Jump to content

Victorinox Spartan "Maxim Gorki"


 Share

Recommended Posts

Появился у меня Victorinox Spartan с надписью „Maxim Gorki“ на одной накладке и с хорошо выполненным изображением кораблика на другой. Ум у меня пытливый, хоть и ленивый, вот и захотелось мне узнать историю этого ножа, а вместе с ним и кораблика, изображенного на нем.

 

post-182-0-22373500-1305226246_thumb.jpg

post-182-0-54643500-1305226256_thumb.jpg

 

Тем, кто учился в мореходках или ходил в моря в советское время не надо объяснять, что это за судно. «Максим Горький» это легенда и мечта моряка того времени, флагман советского гражданского флота. Средиземноморские круизы, кругосветки. Кто в то время был к этому равнодушен?! Ну, разве что работники посольств и представительств в капстранах.

 

В ноябре 1969 году пассажирское судно было спущено на воду в Германии. И под именем „Hamburg“ работало на немецкую компанию «Deutsche Atlantic Line»

 

post-182-0-71787400-1305226262_thumb.jpg

 

Технические данные:

Длина - 194 м;

Ширина - 26 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 13964 тонн;

Судовая силовая установка - паровая турбина;

Скорость - 22 узла;

Автономность плавания – 11.4 сут.

Количество пассажиров - 792 человек;

Экипаж - 330 человек.

 

Сейчас такими техническими данными никого не удивишь...

 

post-182-0-53434000-1305226290_thumb.jpg

 

... но по тем временам это был один из лучших круизных лайнеров, построенных после 1938 года.

В качестве силовой установки была паровая турбина, поэтому судно и называли турбоход.

 

В 70-х годах прошлого века „Hamburg“ был выставлен на аукцион. В виду топливного кризиса, немцы терпели большие убытки при эксплуатации этого турбохода. А вот Советскому Союзу как раз не хватало такого круизного лайнера. Надо сказать, что были и другие желающие, например США и Япония.

Но в 1974 судно ушло в СССР, в Черноморское морское пароходство, поменяло название на «Максим Горький» и стало флагманом советского флота. Надо сказать, что хоть судно и принадлежало Советскому Союзу, но почти с момента приобретения было передано во фрахт немецкой круизной компании «Neckermann und Reisen GmbH & Co». А в 1988 году было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании «Phoenix Reisen». Логотип этой компании и нанесен на мой нож, который был выпущен в 1988-1991 годах, судя по штопору.

 

post-182-0-12610100-1305226393_thumb.jpg

post-182-0-32422500-1305226275_thumb.jpg

post-182-0-82498600-1305226282_thumb.jpg

 

В начале 90-х годов судно сменило порт приписки с Одессы на Нассау, окрас трубы с советского на российский, а название на «Maxim Gorkiy“. Сменился и экипаж. Ресторанное, каютное и машинное обслуживание было украинским, а остальная часть экипажа была российской.

 

post-182-0-83905700-1305226297_thumb.jpgpost-182-0-16172600-1305226306_thumb.jpg

post-182-0-67206800-1305226318_thumb.jpg

 

Обращу внимание на одну закавыку.

 

post-182-0-73830200-1305226406_thumb.jpg

post-182-0-79372700-1305226378_thumb.jpg

 

Судя по надписи на ноже и по рекламной фотографии, раньше название «Максим Горький» на латинице писалось без буквы Y в конце, т.е. „Gorki“, а не „Gorkiy“. Интересно, в 1991 году кто-то допустил ошибку на каком-то этапе, а дальше было поздно менять или в этом был какой-то смысл?!

(Тут вспоминаются кадры фильма «День радио». Где корабль назывался Юрий Шаляпин, просто потому, что военные моряки были не очень в курсе, как зовут Шаляпина. А потом уже было поздно менять, ведь корабль везде проходит как Юрий, а не Фёдор.)

 

 

Но вот грянул мировой финансовый кризис, и в ноябре 2008 года лайнер закончил свою эксплуатацию. А уже в январе 2009 года был продан индийской компании за 4.2 миллиона евро на металлолом или, как говорят моряки, «на иголки».

25 февраля 2009 года этот легендарный турбоход закончил свой путь и выбросился на берег индийской Аланги. По морской традиции (а значит и по здравому смыслу), на мостике остается только капитан, а в машинном отделении старший механик. И в прилив, на полном ходу и под прощальный гудок, судно выбрасывается на специальную отмель.

 

post-182-0-79397400-1305226332_thumb.jpg

post-182-0-09643400-1305226345_thumb.jpg

post-182-0-48293100-1305226414_thumb.jpg

 

Немного фактов из жизни лайнера.


  •  
  • Снялся в роли «SS Britannic» в фильме-катастрофе «Juggernaut». А так же в фильмах «Колье Шарлотты» и «Последний круиз».
  • В 1975 году на борту судна, по дороге в Нью-Йорк, взорвались бомбы, установленные во время ремонта в Сан Хуане.
  • В июне 1989 года лайнер попал в ледовое поле у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Благодаря отверженной работе экипажа удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву, после чего он был отбуксирован в Германию и подвергнут дорогостоящему ремонту.

 

post-182-0-13475200-1305226357_thumb.jpg

 


  •  
  • 1989 году на его борту произошла встреча Горбачёва и Буша, тогда лидеров сверхдержав СССР и США.

 

post-182-0-07290100-1305226425_thumb.jpg

 

Большого океанского лайнера уже нет, а маленький швейцарский ножик, с его названием и изображением, остался.

 

 

P.S. Фото ножа мои. Фотографии судна из сети.

Link to comment
Share on other sites

ЗдОрово!

Неплохо бы к "Горькому" теперь "Лермонтова" и других подыскать, очень бы необычная коллекция получилась.

Сергей, кстати, может Максу плашки в порядок привести стоит, стилвул-нулёвочкой пройтись, да полирнуть чуток?

Link to comment
Share on other sites

на немцев еще работал "Тарас Шевченко" (у меня на нем дядька ходил) может и на него ножичек был?

Link to comment
Share on other sites

Неплохо бы к "Горькому" теперь "Лермонтова" и других подыскать, очень бы необычная коллекция получилась.

на немцев еще работал "Тарас Шевченко" (у меня на нем дядька ходил) может и на него ножичек был?

Пока не известно, были ли ножи с их изображением. Но интересно. :)

 

Сергей, кстати, может Максу плашки в порядок привести стоит, стилвул-нулёвочкой пройтись, да полирнуть чуток?

Я только вчера этот нож в живую увидел. Пока не думал про реставрацию. Но я обычно просто промываю и оставляю как был, со следами бытования, так сказать.

Link to comment
Share on other sites

Сергей, очень интересно. Большое спасибо.

Корабли, они как люди - обратите внимание: "Status of ship: Dead".

 

Офф: Есть созвучный моему аватару пассажирский теплоход на подводных крыльях (СПК) "Катран", класса "река-море", проект 10391. Интересовался когда-то.

 

prod_6069_250.jpg

 

А в 1988 году было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании «Phoenix Reisen». Логотип этой компании и нанесен на мой нож...

Всё верно (ссылка) и, очевидно, что выпуск этого ножа приурочен к этому событию. Видимо, в качестве сувенира пассажирам первого рейса под эгидой Phoenix Reisen GmbH (это предположение). А может быть и не первого. :)

 

Одно но

...который был выпущен в 1988-1991 годах, судя по штопору.

1985-1991 (ссылка, см. на отвёртку/пробкооткрывашку.), хотя это несущественно.

Link to comment
Share on other sites

1985-1991 (ссылка, см. на отвёртку/пробкооткрывашку.), хотя это несущественно.

Я написал, что с 1988 так как в этом году судно было передано во фрахт немцам. Думаю, что и ножи сделали не раньше. :)

 

Корабли, они как люди - обратите внимание: "Status of ship: Dead".

Да, это я красную стрелочку специально пририсовал, чтобы это отметить. :D

Link to comment
Share on other sites

Открытки с видами теплохода Hamburg-Максим Горький в хронологическом порядке: http://www.simplonpc.co.uk/HamburgMaximGorky.html

 

По поводу написания "Gorki"/"Gorkiy".

Быть может, дело в немецком языке? Дело в том, что, емнип, Горький по-английски всегда писалось как Gorky.

http://en.wikipedia.org/wiki/Maxim_Gorky

 

А сейчас почти повсеместно пишут Gorkiy. Может быть когда-то (в 1991) решили исправить название по "международному стандарту"?

 

Вот на открытке Europostcard 2000 года надпись Gorki, хотя на борту корабля уже Gorkiy:

 

MaximGorky11ph.jpg

Link to comment
Share on other sites

В Википедии вообще третий вариант написания получился, без предпоследней буквы "i". :)

Возможно и впрямь разница в немецком и английском написании. Но лого компании вроде англоязычное было.

И вот интересная открытка. Судно уже после 1991 года, видно, что труба в российской расцветке, а не в в советской. Значит на борту написано Gorkiy, а лого так и не менялось.

post-182-0-06965300-1305285896_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Guest AlexPit

Шестакович в фильме.

Сорри за занудство.

 

(Тут вспоминаются кадры фильма «День радио». Где корабль назывался Юрий Шаляпин, просто потому, что военные моряки были не очень в курсе, как зовут Шаляпина. А потом уже было поздно менять, ведь корабль везде проходит как Юрий, а не Фёдор.)

Link to comment
Share on other sites

на немцев еще работал "Тарас Шевченко" (у меня на нем дядька ходил) может и на него ножичек был?

Оффтоп и "Адмирал Нахимов"

 

Еще пооффтопим, ничего?

 

96053.jpg

 

или

 

shevchenko.jpg

 

Оба немецкие, как я понимаю. Но первый "Тарас Шевченко" - эх, советские марки и значки! - уже пущен на слом в 2005-м. А второй "Т.Г. Шевченко" из тех, что я за суда не считаю, катают буржуев по Днепру да по Черному морю.

Link to comment
Share on other sites

Тогда и "Михаила Светлова" надо вспомнить, получается, что тоже у немцев был построен.

post-874-0-06003600-1305307917_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Сергей, спасибо за необычный, захватывающий и информативный обзор!

Это же одна их жемчужин нашего увлечения: раскопать всё о предмете увлечения :)

Link to comment
Share on other sites

Обалденный образец "ножевой" публицистики! Давненько не получал такого удовольствия, читая пост на форуме! Бик зур рахмат!

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Забавно, но до сих пор список круизов Максима Горького висит на сайте. Правда, заказать круиз не получится.

 

post-182-0-84783500-1343390178_thumb.jpg

post-182-0-32021400-1343390186_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.