KonstantinS Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Зело заинтересовали меня ножи Егора Петровича Самсонова. Причиной интереса послужил нетипичный Самсонов из соседней ветки: Общая длина - 270 мм, длина клинка 146мм, ширина клинка у больстера - 20 мм, толщина обуха - 4 мм. Хотел найти похожие в каталогах. Нашёл описание Самсоновских ножей по прейскуранту Р.Р.Роггена (1913), "ножи медвежьи массивной работы" - это лишь небольшая часть ассортимента (по нумерам - 1, 2 и 3 (192.5; 222.7 и 273 мм соответственно). Наряду с "медвежьими" выпускались в асортименте и иные охотничьи ножи и кинжалы аж пяти нумеров: 133.35; 158.4; 209.5; 254 и 304. Ничего похожего на этот клинок не увидел... Вроде бы должны быть и другие каталоги, и ножи, но порывшись в сети- нашел крайне мало толковой информации и фотографий реально-Самсоновских ножей /видно- плохо искал.../ (реплик-море, а оригиналов нет, да и те немногие оригиналы- тоже сомнительны...). Странно и то, что вроде бы клинки Самсонова были вороненными, а в Инете- все клинки белые. Клинков с медалями- не нашел ни одного, а ранних, без медалей- не мало... И все- почти идеальны, муха не сидела... Толковой информации о не менее именитых мастерах той поры- Вырыпаеве, Кондратове, Земцове, Завьялове - не нашел вообще... А про Самонова материал собрал (оригинал статьи): Так называемые «самсоновские ножи» — охотничьи ножи и кинжалы работы тульского мастера — кустаря Егора Петровича Самсонова, работавшего с 70-х годов XIX века до 1930 года. Он жил на окраине Тулы в небольшом доме, перед входом в который висела вывеска «Закалка охотничьих ножей». Работал в паре с подмастерьем и помощницей женой. Егор Самсонов был поставщиком Императорского общества охоты, участником Всемирной и Московской выставок. Об этом факте свидетельствуют медали, выбитые на пяте клинков ножей, которые мастер изготавливал в домашних условиях в обычной русской печи, удивляя своих современников. Мастерская выпускала около 10 вариантов охотничьих ножей. Случались и индивидуальные заказы. При этом ножи Самсонова выглядели лаконично и даже аскетично: ни цветистых узоров, ни драгоценных камней. Простая рукоять с ромбовидной насечкой из ореха или чёрного дерева, клинок из воронёной стали. Несмотря на это, именно они считались эталонными и были любимыми охотничьими ножами русской аристократии. Император Николай II, генерал Алексей Брусилов, генерал Александр Кутепов и многие другие охотились с самсоновскими ножами. Над загадкой прочности его клинков многие годы бились не только любители-металлурги, но и опытные лаборатории, однако разгадки так и не нашли. Есть версия, что тайну изготовления раскрыл в результате некто инженер Ренев, купивший половину дома у вдовы мастера после его смерти. Существует даже описание технологии, примерно так: "Рессорная сталь отжигалась в кузнечном горне, куда загружался березовый или дубовый уголь. Воздух подавался с помощью ручных мехов. Затем раскаленные листы правились на наковальне. Из них ручным слесарным способом заготавливались клинки. После этого все детали подвергались цементации, регенерации, закалке, отпуску и старению. Делалось это следующим образом: в продолговатую канавку, сделанную в горящем угле горна, закладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались карбюризатором — порошкообразной серой смесью и древесным углем. Все это нагревалось до 900—925 градусов и выдерживалось в течение 4—5 часов из расчета, что в 1 час проникновение углерода в деталь происходит на глубину 0,1 мм. Приборов у Самсонова не было. Температуру он определял по свечению на глаз. После охлаждения заготовки нагревались вновь до 900 градусов, но уже без карбюризатора. В течение 3-х часов происходила регенерация цементируемого зерна, то есть равномерное распределение углерода по всей поверхности детали. Затем каждая из них погружалась в ванну с маслом. Наполовину остывшие заготовки выдерживались на воздухе до появления синего цвета, то есть до температуры отпуска в 300—325 градусов. Затем их опять погружали в ванну с маслом, где они окончательно охлаждались, и сразу же их вновь разогревали до температуры 150—175 градусов, выдерживая в таком режиме в течение 12 часов. После охлаждения все детали вытирались ветошью и подвергались окончательной механической обработке. Режущие грани охотничьего ножа доводились оселком до острия лезвия бритвы. Таким отточенным клинком можно было начать бриться, затем разрубить железный прут и продолжить бритье." Насколько описание соответствует истине? Судить сложно, но на лицо факт — практические усилия результатов не дали. В середине ХХ века советские специалисты попробовали самостоятельно раскрыть его профессиональную тайну. Были сделаны анализы металла и по их результатам на заводе «Серп и молот» прошла опытная плавка. Затем откованы образцы клинков. Однако, попытка оказалась неудачной — разгадать секрет закалки клинков, сообщавшей им огромную прочность, так и не удалось. По рассказам очевидцев, при выполнении этого заказа завод испытывал несколько клинков работы Самсонова на прочность. Поставленные вертикально под пресс, они ломались, но для этого требовалась нагрузка свыше 14 т. Я слыхал еще разговоры среди спецов (в том числе и тульских молодых), что слесарная обработка у него была отменной. В смысле точной. Поэтому при нагрузке на клинок (по оси) в 8 тонн он заглублялся в железо опорной плиты - а острие не обламывалось. Что должно было бы произойти при не неизбежном "уводе" в плотной среде при неточности-неравности углов заточки и шлифовки спусков. 1 Ответить
мак Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Большая часть историй это сказки типа - знай наших. Основа его успеха- английские рессоры от вагонов, которые убили доморощенное изготовление стали по всеми миру: от индийского вутца до кавказской крученки, как только туда проводили железную дорогу, все кустари начинали использовать ломанные рессоры, забив на традиции. И вот только тогда без всяких сказок и легенд клинки стали более-менее приличными. Самсонов это скорее раскрученный национальный бренд. В каталогах ножи и кинжалы Самсонова стоили существенно дешевле импортных, а в то время пользователи знали толк в ножах. Вечером покажу снимки оригиналов. 1 Ответить
Va-78 Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 подлинность ножа в старт-посте была поставлена под сомнение при обсуждении. 0 Ответить
нахал Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Буду следить с интересом за темой. Дыма без огня не бывает, и мне всегда был интересен процесс цементации клинков Самсонова. 0 Ответить
KonstantinS Опубликовано: 2 ноября 2010 Автор Опубликовано: 2 ноября 2010 Никоим образом не ставлю под сомнение подлинность приведенного в первом посте ножа- для таких утверждений не имею достаточного опыта. Просто, привычный для меня образ Самсоновского ножа- кинжал в духе Шеффелдских изделий: Приятно был удивлен, увидев и шведский клинок- прежде таких Самсоновских клинков на глаза не попадалось. Отсюда и интерес... Кстати, знатоки при обсуждении сего клинка год назад к единому мнению так и не пришли-Guns.ru. Мои же сомнения вызваны множеством фотографий изделий "под Самсонова", выдаваемые за оригинал... 0 Ответить
нахал Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Интересно, а без дола Самсонов встречался? Ни в коем случае не хочу лезть в тему со своим параноидальным "квестом", но уж больно все хорошо ложится ... 0 Ответить
нахал Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Неважно от кого, он там не декорация и на всех показаных исполнен исключительно грамотно с точки зрения гармонии гибкости - устойчивости клинка. Вот если бы тульские исследователи вместо ломания прессом догадались бы твердость по долу замерить ... 0 Ответить
мак Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Я того самсонова не смог подержать, человек не позвонил. Вопросы по нему остались, но так и останутся без ответов. 0 Ответить
мак Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Кажу чё есть из сети. Включая последний вариант Самсонова, когда он в 20-х работал на заводе. 0 Ответить
нахал Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Пока все с долом :D Спасибо! 0 Ответить
Ren Ren Опубликовано: 2 ноября 2010 Опубликовано: 2 ноября 2010 Толковой информации о не менее именитых мастерах той поры- Вырыпаеве, Кондратове, Земцове, Завьялове - не нашел вообще... Про Завьялова читал ещё при Советской власти, что, дескать, был подмастерьем у известного мастера Хабарова, но не долго. Потому что стал "захребетником", т.е. барыгой, который размещал у мастеров заказы на ножи и дальше ими торговал под своим именем. Обычная павловская практика того времени - мастера трудились по своим избам, а захребетник направлял и контролировал процесс. 0 Ответить
мак Опубликовано: 3 ноября 2010 Опубликовано: 3 ноября 2010 Не та страна, все эти лапотники канули в лету, остались только имена тех, кто медали на НН ярмарках получал, а это были перекупщики - захребетники. Самсонов как раз сам делал, за это ему честь и хвала. 0 Ответить
vivat Опубликовано: 11 января 2011 Опубликовано: 11 января 2011 Спасибо.Клин кстати никелирован,никель вродь родной,правда полез местами..Или никель самодеятельность? 0 Ответить
мак Опубликовано: 15 января 2011 Опубликовано: 15 января 2011 Самодеятельность, стандартный способ закрыть следы коррозии. Руки бы отрывал ... 0 Ответить
KonstantinS Опубликовано: 26 марта 2011 Автор Опубликовано: 26 марта 2011 Вот и дождался я реплики ножа. Работа выполнена Александром Горбатовым и Александром Тарасенко (более известны как Коваль и Град). Слова тут излишни- всё на фото: Думаю, даже сам Егор Самсонов был бы доволен... 0 Ответить
мак Опубликовано: 26 марта 2011 Опубликовано: 26 марта 2011 Во дают, на фотках не отличить, еще бы клеймо и все. 0 Ответить
Град Опубликовано: 26 марта 2011 Опубликовано: 26 марта 2011 Здоровья!! мммммммммм...клеймо то не вопрос,но уже тогда нехорошо наверное будет..... с клеймом то :) Большое спасибо за оценку. 0 Ответить
мак Опубликовано: 26 марта 2011 Опубликовано: 26 марта 2011 Чего нехорошо? Всем хорошо, а Вам не хорошо? Ну не знаю, рука бы не дрогнула ... 0 Ответить
Ren Ren Опубликовано: 26 марта 2011 Опубликовано: 26 марта 2011 Согласен с Градом - клеймо как-то не того... 0 Ответить
мак Опубликовано: 27 марта 2011 Опубликовано: 27 марта 2011 Если не на продажу, то ничего страшного. Реплика подразумевает и копирование клейма, иначе клинок получается голый. Можно с другой стороны поставить авторское клеймо. 0 Ответить
мак Опубликовано: 27 марта 2011 Опубликовано: 27 марта 2011 Кстати, дальнейшее реплицирование не подразумевается? А то я бы поучаствовал ... 0 Ответить
Град Опубликовано: 27 марта 2011 Опубликовано: 27 марта 2011 Мак так этж не клеймо Самсонова, я имел ввиду Самсоновское..а насчёт рука дрогнула ..:) ну может и дрогнула бы а может и нет :)...подереву ж и на ламинате ручном не дрогает:).А вторское клеймо есть и на клинке(с дугой стороны )и на ножнах. Константин, можете мою фотку вставить к себе в сообщение,чтоб культурно было??? По репликам Самсонова.... планируем но не в ближайшее время,для вообще полной точности не хватает материала,особенно живого ... Спасибо. 0 Ответить
KonstantinS Опубликовано: 27 марта 2011 Автор Опубликовано: 27 марта 2011 Константин, можете мою фотку вставить к себе в сообщение,чтоб культурно было??? Фото вставил, спасибо. 0 Ответить
мак Опубликовано: 27 марта 2011 Опубликовано: 27 марта 2011 По репликам Самсонова.... планируем но не в ближайшее время,для вообще полной точности не хватает материала,особенно живого ... Ну имейте меня в виду. 0 Ответить
GlebCH Опубликовано: 27 марта 2011 Опубликовано: 27 марта 2011 Офигенный! Просто класс ! Вместо "Самсонов" можно просто орла поставить, и слово артельная. Хочу такой. Алексндр я в очереди. 0 Ответить
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.