Перейти к публикации

Якутский нож


Nim Shehit

Рекомендованные сообщения

Да я разных якутов люблю, вот тут у меня немного этники, в т.ч. и якуты, и старые, и новые. Сейчас мне дед якута из ДИ-90 делает, это будет что-то .... Сергей, не тратьте время на общие слова, здесь не форум домохозяек.

IMG_5809.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Якут-лилипут, как борьба с собственной жопорукостью -

 

post-2895-0-52241500-1343991430_thumb.jpg

 

post-2895-0-57719400-1343991442_thumb.jpg

 

Сначала был якут -

 

post-2895-0-34108700-1343991566_thumb.jpg

 

Но, решив в гордыне своей, что всех победю, при дрании лыка самым жопоруким образом сломал его на изгиб.

Это был первый из моих якутов, клапан и береза.

Ну, всплакнул, естественно, выпил (в любом порядке будет правильно).

Наморщил то место, которое принято считать мозгом...

И вспомнил - ломаное железо никогда не бросали, переточкой давали жизни, сколько могли.

И взял я камень в одну руку, обломок в другую и вспотел зело! biggrin.png

Форма клинка в "плотвичку" выведена камнем, рукоять отпилена пилой викса.

Ну, а чтоб быть совсем честным, сатиновый финиш сделал Серёга КСВ75, бо зае... заленился я, аки поц последний.

Результат на фотках.

Хотя можно было и легенду про детский нож сбацать.rolleyes.gif

Штука оказалась на удивление удобной, всякие мелкие подрезки с точным проводом - работа для неё.

Ну и, для восприятия масштаба -

 

post-2895-0-08451700-1343992561_thumb.jpg

 

Вот такая маленькая сказка на ночь.

Теперь и переточки ножей из ломаных шашек стали мне ближе и понятней.

В самом прямом смысле слова.

 

post-2895-0-93738700-1343992682.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

... при дрании лыка самым жопоруким образом сломал его на изгиб.

Лыко-то тебе на что?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действительно, разорались тут! biggrin.png

Ножны я хотел из бересты сделать, мне нужен был нижний и средний слой коры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так мне на ножны, а не на лапти.

А лыко - хоть с дуба надрать можно.

 

"Лы́ко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье дерева." (С).

 

Вместе с нижним слоем коры дает гладкую и гибкую пластину, а при высыхании не трескается и хорошо держит форму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Над картинками с якутскими всадниками позабавились?

Еще повод -

 

post-2895-0-94025100-1344837154.jpg

 

Соседи якутов - юкагиры, на момент появления фотографии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Кстати Севера пришлось казачкам заваевывать, так как там уже жили и не особо то были рады новым "хозяевам".

 

Хорошо. Покажу все драки и все трудности "завоеваний". А вы сравните с практикой США в индейском вопросе.

 

Тема 5. Войны, стычки и восстания.

 

В теме о Мангазее мы уже упоминали о войне селькупов с энцами, из-за которой энцы были вытеснены на Енисей. Это всего один пример территориальных стычек, которые шли постоянно. Говорят, что история мира — это история войн. В полной мере это относится и к Северу Сибири. Вооружённые столкновения между местными племенами и целыми народами, стычки с русскими, нападения на остроги и караваны, внутренние неурядицы в гарнизонах и выступления недовольных переселенцев — всё это было. Недаром строились остроги — настоящие крепости за деревянной стеной из заострённых брёвен (частокол, тын). Только так можно было обезопасить жизнь первопоселенцев. Многие экспедиции заканчивались трагически. Разбитые штормами корабли часто становились желанной добычей для местных племен. Встречалось береговое пиратство, то есть нападение на потерпевших кораблекрушение.

Вот лишь некоторые даты и события тех лет.

В 1610 г. зафиксированы случаи неповиновения, кровавые стычки с самоедами. После похода Курочкина власти начали собирать ясак с ненцев и энцев правобережья Нижнего Енисея, что вызвало недовольство.

В 1611 г. осмелевшие от постоянных успехов тунгусы переправились на судах через Енисей и напали на остяков, убив при этом шесть мужчин. Далее нападения продолжались и на правом берегу реки. С усилением ясачного режима с конца 1620-х годов начались столкновения между тунгусскими племенами и промышленниками и ясачными сборщиками. В 1628 г. в поход выступила экспедиция С. Навацкого, которая прошла по бассейну р. Нижней Тунгуски для укрепления положения русских промышленников и прекращения грабежа ясачных людей.

В 1629 г. к стрелецкому отряду на Хатанге обратились самоеды-тавги (в будущем нганасане) из рода князьца Удамоле-Соницу. Заплатив ясак, они просили защиты от тунгусов, пришедших со стороны Анабара и прогонявших их с низовьев Хатанги. Из Мангазеи последовало распоряжение защищать тавгов, кочевавших севернее Хатанги по р. Балахне. Воинственные, склонные к дальним вылазкам тунгусские отряды с их характерной военной татуировкой — «шитыми лицами» — постоянно фигурируют в фольклоре северно-самодийских народов как наиболее опасные враги. Надо сказать, что тунгусов енисейские народы боялись, что зафиксировано во множестве сказаний и легенд. Даже в позднейшее время опасность тунгусских набегов сохранялась. Чангыт — разбойник — так назывались в старину удалые люди, которые шайками или в одиночку уходили далеко, где занимались грабежом. Нападали они врасплох, давая знать о себе пугающим свистом. Чаще всего чангытами были илимпейские тунгусы, часто наводившие панику своими набегами на редких обитателей района будущего Норильска. Исследователю А.А. Попову рассказывали, что несколько чангытов-илимпеицев появилось в Норильске перед империалистической войной, которые и были пойманы русскими властями. «До сих пор еще норильские долгане и эвенки считают илимпейцев «очень худыми, злыми людьми» и боятся их».

В 1639-1664 гг. русскими источниками зафиксировано несколько столкновений ванядов с оленекскими тунгусами племени эдян.

По архивным данным, в 1636 г. в Мангазейском уезде объявились первые ненцы. По-видимому, это было связано с попыткой властей захватить несколько самоедов Карачейского рода в аманаты (заложники), для принуждения сородичей платить ясак. В ответ «самоеды, кочевные людишки, разбрелись врозь в Мангазею и на Енисей и в Пясиду и в разные сторонние реки». Где «с мангазейскими уездными людьми у них быть драки большие, и друг друга побивают до смерти». В 1654 г. война энецкого князьца Ледерея в борьбе с селькупами на р. Таз закончился гибелью его и мужчин стойбища, пленением женщин и детей. К концу XVII века селькупы закрепились в на р. Таз. Поражения энцев объяснялись, помимо численного превосходства соседей, еще и тем, что последние (прежде всего — селькупы, имевшие опыт войн с хантами и сибирскими татарами) обладали лучшей военной организацией и вооружением.

В 1670 г. ненцы из рода «асяда» осадили Хантайское зимовье, но «ясашная тавгицкая самоядь» выручили русских, отогнав ненцев. Произошли и другие крупные столкновения с ненцами сводных отрядов русских, авамских нганасан и энцев.

В 1679 г. шесть ясачных сборщиков, находившихся в Старой Мангазее, подверглись нападению со стороны самоедов «Асицкого рода». Стрельцам пришлось выдержать трехдневную осаду, и только помощь верхотазовских самоедов спасла их от гибели. Воевода И.П. Савелов организовал карательную экспедицию, отряд из 30 человек. Стрельцы настигли самоедов и предложили им «принести свои вины» и платить ясак. Ненцы отказались и вступили в бой. Победа осталась за стрельцами: 5 самоедов было убито, 3 захвачено в плен (не считая женщин и детей), остальные «врознь разбежались по тундре и за озера». Сам Микифоров в схватке получил ножевую рану в голову… Если роды верхотазовских самоедов угрозы для русской власти не представляли, то роды «юрацкой кровавой самояди» (тундровых ненцев) в XVII в. были источником постоянного беспокойства для воевод Туруханска и Мангазеи. Известен случай, когда около сотни юрацких самоедов выманили стрельцов из Старой Мангазеи и, устроив засаду, перебили их из луков. Затем они вошли в пустой город и, чтобы не оставлять свидетелей, убили палками женщин и детей, бросив их тела на лед р. Осетровки.

В 1683 г. племенем маятов (отунгушенные юкагиры) был перебит немногочисленный (12 человек) гарнизон Ессейского ясачного зимовья. Боясь наказания, маяты ушли на север за Хатангу, где смешались с тавгами и переняли на их язык.

С уменьшением пушных ресурсов ясачные люди, будучи не в силах выполнять обязательства перед казной и погашать задолженность, разорялись и попадали в кабалу к родоплеменной знати или к русским ростовщикам (банкирам). Уже в XVII в. были известны случаи, когда ясачные люди не только выступали против феодального управления, но и поднимались на борьбу против своих вождей.

Случались внутренние выступления и даже вооружённые выступления среди русских.

Служилые люди — стрельцы и казаки — составляли в Сибири вооруженную опору правительства, сохраняя наряду с порядками официального воинского устройства и традиции и нормы казацкого самоуправления, занесенные в Сибирь ещё со времени похода Ермака. Стрельцы и казаки составляли заметную, иногда даже преобладающую группу русского населения во всех сибирских городах. Непосредственно осуществляющие сбор ясака, они предъявляли претензии на долю от собираемой дани. Недостаточное обеспечение, постепенное сокращение льгот (запрещение мелкой беспошлинной торговли и торговли в ясачных волостях) вызывали у них раздражение, на этой почве вспыхивали бунты.

Ещё в 1600 г. русские промышленники, не желающие воеводской власти на р. Таз и в низовьях Енисея, организовали выступление местных самодийских племен, которые разбили в районе устья р. Таза прибывший отряд воевод М. Шаховского и Д. Хрипунова.

Когда в 1631 г. произошло столкновение мангазейских воевод Г.И. Кокорева и А.Ф. Палицына,, организация промышленников их воевод покончить рознь. По мере того как вражда между воеводами перерастала в вооруженную борьбу, мангазейские промышленники, возмущённые против методов управления Кокорева, решительно приняли сторону Палицына, который и осадил запершегося в Мангазейском остроге со служилыми людьми Кокорева. Осада продолжалась с февраля по май 1631 г., после чего промышленники просто уехали из Мангазеи вместе с Палицыным.

В мае 1626 г вспыхнуло восстание в Енисейском остроге. Люди атамана Алексеева уклонились от похода на «немирного» тунгусского князца Тасея, захватили острог и осадили двор воеводы Ошанина, в котором тот отбивался вместе с торговыми людьми. Через три дня стороны пришли к миру, Ошанин согласился «жесточи не чинить», а восставшие — слушаться воеводу. Следствие показало, что возмущение было вызвано противоречиями между воеводой, поддержанным приезжими торговцами, с казаками, имевшими поддержку рядовых промышленников и ясачных вождей. Казаки обвиняли воеводу в незаконных торговых операциях и в различных «насильствах». Их поддержали местные крестьяне, у которых воевода конфисковал лошадей для нужд торговцев. Промышленники жаловались на торговых людей, которые «податей никаких не тянут и изделий не делают». Ясачный князец Енея тоже жаловался на воеводу за то, что он заставляет его людей перевозить товары купцов. Вскоре под благовидным предлогом воевода Ошанин был отозван из Енисейска.

Нечто подобное случалось и в Красноярске. Самовольный поход на Ангару красноярских казаков в 1629 г., не подчинившихся воеводе, был типично своевольным казацким набегом под предлогом привода «непослушников брацких людей под великого государя». Это движение было связано и с событиями в Енисейске. Красноярские казаки поддержали выступление атамана Алексеева и в 1627 г. они разгромили на р. Кети суда воеводы А. Ошанина, а также торговых и промышленных людей. Столкновения служилых людей в Красноярске с воеводской властью произошли и в 1641-1642 гг., когда атаман Д. Злобин со товарищи «резал на смерть» воеводу А. Баскакова.

В заключение отметим, что вооружённые столкновения на Севере всегда имели свою особенность: малая численность конфликтующих сторон при огромных размерах оспариваемых пространств. Малочисленность племён не позволяла им выделять воинское сословие, обученную и вооружённую дружину профессионалов, войны велись обычными охотниками. Малочисленность же гарнизонов приводила к тому, что потеря даже нескольких человек становилась катастрофой. Однако, читая о былых битвах северян, нужно ясно понимать — каждый исход столь невеликой, с точки зрения военной науки, стычки определял судьбу огромных территорий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По якутам - откройте труд Миллера и посмотрете на цветной карте ареал их расселения на конец 17-го века - очень и очень удивитесь.

И вот вам покажу,, что у якутов было на конец 19 го века, а вы представьте, что творилось в начале 17-го. Ничего не творилось.

 

Давно убедился: сомневаешься — проверь источник лично. Сплошь и рядом в смелых статьях: «Страбон нам сообщил, что племена...», «Плиний-старший написал...». «У Геродота написано, что племя...». Имея системную возможность добывать литературу, неоднократно проверял многих авторов. Сплошь и рядом творится мистическое — открываешь бывалча ввечеру Геродота, а у него... «не написано». Читаешь Страбона: написано, да не так. В лучшем случае, читателю дается далеко не вся информация, не полный массив знания, позволяющего делать выводы.

Так же вышло и с Серошевским... Я давно искал книгу ссыльного поляка В.Л. Серошевского «Якуты. Опыт этнографического исследования», изданную в 1896 году. Человек 12 лет провел в якутской ссылке, времени зря не терял и оставил на радость потомкам уникальный труд. Именно на эту книгу, в первую очередь, ссылаются исследователи якутского ножа. Базовый труд в истории Якутии. Так, конечно, много интересного по теме ХО.

А.Марьянко в своей статье наиболее полно описал нож якутский, сообщив из Серошевского же, что «в последнее время стали делать дол» — то есть ранее его не было.

Но меня интересовал более ранний рассказ Миддендорфа, который я приводил ранее, и из коего следует, что ЯН был исстари гибок и гнулся дугой по нуждам владельца, что, по моей версии, абсолютно вписывается в существовавшую систему жизнеобеспечения.

И вот довелось почитать первоисточник. Нашел массу полезного, спешу поделиться и привожу фрагменты ниже, с короткими комментариями. Итак, стр. 353. Описание ремесла кузнечного и металлургического идет позже, тут же — речь о ремеслах деревянных. Может, потому и не замечали?

 

...Шипы и пазы якутам мало известны. Сбив и склеив доски, ровняют и подтесывают их острым топором. Когда желают таким большим плоскостям придать известную гладкость, то за неимением струга и рубанка слегка выгибают толстый, слабо каленый якутский нож и двумя руками строгают поверхность тонкой стружкой, сильно прижимая ладони к доскам. Тот же более выгнутый нож используется для выбирания и выглаживания углублений в плоской посуде. Для выделывания более глубокой посуды, чашек и кубков, употребляется опять тот же нож, только на этот раз выгнута не середина его, а конец.

 

То есть, исследователь буквально подтверждает то, что десятилетия до него заметил и описал Миддендорф. И, если после изучения труда великого землепроходца у кого-то еще могли появиться мысли о казуальности такого ножика, то книга Серошевского окончательно вбивает в тему гвоздь. Якутский нож был слабо каленым, достаточно гибким для придания требуемой степени кривизны клинка и все современные поделки ничуть не соответствуют образу, на каковой претендуют...

Правда, могут возникнуть сомнения, что мастеровые люди использовали ножи отдельные, специально мягкие. Но Серошевский словно предупреждает вопрос:

 

У кустарей есть, впрочем, для таких поделок особые разнообразно выгнутые стальные лезвия.

 

Нож один и он многофункционален.

 

Тот же нож сплошь да рядом употребляется вместо сверла, вместо внутренней пилы, вместо художественного резца. После топора он чаще всего появляется в руках якутского кустаря. Они не жалеют денег и охотно платят рубль и полтора за сносный, острый клинок.

 

Тем более, при такой цене.

А как же качество работы якутского мастера тех лет?

 

Средний якутский мастер не отличается особенно чистой работой и должен быть поставлен значительно ниже среднего русского кузнеца. Железо до степени сварки якуты доводят неохотно, отчего оно в месте работы часто пленится и щепится. Шов сварки всегда почти заметен, и сила сцепления его слабая. Для флюсов при сваривании они употребляют, как и русские кузнецы, белый кварцевый песок. Закаливают предметы, погружая их в воду со льдом, для большей крепости иногда перед нагреванием посыпают порошком слабо пережженного рога и соли. Отпуск по цветам им незнаком, и если отогревают иногда закаленные предметы, то определяют их мягкость напилком... Виду прекрасного навыка некоторых распознавать качество данного материала по его наружному виде, излому, цвету нагрева якуты с закалкой особенно своей стали справляются сносно...

 

О материалах.

 

Из каждого пуда руды получается от двух до трех с половиной до четырех фунтов железа. Крицы (болго), выходят весом от 25 фунтов до 1 пуда. Они очень пористы, покрыты слоем окалины и шлаков. Чтобы сделать их пригодными для дальнейшей обработки, их много раз прокаливают, причем половина веса угорает. Из одного пуда «болго» получается максимум 25 фунтов железа. Иногда получается прекрасное мягкое волокнистое железо, иногда высокого качества сталь; чаще всего помесь того и другого, гибкая, и вместе с тем доступная закалке. Ее-то ставят выше всего якуты, называя «якутским железом» (саха тимир). В отличие от чистого, мягкого железа, русского (нучча тимир). Последнего они не любят; привозная же сталь — «уклад» (ыстал) — недоступна им по цене. Руководить процессом выплавки, чтобы получить желаемый сорт железа, якуты не умеют. Употребление флюсов им неизвестно.

 

Сомнительно, что якуты умели сваривать три полосы и делать многослойные клинки, что предполагалось при обсуждении на ПРКХО «ножа Миддендорфа». «Хороший» нож, очевидно, у якутов был редкостью, изделием единичных знатных мастеров. Остальные получались такими, каким уж получились, и это всех устраивало.

Что же касается дола, то, согласно Серошевскому, одновременно с появлением дола на клинках по всей Сибири началось и вымывание национального ножа русским фабричным. Но якуты держались, и сталь позволяла, и качество изготовления.

Впрочем, ножи северных народов «держатся» до сей поры...

Кованый дол, по версии Марьянко, и стал причиной некоторого выгиба, «выжима» лезвия. Технологически это понятно, но найти в старинной якутской системе жизнеобеспечения место таковой линии лезвия решительно невозможно.

Но если учесть, что к началу 20 века система жизнеобеспечения якутов существенно изменилась, то дол вполне мог быть мотивирован традиционным своим применением многими социогруппами (от деревенских финских «героев» до элемента уголовного): известным фактором психологического воздействия с аллюзией, отсылкой к «оружию боевому», работой маркеров «я опасен», «мы не такие, как все». Что, учитывая колоссальную практику территориальной экспансии якутов, лишним быть не могло.

К моменту, когда немалую часть материальной культуры начали поставлять поселки и фактории, «французские» и хлебозапасные магазины, с распространением качественного специализированного деревообрабатывающего инструмента необходимость в изгибании клинка исчезла и его стали калить до «несгибаемости».

Получился современный якутский нож, уже потерявший себя в традиционной (и бесценной) автономной системе жизнеустройства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ОКРЕСТНОСТИ! Хитро, да?

Вот именно, что окрестности - на границе лесотундры жили, тайги. И жили по-лесному. А в тундре никого не было - как не было смысла в ПРИНЦИПЕ жить там до прихода русских, до прихода торговли и экономики. Зачем? В те времена лишних 200 чел любая тайга могла спрятать и прокормить. А вот такие и были численности. Но платили за соболя и песца очень хорошо - НИКАК такие бабки было не заработать иначе. Рода пошли на север, за песцом.

А у самой Мангазеи ненцы появились позже, тогда, когда крепость уже стояла. И появились они с торговыми целями, ибо более металлический котел взять было негде. А что без него в тундре делать? Что там делать без отгонного оленеводства крупными стадами, которое появилось много позже?

Любой теоретик может пойти и попробовать зимой зимической - в минус сорок на равнине. Нужен смысл.

 

Говорю в пятый раз - лучше поверьте сразу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По Якутам читал я эту литературу, есть она у меня.

Но наиболее точным источникам считаю ученого этнографа В. И. Иохельсона.

Во многом позденее переписывают именно с его иследований. Кстати он же достаточно точно описывает металургию и металлообработку и в том числе очень точное описание в том числе и Якутских инструментов ножей. Надо отметить что топор как и ножницы Якуты в самом деле переняли у русских но ножи у них были свои.

 

Как можно сравнивать период ранних железных изделий и индустриального времени абсурд.

Вы уверены что русские ножи раннего средневековья были лучше закаленны чем якутские?

 

 

 

Колониальные завоевания внешне и технически, конечно есть разница с завоеваниями бритов или американцев,

но суть та-же.

С какого ляда местному на то время большинству надо было платить Ясак? что есть суть дань как во времена Орды?

Или мож правилно было дань Орде платить чтоб она нас от европейцев защищала?

А карательные методы завоевателей сибири как и корупция документально зафексированны.

Так что не все так "пушисто" как в советских книжках. У российской империи были свои интересы и она особо в методах не разбиралась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я уверен, что РН были закалены лучше в средневековье, потому что в Средневековья якутов вообще не было. Как и их ножей.

Серошевский был ПЕРВЫМ белым, проживший очень долгое время среди якутов и первый же их описавший изнутри. Это первоисточник.

Все остальные - Киркоровы. И не замечать первоисточник не получится.

 

И вот вам вторая несгораемая сумма - смотрим на карту. и ищем якутов.

Потом думаем об их влиянии в те времена на Ножевые Вопросы. в Сибири и везде. Как и вообще о каком-либо влиянии.

post-4858-0-44021300-1346006022_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да ладно, жили и не только в тундре но и севернее, Инуиты например и давно, зачем? а фиг его знает нравилось им там. ))))

 

Вера это к теологам, в подобных вопросах лучше читать научные исследования основанные на фактах. Писатели меня не интересуют.

Здесь например кой чего про Мангазею. ;)

 

http://www.northarch.ru/downloads/Vizgalov.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Суть не та же. Вы этого не понимаете. Поймите и срочно. Иначе вы иностранный агент.

А вы знаете, кому они по этому самому ляду платили ясак раньше? Ну-ка? Вижу - не знаете. Да потомку Чингизидов платили, все до единого. Потому и обрадовались Ермаку, потому и поддержали. А кто восточней - киргизам платил, как миленький.

А ясак - это налог. И, если бы содержащиеся на налоги казачки не помогли самоедам-тавгам, никаких нганасан ныне не было бы - вырезали бы их тунгусы к лешему. Как и кетов.

Были бы одни чукчи да тунгусы.

Так что бросьте про аналогии с США, что-то по-бретански слишком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ладно если Иохельсон -Киркоров то Серошевский-Петросян )))

 

 

В голову не приходило что Якуты жили до того как русские научились карты рисовать. )))

Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад.

800px-Haplogrupo_N_%28ADN-Y%29.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да ладно, жили и не только в тундре но и севернее, Инуиты например и давно, зачем? а фиг его знает нравилось им там. ))))

 

Вера это к теологам, в подобных вопросах лучше читать научные исследования основанные на фактах. Писатели меня не интересуют.

Здесь например кой чего про Мангазею. wink.png

 

http://www.northarch...ds/Vizgalov.pdf

 

Мне не надо ничо про Мангазею - я до нее на снегоходе доехать могу. Это я - про Мангазею. А вы - в сеть, смотреть, что мы там выложили.

Инуиты? А подумать 30 сек никак, не хватает проца?

Были и есть такие народы, которые добывали МОРСКОГО ЗВЕРЯ. И жили автономно - ибо могли.

Кроме чукчей, у нас это не делал никто. Изредка и казуально ненцы позже начали добывать бивню - для продажи русским же.

А чукчи жили Китом и Тюлешей - всегда. И потому были независимы.

У них уникальная системы жизнеобеспечения, им ни русские были не нужны, ни олени, которых они вообще не знали, а узнали лишь в 18 веке.

Потому (и именно потому) с ними так и не справились - они ЕДИНСТВЕННЫЕ, кто жил на Севере на \Своей Земле, и все сразу ножи подняли по-праведному да за Родину.

 

И причем здесь вся остальная территория севера России? Данипричем - привет инуитам.

 

И кста, меня дилетанты тож не интересуют. И кста-2. Научные работы имеем. А вы? Инуиты... хех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эт кто из нас "агент" да с американцевеми начал сравнивать #1173 ?

Ешо поляка подсовывають. )))

 

Про Якутов, Ясак, Чингизов, и как Ярмаку обрадовались срочно в библиотеку.

Ага Якутов в средневековье не было )))

в VIII—XII веках мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя.

 

А мы спокойны, как не как второе высшее University of Zurich "Master degree".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это оне вам написали? Буквоме? В своих Летописях? И сколько чел в роду том было* И как звалися? Якутами?

 

Не получится врать. Раз человек живой - значит, у него предки были. Значит, оне были даже раньше, чем в средневековье. Но это никак не значит, что был НАРОД.

 

Поляка? И это говорит мне Агент, подсовывающий... Иохельсона... Ну и инуитов, уле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вообще-то первое, что должен запомнить любой исследователь, начав исторические копания, это правило: "Все хотят быть шумерами".

Все, каждая ракалья. И, если всех в том послушать, то Очень Цивильная Древность иха простираеццо далеко за Пределы, оне были Рыжие, и сплошь крутые мастера камня и железа.

Все так и говорят. И в большинстве случаев это вранье.

 

Но есть один народ, которому такое произносить категорически запрещено - это Русские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.