Перейти к публикации

Айда-катти


Vovka_S

Рекомендованные сообщения

Ariel, кург (кодагу) населен разными народностями, но вопрос в другом.

Почему Айда-катти Вы приписываете Моплахам и называете это оружие "мечем моплахов"?

У них есть свое оружие, в чем то схожее с айдак-катти, но все же другое.

Если форма клинка в некоторых случаях почти похожа, то рукояти отличаются существенно.

Рукоять айда-катти - однорукая, у меча моплахов - двуручная.

Айда-катти:

post-4215-0-48466400-1352875931_thumb.jpg

post-4215-0-18202800-1352875943_thumb.jpg

Меч моплахов:

post-4215-0-95712500-1352875981.jpg

post-4215-0-87248700-1352875994_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

<p> </p>

<div>Все они Адья Катти. Даже вариант показанный Вами из Стоуна, определён Элгудом как А.К. в его книге об индийском оружии ( Рис. 6-13). Просто англичане звали его так: Нож ( или меч) Мопла, аналогично их же имени для Салавар Ятагана - Хайберский Нож. Где видели, так и звали.</div>

<div> В книге Росона предполагаются 3 типа: с нашлёпкой на верхушке якобы южно-индийский, без ( как у Вас на нижнем фото) - арабского типа, и смешанные. Ни примеров, ни определений, ни доказательств не приводится. А распространены от Майсора до Курга, до Малабара. Там люди очень смешанно жили. </div>

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не поленился, и пошёл в Эгертона.

Рисунок Групп 2 и 3: Аборигенные и Дравидские расы Южной Индии.

Номера 111, 119 и 128. Всех их он зовёт Адья Катти.

Но: 111- Кург, 128 ( практически идентичный образец) - Малабар ( Мопла),119 - то, что у Стоуна на Вашем нижнем рисунке, без платы на верхушке и с обоюдоострым клином - опять же Малабар.

Есть ещё похожий номер 98, с более жиденьким клином и эксцентричной рукояткой, так он тоже из Курга, но сельхозное орудие.

Так что Адья Катти, они везде были. Ручка такая-другая, так наверное по местному вкусу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тогда давайте и кукрю обзовем айда-катти...

Назначение то же, форма почти та же, ну подумаешь ручка другая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно-то можно, но ИМХО слишком натянуто. Кукри встречается только в Непале, и между ним и Ю. Индией подобных образцов нету, если не считать Сосун Пату. И имя его чисто местное. А.К. же встречаются в определённом районе, где этносы жили плечом к плечу. Несомненно, образцы его различаются по деталям, скорее всего действительно в зависимости от места/этноса, но идея одна. Типу Султан, поборник ислама, переселял мопла в Кург, и они там жили долго. После Серингапатама многие вынуждены были уйти, но много там и осталось. Да и предположим, что А.К. как таковой, принадлежит Кургам. Как же тогда звать образцы из Малабара? Нож Мопла? Так это как англичане описательно его звали. Имя-то местное у него же было:-)

 

В чём Вы можете быть правы ( и что никто и не отрицает), так это возможность общих отдалённых корней у А.К. и Кукри: заселение Непала в древности производилось частично и чисто индийскими племенами: религиозные влияния индуизма там явны, да и форма кукри напоминает древние южно-индийские клинки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно-то можно, но ИМХО слишком натянуто. ...

 

Даже очень слишком.

Дифференцированный клин кукри никак не похож на горбатый клин с прямой или серпообразной РК у катти.

А что до рукоятей - опять этнические заморочки, не более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все сельхозорудия для одинаковых работ похожи друг на друга от Ю.Америки до Японии - серп он и в Африке серп, или корво, корвилос, билхук и пр. кукри., здесь же и этот айда-кати. Все остальное этнические нюансы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно-то можно, но ИМХО слишком натянуто. Кукри встречается только в Непале, и между ним и Ю. Индией подобных образцов нету, если не считать Сосун Пату. И имя его чисто местное. А.К. же встречаются в определённом районе, где этносы жили плечом к плечу. Несомненно, образцы его различаются по деталям, скорее всего действительно в зависимости от места/этноса, но идея одна. Типу Султан, поборник ислама, переселял мопла в Кург, и они там жили долго. После Серингапатама многие вынуждены были уйти, но много там и осталось. Да и предположим, что А.К. как таковой, принадлежит Кургам. Как же тогда звать образцы из Малабара? Нож Мопла? Так это как англичане описательно его звали. Имя-то местное у него же было:-)

 

В чём Вы можете быть правы ( и что никто и не отрицает), так это возможность общих отдалённых корней у А.К. и Кукри: заселение Непала в древности производилось частично и чисто индийскими племенами: религиозные влияния индуизма там явны, да и форма кукри напоминает древние южно-индийские клинки.

Получается не знаем местного имени "ножа моплахов", не знаем как называть - пусть будет айда-катти....

Конечно серп он везде серп.

Но есть существенные различия:

  • Двуручная рукоять ножа моплахов (подразумевает другую технику);
  • различные варианты перехода клинка в рукоять;
  • различное навершие рукоятей;
  • ну и нож моплахов может быть с обоюдоострым клинком.

на мой взгляд, Айда-катти -оружие кургов, а нож моплахов (как называли его англичане) - оружие арабов (моплахов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть и так.

Мои сомнения в этой интерпретации - на всех Ваших портретах, люди с классическим А.К. в чалмах, т.е. мусульмане (мопла), а не хиндуисты ( "кургчане":-)), да и номер 128 у Эгертона с Малабара. Я думаю, как и Мак и Ним Шехит, что этнические варианты, не больше. Предмет настолько специфичный, что трудно представить, как две соседние , но категорически разные, этногруппы выдумали такое оружие независимо друг от друга. Детали - нет проблем, а вот основной принцип тот же. На мой взгляд - одна и таже вещь, но с вариантами. Но всё может быть: железных доказательств нету, а на индийских оружиеведов полагаться сложно....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть и так.

Мои сомнения в этой интерпретации - на всех Ваших портретах, люди с классическим А.К. в чалмах, т.е. мусульмане (мопла), а не хиндуисты ( "кургчане":-)), да и номер 128 у Эгертона с Малабара. Я думаю, как и Мак и Ним Шехит, что этнические варианты, не больше. Предмет настолько специфичный, что трудно представить, как две соседние , но категорически разные, этногруппы выдумали такое оружие независимо друг от друга. Детали - нет проблем, а вот основной принцип тот же. На мой взгляд - одна и таже вещь, но с вариантами. Но всё может быть: железных доказательств нету, а на индийских оружиеведов полагаться сложно....

Но во-первых, не независимо, влияние прослеживается очень хорошо на смешанных предметах (попытка соединить А.К. и нож моплахов).

Вещь не одна и таже, но похожая, хотя имеются этнические и национальные различия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Специально посмотрел в книге Панта по индийскому оружию: он ( местный) все виды, с пластинкой и без, определяет как АК, Без пластинки, он относит бОльше к Мопла, с пластинкой - бОльше к Кургу, но всё одно ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Специально посмотрел в книге Панта по индийскому оружию: он ( местный) все виды, с пластинкой и без, определяет как АК, Без пластинки, он относит бОльше к Мопла, с пластинкой - бОльше к Кургу, но всё одно ...

Если учесть что Айда-катти - боевой нож, то так называть можно многие виды.

Но меня больше интересует привязка типов. Получается с пластиной на навершии рукояти - кург, а прямой (без пластины) - мопла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть и так.

Мои сомнения в этой интерпретации - на всех Ваших портретах, люди с классическим А.К. в чалмах, т.е. мусульмане (мопла), а не хиндуисты ( "кургчане":-)), да и номер 128 у Эгертона с Малабара. Я думаю, как и Мак и Ним Шехит, что этнические варианты, не больше. Предмет настолько специфичный, что трудно представить, как две соседние , но категорически разные, этногруппы выдумали такое оружие независимо друг от друга. Детали - нет проблем, а вот основной принцип тот же. На мой взгляд - одна и таже вещь, но с вариантами. Но всё может быть: железных доказательств нету, а на индийских оружиеведов полагаться сложно....

На всех портретах с классическими А.К. изображены, не смотря на "чалмы", именно индуисты кодава (Kodava), они же кодагу (Kodagu), они же курги (coorg) по-английски. А никакие не мусульмане мапилли - моплахи. Дело в том, что традиционным головным убором кодава является тот самый тюрбанчик, который вы называете чалмой. Такого рода тюрбаны очень распространены в Индии и делать вывод о непременном мусульманстве носителя тюрбана неправильно. Вот на фото семья кодава, старший мужчина в традиционном тюрбане, его жена явно в немусульманской одежде и с точкой между бровей, типичная индуистка.

 

26coorg2.jpg

 

Что касается общности айда-катти и меча мопла то абсолютно согласен, что происхождение у них одно - от простого сель. хоз. тесака. Тем не менее, по-моему разница между ними очевидна, хоть с "лёгкой руки" английских авторов всё это зачастую зовётся одним названием - айда-катти.

Фото подвески айда-катти.

pride2.jpg

 

Нашёл айда-катти или мопла-каттиcool.png с рукоятью в стиле "индийская корзина".

s295.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Che, Спасибо, за фактическое подтверждение моего мнения. А за фото Айда-катти в подвесе особенное.

Отдельно подвес видел, а вот Айда-катти в "транспортном положении" вижу впервые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот только что приобрёл Моплу :-) Рукоятка из рога, нашлёпки латунные, какие-то узорчики... Придёт - разглядим подробнее.

post-125-0-69587400-1354406773_thumb.jpg

post-125-0-30765000-1354406785_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поздравляю!!!

Вещь замечательная!

По приходу прошу подробный фоторассказ..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.