Jump to content

Тундровый


Ren Ren
 Share

Recommended Posts

:) Ох, и долго я его мурыжил (или он меня :) ) Ну да ладно, на Северах со временем отношения особые :)

Итак, нож...

Половинка ископаемых ножниц (родная сестра той, что пошла на "тосу с сучком" http://rusknife.com/index.php?/topic/2108-%d1%82%d0%be%d1%81%d1%83-%d1%81-%d1%81%d1%83%d1%87%d0%ba%d0%be%d0%bc/).

Дикая яблоня.

Кость мамонта.

 

Длина клинка - 103 мм

Ширина - 15 мм

Толщина - 4 мм

Профиль клинка - выпуклая полулинза под правую руку.

Монтаж всадной.

 

Длина рукояти - 130 мм

Ширина - 36 мм

Толщина - 27 мм

Передний торец пропитан цианакрилатом, остальное - тунговым маслом.

Финиш - пчелиный воск.

 

Ножики такого типа известны по всем Северам (лучше про ножи из ножниц почитать у Вадима Денисова - он на них не одну собаку съел). Лично держал в руках хантыйский и эвенкийский.

Но поскольку делать просто реплику мне было скучно, то внёс три своих волюнтаристских решения.

Первое для удобства - ручка в сечении у меня ассиметричная, с ребром справа, как на японских кухонниках. Хотя это известное решение не только для японцев, но и для коряков на Камчатке.

Второе для красоты - сучки на ручке высверлены и закрыты пробками из кости мамонта. Дикая яблоня - исключительно приятный, душевный материал, но меленькие сучочки вылезают постоянно в самых нежданных местах - у меня один вылез точно посередине боковой стороны, изображая собой штифт в японском стиле :)

Третье из спортивного интереса - правую сторону клинка вывел в выпуклую линзу с микроподводом. Строгает отлично :)

На сегодня всё - глаза слипаются. О ножнах расскажу завтра, ибо это отдельное произведение :D

 

За фото шибко не ругайте - снимал в чуме при свете жирника, однако :D

 

В отличие от ножа ножны - реплика. Почти. Почти, потому что делались по памяти о тех эвенкийских ножнах, что довелось поручкать.

 

Береста.

Черёмуха.

Пеньковый шпагат.

Сыромятный ремешок пропитанный барсучьим жиром.

 

На ножнах я отрывался вовсю :) Всё, что мне было известно об аутентичных материалах и способах их выделки, всё пошло в ход...

Береста вываривалась в течение 24 часов. После такой процедуры она стала мягкой, пластичной, и приобрела изысканный светло-коричневый цвет с лёгким сиреневым оттенком. Ножны в моём случае выклеивались из 3 слоёв бересты (мне попалась не очень толстая - 3 слоя = 3,5 мм).

Сложил бересту пополам (в середину само собой вложил нож в защитной упаковке), промазал водостойким ПВА (да, да знаю, что должен быть рыбий клей, но с рыбьим никогда не работал, а в ПВА класса D3 не сомневаюсь) и зажал старинными советскими деревянными бельевыми прищепками (они у меня специально заточены под такие операции). И оставил сохнуть. Сохли неделю (и это не предел - после выварки береста влагу отдаёт крайне медленно, как выяснилось).

Тем временем из черёмуховой палочки выстругал вставочку. Из черёмухи - потому как сильным бактерицидным действием обладает. Хорош был бы кедр или можжевельник, но ни того, ни другого под рукой не было, а черёмуха была. Вставка - это плоская планочка с вырезанным прямоугольником, получается сильно вытянутая буква Г, в угол упирается рукоять, а клинок свободно висит.

После того как просохла береста, вклеил вставку и проделал отверстия для прошивки.

Чтобы было аккуратно, пришлось сначала вырубить отверстия в бересте и только потом чуть меньшим диаметром просверлить дерево. Точно также, с предварительной вырубкой, сделал отверстие для подвеса.

Сшивал провощённым пеньковым шпагатом.

Когда всё было готово, обрезал и зашлифовал торцы, сверху полирнул пчелиным воском, растворённым в керосине, и торжественно повязал сыромятный ремешок на подвес.

 

Вес ножа - 108 г, ножен - 83 г

 

Что вышло, вы видите на фото.

post-458-071178800 1285113180_thumb.jpg

post-458-029520400 1285113250_thumb.jpg

post-458-006295100 1285113260_thumb.jpg

post-458-094977100 1285113268_thumb.jpg

post-458-068983300 1285113279_thumb.jpg

Edited by Ren Ren
Link to comment
Share on other sites

Неужели ножны из коры? Опупеть, расскажите, интересно. Насчет жирника отмазка не прокатила, клинка не видно совсем, и это не есть хорошо. Хотелось бы еще поглядеть до сборки, как распрямляли кольцо? Давно хочу такое сварганить, даже ножницы лежат, но вот технологический вопрос с кольцом заставляет откладывать реализацию. Греть-разрубать и распрямлять?

Link to comment
Share on other sites

Неужели ножны из коры? Опупеть, расскажите, интересно. Насчет жирника отмазка не прокатила, клинка не видно совсем, и это не есть хорошо. Хотелось бы еще поглядеть до сборки, как распрямляли кольцо? Давно хочу такое сварганить, даже ножницы лежат, но вот технологический вопрос с кольцом заставляет откладывать реализацию. Греть-разрубать и распрямлять?

Уф, добрался до интернета и дописал в заглавном посте про ножны. Да, из бересты они. Ещё фото прилагаю. Тоже плохонькие, снимал со вспышкой.

Привычки делать фото по ходу работы не завёл пока, буду объяснять на словах.

В данном конкретном случае проблемы с кольцом у меня не было - ножницы были несимметричные такие (говорят, портновские) - одна половинка шире, другая Уже. Кольца оттогнуты в сторону узкой части, поэтому одно кольцо образует почти прямую с клинком. Вобщем, мне хватило, чтобы вырезать болгаркой приличный хвостовик. Как решил проблему кольца с другой половинкой, расскажу в следующей теме.

post-458-088914500 1285185254_thumb.jpg

post-458-087465000 1285185268_thumb.jpg

post-458-094989600 1285185379_thumb.jpg

post-458-030016300 1285185393_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ох, ведь лежат у деда на базаре ржавенькие ножницы портновские, надо будет взять на будущее.)

Я мимо них уже раза три прошёл, клеймо думал есть какое-нибудь интересное, ан не оказалось.

А нонейм попилить будет не жалко...

Прикольно вышло, на мой взгляд куда лучше первой половинки.

А рыбий клей не сильно от желатина отличается.

Только желатин из шкурок кроличьих варят(по идее, а на практике, судя по запаху, из собачьих), его еще раньше перчаточным клеем называли.

А рыбный из хрящей красной рыбы, его кажется только замачивать дольше.

Но вот в продаже я его только в Питере видел, Невский 8, художественная лавка.

Ну и стоит он как красная рыба...)))

Link to comment
Share on other sites

А рыбий клей не сильно от желатина отличается.

Только желатин из шкурок кроличьих варят(по идее, а на практике, судя по запаху, из собачьих), его еще раньше перчаточным клеем называли.

А рыбный из хрящей красной рыбы, его кажется только замачивать дольше.

Но вот в продаже я его только в Питере видел, Невский 8, художественная лавка.

Ну и стоит он как красная рыба...)))

Рыбий клей в столице сейчас есть во всех крупных магазинах для художников - иконописцы и реставраторы его используют. Тока цена у него не как у красной рыбы, а как у чёрной икры :) кстати, если в старые книжки глянуть, то высший сорт рыбьего клея варился исключительно из плавательных пузырей осетровых рыб, а стоил и в те времена некисло.

Link to comment
Share on other sites

Да я Москву не больно то знаю, потому про Питер и написал...

А икру черную из этой же рыбы и делают...)))

Иконописцы,если только очень мажорные, рыбий клей используют, так все таки желатин в основном.

Вот на счет олифы они сильно избирательны, это да.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Аднака и мы с легкой руки Ren Ren-а мало-мало начали. Технологически выглядит так: берешь золингеновские и советские ножницы, высверливаешь ось, перепиливаешь кольцо, нагреваешь газовым балончиком с горелкой и молотком на наковаленке выпрямляешь хвостовик. Клинок ножниц слегка пропеллером, с небольшими усилиями выпрямляется в тисках, заметно, что клинки каленные, но умеренно. Впрочем, что еще нужно в тундре на холоде? Теперь дело за малым - за аутентичной рукоятью. В принципе, с помощью той же горелки клинок можно перекалить хоть в луже, не надо ни горнов, ни муфелей - нагреваешь лезвийную часть и в лужу ... назад к природе. Если еще заднее к природе, то можно и костерок разжечь.

ножницы.jpg

Link to comment
Share on other sites

Аднака и мы с легкой руки Ren Ren-а мало-мало начали.

С почином, Андрей Артурович!!

Клинок ножниц слегка пропеллером, с небольшими усилиями выпрямляется в тисках, заметно, что клинки каленные, но умеренно.

Мои были очень сильно ржавые, поэтому просто вывел плоскости заново, не заморачиваясь с пропеллером. А сейчас лежит пара Бёкер & Ко, там эта проблема в полный рост встанет...

Link to comment
Share on other sites

Боюсь, из "по металлу" - суховато выйдет. А насчёт размерчика - вспоминаю переплётную мастерскую НИИ буровой техники - там ТАКИЕ ножницы водились! :D В сложенном виде - чисто немаленькая кавказская кама :)

Link to comment
Share on other sites

По металлу это будет чересчур аутентично ... там придется слишком много металла снимать, чтоб тундровый ножик заделать...

Нож нганасан из ножниц.jpg

ножницы1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Не первый день слежу за темой и все это время нахожусь в некотором недоумении.

Мастер, несомненно, обладающих даром обработки дерева и металла сделал этот нож. Великолепные ножны, хороший материал на рукояти,кость мамонта. И при всем этом нарочитая грубость формы рукоятки и не понятный мне клинок. Для меня это как вантуз с золотой ручкой. Не могу понять зачем и почему так. У этого тундрового ножа есть какие-то исторические прототипы или просто это шутка мастера? Просмотрел фотки якутских ножей и не нашел подобного. Ведь видно, что изготовлено именно то, что хотелось, а не получилось случайным образом.

Да еще этот нож вызвал такой радостный ажиотаж у мэтров, что я вообще закомплексовал. Никто даже не указал ни на одну не понравившуюся деталь, что непривычно и не обычно. Посвятите по корням ножей из ножниц, а то мучаюсь.

Да еще не дает мне покоя то, что у меня бабушка делала такие ножи.:) Но я мелкий был и не спросил почему именно такие и для чего. Ибо для моих мальчишеских целей они были бесполезны... удочку и рогатку вырезать не удобно, лук со стрелами тоже.

Link to comment
Share on other sites

А-а-а-а, а вот не скажем. Это информация только для посвященных, только умеющих камлать. Говоря по правде, якуты тут совсем не при чем - они народ развитый, имевший государственность, письменность, разводящий коров и пр. Кроме прочего якуты и металлургию имели. А ножики из ножниц это продукт малых народов Севера, у которых, кромя оленя, ничего.

Link to comment
Share on other sites

Добрый вечер.Уважаемый Vanderlor эта штука из параллельного мира.Вчегда рядом,а ты про них ни как.Ren Ren вскорости гаечные ключи 22 на 24 из хром-ванадиума использовать начнёт и ложки-вилки из 40на13.Самый смех,что всё это имело место быть.А еще клапаны-шатуны,напильники из ШХ15,Зубья от ковшей эксковаторов.Видимо корни по Сибирям-Северам,сейчас уж никто толком и не расскажет,однако.А тема интересная!

Link to comment
Share on other sites

Да сплош и рядом.У нас всё делалось,и напильники из ШХ,и шаберы из ХВ5,и лопаты из титана!Кстати швейцарци до сих пор надфели-рифели да и личные-драчевые из ШХ лабают.Но особый интерес представляет "голубая сталь"и прочие стелиты-нимоники,так тонко и ехидно обстёбанные современниками.

Link to comment
Share on other sites

Сергей, можно я попробую ответить? Нож просто интересен как нож, как предмет сделанный для своего прямого предназначения, с максимально доступной функциональностью при крайне ограниченных исходных (ножницы). Так ведь они везде и делались где не было их в продаже и у мастера не заказать.

В этой работе с душой восстановлен тот утилитарный подход, и сделано это мастерски. Разве не интересно? Как там у Ефремова (фантаста) было? Красота как высшая целесообразность? Лично я его именно так красивым нахожу.

Link to comment
Share on other sites

...Посвятите по корням ножей из ножниц, а то мучаюсь....

Лучше всего это делает Вадим Денисов - большой знаток Северов и сам норильчанин. В Сети обитает он на Первой русской конференции по холодному оружию. Ещё его статьи о северных ножах публиковались в журналах Прорез и Ножъ.

Он раскрыл целую философию ножей из ножниц... Перво-наперво, это не случайность, а вполне осознанный и целенаправленный выбор - ножницы в тех краях предмет ценный и сами по себе, и уродовать их запросто так не стали бы. У половинки ножниц, как клинка для ножа, есть целый ряд особо ценных для оленевода свойств - она узкая и с односторонней заточкой, что делает её чрезвычайно удобной для:

- изготовления традиционной еды - строганины (это тоже целая философия - статья про строганину в "Ноже" была просто замечательная);

- для починки нарт и оленьей упряжи - выстругать ровную рейку, нарезать ремней, провернуть дырку;

- для забоя и разделки оленей - бьют уколом в сонную артерию, на узкий клиночек меньше намерзает кровь;

- для ношения - нож получается лёгким, что для кочевника принципиально важно;

- для изготовления самого ножа - слесарки самый минимум, всё готово.

Отдельно надо сказать про сталь, из которой изготовлены ножницы - вязкая и упругая, но не слишком твёрдая - нормально точится о любой камень и, что принципиально важно, на самом свирепом холоде не становится хрупкой.

 

Это то, что отложилось у меня в памяти. У Вадима всё гораздо интереснее :)

Link to comment
Share on other sites

Согласен на все 100.Некрасивый самолёт хорошо не полетит.Только вопрос в недоумении.Vanderlor не привязал ограниченные исходные .А это лишь одна из причин изготовления подобных артефактов.Вторая причина-психология первобытного мышления (Люсьена Леви-Брюля)в современном её прочтении и понимании.Ну и .....

Link to comment
Share on other sites

Сергей, можно я попробую ответить? Нож просто интересен как нож, как предмет сделанный для своего прямого предназначения, с максимально доступной функциональностью при крайне ограниченных исходных (ножницы). Так ведь они везде и делались где не было их в продаже и у мастера не заказать.

В этой работе с душой восстановлен тот утилитарный подход, и сделано это мастерски. Разве не интересно? Как там у Ефремова (фантаста) было? Красота как высшая целесообразность? Лично я его именно так красивым нахожу.

У меня лично первый порыв связан со сталью - нашёл ржавые-ржавые ножницы, из простого любопытства дёрнул на наждаке - сталь очень понравилась - вязкая, упругая и резучая. Дальше всплыло из подкорки всё, что там с детства отложилось - "Алитет уходит в горы" Тихона Сёмушкина, "Тропою испытаний" Григория Федосеева - захотелось почуствовать себя аборигеном, считайте, не наигрался в детстве :) А Вадим Денисов дал философское обоснование, идеологию :D

Link to comment
Share on other sites

Если я правильно понял, то заточена правая сторона левая плоская, как на японском кухоннике?

У якутских ножей для правшей получается наоборот сделано, правая сторона плоская с долом, заточка по левой стороне. :)

Link to comment
Share on other sites

Лучше всего это делает Вадим Денисов - большой знаток Северов и сам норильчанин. В Сети обитает он на Первой русской конференции по холодному оружию. Ещё его статьи о северных ножах публиковались в журналах Прорез и Ножъ.

 

А можно ссылки кинуть, а то я там через поиск полазил, почти ничего не нашел...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.