Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 Ножи (мадага, моhоошо и другие) Мадага в сегодняшнем восприятии бурят — это большой однолезвый охотничий нож с острым удлиненным жалом. Его применяют при забое крупного рогатого скота и добыче диких животных — сохатого, марала, медведя, кабана. Потребность в нем диктовалась тем, что буряты всегда, когда это представлялось возможным, старались выпускать кровь из забиваемого животного. Этот обычай связан в основном с двумя причинами. Одна из них заключалась в том, что кровь большинства парно- и однокопытных считалась лакомым атрибутом животных и шла на приготовление так называемой кровяной колбасы, начиненной в кишках с добавлением в нее кусочков брюшного сала, лука, молока и других специфических продуктов. А кровь, сваренная в желудке свеженины, была именным блюдом и могла преподноситься гостям наравне с бараньей головой (теелэй), грудинкой (убсуу) и другими почетными частями туши. Вторая из причин была обусловлена желанием получить визуально качественное мясо, каким, по представлениям бурят, являлось мясо со светло-розовой тональностью, без густо-кровяного окраса. Для этого убойному животному до снятия шкуры и разделки туши выпускали кровь, прорезая аорту и протыкая длинным ножом переднюю стенку сердца. Здесь-то и применяли длинный нож, именуемый мадага. В народных поэтических произведениях мадага представляется как неотъемлемая часть воинского снаряжения персонажей. Хурин Алтай в одноименном сказании настаивает на том, чтобы сестра Агуй Ногоон разбудила его уколом ножа — мадага при появлении недругов. Удар должен быть нанесен с такой силой, чтобы клинок полностью вонзился в ногу. Он говорит: «Отцовским серебряным мадага — ножом насквозь проткни». Ножом специального применения, по-видимому, служило и режущее устройство, именуемое моhоошо. Судя по данным М. Н. Хангалова, им пользовались при производстве стрел. Недаром поэтому стрельный мастер назывался моhоошин — «владеющий ножом моhоошо, имеющий нож моhоошо». Поскольку этим инструментом выполнялись очень тонкие работы, требующие выверенной точности, постольку можно предполагать, что он имел тонкий и легкий клинок, удобный для обработки круглых и идеально ровных древков стрелы. В приведенных примерах речь идет не об обычных ножах, которые обозначались словами «хутага» или «хотиго», а об отдельных их видах, предназначенных для особых целей. Вообще же у бурят ножи пользовались большим спросом, являясь орудиями первой необходимости. Нужда в них возникала не только на охоте или на войне, что само по себе понятно, но и в повседневной жизни, ибо скотоводы почти ежеминутно обращались к ним. Поэтому, по замечанию М. Н. Хангалова, «хутага, нож не очень больших размеров, буряты постоянно носили на поясе слева. Ножи носили все и большие, и маленькие, и женщины». Хороший нож ценился также, как и меткий лук, дорогое седло и любой другой незаурядный предмет экипировки степного всадника, способствуя подъему престижа и славы его обладателя в глазах своих сородичей. Его заказывали местным мастерам-кузнецам и лишь в редких случаях довольствовались покупными ярко украшенными экземплярами, предназначенными для сугубо парадного, праздничного ношения. У ножей и других режуще-рубящих предметов вооружения подчеркнуто тщательной отделке подвергались их видимые части, в первую очередь, рукоять и ножны вместе с подвесными ремешками. Причем, для рукояти подбирались броские, внешне эффектные материалы, как корень, кап (нарост) березы, береста, кость, рога домашних и диких животных и древесина тропических растений. Она могла быть изготовлена из цельного куска однородного сырья, могла быть составной, а также наборной, состоящей из разнородных материалов. Как правило, торцы рукояти забирались во втульчатые обоймы из серебра, цветных металлов и их сплавов. На боковые поверхности рукояти накладывались чеканные украшения в виде блях различного графического и смыслового значения. Нередко она снабжалась кольцом для продевания цепочки или тонкого ремешка. Еще больше внимания уделялось изготовлению и убранству ножен. Делали их из дерева, бересты и толстой кожи. В первом случае остов их собирался из двух зеркально соответствующих половинок, в плоскостях которых вырезались полуложа клинка и нижней части ручки. Затем эти элементы соединялись между собой при помощи двух или трех круглых или плоских ободков из цветных металлов или сплавов. Поверхность футляра украшалась металлическими фигурными накладками, символизировавшими общепринятые в искусстве бурят понятия. К верхнему ободку с тыльной стороны ножен прикреплялось колечко для соединения с ним поясного шлевка из узкой полосы кожи. Если основой для изготовления ножен служили береста или грубо обработанная кожа, то в этих случаях отпадала нужда в дереве, хотя она и не исключалась вовсе. Технология использования мягких материалов состояла в том, что сначала производили раскрой по форме и размеру вкладываемого в ножны участка предмета, после чего заготовку перегибали пополам и сшивали ее шнурками из исходного материала или нитками из длинных конских волос. Такие ножны имели чисто практическое, предохранительно-страховочное назначение и являлись хранилищами для повседневных хозяйственно-бытовых ножей. В связи со сказанным отметим, что буряты всегда с повышенной осторожностью относились к орудиям и особенно оружию, представлявшими хотя бы малейшую опасность для жизни и здоровья людей. Этому они приучали детей с младенчества. Им строго-настрого запрещалось в играх и забавах замахиваться друг на друга острыми, опасными предметами, например, целиться из лука, холостого ружья, размахивать ножом или топором, чтобы нечаянно не нанести окружающим увечье или даже смерть. Взрослые мужчины, заходя в гости к соседу или заезжая по пути следования в незнакомый дом, по существовавшему обычаю должны были снять с пояса ножны с ножом и передать их хозяину в знак своих мирных намерений и уважения к нему. Этот этикетный поступок назывался хутага (хотиго) буулгаха — «опускать нож, снимать нож с пояса». http://maxknow.ru/images/upload/articles47/1510.htm на настоящий момент самая познавательная статься... ;) там же описание всех элементов вооружения, в том числе и боевых плетей о которых в параллельной ветке заходила речь... 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 к вопросу о калмыкских ножах... назвались они: "БАЛГ" - кухоный-столовый нож, "тоңһрг" - складной перочинный (не точно, что складной, но точно, что маленький)... Пояса у калмыков обычно изготовлялись на кавказе, или заказывались у отходников из села кубачи. Собственно калмыцких кузнецов и ювелиров было мало. http://forum.kalmyki...t21303-150.html ИМХО, ничего общего с бурятскими не имеют, акромя того, что и те и другие для "рЭзать"... 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 Мастера по кузнечному делу у бурят http://owasia.ru/188.html весьма много любопытного... ;) 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 22 января 2012 Опубликовано: 22 января 2012 Угу.... Поехали.... Калмыцкий пояс. Его носили не только взрослые, но и мальчики, правда его назначение было совсем разным: дети использовали как деталь одежды, а для мужчин он был одним из незаменимых предметов. Когда звучал сигнал тревоги, кочевник, выскакивая из кибитки, должен был схватить в первую очередь шапку и пояс. По головному убору распознавали своего воина, а на поясе крепились все необходимые предметы. Сначала это был лук и колчан со стрелами, спустя годы их сменил нож в ножнах. Здесь же можно было увидеть и кресало, огниво, а с распространением табака - кисет и трубку. Доходило до того, что на поясе размещалось до 32 предметов - все, что необходимо воину в первые часы битвы. Спеша отразить нападение, кочевник мог не успеть одеться, но обязательно должен иметь при себе пояс, а одежду, обувь и коня можно было добыть в бою. - вот, одеться видно не успел. Кроме того, пояс имел сакральное значение: когда отцу исполнялось 45 лет, его как знак власти глава рода передавал старшему сыну. Я специально упомянул о сходстве калмыцких и бурятских ножей. В данном случае мы имеем "эффект слона". Один держит за ногу, другой за хобот, третий за х... хвост. И пытаемся получить представление о целом слоне. Калмыкия - локальная буддистская "территория" затерянная в просторах христианского и мусульманского миров, на их стыке - Кавказский узел. Естественно, в таком "котле" смешалось всё. И влияние кавказских бычагов, и прочих соседей... Но традиционно, всё-таки это. Вещь не старая, но дающая наиболее чёткое понимание калмыцкого ножа. Но, опять таки, это моё ИМХО. - ну, тут все понятно. 0 Ответить
мак Опубликовано: 22 января 2012 Опубликовано: 22 января 2012 Во, какой пласт подняли, во инфа-то поперла! Гляди-ко, я прально углядел про загнутую вверх пластину, как на бычаке. 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 Но, опять таки, это моё ИМХО. После некоторого погружения в вопрос полностью согласен! З.Ы. А пояса вполне соответствую теории Дагестан-Кубачи по технике исполнения... Эээээх! Ещё бы их изнаночку глянуть в распущенном виде... Если правильно понимаю изнутри там подложка из тонкой кожи... :) 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 Гляди-ко, я прально углядел про загнутую вверх пластину, как на бычаке. Опят не пропьёшь... ;) Во, какой пласт подняли, во инфа-то поперла! Подозреваю, что это только начало... Еще капать и капать... Кста: почему-то очень часто смешивают бурятские и калмыкские ножи, но как верно подмечено они весьма разные... ;) 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 22 января 2012 Опубликовано: 22 января 2012 Кста: почему-то очень часто смешивают бурятские и калмыкские ножи, но как верно подмечено они весьма разные... Потому, что и калмыки и буряты - буддисты, отсюда сходство орнамента, а дальше - понеслась... Да и ножи действительно схожи (по большому счету...). 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 Потому, что и калмыки и буряты - буддисты, отсюда сходство орнамента, а дальше - понеслась... Да и ножи действительно схожи (по большому счету...). По общим контурам и +/- размерам можно сопоставить... да еще и добавить сюда же дагестанский (см. на предыдущей стр.), бичаг, монгольские и само-собой прародителей из Поднебесной... Только найфоман (пример АА) сразу углядит различия.... Т.е. проследить моно в хронологии географию и историю распространения подобной формы клинков: СУАР☞Монголия☞Бурятия☞Калмыкия☞Дагестан и иже с ними... :) 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 22 января 2012 Опубликовано: 22 января 2012 Потому, что и калмыки и буряты - буддисты, отсюда сходство орнамента, а дальше - понеслась... Да и ножи действительно схожи (по большому счету...). По общим контурам и +/- размерам можно сопоставить... да еще и добавить сюда же дагестанский (см. на предыдущей стр.), бичаг, монгольские и само-собой прародителей из Поднебесной... Только найфоман (пример АА) сразу углядит различия.... Т.е. проследить моно в хронологии географию и историю распространения подобной формы клинков: СУАР☞Монголия☞Бурятия☞Калмыкия☞Дагестан и иже с ними... По фон Винклеру, начинать надо с Индии и Сиама... СУАР в этой цепочке отнюдь не первый. Просто благодаря Шёлковому Пути он стал точкой пересечения нескольких стилей, сосуществующих параллельно друг другу с известной долей смешения... Тоже самое с Калмыкией. 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 22 января 2012 Автор Опубликовано: 22 января 2012 По фон Винклеру, начинать надо с Индии и Сиама... Фтопку... ;) Просто благодаря Шёлковому Пути он стал точкой пересечения нескольких стилей, сосуществующих параллельно друг другу с известной долей смешения... Ключевое!;) 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 23 января 2012 Автор Опубликовано: 23 января 2012 ну не могу ТАКУЮ КРАСОТИЩУ не тиснуть сюды... ;) Нож бурятский XIXвек http://milart.ru/catalog_ros_imp/193/497/ Автор: З. Дугаров Дамасская сталь: В. Демидов 2008г. Материалы: дамасская сталь, серебро, черное дерево, кожа, гранаты. Техника изготовления: ковка, чеканка, пайка, закрепка камней, патинирование, золочение. «Монгото дархан» - кузнец, изготовляющий серебряные изделия, выполнил нож в полном соответствии с традиционной техникой изготовления подобных произведений. Нож украшен в традиционно этническом ключе – стилизованные растительные элементы орнамента сочетаются с изображениями рыб. Благородная патина соседствует с позолотой, выявляющей рельефные составляющие декора. Серебряные детали полностью прочеканены вручную и обернуты по ножнам и рукояти. Плетеная цепь, начинаясь от подвеса, примыкает к ножнам, вращающимся вокруг своей оси шарниром, исключающим перекрутку цепи. http://www.mezhov.info/product/65/207/ 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 23 января 2012 Автор Опубликовано: 23 января 2012 Бурятский нож "Ритуал" с подвеской. Серебро, закалённая сталь, эбэновое дерево, чеканка, просечка, ковка, филигрань, плетение Полный мужской гарнитур "Кочевник": бурятский нож с подвеской, трубка, кисет, огниво. Серебро, коррал, маллахит, красное дерево, кожа, закалённая сталь, корралы, чеканка, просечка, ковка. Чеканный сосуд "Дракон". Серебро, чеканка, ковка. Просто в восторге от работ... :) Булат Жамбалов - один из наиболее известных художников-чеканщиков Бурятии. Он завоевал широкое признание в республике и за ее пределами. вообще весьма любопытный сайт... ;) http://www.zhambalov.ru/Photo3.htm 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 23 января 2012 Автор Опубликовано: 23 января 2012 по ссыли присутствует достаточно любопытное обсуждение и еще масса замечательных картинок... ;) http://piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=13950&page=7 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 23 января 2012 Автор Опубликовано: 23 января 2012 как ни странно иллюстрации из вики... ИМХО, весьма удачные... там же весьма приличный список литературы по вопросу... явно требует изучения... http://ru.wikipedia.org/wiki/Буряты 0 Ответить
PanzerJager Опубликовано: 5 апреля 2012 Опубликовано: 5 апреля 2012 Вот вам еще фоток, проходили как то такие 0 Ответить
Ren Ren Опубликовано: 5 апреля 2012 Опубликовано: 5 апреля 2012 Спасибо! Очень интересные ножи! В каждом есть своя изюминка. 0 Ответить
Nim Shehit Опубликовано: 17 сентября 2012 Опубликовано: 17 сентября 2012 Исправление косяков. И парный - 0 Ответить
мак Опубликовано: 17 сентября 2012 Опубликовано: 17 сентября 2012 Что- то я пропустил ножи на этой странице, старые просто супер! 0 Ответить
Алексей Чернигов Опубликовано: 18 сентября 2012 Опубликовано: 18 сентября 2012 в посте 47 среднее фот - вот он, практически засапожный русский, рукоять чуть доделать........ 0 Ответить
мак Опубликовано: 18 сентября 2012 Опубликовано: 18 сентября 2012 А начинка где? А начинка не серебряная была, чего ее сохранять, ее выкинули нафиг и весь сказ. в посте 47 среднее фот - вот он, практически засапожный русский, рукоять чуть доделать........ Русский-не русский, но нож шикарный, сам гляжу и облизываюсь. Пожалуй под эту фурнитуру замучу именно такой ножик ... 0 Ответить
мак Опубликовано: 20 октября 2012 Опубликовано: 20 октября 2012 Процесс пошел ... насадка из серебра на рукоять готова. Темнили, кстати, по старинным рецептам вареным яйцом. 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 20 октября 2012 Автор Опубликовано: 20 октября 2012 Сугубая ИМХа: цепочка не аутентичная и по стилю не подходит 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 20 октября 2012 Автор Опубликовано: 20 октября 2012 похоже, но немного не то - выше в теме куча фот на которых ента деталь выглядит иначе. 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 20 октября 2012 Автор Опубликовано: 20 октября 2012 ИМХО, у оригиналов плетение "двойной ромб" или "панцирь" 0 Ответить
мак Опубликовано: 20 октября 2012 Опубликовано: 20 октября 2012 Ви ест менья путать ... доннер ветер. 0 Ответить
Santyaga78 Опубликовано: 20 октября 2012 Автор Опубликовано: 20 октября 2012 вот и видитцо (по ентой фоте в том числе), что звенья чуть гуще. 0 Ответить
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.