок дороги между х. Гуамка и п. Мезмай работал до начала 90-х годов и как туристический объект был закрыт. Вход и выход из ущелья охранялись, посторонним вход был запрещен. Когда идет грузовой состав, то на некоторых участках перегона разминуться с составом можно только вжавшись в стену и глубоко выдохнув, либо балансируя на обрывчике в десяток метров глубиной, где внизу грохочет Курджипс.

Пара стареньких фото.

Старое фото дороги.jpg

Стпрое фото.jpg

Опубликовано: (изменено)

 Начинаем поход от разрушенной и заброшенной станции «Гуамка».

3.JPG

4.JPG

Изменено пользователем Giacomo
Опубликовано:

В настоящее время ущелье является туристическим объектом, по нему бегает тепловозик , возит туристов, а также бегают мотодрезины, перевозящие грузы. Прямого сообщения с п. Мезмай нет. В 2011 году оползень снес несколько сот метров пути и фактически железнодорожное сообщение от х. Гуамка осуществляется на участке всего около двух с небольшим километров в глубь ущелья, где есть кафешка. Дальше только своим пешком.

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

Опубликовано:

На входе в ущелье в качестве экспоната стоит старенький снегоочиститель плужного типа. Чтобы отбрасывать снег хотя бы на три метра, он должен нестись со скоростью около 25 км/ч.

10.JPG

11.JPG

12.JPG

Опубликовано:

Такой же вот летел, да не вписался в поворот. Вылетел с колеи. Поднимать не стали. Срезали, что было возможно.

13.JPG

Опубликовано:

Само ущелье. За четыре с лишним  километра собственно ущелья железная дорога поднимается на 80 метров. Если в начале пути речка - вот она, в конце ущелья - подойдешь к краю, глянешь вниз - етить/колотить.

18.JPG

19.JPG

20.JPG

21.JPG

22.JPG

Опубликовано: (изменено)

Вышли из Гуамского ущелья, пошли дальше по шпалам в направлении поселка Мезмай. В результате оползня часть железнодорожного полотна вообще исчезла, часть повисла в воздухе. 

1.JPG

1А.JPG

2.JPG

Изменено пользователем Giacomo
Опубликовано: (изменено)

Сам поселок Мезмай являет собой мекку всякого больного на голову народа. Якобы неподалеку когда-то упал метеорит. Как следствие, в месте падения пересеклись силовые линии различных полей. Народ приезжает чистить карму с чакрой, курить траву, камлает, играет на варганах. Да и просто бухает, чего уж там, будем говорить прямо. Очень много настоящих бродяг-путешественников, бредущих группами и по одиночке через поселок из одних уголков Кавказа в другие.

3.JPG

4.JPG

Изменено пользователем Giacomo
Опубликовано: (изменено)

Много миллионов лет назад на месте поселка Мезмай было горное озеро.

Ранее устойчивого автомобильного сообщения у поселка с большой землей не было. Только по узкоколейке, которой теперь нет. Недавно построили новую автомобильную дорогу, которая несомненно придаст мощный импульс развитию туристической индустрии в поселке. На майские праздники плотность автомобилей была сравнима с улицами  средней руки мегаполиса в часы пик.

Вид на поселок Мезмай с высоты птичьего полета.

На горизонте Лагонакский хребет.

6.JPG

Изменено пользователем Giacomo
Опубликовано:

Одной из достопримечательностей поселка является так называемая Орлиная полка. На приличной высоте природа выветрила часть породы из пирога, образовав балкон или полку. К одной из них, самой большой есть тропа. Тропа такая, нехилая, местами градусов 35. Пока поднялся, пару килограмм долой.

1.JPG

2.JPG

Опубликовано:

Полка. Общая высота около 1000 м., подъем от поселка - около 300 м. С малыми детьми и слабоподготовленным лучше воздержаться от подъема.

4.JPG

3.JPG

5.JPG

Опубликовано:

Уходим. Были выходные перед майскими праздниками, количество народу на полке превзошло самые смелые ожидания. Очереди на фотосессию пришлось ждать минут двадцать.

уходим.JPG

Опубликовано:

Помимо всего прочего в Мезмае ранее имело место быть экопоселение "Завадова Поляна" или "Поляна Глюк". Мужик организовал из своей усадьбы лагерь-не лагерь, кемпинг-не кемпинг. Деревянные бунгало с минимумом удобств, но и найм-копейки. Плюс огромная поляна, на которой вообще становись палаткой за так. Проводились фестивали бардовской песни, да и просто собирался веселый народ без всяких фестивалей. Несколько лет назад поселение сгорело. Уцелело немного. Восстанавливать не стали, но на полянах по-прежнему уже с конца апреля огибается музыкальный и околобардовский контингент в количестве.

1.JPG

2.JPG

3.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG

Опубликовано:

А вот и противоположный конец узкоколейки. Раньше она шла дальше в Адыгею. Но сегодня это конец пути. Дальше нет ничего. Нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет. Ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана.

 

DSCN3490.JPG

Опубликовано:

Спасибо большое, Саша- с удовольствием почитал и почерпнул для себя много нового! Не только Фломская железная дорога крута, есть и у нас свои жемчужины железнодорожной истории!

Опубликовано:

В выходные и праздничные дни людей в ущелье не пускают. Ходит пассажирский состав, небезопасно. Езжай на поезде. В будние дни иди - обходись. Бегает только грузовя дрезинка.

А народу бывает - нормально. И вот где-то в середине между ж.д. станциями захотелось отдыхающему до ветру. А все! 

С одной стороны скала, с другой стороны обрыв. Ширина балкона метра 4. А где и поменьше.  Никакх кустиков. И народу, как муравьев. Из кадра не выгнать. Выкручивайся как знаешь. 

Правда на станции, до которой ходит состав, есть ватер клозет.

Назад 2 км. Вперед тоже немало. Беги, придерживая порты.

Опубликовано:

На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке.

16 минут назад, climbing сказал:

 Это скалолазный район

 

Опубликовано:
15 минут назад, Giacomo сказал:

На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке.

 

В смысле, погиб кто то? Бывает. 

Опубликовано: (изменено)

Есть и плохие новости.

К зимней олимпиаде в Сочи завезли посадочный материал вечнозеленых из Европы. А вместе с ним завезли бабочку-огневку. Куда смотрел фитосанитарный контроль? Расстрелять!

Когда кинулись, еще можно было все поправить. Но!

Практически весь самшит находится в особо охраняемых природных территориях. Использование инсектицидов и прочей химии категорически запрещено законом.

Пока думали что делать, как вывернуться, бабочка-огневка быстро и качественно схавала весь самшит на ЧПК. В субтропиках она давала потомство четыре раза в год. Год-другой ей понадобилось, чтобы перелететь Главный Кавказский хребет и начать хавать самшит с другой стороны. Бабочка не нашенская, европейская, содержит в себе ядовитые алкалоиды, поэтому естественных врагов -энтомофагов здесь у нее не нашлось.

А можно было сразу, еще в Сочи спрыснуть насаждения химией, а потом запустить естественного врага бабочки огневки - какую-то там мушку, которая откладывает яйца в личинки бабочки. Но увы.

На сегодня речь о спасении самшита на Кавказе не идет. Поздно. Спасать уже нечего.

Речь идет только о сохранении вида.

Изменено пользователем Giacomo

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.