Перейти к публикации

Лаки, смолы, клеи в изготовлении восточного оружия


Ren Ren

Рекомендованные сообщения

Как уже писал в соседней теме https://rusknife.com/topic/28399-рукояти-тальваров-крепление-и-наполнение/?do=findComment&comment=779942 интерес у меня появился больше 25 лет назад, после того, как прочитал сообщение Карпини о покрытых смолой кожаных доспехах монголов. Эта фраза оставалась для меня туманной до выхода книги ЛаРокки "Воины Гималаев" (Donald J. LaRocca, Warriors of the Himalayas: Rediscovering the Arms and Armor of Tibet). Описанные там кожаные доспехи развеяли недоумения. Но не полностью - у ЛаРокки во всех случаях сказано, что использован шеллак (shellac). Шеллак вполне возможно было привезти в Тибет из Индии вместе со всякими другими редкостями, использовавшимися в буддийской практике, например. И его применение при изготовлении драгоценных доспехов, таких как наруч и конские нашейники и нагрудник на фото, меня не удивило. А вот для ламеллярного доспеха из Восточного Тибета шеллак - это жирновато. Мне доводилось очень близко видеть кожаные латы народа ицзу - никакого шеллака там никак не просматривается. К тому же шеллак вещь относительно нестойкая - на что обращал наше внимание коллега Ариэль - он должен был растрескаться и осыпаться. Однако за 300 с лишним лет этого почему-то не произошло.

 

tib2.jpg

tib1.jpg

tib3.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И тут мы подобрались к такому чудесному материалу Дальнего Востока как смола лакового дерева. Собственно, в тех краях словом "лак" (漆 по-китайски "ци", по-японски "уруси") изначально называли именно сок дерева из рода Toxicodendron, чаще всего Toxicodendron vernicifluum (в старых источниках Rhus vernicifera, по-китайски "цишу" 漆树). Вообще от Японии до Бирмы ботаники различают не менее пяти разновидностей токсикодендронов и, что примечательно, состав их смолы химики тоже различают.

Природный лак обладает уникальными свойства - у смолы прекрасная адгезия к дереву, металлу, коже, ткани, бумаге, после высыхания не боится воды, спирта, большинства кислот и щелочей, выдерживает нагревание до 200 гр и очень долго сохраняет пластичность.

Но серьезные сложности в работе с ним тоже имеются - смола весьма ядовита, при попадании на кожу быстро вызывает экзему, сохнет очень медленно и обязательно при влажности близкой к 100%. Поэтому лакированные предметы никогда не были дёшевы - выражение "лак и шёлк" было у китайцев синонимом зажиточности.

1-s2.0-S0141813007001651-gr1.jpg

Смола лакового дерева полупрозрачна, её природный цвет - от жёлто-оранжевого до светло-коричневого (в наших условиях вполне можно сравнить с цветом льняной олифы). Но в естественном виде использовалась не часто - только китайцы покрывали ей рукояти и ножны из некрашеной шкуры ската и та становилась светло-коричнево-золотистой. Вообще набор пигментов, которые хорошо смешиваются с лаковой смолой, изначально был очень ограниченным. Самый распространённый цвет - чёрный (в китайском языке даже есть значение у слова ци (лак) "совершенно чёрный"). В качестве красителя и наполнителя использовалась сажа (подозреваю, что в качестве наполнителя также применяли порошок древесного угля, который ускоряет высыхание). Следующие по распространению - коричневые и красно-коричневые оттенки, которых достигали добавлением порошков оксидов железа, включая обычную рыжую ржавчину. Красный, алый и оранжевый цвет давала киноварь - штука высокоценимая и довольно дорогая. Ярким киноварным лаком японцы покрывали долы клинков (иногда) и копий (очень часто). Китайцы, особенно во времена Цяньлун, любили покрывать долы на клинках красно-коричневым лаком - цвета запёкшейся крови (дол по-китайски сюэцао 血槽 - буквально «желоб для крови, кровосток» - это к вопросу об оружейных параллелях, кстати).

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может это немного другой состав щеллака чем тот который сейчас? 

 Ждем продолжения!
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лаковое дерево, если мне маразм не изменяет, растет и в Китае, и в Корее, а не только в Японии 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 01.04.2018 в 10:12, Северянин сказал:

Может это немного другой состав щеллака чем тот который сейчас? 

 Ждем продолжения!
 

Другой состав шеллака возможен, скорее, если его смешать с ещё какими-то спирторастворимыми веществами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 01.04.2018 в 14:42, ГрозаБ сказал:

Лаковое дерево, если мне маразм не изменяет, растет и в Китае, и в Корее, а не только в Японии 

Конечно нет - токсикодендроны растут по всей Восточной Азии и Индокитаю. Картинку прицепил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это просто не шеллак, а   совершенно другое  химическое вещество с другими механическими характеристиками.

 

 

Никогда не  влезал в эту область и научился чему-то новому. Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, фудзин сказал:

А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?

Присоединяюсь к вопросу. 

Если насекомых этих на лаковое дерево подсадить то можно новый уникальный  продукт получить)), сразу два в одном по свойствам)).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, фудзин сказал:

А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?

http://www.wikiwand.com/ru/Kerria_lacca

 

 

Лаковоые деревья:

 Токсидендрон (Toxicodendron vernicifluum) - уруси.

Шеллак получают из  Кусум (Sehleichera oleosa),  Ююба (Ziryphus mauritiana), Бутея (Butea monosperma),  Меланорроя (Melanorrhoea usitata).

 

Butea monosperma

 

Butea_monosperma-1.jpg

 

 

scraping_lac_pictures_from_Kew_Gardens_Unknown,_1930s.jpg

Изменено пользователем YgorVM
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Аха, вот он - Керрья лакка :)

lacca.jpg

 

И продукты его жизнедеятельности

Kerria-lacca-Thailand.jpg

 

Ficus religiosa - Фикус священный

Ficus-religiosa1.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Saracen сказал:

Если насекомых этих на лаковое дерево подсадить то можно новый уникальный  продукт получить)), сразу два в одном по свойствам)).

Чую-чую юного натуралиста-мичуринца :D :bye:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё по шеллаку:

 

Лакша - смола лакового червя. Засохшие выделения - стиклак (sticklac), собранный, промытый, процеженный, высушенный продукт - сидлак (seedlac). Сидлак все еще не полностью очищенный продукт, далее его перерабатывают в шеллак (shellac), лак (это отдельный продукт), и карминную (красную) краску.

 

Лаковый червь - керия лакка - выращивается на специально посаженных для этой цели или дикорастущих деревьях. В Индии это деревья дхак (Бутея, Butea monospera), кузум (Schleichera oleosa), бер (Croton laccifera).

 

Основные производители лака - штаты Махараштра и Западный Бенгал в Индии. Другие производители - это Бирма, Таиланд, Бангладеш, Лаос, Китай и Мексика. Для производства 1 кг лака нужны выделения 300 000 насекомых.

 

Лак используется в аюрведе как средство для похудения и гепатозащитное средство. Помогает при заболеваниях кишечника, желудка, почек и от желтухи.

 

Карминная краска, получаемая из лака, издавна использовалась в Индии в косметологии и для окрашивания шерсти и шелка. В Китае это традиционный краситель кожаных изделий. Карминная краска используется ещё и как натуральный краситель в пищевой промышленности для подкрашивания алкогольных изделий, мяса, сосисок и колбас, птицы, маринадов, джемов, сыра, булочных и кондитерских изделий.

 

Шеллак используется сейчас в основном, как защитное покрытие и для производства канифоли и сургуча. В пищевой и фармацевтической промышленности используется как добавка Е904, для получения красивой, блестящей стеклообразной оболочки. Добавка Е904 используется также в качестве воскового покрытия на цитрусовых, яблоках и других фруктах не только для создания идеального глянцевого покрытия, но и с целью продлить жизнь и свежий вид фруктов. Пищевая добавка Е904 признана безопасной для человеческого организма. Воски и вещества, содержащие их, не усваиваются нашим организмом, а просто выводятся им в неизмененном состоянии.

Изменено пользователем YgorVM
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, YgorVM сказал:

В Китае это традиционный краситель кожаных изделий.

Эта фраза сразу вызывает ряд вопросов. И первый - что имели в виду её авторы под традиционными китайскими кожаными изделиями?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не совсем так. "Традиционный краситель". Для кожаных изделий. Возможно, один из многих традиционных красителей. :-)

Изменено пользователем YgorVM
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тогда фраза должна звучать "традиционный краситель, в том числе и для кожаных изделий" ;) 

Причина моих вопросов в том, что в Китае среди китайцев до 80 гг. ХХ в. было очень-очень плохо с кожаными изделиями, хоть традиционными, хоть какими. 

Если авторы имели в виду изделия монголов, тибетцев и других национальных меньшинств, то так и надо об этом писать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно японские ножны каким лаком покрывались? Туда добавлялись порошки золота, перламутр и черт знает что... Ещё и узоры объёмные вырезали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Им же самым - уруси :) Дело в наполнителях и степени очистки исходного сырья.

 

Чтобы резать объемный узор, надо добавлять много наполнителя - пекинский красный резной лак, например.

А чтобы светились и переливались крупинки перламутра и золота, надо чтобы смола была как можно чище и прозрачнее. Это довольно поздно научились делать - в XVII веке только.

Изменено пользователем Ren Ren
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, фудзин сказал:

Интересно японские ножны каким лаком покрывались? Туда добавлялись порошки золота, перламутр и черт знает что... Ещё и узоры объёмные вырезали.

Уруси. Но там жирный нюанс. Как тогда, так и сейчас самая сложная и дорогая работа по лаку - черный глянцевый. На нем любая пылинка издалека видна. Играться с золотыми порошками, перламутром, лаками разной прозрачности и цвета может ученик. А черный лак - только мастер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, фудзин сказал:

Ученическая

Вполне. Это как раз очень не сложная работа. Лак "кожура груши", золотая фольга и прозрачный сверху. Но выглядит очень неплохо. Проблема лака "кожура груши" в том, что он по своей структуре покрыт сетью трещин. С одной стороны с ним очень легко работать, он скрывает все огрехи лакировщика, с другой стороны он не очень живучий из-за трещинок. Малейший удар и будет скол. Поэтому хорошие старые работы в этом лаке очень редки - большинство дошло в поврежденном виде, а реставрации он почти не поддается

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, Saracen сказал:

Камил, весь предмет покажи пожалуйста

Имхо - судя по декору купеческий ваки на поздний Эдо. С меньшей долей вероятности катана небогатого самурая с претензиями, скорее всего оформленая под тати на тот же период.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Saracen сказал:

Мне кажется ты все возможные варианты сразу назвал )))

Артур, ты не поверишь, сколько вариантов возможно :) Как раз один ваки в небогатой простой оправе на поздний синто преподнес мне самый большой сюрприз. Внешне - ваки бедного самурая, разве что сая чуть шире обычной, но в глаза не бросалось. А внутри - клин щикарнейшей нагинаты, легким движением можно обе ноги отрубить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.