Перейти к публикации

Victorinox Spartan "Maxim Gorki"


Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Появился у меня Victorinox Spartan с надписью „Maxim Gorki“ на одной накладке и с хорошо выполненным изображением кораблика на другой. Ум у меня пытливый, хоть и ленивый, вот и захотелось мне узнать историю этого ножа, а вместе с ним и кораблика, изображенного на нем.

 

post-182-0-22373500-1305226246_thumb.jpg

post-182-0-54643500-1305226256_thumb.jpg

 

Тем, кто учился в мореходках или ходил в моря в советское время не надо объяснять, что это за судно. «Максим Горький» это легенда и мечта моряка того времени, флагман советского гражданского флота. Средиземноморские круизы, кругосветки. Кто в то время был к этому равнодушен?! Ну, разве что работники посольств и представительств в капстранах.

 

В ноябре 1969 году пассажирское судно было спущено на воду в Германии. И под именем „Hamburg“ работало на немецкую компанию «Deutsche Atlantic Line»

 

post-182-0-71787400-1305226262_thumb.jpg

 

Технические данные:

Длина - 194 м;

Ширина - 26 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 13964 тонн;

Судовая силовая установка - паровая турбина;

Скорость - 22 узла;

Автономность плавания – 11.4 сут.

Количество пассажиров - 792 человек;

Экипаж - 330 человек.

 

Сейчас такими техническими данными никого не удивишь...

 

post-182-0-53434000-1305226290_thumb.jpg

 

... но по тем временам это был один из лучших круизных лайнеров, построенных после 1938 года.

В качестве силовой установки была паровая турбина, поэтому судно и называли турбоход.

 

В 70-х годах прошлого века „Hamburg“ был выставлен на аукцион. В виду топливного кризиса, немцы терпели большие убытки при эксплуатации этого турбохода. А вот Советскому Союзу как раз не хватало такого круизного лайнера. Надо сказать, что были и другие желающие, например США и Япония.

Но в 1974 судно ушло в СССР, в Черноморское морское пароходство, поменяло название на «Максим Горький» и стало флагманом советского флота. Надо сказать, что хоть судно и принадлежало Советскому Союзу, но почти с момента приобретения было передано во фрахт немецкой круизной компании «Neckermann und Reisen GmbH & Co». А в 1988 году было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании «Phoenix Reisen». Логотип этой компании и нанесен на мой нож, который был выпущен в 1988-1991 годах, судя по штопору.

 

post-182-0-12610100-1305226393_thumb.jpg

post-182-0-32422500-1305226275_thumb.jpg

post-182-0-82498600-1305226282_thumb.jpg

 

В начале 90-х годов судно сменило порт приписки с Одессы на Нассау, окрас трубы с советского на российский, а название на «Maxim Gorkiy“. Сменился и экипаж. Ресторанное, каютное и машинное обслуживание было украинским, а остальная часть экипажа была российской.

 

post-182-0-83905700-1305226297_thumb.jpgpost-182-0-16172600-1305226306_thumb.jpg

post-182-0-67206800-1305226318_thumb.jpg

 

Обращу внимание на одну закавыку.

 

post-182-0-73830200-1305226406_thumb.jpg

post-182-0-79372700-1305226378_thumb.jpg

 

Судя по надписи на ноже и по рекламной фотографии, раньше название «Максим Горький» на латинице писалось без буквы Y в конце, т.е. „Gorki“, а не „Gorkiy“. Интересно, в 1991 году кто-то допустил ошибку на каком-то этапе, а дальше было поздно менять или в этом был какой-то смысл?!

(Тут вспоминаются кадры фильма «День радио». Где корабль назывался Юрий Шаляпин, просто потому, что военные моряки были не очень в курсе, как зовут Шаляпина. А потом уже было поздно менять, ведь корабль везде проходит как Юрий, а не Фёдор.)

 

 

Но вот грянул мировой финансовый кризис, и в ноябре 2008 года лайнер закончил свою эксплуатацию. А уже в январе 2009 года был продан индийской компании за 4.2 миллиона евро на металлолом или, как говорят моряки, «на иголки».

25 февраля 2009 года этот легендарный турбоход закончил свой путь и выбросился на берег индийской Аланги. По морской традиции (а значит и по здравому смыслу), на мостике остается только капитан, а в машинном отделении старший механик. И в прилив, на полном ходу и под прощальный гудок, судно выбрасывается на специальную отмель.

 

post-182-0-79397400-1305226332_thumb.jpg

post-182-0-09643400-1305226345_thumb.jpg

post-182-0-48293100-1305226414_thumb.jpg

 

Немного фактов из жизни лайнера.


  •  
  • Снялся в роли «SS Britannic» в фильме-катастрофе «Juggernaut». А так же в фильмах «Колье Шарлотты» и «Последний круиз».
  • В 1975 году на борту судна, по дороге в Нью-Йорк, взорвались бомбы, установленные во время ремонта в Сан Хуане.
  • В июне 1989 года лайнер попал в ледовое поле у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Благодаря отверженной работе экипажа удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву, после чего он был отбуксирован в Германию и подвергнут дорогостоящему ремонту.

 

post-182-0-13475200-1305226357_thumb.jpg

 


  •  
  • 1989 году на его борту произошла встреча Горбачёва и Буша, тогда лидеров сверхдержав СССР и США.

 

post-182-0-07290100-1305226425_thumb.jpg

 

Большого океанского лайнера уже нет, а маленький швейцарский ножик, с его названием и изображением, остался.

 

 

P.S. Фото ножа мои. Фотографии судна из сети.

Опубликовано:

ЗдОрово!

Неплохо бы к "Горькому" теперь "Лермонтова" и других подыскать, очень бы необычная коллекция получилась.

Сергей, кстати, может Максу плашки в порядок привести стоит, стилвул-нулёвочкой пройтись, да полирнуть чуток?

Опубликовано:

Неплохо бы к "Горькому" теперь "Лермонтова" и других подыскать, очень бы необычная коллекция получилась.

на немцев еще работал "Тарас Шевченко" (у меня на нем дядька ходил) может и на него ножичек был?

Пока не известно, были ли ножи с их изображением. Но интересно. :)

 

Сергей, кстати, может Максу плашки в порядок привести стоит, стилвул-нулёвочкой пройтись, да полирнуть чуток?

Я только вчера этот нож в живую увидел. Пока не думал про реставрацию. Но я обычно просто промываю и оставляю как был, со следами бытования, так сказать.

Опубликовано:

Сергей, очень интересно. Большое спасибо.

Корабли, они как люди - обратите внимание: "Status of ship: Dead".

 

Офф: Есть созвучный моему аватару пассажирский теплоход на подводных крыльях (СПК) "Катран", класса "река-море", проект 10391. Интересовался когда-то.

 

prod_6069_250.jpg

 

А в 1988 году было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании «Phoenix Reisen». Логотип этой компании и нанесен на мой нож...

Всё верно (ссылка) и, очевидно, что выпуск этого ножа приурочен к этому событию. Видимо, в качестве сувенира пассажирам первого рейса под эгидой Phoenix Reisen GmbH (это предположение). А может быть и не первого. :)

 

Одно но

...который был выпущен в 1988-1991 годах, судя по штопору.

1985-1991 (ссылка, см. на отвёртку/пробкооткрывашку.), хотя это несущественно.

Опубликовано:

1985-1991 (ссылка, см. на отвёртку/пробкооткрывашку.), хотя это несущественно.

Я написал, что с 1988 так как в этом году судно было передано во фрахт немцам. Думаю, что и ножи сделали не раньше. :)

 

Корабли, они как люди - обратите внимание: "Status of ship: Dead".

Да, это я красную стрелочку специально пририсовал, чтобы это отметить. :D

Опубликовано:

Открытки с видами теплохода Hamburg-Максим Горький в хронологическом порядке: http://www.simplonpc.co.uk/HamburgMaximGorky.html

 

По поводу написания "Gorki"/"Gorkiy".

Быть может, дело в немецком языке? Дело в том, что, емнип, Горький по-английски всегда писалось как Gorky.

http://en.wikipedia.org/wiki/Maxim_Gorky

 

А сейчас почти повсеместно пишут Gorkiy. Может быть когда-то (в 1991) решили исправить название по "международному стандарту"?

 

Вот на открытке Europostcard 2000 года надпись Gorki, хотя на борту корабля уже Gorkiy:

 

MaximGorky11ph.jpg

Опубликовано:

В Википедии вообще третий вариант написания получился, без предпоследней буквы "i". :)

Возможно и впрямь разница в немецком и английском написании. Но лого компании вроде англоязычное было.

И вот интересная открытка. Судно уже после 1991 года, видно, что труба в российской расцветке, а не в в советской. Значит на борту написано Gorkiy, а лого так и не менялось.

post-182-0-06965300-1305285896_thumb.jpg

Опубликовано:

Шестакович в фильме.

Сорри за занудство.

 

(Тут вспоминаются кадры фильма «День радио». Где корабль назывался Юрий Шаляпин, просто потому, что военные моряки были не очень в курсе, как зовут Шаляпина. А потом уже было поздно менять, ведь корабль везде проходит как Юрий, а не Фёдор.)

Опубликовано:

на немцев еще работал "Тарас Шевченко" (у меня на нем дядька ходил) может и на него ножичек был?

Оффтоп и "Адмирал Нахимов"

 

Еще пооффтопим, ничего?

 

96053.jpg

 

или

 

shevchenko.jpg

 

Оба немецкие, как я понимаю. Но первый "Тарас Шевченко" - эх, советские марки и значки! - уже пущен на слом в 2005-м. А второй "Т.Г. Шевченко" из тех, что я за суда не считаю, катают буржуев по Днепру да по Черному морю.

Опубликовано:

Сергей, спасибо за необычный, захватывающий и информативный обзор!

Это же одна их жемчужин нашего увлечения: раскопать всё о предмете увлечения :)

Опубликовано:

Обалденный образец "ножевой" публицистики! Давненько не получал такого удовольствия, читая пост на форуме! Бик зур рахмат!

  • 1 год спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.