Jump to content
KonstantinS

Ножи и кинжалы Самсонова

Recommended Posts

Зело заинтересовали меня ножи Егора Петровича Самсонова.

Причиной интереса послужил нетипичный Самсонов из соседней ветки:

post-514-0-34008800-1301160292_thumb.jpg

post-514-0-87875700-1301160294_thumb.jpg

Общая длина - 270 мм, длина клинка 146мм, ширина клинка у больстера - 20 мм, толщина обуха - 4 мм.

 

Хотел найти похожие в каталогах.

Нашёл описание Самсоновских ножей по прейскуранту Р.Р.Роггена (1913), "ножи медвежьи массивной работы" - это лишь небольшая часть ассортимента (по нумерам - 1, 2 и 3 (192.5; 222.7 и 273 мм соответственно). Наряду с "медвежьими" выпускались в асортименте и иные охотничьи ножи и кинжалы аж пяти нумеров: 133.35; 158.4; 209.5; 254 и 304. Ничего похожего на этот клинок не увидел...

Вроде бы должны быть и другие каталоги, и ножи, но порывшись в сети- нашел крайне мало толковой информации и фотографий реально-Самсоновских ножей /видно- плохо искал.../ (реплик-море, а оригиналов нет, да и те немногие оригиналы- тоже сомнительны...).

Странно и то, что вроде бы клинки Самсонова были вороненными, а в Инете- все клинки белые. Клинков с медалями- не нашел ни одного, а ранних, без медалей- не мало... И все- почти идеальны, муха не сидела...

Толковой информации о не менее именитых мастерах той поры- Вырыпаеве, Кондратове, Земцове, Завьялове - не нашел вообще...

А про Самонова материал собрал (оригинал статьи):

Так называемые «самсоновские ножи» — охотничьи ножи и кинжалы работы тульского мастера — кустаря Егора Петровича Самсонова, работавшего с 70-х годов XIX века до 1930 года. Он жил на окраине Тулы в небольшом доме, перед входом в который висела вывеска «Закалка охотничьих ножей». Работал в паре с подмастерьем и помощницей женой. Егор Самсонов был поставщиком Императорского общества охоты, участником Всемирной и Московской выставок. Об этом факте свидетельствуют медали, выбитые на пяте клинков ножей, которые мастер изготавливал в домашних условиях в обычной русской печи, удивляя своих современников. Мастерская выпускала около 10 вариантов охотничьих ножей. Случались и индивидуальные заказы. При этом ножи Самсонова выглядели лаконично и даже аскетично: ни цветистых узоров, ни драгоценных камней. Простая рукоять с ромбовидной насечкой из ореха или чёрного дерева, клинок из воронёной стали. Несмотря на это, именно они считались эталонными и были любимыми охотничьими ножами русской аристократии. Император Николай II, генерал Алексей Брусилов, генерал Александр Кутепов и многие другие охотились с самсоновскими ножами.

 

Над загадкой прочности его клинков многие годы бились не только любители-металлурги, но и опытные лаборатории, однако разгадки так и не нашли. Есть версия, что тайну изготовления раскрыл в результате некто инженер Ренев, купивший половину дома у вдовы мастера после его смерти.

 

Существует даже описание технологии, примерно так:

"Рессорная сталь отжигалась в кузнечном горне, куда загружался березовый или дубовый уголь. Воздух подавался с помощью ручных мехов. Затем раскаленные листы правились на наковальне. Из них ручным слесарным способом заготавливались клинки. После этого все детали подвергались цементации, регенерации, закалке, отпуску и старению. Делалось это следующим образом: в продолговатую канавку, сделанную в горящем угле горна, закладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались карбюризатором — порошкообразной серой смесью и древесным углем. Все это нагревалось до 900—925 градусов и выдерживалось в течение 4—5 часов из расчета, что в 1 час проникновение углерода в деталь происходит на глубину 0,1 мм. Приборов у Самсонова не было. Температуру он определял по свечению на глаз. После охлаждения заготовки нагревались вновь до 900 градусов, но уже без карбюризатора. В течение 3-х часов происходила регенерация цементируемого зерна, то есть равномерное распределение углерода по всей поверхности детали. Затем каждая из них погружалась в ванну с маслом. Наполовину остывшие заготовки выдерживались на воздухе до появления синего цвета, то есть до температуры отпуска в 300—325 градусов. Затем их опять погружали в ванну с маслом, где они окончательно охлаждались, и сразу же их вновь разогревали до температуры 150—175 градусов, выдерживая в таком режиме в течение 12 часов. После охлаждения все детали вытирались ветошью и подвергались окончательной механической обработке. Режущие грани охотничьего ножа доводились оселком до острия лезвия бритвы. Таким отточенным клинком можно было начать бриться, затем разрубить железный прут и продолжить бритье."

 

Насколько описание соответствует истине? Судить сложно, но на лицо факт — практические усилия результатов не дали. В середине ХХ века советские специалисты попробовали самостоятельно раскрыть его профессиональную тайну.

 

Были сделаны анализы металла и по их результатам на заводе «Серп и молот» прошла опытная плавка. Затем откованы образцы клинков. Однако, попытка оказалась неудачной — разгадать секрет закалки клинков, сообщавшей им огромную прочность, так и не удалось. По рассказам очевидцев, при выполнении этого заказа завод испытывал несколько клинков работы Самсонова на прочность. Поставленные вертикально под пресс, они ломались, но для этого требовалась нагрузка свыше 14 т. Я слыхал еще разговоры среди спецов (в том числе и тульских молодых), что слесарная обработка у него была отменной. В смысле точной. Поэтому при нагрузке на клинок (по оси) в 8 тонн он заглублялся в железо опорной плиты - а острие не обламывалось. Что должно было бы произойти при не неизбежном "уводе" в плотной среде при неточности-неравности углов заточки и шлифовки спусков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большая часть историй это сказки типа - знай наших. Основа его успеха- английские рессоры от вагонов, которые убили доморощенное изготовление стали по всеми миру: от индийского вутца до кавказской крученки, как только туда проводили железную дорогу, все кустари начинали использовать ломанные рессоры, забив на традиции. И вот только тогда без всяких сказок и легенд клинки стали более-менее приличными. Самсонов это скорее раскрученный национальный бренд. В каталогах ножи и кинжалы Самсонова стоили существенно дешевле импортных, а в то время пользователи знали толк в ножах. Вечером покажу снимки оригиналов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

подлинность ножа в старт-посте была поставлена под сомнение при обсуждении.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Буду следить с интересом за темой. Дыма без огня не бывает, и мне всегда был интересен процесс цементации клинков Самсонова.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никоим образом не ставлю под сомнение подлинность приведенного в первом посте ножа- для таких утверждений не имею достаточного опыта.

Просто, привычный для меня образ Самсоновского ножа- кинжал в духе Шеффелдских изделий:

 

 

 

 

 

Приятно был удивлен, увидев и шведский клинок- прежде таких Самсоновских клинков на глаза не попадалось. Отсюда и интерес...

Кстати, знатоки при обсуждении сего клинка год назад к единому мнению так и не пришли-Guns.ru.

 

Мои же сомнения вызваны множеством фотографий изделий "под Самсонова", выдаваемые за оригинал...

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, а без дола Самсонов встречался? Ни в коем случае не хочу лезть в тему со своим параноидальным "квестом", но уж больно все хорошо ложится ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Неважно от кого, он там не декорация и на всех показаных исполнен исключительно грамотно с точки зрения гармонии гибкости - устойчивости клинка. Вот если бы тульские исследователи вместо ломания прессом догадались бы твердость по долу замерить ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я того самсонова не смог подержать, человек не позвонил. Вопросы по нему остались, но так и останутся без ответов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кажу чё есть из сети. Включая последний вариант Самсонова, когда он в 20-х работал на заводе.

p00239.jpg

september09-1250.jpg

september09-1252.jpg

september09-1254.jpg

2222.jpg

129818.jpg

163144.jpg

2106976.jpg

2106980.jpg

p00158.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Толковой информации о не менее именитых мастерах той поры- Вырыпаеве, Кондратове, Земцове, Завьялове - не нашел вообще...

Про Завьялова читал ещё при Советской власти, что, дескать, был подмастерьем у известного мастера Хабарова, но не долго. Потому что стал "захребетником", т.е. барыгой, который размещал у мастеров заказы на ножи и дальше ими торговал под своим именем. Обычная павловская практика того времени - мастера трудились по своим избам, а захребетник направлял и контролировал процесс.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не та страна, все эти лапотники канули в лету, остались только имена тех, кто медали на НН ярмарках получал, а это были перекупщики - захребетники. Самсонов как раз сам делал, за это ему честь и хвала.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо.Клин кстати никелирован,никель вродь родной,правда полез местами..Или никель самодеятельность?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самодеятельность, стандартный способ закрыть следы коррозии. Руки бы отрывал ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот и дождался я реплики ножа.

Работа выполнена Александром Горбатовым и Александром Тарасенко (более известны как Коваль и Град).

Слова тут излишни- всё на фото:

post-514-0-20921500-1301208644_thumb.jpg

post-514-0-08037600-1301161056_thumb.jpg

post-514-0-61838700-1301161060_thumb.jpg

Думаю, даже сам Егор Самсонов был бы доволен...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во дают, на фотках не отличить, еще бы клеймо и все.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здоровья!!

мммммммммм...клеймо то не вопрос,но уже тогда нехорошо наверное будет..... с клеймом то :)

Большое спасибо за оценку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чего нехорошо? Всем хорошо, а Вам не хорошо? Ну не знаю, рука бы не дрогнула ...

златоуст1.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если не на продажу, то ничего страшного. Реплика подразумевает и копирование клейма, иначе клинок получается голый. Можно с другой стороны поставить авторское клеймо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, дальнейшее реплицирование не подразумевается? А то я бы поучаствовал ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мак так этж не клеймо Самсонова, я имел ввиду Самсоновское..а насчёт рука дрогнула ..:) ну может и дрогнула бы а может и нет :)...подереву ж и на ламинате ручном не дрогает:).А вторское клеймо есть и на клинке(с дугой стороны )и на ножнах.

Константин, можете мою фотку вставить к себе в сообщение,чтоб культурно было???

По репликам Самсонова.... планируем но не в ближайшее время,для вообще полной точности не хватает материала,особенно живого ...

Спасибо.

post-1728-0-70699000-1301206227_thumb.jpg

post-1728-0-87918600-1301206530_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Константин, можете мою фотку вставить к себе в сообщение,чтоб культурно было???

 

Фото вставил, спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По репликам Самсонова.... планируем но не в ближайшее время,для вообще полной точности не хватает материала,особенно живого ...

Ну имейте меня в виду.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Офигенный! Просто класс !

Вместо "Самсонов" можно просто орла поставить, и слово артельная.

Хочу такой. Алексндр я в очереди.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...