Перейти к публикации

Эстония. Городок, в честь которого назван Питерский вокзал


Vanderlor

Рекомендованные сообщения

Уважаемые жители Санкт-Петербурга, а можете ли вы, не глядя в шпаргалки сказать, почему один из ваших железнодорожных вокзалов, называется «Балтийский»?
post-182-0-04912200-1438339195_thumb.jpg
post-182-0-37183600-1438339177.jpg
 
В честь Балтийского флота? В честь Балтийского моря? Просто из-за звучности названия? Подсказка. Точно так же называются вокзалы в Гатчине...
post-182-0-72192000-1438339208.jpg
...и Таллине, расположенные на той же железнодорожной ветке. А Гатчина-то совсем не приморский городок.
Ладно, не буду томить. Назван он в честь маленького эстонского городка, с населением чуть больше 4 тыс. человек.
 
И город это, никогда не догадаетесь, называется Па́лдиски (Paldiski). Название это городок получил в 1922 году, и слово «Палдиски» производное от прежнего названия города - Ба́лтиски (эст. Baltiski). Воот, уже ближе к телу. А до этого, город назывался Балтийский Порт.
Вот в честь города Балтийский Порт и назван вокзал. Более того… и железнодорожную ветку с несколькими балтийскими вокзалами, проложили не в Ревель, а в Балтийский Порт. Ревелю отводная ветка досталась «до кучи», что бы ни писала Википедия.
 
Итак, что же за населенный пункт такой с забытым названием и с непростой судьбой.
 
Поехали, если вы не против. А если и против, то уже поздно. 
 
Есть у нас. Эстонии полуостров Пакри.
С XIV века на полуострове жили шведские поселенцы, и была построена небольшая крепость.
 
Царю на всё хватало воли –
Пётр Первый был в делах велик!
Ему Ништадтский мир позволил
Порт новый строить – Рогервик
.
 
В 1718 году в заливе Пакри Пётр I лично основал военный порт, при котором возникло поселение. Петру требовался незамерзаемый порт для защиты от шведов. Главным конкурентом Рогервика был Гапсаль.
http://rusknife.com/topic/13615-эстония-«воспоминания-о-гапсале»-или-познай-св/
 
Но Гапсаль оказался мелковат.
Согласно задумке императора, на берегу Балтийского моря в городе Рогервик предполагалось возвести целый оборонительный комплекс. Главная крепость должна была располагаться на острове Вяйке-Пакри.
Строительство порта и крепости проходило в период 1716—1726 годов.
Пётр I сам составил проект и чертеж защитного мола порта. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.
Но в итоге задуманное так и не удалось реализовать. Тем не менее, крепость на полуострове Пакри всё же была выстроена. Это было сооружённое из плитняка здание с пятью треугольными бастионами. Укрепление было окружено 13-метровым рвом.
post-182-0-60314800-1438341195.jpg
 
Сегодня бывшая крепость выглядит как ряд поросших травой холмов. Разглядеть в них Петровскую крепость практически невозможно. Если бы не остатки доков, то и не догадались бы об их местоположении.
post-182-0-46994200-1438339157_thumb.jpg
post-182-0-42344100-1438339158_thumb.jpg
post-182-0-41677400-1438339159_thumb.jpg
post-182-0-61115000-1438339160_thumb.jpg
post-182-0-58971500-1438339161_thumb.jpg
 
Надо сказать, что не хотел покоряться Петру залив Пакри. Целые города он отстроить мог, а защитный мол порта не получался. Размывался и все тут, несмотря на все усилия катаржан, что были привлечены к строительным работам.
 
В 1724 году построен маяк Пакри. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря. Сейчас от него осталось только основание…
post-182-0-35826100-1438339156_thumb.jpg
 
… но многие принимают за петровский маяк тот, что находится чуть дальше. Главное, чтоб людям нравилось. Хотя, от тоже не мальчик, был открыт в 1889 году.
post-182-0-48710300-1438339155_thumb.jpg
 
После смерти Петра I строительство порта было приостановлено.
Денег требовалось много. Конца и края строительству видно не было, а актуальность была потеряна. Шведы уже не представляли угрозы для Российской Империи.
 
 
В 1762 широкомасштабное строительство возобновлено Екатериной II.
Город Рогервик переименован в Балтийский Порт.
В июле 1764 года город посетила Екатерина II.
В воспоминаниях императрицы Екатерины II есть ее непосредственные впечатления от поездки в Рогервик  в свите императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году: «Почва этого местечка каменистая, покрытая густым слоем мелкого булыжника такого свойства, что если постоишь немного на одном месте, то ноги начинают увязать, и мелкий булыжник покроет ноги. Мы стояли здесь лагерем и должны были ходить из палатки в палатку и к себе по такому грунту в течение нескольких дней; у меня ноги болели потом целых четыре месяца. Каторжники, работавшие на моле, носили деревянные башмаки, и те не выдерживали больше восьмидесяти дней»
18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II приказала работы по достройке остановить, сконцентрировав все усилия на постройке Кронштадта.
post-182-0-49026000-1438339109_thumb.jpg
post-182-0-30049300-1438339208_thumb.jpg
 
Однако, это не помешало протянуть железнодорожную ветку из Балтийского Порта в Санкт Петербург.
С небольшими перестройками, вокзал Палдиски сохранился до сих пор.
post-182-0-84654000-1438339108_thumb.jpg
 
Хотя, скорее всего, строительство ЖД было начато еще до принятия решения о прекращении строительства порта.
Ревель вздохнул свободно. Ибо еще по замыслу Петра, именно Балтийский Порт должен был быть главным морским портом в регионе. А там, глядишь, и столицей губернии.
 
Но, несмотря на то, что активное строительства порта было остановлено, Рогервикская каторжная тюрьма продолжала работать вовсю.
В 1775 году в Балтийский порт был сослан участник пугачевского восстания, Салават Юлаев. Он умер во время каторги в 1800 году и похоронен в Балтийском Порту. На территории городского парка ему установлен памятник.
post-182-0-30823800-1438339210_thumb.jpg
 
В 1876 году в городе было открыто мореходное училище. В нём был самый высокий уровень преподавания из всех мореходных училищ, находившихся на территории Эстляндской губернии.
post-182-0-37725300-1438339209.jpg
 
В июне 1912 года в гавани Балтийского порта состоялась встреча Императора Николая II и кайзера Вильгельма II, приплывших на яхтах «Штандарт» и «Гогенцоллерн».
post-182-0-06341500-1438339209.jpg
 
Ну еще пара имперских фотографий. :)
post-182-0-27160300-1438339108.jpg
post-182-0-03922700-1438339178_thumb.jpg
 
В период Первой мировой войны город стал ареной военных действий. Впрочем, чему удивляться.
 
В 1922 году в период первой эстонской республики городу дали новое имя Палдиски, что представляет собой видоизменённое русское «Балтийский».
 
В октябре 1939 года Советский Союз по соглашению с эстонским правительством на правах аренды разместил в Палдиски военную базу. К началу боевых действий Великой Отечественной войны на территории Эстонии в 1941 году на полуострове Пакри и островах Пакри были установлены батареи береговой обороны. Порт использовался для размещения военных кораблей. Был построен военный аэродром.
Во время Второй мировой войны, стал одним из мест эвакуации советского флота из Пярнусского залива.
Город был занят немецкими войсками 28 августа 1941 года. При отступлении советских войск были взорваны батареи береговой обороны. Во время немецкой оккупации на полуострове находилась военно-морская база и существовала школа немецкой разведки абвера.
Освобождён 24 сентября 1944 года десантом Балтийского флота в ходе Таллинской наступательной операции.
post-182-0-55140700-1438343652_thumb.jpg
В 1962 году в Палдиски открылся учебный центр атомного подводного флота СССР. Здесь было установлено два наземных атомных реактора, работали в центре 16 000 человек. Это был крупнейший учебный центр такого рода в Советском Союзе. Из-за его значимости весь город был огорожен колючей проволокой до августа 1994 года, когда Палдиски покинул последний российский военный корабль.
В городе были размещены база подводных лодок («Подплав»), учебный атомный реактор, стоянка торпедных катеров и малых ракетных кораблей, госпиталь и поликлиника. В городе базировались 157-я отдельная бригада подводных лодок, погранзастава, межотрядная школа сержантского состава пограничных войск, рота военных строителей, ракетное подразделение ПВО и дисциплинарная рота Балтийского флота.
Учебный центр в Палдиски обладал двумя действующими реакторами подводных лодок первого и второго поколений, а также уникальным тренажёром для подготовки экипажей атомных подводных лодок.
 
30 августа 1994 года Палдиски покинул последний российский военный корабль. Город был последним объектом расположения Российских вооруженных сил в Эстонии.
26 сентября 1995 года был подписан акт о передаче ядерного объекта в Палдиски Эстонии. Понимаю, что ручка с таким «российским» флагом уже настоящий раритет, но что за дятлы её сделали?!
post-182-0-92021700-1438339109_thumb.jpg
 
Перед сдачей российские специалисты извлекли из реакторов топливные стержни, реакторы были заключены в специальные бетонные саркофаги.
Ну а дальше уж, мы сами. :)
post-182-0-77962400-1438339110_thumb.jpg
post-182-0-38587700-1438339110_thumb.jpg
post-182-0-34266300-1438339137_thumb.jpg
 
С середины 90-х и до двухтысячных город имеем очень печальный облик. Население сократилось более чем в два раза. Многие дома стояли практически брошенными. В некоторых многокравртирниках были заселены одна-две квартиры. Недвижимость ничего не стоила.
Некоторые строения бывшей базы еще стояли и даже переходили в руки разных владельцев. Но в один момент они исчезли и только один Олег (нахал) у нас знает, где и что было точно.
post-182-0-47452800-1438339178_thumb.jpg
post-182-0-85390900-1438339178_thumb.jpg
post-182-0-34271800-1438339179_thumb.jpg
post-182-0-64083100-1438339180_thumb.jpg
post-182-0-05943600-1438339191_thumb.jpg
post-182-0-40909900-1438339191.jpg
post-182-0-96445000-1438339191_thumb.jpg
post-182-0-61284500-1438339192_thumb.jpg
post-182-0-11263700-1438339193_thumb.jpg
post-182-0-91025200-1438339193_thumb.jpg
post-182-0-37062500-1438339194_thumb.jpg
 
Но, близость к Таллину и, главное, порт сделали свое дело.
post-182-0-41180500-1438339176_thumb.jpg
 
Мало-помалу город стал оживать.  Жилые дома привели в порядок. Квартиры выкупались. Даже пару лет назад построили новую деревянную церковь.
post-182-0-43938500-1438339175_thumb.jpg
 
Надеюсь, что и дальше все будет в порядке.
 
В конце 90-х годов здесь был организован ландшафтный заказник, ценность которого признали и в мировом сообществе. Считается, что обрыв Пакри, являющийся конечной точкой материка и одновременно городской границей - единственный в Европе береговой обрыв (глинт), где обнажились слои весьма древних палеозойских пород. Кстати, высота глинта местами составляет более 25 метров.
К сожалению, у меня не получилось сделать фотографии которые на самом деле передают высоту обрыва, силу ветра и течения. И в сети их не найти. Зрелище настолько панорамное, что хочется стоять на краю обрыва и часами смотреть и смотреть на море.
post-182-0-98874000-1438339112_thumb.jpg
post-182-0-43251500-1438339154_thumb.jpg
post-182-0-99859300-1438339195_thumb.jpg
post-182-0-10211700-1438339197_thumb.jpg
post-182-0-16390500-1438339180_thumb.jpg
 
И как это не печально, природа это основное что стоит теперь посмотреть в Палдиски.
Парочка объектов Петровской и постпетровской эпохи, интересна только всяким любителям... типа меня. :)
post-182-0-49817200-1438339162_thumb.jpg
 
Кстати, именно в Палдиски жил и работал, на закате своей жизни, Амандус Адамсон.
http://rusknife.com/topic/13861-эстония-часть-5-русалка/
 
Автор "Русалки" и интересный питерских объектов. Да, в свете последних событий, может кому-то будет интересно, что памятник затопленным кораблям в Севастополе. тоже его работа.
Ну а в Палдиски сейчас имеется музей-студия Адамсона. Правда, сфотал я её  удивительно криворуко.
post-182-0-39180500-1438339163_thumb.jpg
 
 
И напоследок…
Раз я начал свое повествование рассказом о Балтийском вокзале Питера, то можно я закончу его рассказом о Балтийском вокзале Таллина? Когда-то это был красивый вокзал из бутового камня, который помнил Куприна, Бунина, Шаляпина , Михаила Чехова, Бальмонта и Северянина... Скромный Ревельский вокзал оставил след в переписке и творчестве Александра Блока. В 1908 году поэт писал жене: “Пишу тебе с Ревельского вокзала. По вечерам бываю тут, пью пиво. А днем занимаюсь. Результат - мы с мамой подготовили сборник стихов”. Дошли до нас и стихотворения, написанные Блоком в Таллинне. Одно из них начинается так:
 
Я миновал закат багряный,
Ряды строений миновал,
Вступил в обманы и туманы.
Огнями мне сверкнул вокзал.
 
post-182-0-26058100-1438339112_thumb.jpg
 
Но вокзал разобрали и не его месте построили новый. Такой вот голый функционализм получился.
post-182-0-95299500-1438339176_thumb.jpg
 
Правда сейчас мне кажется, что даже он был красавцем, по сравнению с тем, что получилось после реконструкции.
Сейчас это строение, о котором и говорить не стоит. Думаю, что наш «Балтийский» по праву мог бы носить звание «Самый скучный и угрюмый столичный вокзал в …». Тут я не знаю, может в Европе, а может и в мире.
Но Бог с ним, с вокзалом. Зато, многие ли города могут похвастаться тем, что встречают приехавших таким шикарным видом?
 
Так уж у меня получилось. Все в кучу. Не судите строго.  
Может у Олега есть, что добавить. Все-таки Палдиски его второй дом.
 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 


Считается, что обрыв Пакри, являющийся конечной точкой материка и одновременно городской границей - единственный в Европе береговой обрыв (глинт), где обнажились слои весьма древних палеозойских пород. Кстати, высота глинта местами составляет более 25 метров.
Сергей, а как же Сака и Онтика? Ведь именно туда приезжают учёные для исследования глинта.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Саша, ты же знаешь, что у нас, что не местечко, то уникальное. Одних столиц у нас больше чем городов на карте. :)

Дойдет очередь и до Онтики. Там тоже, единственное в Европе место. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда был там на экскурсии от гида услышал удивительную, даже можно сказать сенсационную новость, что Салават Юлаев на каторге жил вполне прилично, даже женился и имел детей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.