Перейти к публикации
    • advertisement_alt
      advertisement_alt
    • advertisement_alt
      advertisement_alt

мак

По дороге к Апокалипсису: от охотничьего кинжала к ножу выживания. Книга первая: Исповедь коллекционера.

Рекомендованные сообщения

Вышла новая книга, ее можно приобрести либо здесь на форуме, либо на http://mak.su/ru/ . Контактные лица: Галина и Татьяна.

Photo-2017-12-26-15-40-18_0402.JPG.473ad275b23a6a681d00f9f00f770f28.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я полагаю что пока Галина не вернется с солнечных Канар, все книги не раскупят. Т.к. писал ей на почту подожду. ))

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По вопросам приобретения книги можно обращаться:

Галина +79119135100  tg-fr@mail.ru

Татьяна +79516501415 to.frolova@yandex.ru

 

Как всегда для участников форума цена ниже! Не забывайте при заказе называть свой ник.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я вернулась! Начинаем продажу новой книги!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые форумчане!

С 22 по 25 марта мы будем рады видеть вас на выставке "Арсенал" на нашем стенде Rusknife.com

Разумеется, новая книжка приедет с нами.

Для тех, кто захочет приобрести книгу с автографом автора, такая возможность представится 22 числа - Андрей Артурович будет лично подписывать книги всем желающим.

Как всегда, форумчанам скидка!

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем, купившим мою книгу на Арсенале и доставившим мне удовольствие приятным общением, спасибо! И за отзывы спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Андрей, спасибо!
Книга - чудо, она живая!
Читаю с невероятным интересом.
С удовольствием увидел на 258стр.)))...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Там твой бучер что ли? Так вещь, куда без него. Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приобрел на выходных в СКК. Приятное издание! А вторая часть когда ожидается?

Изменено пользователем Navajo

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Осознал единственный минус данной книги. 

Она не того формата, что предыдущие. У меня на полку рядом с ними не помещается. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как не того, того же вроде делали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вторая часть ожидается .... пишу, клянусь, в этом году обязуюсь закончить. У меня там только американский раздел на 200 страниц вымахал, тема-то моя, вот сижу вырезаю, еще человеку умному дам вычитать, может еще урежем. А то получится под 500 страниц, ни в какие ворота.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, мак сказал:

Как не того, того же вроде делали?

Ну формат-то может и тот. А моя полка не пропускает. Первые впритык - над ними несколько мымы. А эта на столько же не помещается. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так это полка неформат, небось самострок? Личку гляньте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, мак сказал:

Так это полка неформат, небось самострок? Личку гляньте.

Не, шкаф - там полки переставляются по высоте. Те как раз под ваши книги и рассчитаны были :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все пропало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне повезло, у меня вообще книги  уже ни куда не вмещаются, поэтому начинаю делать книжный шкаф во всю стену, и книгам по ножам будет отведена отдельная полка,...сразу с запасом по размеру. А то смотришь Андрей Артурович каааак разойдется, и следующая книга будет 480х350. :D

 

2 часа назад, мак сказал:

Вторая часть ожидается .... пишу, клянусь, в этом году обязуюсь закончить. У меня там только американский раздел на 200 страниц вымахал, тема-то моя, вот сижу вырезаю, еще человеку умному дам вычитать, может еще урежем. А то получится под 500 страниц, ни в какие ворота.

Нормально! 

 ...У меня "работа" тоже была по стандарту написанная....на 430 листов,...сказали всю комиссию под тебя трое суток ни кто держать не будет. Пришлось сначала шрифт сократить, а потом и писанину, вложился в 240.  :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дело прошлое, опубликую здесь материал, который не вошел в изданную мной недавно книгу, я его писал долго и мучительно, но в конце концов решил из книги убрать, а тут можно, дело безответственное.

"Как читатель, наверное, уже догадался, я постепенно собираюсь с духом для того, чтобы начать излагать свое видение истории русского ножа, этой terra incognita российской материальной культуры. Удивительное дело, в научном и научно-популярном обороте отсутствует последовательная и внутренне непротиворечивая история русского ножа как своеобразного и национально-характерного предмета быта. Хотя, казалось бы, кто из нас не знает, что такое русский нож? Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый понимает под этим термином что-то свое.

Хуже того, некоторые исследователи договариваются до того, что такого предмета как русский нож не существовало вовсе. Нет, разумеется, русские пользовались ножами, но на каждом этапе своей истории они заимствовали формы и конструкции ножей у народов, с которыми контактировали. Такая вот удивительная нация, все народы имели свои национальные ножи, а русские не догадались их создать. Такая точка зрения настолько распространена, а задача изучения истории русского ножа столь объективно сложна, что до сих пор нет такой книги как, предположим, “История русского ножа”.

Фактически, мы имеем на текущий момент фрагментарную историю ножей, бытовавших в российской ойкумене, изложенную многими авторами квадратно-гнездовым способом. Любопытный факт: отечественные оружиеведы больше написали про кинжалы и ножи народностей, проживавших и проживающих на территории Российской империи, Советского союза и Российской федерации, чем про русские ножи.

Разумеется, я не рискну претендовать на звание первоисточника и пытаться написать фундаментальный труд по истории русского ножа, для этого у меня нет соответствующей квалификации, но изложить некоторые свои мысли по данному поводу я попытаюсь. Тем более, по секрету скажу, что я не знаю такого специалиста, который бы обладал соответствующими фундаментальными знаниями и практическими навыками для того, чтобы взяться за задачу такого масштаба.

Я возьму на себя смелость в какой-то мере обобщить накопленные знания про русские ножи и попытаться их систематизировать. Несколько лет назад в числе других энтузиастов я участвовал в создании и развитии форума любителей ножей rusknife.com, который явился площадкой для общения практиков, изготовителей и коллекционеров ножей, и на котором произошел тот самый переход количества в качество, когда знания отдельных людей складывались в стройную картину истории того или иного ножа.

За прошедшие немногие годы коллективными усилиями энтузиастов были извлечены из небытия истории многих отечественных ножей, которые еще лет десять назад казались не более чем байками. В нашей стране с ее бурной историей прошедшего столетия вообще принято пренебрежительное отношение к деталям, которые кажутся малозначащими на фоне “мировой революции”, мы нация, которая широко шагает, смахивая с штанин пыль прошлого. Одно дело история танков, совсем другое – такой мелочи как ножи.

В итоге в России практически полностью отсутствовала убедительная письменная история не то что древнерусских ножей, а даже ножей самого казалось бы недавнего прошлого, актуальных и в наше время, хрестоматийный пример – русская финка. Любой русский знает, что такое финка, причем у каждого свое представление о том, что она из себя представляет, и уж никто не знает даже в общих чертах истории происхождения самого термина - финка. Также в народном фольклоре существовали ножи разведчиков, НКВД, десантные кинжалы, медвежьи ножи, финки с сучком и финского типа и пр. Истории этих и других ножей пришлось восстанавливать буквально по крупицам, причем из небытия возникли совершенно забытые ножи.

Точно так же нами были предприняты усилия по реконструкции истории и  типов русских ножей, с результатами которых я постараюсь познакомить читателей. Знания, фантазии и размышления, которыми я поделюсь в главе про ножи России с древнейших времен до нашего времени являются продуктом коллективного творчества, в том числе и многие иллюстрации, которые мне пришлось брать с нашего форума, за что отдельное спасибо друзьям и коллегам. Кроме того, за последнее время вышло несколько полезных книг по истории отдельных видов отечественных ножей и кинжалов, которые я упомяну в дальнейшем.

Для того, чтобы оправдать сложность выделения из массы фактов материала, относящегося именно к истории русского ножа, следует начать с краткой истории собственно русского народа в его тесной связи с вмещающими природными ареалами и окружающим инородным населением, с которым русских связывали многочисленные и сложные связи.

Читателю, интересующемуся историей, особенно древней, следует иметь в виду, с каким материалом работают историки, произведения которых им приходится учить в школе или читать. Это археологический материал, письменные источники, лингвистика, топонимика и пр. более-менее отдаленные от собственно исторических изысканий области человеческих знаний. Самые ценные - письменные источники, оживляющие мертвый по сути весь остальной исторический материал, в т.ч. по древней истории Руси, зачастую отдалены от описываемых в них событий на несколько веков, поэтому несут на себе временные аберрации, многочисленные переписки, искажения, влияние актуальной политики и пр. Кроме того, в них содержится легендированная часть описываемой истории того периода, когда либо не существовало письменности, либо письменные источники не дошли.

Также при пользовании старинными рукописями следует делать поправку на образ мышления древних людей, совершенно не совпадающий с нашим, критическим. По сути, вся письменная история древнерусского государства зиждется на нескольких рукописных сводах, самый ранний из которых сделан в начале 12-го века, известных в нескольких поздних списках, на кратких упоминаниях о Руси в иностранных рукописях и дипломатической переписке и …. практически все, ну, плюс русские народные былины. Основной источник – т.н. “Повесть временных лет”, летопись, написанная в начале 12-го века, автор ее точно не известен, хотя  в другой летописи упоминается в качестве автора монах Киево-Печерской лавры Нестор, да и название просто взято из первых строчек рукописи. Дошедший до нас вариант является результатом поздних редакций и не может однозначно считаться полностью оригинальным.

Если к этому скудному литературному материалу добавить археологический материал, который всегда подлежит интерпретации, причем зачастую субьективной, то становится неудивительным, почему ранняя история Руси у каждого автора своя, причем зачастую прямо противоположна мнению других авторов. Да что говорить про раннюю историю, если даже период татаро-монгольского нашествия интепретируется разными авторами настолько различно, что у обычного интересующегося читателя голова кругом идет. Одни авторы считают иго катастрофой, другие – наоборот, огромным благом, третьи вообще считают, что его не было.

Тем не менее надо работать с тем материалом, которым мы располагаем, поэтому в первую очередь дам краткую выдержку из летописи со своими комментариями, чтобы читатель вспомнил школьные годы и уроки истории, по сути это единственный письменный материал по ранней истории Руси. В изложении «Повести временных лет» в переводе Д.С.Лихачева  события выглядели следующим образом:

…….

«По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра…..”.

История ранних славян изучается с помощью различных наук — лингвистики, топонимики, археологии, антропологии, этнографии. Славяне принадлежат к индоевропейцам, древнейшая родина индоевропейцев по распространенной гипотезе располагалась на обширной территории от Гималайских гор до Западной Европы и от Прибалтики до Палестины.

Во II тысячелетии до н. э. в Центральной Европе уже жили предки славян, в I тысячелетии до н. э. образовался праславянский язык. Первой собственно славянской культурой предположительно являлась культура подклошевых погребений. В античных источниках  славяне назывались  “склавины”, в арабских «сакалиба», со славянами связывают термин «венеды» и “анты”.

В IVVI веках, по свидетельствам различных источников, земли к востоку от Карпат населяли потомки восточных венедованты, которые предположительно и послужили основой для этногенеза восточнославянских племён. Вероятнее всего, анты сформировались во IIIV веках в междуречье Днепра и Днестра и были частью Черняховской археологической культуры, преемником которой стала Пеньковская археологическая культура в VIVIII веках. Ещё одни потомки восточных венедов склавены после VI века также частично мигрировали на восток и внесли свой вклад в этногенез восточнославянских племён.

 В VIVII вв. славяне начинают расселяться по Восточноевропейской равнине. Согласно данным археологии и топонимики, славяне VIVII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, от рек Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. На западе соседями славян были германцы и кельты, на севере и северо-востоке балты и финно-угры, на востоке – остатки иранских племен - скифов и сарматов и тюркские племена булгар и хазар. Южными соседями были греки, римляне, иллирийцы, остатки фракийцев и македонян. К VIII веку на Юге славяне заселили Балканы, а на Севере достигли берегов Ладожского озера.

Истории известно около 15 восточнославянских племен, которые существовали примерно в IXXI веках, а к XIXIII векам сформировали Древнерусскую народность.

Распад Древнерусского государства, татаро-монгольское нашествие и объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложили основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Надо иметь в виду, что не все историки согласны с описанной схемой, некоторые не признают существование в прошлом единой древнерусской народности.

Русский этнос в основном формировался из потомков восточнославянских племён кривичей, словен, вятичей, северян, из значительного количества переселенцев из среднего Поднепровья XIIXIII веков, а также из немноголюдных финно-угорских племён (меря, мещера, мурома, чудь заволоцкая), живших на колонизируемых славянами северо-восточных землях. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было предположительно ассимилировано балтоязычное племя голядь.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.

……….

“В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…..”

В Вертинских анналах, автором которых был епископ Пруденций, летописец Франкского государства, при описании событий 839-го года упоминается посольство неких руссов. Епископ пишет, как в правление императора франков Людовика Благочестивого в столицу империи город Ингельгейм в 839 году пришло посольство из Византии от императора Феофила в составе епископа Феодосия Халкидонского и спафария Феофана.

В составе посольства были вместе с византийцами некие послы народа рос: “С ними (послами) он (Феофил) прислал ещё неких (людей), утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король  их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав цель их прибытия, император (Людовик) узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет.”

До “призвания” варягов на Русь, которое случилось, согласно летописи, в 862 году, оставалось еще двадцать три года.

Поскольку совсем незадолго до этого в 837 году, «свеоны» - шведы, которых в Западной Европе называли норманнами, т.е. северными людьми (так в то время называли скандинавские дружины, терроризировавшие прибрежные территории), совершили набег на владения франков, то послов заподозрили в шпионаже и задержали до выяснения истинных причин их появления в Ингельгейме. В ответном письме к Феофилу Людовик писал: “Если послы окажутся невиновными, он их либо отпустит на родину, либо вернет обратно в Византию с тем, чтобы византийский император поступил с ними так, как сочтет необходимым”. Дальнейшая судьба посольства остается неизвестной.

Самые первые арабские сведения о русах содержатся в так называемой «Анонимной географической записке» третьей четверти 9-го века, которую цитируют более поздние арабские источники. Они сообщают, что русы отличаются от славян и обитают на острове, а их правитель называется хаканом (каганом): «Что же касается русов (ар-русийа), то они обитают на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян".

Эти и ряд других источников свидетельствуют о том, что где-то на территории восточных славян в первой половине и примерно до конца 9-го века существовало некое государственное образование, которое некоторые историки зовут “Русским каганатом”, в котором правил царь – каган, видимо, по образцу Хазарского каганата, и правящий класс которого состоял из скандинавов – русов. Сразу скажу, что я не хочу вдаваться в подробности научных споров о происхождении варягов-руси и самих этих названий, поскольку не существует убедительных научных доказательств ни одной точки зрения, а как известно, сколько историков – столько и мнений. Я лично считаю наиболее убедительной точку зрения о скандинавском происхождении варягов, а сам термин “варяги” – “варанги” изначально использовавшимся для наименования наемных скандинавских дружин при дворе византийского императора без привязки к конкретному племени.

Поскольку “варягов” мы впервые встречаем в русской летописи начала 12-го века, а термин “варанги” стал использоваться в Константинополе в 11-м веке, то, по всей видимости, от перешел в это время из Византии на Русь, а летописец просто некритически перенес это наименование на скандинавов прошлых веков.

А вот термин “русы-русь” гораздо старше, во всяком случае он использовался уже в первой половине 9-го века и носил четкий этнический характер. Видимо так  в землях восточных славян называлась какая-то группа или род викингов шведского происхождения, которые вместе с остальными викингами в конце 8-го – начале 9-го века под давлением перенаселения и неурожая в Скандинавии начали совершать торговые и грабительские походы. Только в отличие от остальных, именовавшихся в Западной Европе норманнами, они направили свои ладьи на восток в земли угро-финнов и восточных славян, а потом вниз по течению Днепра и Волги на юг до Хазарского каганата и Волжской Булгарии в земли греков и измаильтян, вплоть до Константинополя и Дербента.

……..

“В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде….

………..

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".

…….

Для того, чтобы убедиться в реальности этих летописных сведений, привлекают археологию, которая в целом подтверждает факт массового прихода скандинавов в середине 9-го века на земли восточных славян и угро-финнов. В середине 8-го века  на Волхове создаются скандинавская Любшанская крепость на месте крепости финно-угров и скандинавское же поселение Ладога, которое в 760-х годах захватывается славянами, и  до 830-х годов заселено кривичами. В конце 830-х Ладога сгорает и с того времени в ней преобладают скандинавские мужские воинские захоронения.

В середине 9-го века основывается т.н. Рюриково городище у озера Ильмень на землях ильменских словен, кривичей и угро-финнов, в котором также преобладают скандинавские артефакты в раннем периоде, позднее рядом с этим местом возник Великий Новгород. Со 2-й половины 9-го века земли восточных славян покрываются сетью городов, эти земли скандинавы называли сперва Гардар, а позже Гардарики, в переводе – страна городов, в которых археологи обнаруживают предметы, характерные для скандинавских дружин, в т.ч. курганные захоронения в ладье. Поскольку в этих городах с 780-х годов  обнаруживаются клады восточных серебряных монет, на многих из которых найдены граффити  рунами, понятно, что через них шел путь из Каспийского моря по Волге и Балтике в Европу,  а также путь из “варяг в греки” по Днепру.

Насколько может быть реален факт приглашения на княжение инородного-скандинавского конунга или ярла с дружиной остается открытым, скорее всего летописец выдавал желаемое за действительное и в действительности имел место обычный захват ключевых поселений славян  и угро-финнов викингами в целях колонизации и контроля транспортных путей, ведь сам летописец и арабские и византийские источники подтверждают первоначально подчиненное положение славян и угро-финнов в созданном государственном образовании.

Хотя, если вспомнить, что, согласно летописи, пригласили варягов как раз те племена ильменских словен, кривичей, чуди и мери, которые создали в будущем Новгородскую республику, для которой приглашение князей-полководцев на княжение было обычной практикой, то вопрос остается открытым. В любом случае в 862 году вождь руси Рюрик начал править угро-финскими чудью и весью, псковскими кривичами и ильменскими словенами. Рюрик устроился в крепости посреди славянских племен, около которой позже возник Великий Новгород. Его братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске.

Другой, остающийся дискуссионным, вопрос – каким образом сравнительно немногочисленные отряды варягов смогли подчинить многократно превосходящие их по численности славянские племена, живущие на огромной территории? В этом с моей точки зрения нет ничего удивительного, те же викинги-норманны захватывали и владели огромными населенными территориями на Западе, в т.ч. захватили Англию, они значительно превосходили в то время многие народы, в т.ч. славян, в мореплавании и военном деле.

Викинги-варяги были очень хорошо вооружены, они имели металлический доспех, топоры, копья, ножи, щиты и, самое важное, самые передовые в то время франкские  (каролингские) мечи, которые обеспечивали им преимущество в ближнем бою, кроме того они были сословием профессиональных воинов, живущих набегами, а им противостояло племенное ополчение, вооруженное топорами и копьями. На территории Руси найдено около 100 подобных мечей.

Результат подобного столкновения в прошлом между войском короля готов Германариха и славянами описан готским историком Иорданом в первой половине VI века:

«…..Склавены живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города.

Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов… После избиения херулов Германарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и склавен, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика".

Ключевые слова: “Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско”. Поэтому не стоит удивляться, что в тот конкретный исторический период, викинги, находящиеся на пассионарном подъеме, смогли подчинить себе многочисленные славянские племена. Хотя надо договориться, что мы понимаем под подчинением, ясно, что дружины варягов находились в ключевых крепостях на берегах речных транспортных артерий, контролируя товарные потоки, и брали с племенной знати дань рабами, мехом и пр., плюс в больших военных походах участвовали племенные отряды, в остальном же жизнь племен протекала как обычно.

…….

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги….

…..

В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему….».

Как видно из документа, послы от рода русского были все сплошь скандинавами, что неудивительно, скандинавскими в то время на Руси были и княжеское сословие и дружина. Летописный Олег был в действительности Хельги, княгиня Ольга – Хельга, Игорь – Ингвар, первым русским князем со славянским именем считается Святослав, сын Ингвара и Хельги, однако в этом есть большие сомнения, поскольку в византийских источниках его имя писалось – Свендослав, что означает соединение скандинавского имени Свен со славянским “слав”, впрочем и это окончание подвергается сомнению, скорее всего мы имеем дело с поздним переиначиванием летописцем скандинавских имен на славянский лад.

……..

“В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.”.

…….

Во время правления Игоря появились первые в истории письменные упоминания о русских ножах. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году и встретивший там купцов-русов, записал свои наблюдения: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атиль. Я никого не видал, более совершенного телом. Они стройны, белокуры, краснолицы и белотелы. Не носят курток и кафтанов, но их мужчины носят кису, которой охватывают один бок, так что одна рука остаётся снаружи. Каждый из них имеет топор, меч и нож, и со всем этим он не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. Иные из них изрисованы от края ногтей и до шеи деревьями и всякими изображениями…»

Багдадский летописец Ибн Мискавейх подробно записал воспоминания местных жителей о набеге русов на прикаспийский город Бердаа в 944945 году: «Народ этот могущественный, телосложения крупного, мужества большого, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьёт или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие… Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и оружие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими…

Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и жену или какую другую из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю… После того как дело русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства».

Понятно, что речь идет о традиционных саксах и более длинных скрамасаксах, однолезвийных ножах германцев, которые в ранний период средневековья использовались как вспомогательное оружие при мече, либо вместо меча, в т.ч. в Скандинавии. На территории Руси найдено 12 скрамасаксов, все они датируются 10-м веком.

“В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир, Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию.

"Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли. И им поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими.”

Как видно из этого текста, не прошло и ста лет после прихода русов Рюрика на земли восточных славян, а в составе русской делегации уже около половины послов и купцов со славянскими именами. Это означает, что славяне начали активно проникать в правящее и торговое сословие возникающего государства, видимо и в княжескую дружину. Варяги продолжали использоваться в качестве наемников русскими князьями Владимиром Святославовичем и Ярославом Мудрым. Владимир в 979 году захватил престол в Киеве с помощью дружины варягов, после чего избавился от них, отправив их византийскому императору в качестве наемников. Последнее упоминание о варягах-наёмниках в составе русского войска датировано 1036 г., когда они участвовали в сражении под стенами Киева с печенегами.

Таким образом, ко времени княжения Ярослава русская дружина стала славянской, оставшиеся на Руси скандинавы были ассимилированы многократно превосходящим их по численности славянским населением, а скандинавская кровь влилась малой толикой в кровь восточных славян. Интересно, что на северо-востоке Руси, в землях будущего Новгорода и Пскова, обнаруживаются следы присутствия западных славян с южного побережья Балтийского моря, это означает активную эмиграцию оттуда на земли восточных славян.

Правление Ярослава Мудрого (10191054) было временем максимального подъема древнерусского государства. В десятках городов развивались ремёсла и торговля, в т.ч. металлургия и кузнечное ремесло, именно к этому времени археологи относят два найденных меча каролингского типа местного изготовления со славянскими надписями, самый известный – с клеймом “Коваль Людота”. От этого времени остались многочисленные берестяные грамоты, что свидетельствует о высоком уровне грамотности жителей Руси. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

При Ярославе дружинники стали получать сёла в вотчину, вместе с сёлами даровался боярский титул. Бояре составили старшую дружину. Младшая дружина,  состоявшая на службе князя, жила за счёт кормления с княжеских сел и войны. Основой русского войска в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя.

После смерти Ярослава Мудрого на Руси начались княжеские усобицы, которые закончились распадом древнерусского государства во второй четверти 12-го века на отдельные княжества. Началом распада считается 1132 год, когда власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136). Летописец под 1134 годом записал: «разодралась вся земля Русская».

На этот период приходится еше одно знаковое для нас упоминание о русских ножах в “Слове о полку Игореве”, посвященном неудачному походу русских князей на половцев в 1185 году. Обращаясь к Ярославу Всеволодовичу, черниговскому князю, автор пишет: “А уже не вижду власти сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговьскими былями, с могуты, и с татраны, и с шельбиры, и с топчакы, и с ревугы, и с ольберы: тии бо бес щитовь с засапожникы кликом полкы побеждают, звонячи в прадеднюю славу.” Т.е. автор “Слова” образно пишет, что черниговские бывалые дружинники с союзными степняками могут без щитов с засапожными ножами побеждать врагов. Поскольку исследователи относят произведение к концу 12-го века, т.е. сразу за описываемыми событиями, то мы может констатировать, что термину “засапожник” уже более 800 лет.

На протяжении 12-го-13-го столетий, согласно рукописям и археологическим данным, значительная часть населения  южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы нападения кочевников и княжеских усобиц за Киевское княжество переселялась на север, в Ростово-Суздальскую землю. Присоединившись к славянам, уже жившим там,  переселенцы с юга быстро ассимилировали редкое финно-угорское население. На этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли, в т.ч. Владимира и Москвы.

 

В 1169 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войско для захвата Киева, город был жестоко разграблен и сожжен, жители уведены в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. После этих событий Киев номинально оставался центром Руси, но фактически эта роль отошла Владимиру, который начал постепенно собирать вокруг себя русские земли.

Однако процессы объединения были прерваны монгольским нашествием и экспансией Великого княжества Литовского, из-за которых Юго-Западная Русь оказалась отрезана от Северо-Восточной Руси, в Волго-Окском междуречье начала формироваться великорусская народность, а в составе Великого княжества Литовского начали формироваться народности белорусов и украинцев.

Монгольское нашествие на Русь началось в 1237 году, в декабре 1240 года был взят и сожжен Киев. Весной 1238-го года в ходе беспримерной обороны города Козельска, на которую монголы потратили 2 месяца, его жители сопротивлялись до последнего, о чем есть интересное для нас упоминание в Ипатьевской летописи, составленной в конце 13-го века: «И возиидоша на вал тотаре, козляне же ножи резахуся с ними». Эта запись, конечно, свидетельствует не о том, что русские были вооружены некими боевыми ножами, а передает ожесточенный характер битвы, когда обреченные жители бросались в бой со своими обычными ножами, поскольку дружина уже пала.

Киевское княжение от монголов получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, а позднее его сын Александр Невский. Однако они остались во Владимире, куда в 1299 году перенёс свою резиденцию киевский митрополит. Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Московское княжество выделилось из состава Владимирского великого княжества в конце XIII века как удел младшего сына Александра Невского Даниила и сразу стало присоединять к себе другие княжества, в 1331 году московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. После победы на Куликовом поле в 1380 году Москва фактически стала центром, вокруг которого стала объединяться вся Русь.

К концу правления Василия III (1533) Москва стала центром Русского государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также Смоленск и Чернигов, отвоёванные у Литвы. В 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство и принял полный титул: «Мы, великій государь Иванъ, Божіею милостію царь и великій князь всеа Русіи, Владимирскій, Московскій, Новгородцкій, Псковскій, Резанскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятцкій, Болгарскій и иныхъ», к которому позднее добавилось «Казанскій, Астараханскій», «и всеа Сибирскіе земли повелитель».

Интересное исследование русского генофонда провели российские и эстонские генетики, о его результатах  была опубликована статья в The American Journal of Human Genetics, оказалось, что русский этнос генетически состоит из двух частей: коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а жители Севера страны - с финно-уграми. Причем, вопреки расхожему мнению, татаро-монгольского набора генов не было обнаружено ни у одной из групп русских.

Проще говоря это означает, что русские Южной и Центральной России очень мало отличаются от украинцев и белоруссов, а северные русские имеют в своей крови значительную примесь финно-угорской крови. А вот татаро-монгольское иго на русском генофонде практически не сказалось.

Из степных русских, которые частично скопировали образ жизни и культуру тюркских кочевников, возник субэтнос казаков. Донские казаки остались в составе русского народа и в дальнейшем в интересах России возглавили ее экспансию на восток и в Сибирь.

Династия Рюриковичей прервалась в конце 16-го века со смертью сыновей Ивана Грозного, поле чего наступила Смута, продлившаяся до избрания в 1613 году первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича. Однако даже в период смуты Россия не прекращала экспансию на восток, например, по указу Бориса Годунова в 1600 году на реке Таз, на территории нынешнего ЯНАО казаками и стрельцами была основана Мангазея – опорная крепость для централизованного сбора ясака и дальнейшей экспансии в Сибирь. При раскопках Мангазеи было найдено множество предметов, принадлежавших казакам и русским купцам, в т.ч. ножи."

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравия! Книги можно заказывать, написав на почту tg-fr@mail.ru? С сайта пыталась заказать: при нажатии на "заказать" выдаёт ошибку, что такой страницы не существует. Пробовала несколько раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно, конечно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×