Jump to content
    • advertisement_alt
      advertisement_alt
    • advertisement_alt
      advertisement_alt

нахал

Морская тема.

Recommended Posts

В море всё не как у людей. Проще, чище, вольнее. Грязь - она на земле остается, в море ее смывает первой ледяной волной, не задерживается она в море. Всё не как у людей.

И клинки в море другие, не как у людей. Они как-то укорачиваются попадая на палубу и шпага дворянина превращается в кортик корсара. Не больно-то гордой шпагой на качке среди такелажа помашешь, она скорее обузой при абордаже станет.

Но давайте поговорим не о гордых боевых клинках, а о скромных палубных работягах. О них не так-то и много сказано.

Во что превращается нож попав на палубу? Первым делом он лишается острия. По легенде это делали сознательно, дабы снизить внезапную смертность моряков в портовых кабаках. По мне так легенда сомнительна: мы знаем что отсутствие острия незначительно влияет на «летальность» рабочего ножа, примененного не по назначению. Даже если бы это было так, нужно было подвергать кастрации все ножи моряков, но их всяких бывало. Самым распространенным ножом матроса во все времена был обычный короткий клинок на деревянной рукояти, очень похожий на современную «финку» или точнее пуукко – обычный нож крестьянина. Такие ножи были распространены повсеместно, они же были основными на поясах моряков во все времена. Сегодня их на палубах заменяют преемники, продукция из славного шведского города Мора. И у них никто кончики не спиливает, потому как не нужно.

Если раньше ножом резалась жесткая как подошва солонина, то сегодня вскрывается «килька в томате» на закуску при редких расслабонах в небольшой компании на долгих якорных стоянках. Никакой романтики.

Но откуда пошла мода на клинок с безопасным кончиком, в основном типа «баранья ножка»? Их мы видим практически на всех без исключения складных ножах, т.н. боцманских, шлюпочных и ножах яхтсменов.

post-67-0-15636500-1302346829_thumb.jpg

Дело в том, что эти ножи предназначены именно для постоянного ношения (кроме шлюпочного). Нож, который всегда под рукой если он вдруг понадобится. А вот «надобится» он практически всегда в аварийной ситуации, когда палуба уходит из под ног, мотает, руки закоченели и нифига не видно. В таких условиях просто загнать его себе куда-нить в мягкое место, а как та колотая рана заживать будет без антисептиков и антибиотиков? Флинты и Сильверы теряли ноги не от воздействия абордажной секиры, им ноги отпиливал корабельный плотник ржавой лучковой пилой. Вот вроде и разобрались зачем на носимом (аварийном) ноже безопасный кончик.

Но кто в здравом уме будет постоянно носить на себе нож? Речь не о нас озабоченных острорежущим, а о практичном респектабельном «мореходе выходного дня». Или просто о рыбаке – яхтсмене, кто разделяет свои дни с бесконечным простором. Просто нож он носить не будет, а нож дополненный некоторыми полезными функциями будет. Что же это за функции?

Прежде всего это свайка.

post-67-0-57390600-1302346805_thumb.jpg

Прочный стержень плавно сужающийся к острию. Его основное предназначение – развязывание узлов. Некоторые узлы и вяжутся с использованием свайки, но прежде всего она первый помощник в ослаблении промокших и затянутых узлов. Зубами – зубов не напасешься, а позволить себе вольность Александра Македонского мореход не может. Перерезанный длинный конец превращается в два бесполезных коротких, а сращенный даже сплеснем теряет в прочности на разрыв до 25 процентов. Потому режут только в крайних случаях, сохраняя конец узлы развязывают. Вот у нас появился и повод носить с собой везде нож-свайку. Куда ж без нее? Заодно вместе со свайкой и аварийный клиночек всегда при себе. Если добавить, что кончиком свайки можно и скобы такелажные крутить (в шлице пальца скобы есть отверстие), то получаем незаменимый инструмент.

Свайка в складном ноже обычно запирается замком. это необходимость. т.к. нагрузка прилагается к ней значительная и во всех направлениях. Даже если свайка не запирается замком, то ее фиксация в рабочем положении решается максимально надежно, даже посредством двойной сконцевой пружины и возможностью комфортного рабочего хвата непосредственно за свайку, как на "роджерсах":

post-67-0-09893400-1302346846_thumb.jpg

Для работы с такелажными скобами в таком ноже обычно предусмотрен другой инструмент: такелажный ключ.

post-67-0-54597500-1302346817_thumb.jpg

 

Продольный вырез в отдельном инструменте или накладках рукояти, реже на самом клинке. Этот вырез просто накидывается на шлиц пальца скобы и им крутится.

Обычная хорошая морская практика предусматривает контрольное «проворачивание» всех скоб на которых навешан такелаж. И лучше ежедневно. Чтобы когда припрет можно было отдать скобу без излишних матюгов – влажность и соль очень быстро «цементируют» резьбовые соединения даже из нержавейки. Вот мы нашли ещё один повод не выкладывать такой нож из кармана ;)

Именно сочетание этих трех инструментов (аварийный нож с безопасным кончиком, свайка и такелажный ключ) и составляет складной морской нож.

О нем и хочу поговорить подробнее. Позже дополню тему иллюстрациями и слегка расширю. А пока приглашаю в эту тему всех неравнодушных к морской тематике в свете нашего общего интереса. Делитесь, у кого что есть или кто о чем мечтает :D

Ну и если говорить о трех признаках складного морского ножа, то нельзя не упомянуть о четвертом. Непременным требованием к такому ножу является возможность крепления ножа страховочным фалом (шнурком) к себе. Т.е. либо прочная антабка. либо темлячное отверстие, без него никак у воды.

post-67-0-02932300-1302346857_thumb.jpg

Стартовый пост несколько "конспективен", но тема задумывалась не как обзор. Хотелось бы неспеша поговорить с увлеченными людьми об этих интересных ножах, ведь это огромный и непаханный пласт ножевой культуры. Попробуем развить эту тему вместе? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Олег, хорошая тема!

Я знал, что она будет и знал, что именно ты ее начнешь. ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! ;) Я тоже надеюсь что получится. Пока чисто конспективное начало, но там столько еще несказаного ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ждем и добавим, в меру наших скромных возможностей. yes.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошей теме - отличные снимки! Тема мне также близка, так как тоже имел профессиональное отношение к флоту. Но снимки буду скидывать попозже, сейчас нет времени.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Олег, молодец!!!

давай фотки,классно написал.

про не острый кончик тоже так думал.

но я крыса сухопутная, мне морской романтики, когда ближайшая земля под палубой не понять.

а свайка-да, узлы развязывать, на суше тоже часто надобность возникает

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная тема, ждем снимков. Фора топикстартеру.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще одна смешная морская традиция: клинки кортиков и ножей дырявились вместе с ножнами, чтобы в определенных случаях запирать их в ножнах для предотвращения кровопускания. Нож Амундсена.

amundsen%20knife.jpg

343774.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

клинки кортиков и ножей дырявились вместе с ножнами, чтобы в определенных случаях запирать их в ножнах для предотвращения кровопускания.

Надо же! Очень интересный факт, не знал об этом раньше. Все же не зря я эту тему поднял ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я почему-то считал, что в данном случае их неумные музейщики дырявили, чтобы на стенды крепить ловчее, нет?

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня все скромнее.

 

Шлюпочный нож, производства Коровинской артели им.18 Партийного Съезда.

 

post-182-0-98604900-1302350121_thumb.jpg

 

Популярный у французских моряков с середины 19 века, морской нож с "патриотичным" для французов названием - London.

 

post-182-0-35452100-1302350245_thumb.jpg

 

А это нож Le Montpellier не типичной для морских ножей формы, хоть и является одним из самых старых. Им уже пользовались в 18 веке. Рукоять из бараньего рога, фиксатора и пружины нет, ограничителем служит второй гвоздик, клинок удерживается силой трения. Форма ножа обусловлена тем, что так было удобнее разрезать парусину. Такой нож любили мореходы Южной Франции.

 

post-182-0-35191600-1302350650_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Богато! Вот тоже откровение: Монтпельера к морским даже не предполагал относить ... Спасибо! ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

чтобы на стенды крепить ловчее, нет?

Думаю, мысль глубже была: опечатанный судовой сургучной печатью клинок из ножен по пустяку не выпрыгнет. Если только уж очень припрет. Да и опечатанные клинки проще портовым полицейским потом предьявлять, если до разбирательства дошло.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Действительно, зачем дырявить? Можно же просто привязать рукоять к ножнам. Вроде даже где-то читал об этом.

А про безопасный кончик мне больше нравится такая версия pardon.gif

"— Ты, как тебя там?

 

- Ганс, сэр!

 

- Покажи-ка мне свой нож, — сказал старпом, поигрывая увесистым молотком. Получив в свое распоряжение обычный нескладной нож, давно уже ставший непременной частью экипировки матроса, он поместил острие клинка на край окованного железом люка и одним метким ударом отколол его.

 

- Похоже, на твоем прежнем корабле не было старпома, который бы позаботился о твоем ножике, — заметил он, возвращая Гансу изуродованный нож. — Но я поддерживаю на этом корабле порядок и строго слежу за тем, что носят моряки. На моем корабле нет места ножам с остриями. И это — для твоего же блага. Если ты подерешься с другим матросом, то у вас не будет соблазна пустить в ход свои ножи. И поэтому вы будете драться как мужчины, тем оружием, которым снабдил вас при рождении Господь.

 

Вернув нож, он велел Гансу встать в строй и занялся следующим кандидатом. Через сходную процедуру с отбиванием острия были пропущены все 14 моряков и пара юнг, которых сразу поделили на вахты. Затем экипаж был отправлен на полубак. По дороге туда огромный рыжий ирландец, который был просто убит метаморфозой, происшедшей с его ножом, бормотал себе под нос: «Не знаю, ребята, что вы себе думаете об этих строгостях. Я просидел на берегу последние десять лет, но раньше ходил на клиперах, супротив которых эта посудина — старая галоша. Там к моему ножу никто не цеплялся. В толк не возьму, что случилось?»

Скопировано отсюда: http://lib.ololo.cc/b/153852/read

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я тоже недоумеваю вместе с матросом с клипперов ;)

Вот до этих тот старпом не добрался:

post-67-0-93349900-1302353675_thumb.jpg

post-67-0-46004100-1302353689_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот такие "роджерсы" производятся сегодня:

post-67-0-04665500-1302354164_thumb.jpg

Вероятно, самый распространенный морской складень на сегодняшний день.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классных фоток накидали. Вот немного еще: штатовские палубники на ВВ2 и современный натовский палубник.

DSC03599.jpg

DSC03593.jpg

DSC03594.jpg

DSC03595-1.jpg

DSC03597.jpg

DSC03598.jpg

DSC03599-1.jpg

DSC03599-2.jpg

DSC03602.jpg

DSC03600.jpg

DSC03602-1.jpg

DSC07046.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извините, за запоздалое подключение в беседе!

#1 …о скромных палубных работягах…обычный короткий клинок на деревянной рукояти…

И сегодня они на палубах, так их позиционирует производитель.

Вот работяга, да и в армейском строю.

BUND 5110-12-126-24-75, Андрей Мак в книге «Ножи боевые и универсальные» 2008 г. на стр. 308 за номером 406 распространяет его на все NATO.

Особенно понравился слоган, при продаже этого ножа но МОЛОТКЕ и ГАНЗЕ:

(По Задорнову – Тихо, наберите воздуха) – « Редкий парный экземпляр, номер на клинке совпадает с номером на ножнах".

post-920-0-23099300-1302372810_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот продукт Итальянской фирмы FOX, каталожный номер 665/13.

Темляк – петелька, уже моё дополнение.

post-920-0-51467500-1302373769_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вроде у Линдера в каталоге такие до сих пор, ЕМНИП. Со свайкой и без. Тоже хочу перманентно.

Не раз видел подобные голландского производства на поясах палубной команды (много их через меня проходит). Т.е. форма классическая и общепринятая, но чаще всего встречаются Моры, почти на всех пароходах что работать приходится. Просто Мора дешевле.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это одна из моих морских хотелок - Boye Cobalt Folder.

Сергей, какое совпадение! Но моя жаба пока не собирается сдаваться ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Германия, Pfiffikus Solingen.

Темляк – петелька кожа, уже моё дополнение.

post-920-0-44623600-1302376080_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Германия, Loewen messer Solingen.

Темляк – петелька нейлон, уже моё дополнение.

post-920-0-54827300-1302376388_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Англия, J. Adams, Sheffield.

Без отверстия под темляк и посему отнести к морским можно с натяжкой,

он скорее, Green River Works Knife - времён освоения Прерий Америки..

post-920-0-94787500-1302376784_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сергей, какое совпадение! Но моя жаба пока не собирается сдаваться ;)

Моя тоже упорная. Точнее не может определиться, я еще и этот хочу :D

"Средиземноморец" в виде средиземноморской плоскодонки. Сукоять из рога или змеиного дерева или палисандра. Не совсем нож моряка, но морская тематика присутствует.

post-182-0-39041500-1302377052_thumb.jpg

post-182-0-88839100-1302377057_thumb.jpg

post-182-0-79543400-1302377063_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×