Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано: (изменено)

Как уже писал в соседней теме https://rusknife.com/topic/28399-рукояти-тальваров-крепление-и-наполнение/?do=findComment&comment=779942 интерес у меня появился больше 25 лет назад, после того, как прочитал сообщение Карпини о покрытых смолой кожаных доспехах монголов. Эта фраза оставалась для меня туманной до выхода книги ЛаРокки "Воины Гималаев" (Donald J. LaRocca, Warriors of the Himalayas: Rediscovering the Arms and Armor of Tibet). Описанные там кожаные доспехи развеяли недоумения. Но не полностью - у ЛаРокки во всех случаях сказано, что использован шеллак (shellac). Шеллак вполне возможно было привезти в Тибет из Индии вместе со всякими другими редкостями, использовавшимися в буддийской практике, например. И его применение при изготовлении драгоценных доспехов, таких как наруч и конские нашейники и нагрудник на фото, меня не удивило. А вот для ламеллярного доспеха из Восточного Тибета шеллак - это жирновато. Мне доводилось очень близко видеть кожаные латы народа ицзу - никакого шеллака там никак не просматривается. К тому же шеллак вещь относительно нестойкая - на что обращал наше внимание коллега Ариэль - он должен был растрескаться и осыпаться. Однако за 300 с лишним лет этого почему-то не произошло.

 

tib2.jpg

tib1.jpg

tib3.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Опубликовано: (изменено)

И тут мы подобрались к такому чудесному материалу Дальнего Востока как смола лакового дерева. Собственно, в тех краях словом "лак" (漆 по-китайски "ци", по-японски "уруси") изначально называли именно сок дерева из рода Toxicodendron, чаще всего Toxicodendron vernicifluum (в старых источниках Rhus vernicifera, по-китайски "цишу" 漆树). Вообще от Японии до Бирмы ботаники различают не менее пяти разновидностей токсикодендронов и, что примечательно, состав их смолы химики тоже различают.

Природный лак обладает уникальными свойства - у смолы прекрасная адгезия к дереву, металлу, коже, ткани, бумаге, после высыхания не боится воды, спирта, большинства кислот и щелочей, выдерживает нагревание до 200 гр и очень долго сохраняет пластичность.

Но серьезные сложности в работе с ним тоже имеются - смола весьма ядовита, при попадании на кожу быстро вызывает экзему, сохнет очень медленно и обязательно при влажности близкой к 100%. Поэтому лакированные предметы никогда не были дёшевы - выражение "лак и шёлк" было у китайцев синонимом зажиточности.

1-s2.0-S0141813007001651-gr1.jpg

Смола лакового дерева полупрозрачна, её природный цвет - от жёлто-оранжевого до светло-коричневого (в наших условиях вполне можно сравнить с цветом льняной олифы). Но в естественном виде использовалась не часто - только китайцы покрывали ей рукояти и ножны из некрашеной шкуры ската и та становилась светло-коричнево-золотистой. Вообще набор пигментов, которые хорошо смешиваются с лаковой смолой, изначально был очень ограниченным. Самый распространённый цвет - чёрный (в китайском языке даже есть значение у слова ци (лак) "совершенно чёрный"). В качестве красителя и наполнителя использовалась сажа (подозреваю, что в качестве наполнителя также применяли порошок древесного угля, который ускоряет высыхание). Следующие по распространению - коричневые и красно-коричневые оттенки, которых достигали добавлением порошков оксидов железа, включая обычную рыжую ржавчину. Красный, алый и оранжевый цвет давала киноварь - штука высокоценимая и довольно дорогая. Ярким киноварным лаком японцы покрывали долы клинков (иногда) и копий (очень часто). Китайцы, особенно во времена Цяньлун, любили покрывать долы на клинках красно-коричневым лаком - цвета запёкшейся крови (дол по-китайски сюэцао 血槽 - буквально «желоб для крови, кровосток» - это к вопросу об оружейных параллелях, кстати).

Изменено пользователем Ren Ren
Опубликовано:
В 01.04.2018 в 10:12, Северянин сказал:

Может это немного другой состав щеллака чем тот который сейчас? 

 Ждем продолжения!
 

Другой состав шеллака возможен, скорее, если его смешать с ещё какими-то спирторастворимыми веществами.

Опубликовано:
В 01.04.2018 в 14:42, ГрозаБ сказал:

Лаковое дерево, если мне маразм не изменяет, растет и в Китае, и в Корее, а не только в Японии 

Конечно нет - токсикодендроны растут по всей Восточной Азии и Индокитаю. Картинку прицепил.

Опубликовано:

Это просто не шеллак, а   совершенно другое  химическое вещество с другими механическими характеристиками.

 

 

Никогда не  влезал в эту область и научился чему-то новому. Спасибо.

Опубликовано:
14 минут назад, фудзин сказал:

А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?

Присоединяюсь к вопросу. 

Если насекомых этих на лаковое дерево подсадить то можно новый уникальный  продукт получить)), сразу два в одном по свойствам)).

Опубликовано: (изменено)
2 часа назад, фудзин сказал:

А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?

http://www.wikiwand.com/ru/Kerria_lacca

 

 

Лаковоые деревья:

 Токсидендрон (Toxicodendron vernicifluum) - уруси.

Шеллак получают из  Кусум (Sehleichera oleosa),  Ююба (Ziryphus mauritiana), Бутея (Butea monosperma),  Меланорроя (Melanorrhoea usitata).

 

Butea monosperma

 

Butea_monosperma-1.jpg

 

 

scraping_lac_pictures_from_Kew_Gardens_Unknown,_1930s.jpg

Изменено пользователем YgorVM
Опубликовано: (изменено)

Аха, вот он - Керрья лакка :)

lacca.jpg

 

И продукты его жизнедеятельности

Kerria-lacca-Thailand.jpg

 

Ficus religiosa - Фикус священный

Ficus-religiosa1.jpg

Изменено пользователем Ren Ren
Опубликовано:
1 час назад, Saracen сказал:

Если насекомых этих на лаковое дерево подсадить то можно новый уникальный  продукт получить)), сразу два в одном по свойствам)).

Чую-чую юного натуралиста-мичуринца :D :bye:

Опубликовано: (изменено)

Ещё по шеллаку:

 

Лакша - смола лакового червя. Засохшие выделения - стиклак (sticklac), собранный, промытый, процеженный, высушенный продукт - сидлак (seedlac). Сидлак все еще не полностью очищенный продукт, далее его перерабатывают в шеллак (shellac), лак (это отдельный продукт), и карминную (красную) краску.

 

Лаковый червь - керия лакка - выращивается на специально посаженных для этой цели или дикорастущих деревьях. В Индии это деревья дхак (Бутея, Butea monospera), кузум (Schleichera oleosa), бер (Croton laccifera).

 

Основные производители лака - штаты Махараштра и Западный Бенгал в Индии. Другие производители - это Бирма, Таиланд, Бангладеш, Лаос, Китай и Мексика. Для производства 1 кг лака нужны выделения 300 000 насекомых.

 

Лак используется в аюрведе как средство для похудения и гепатозащитное средство. Помогает при заболеваниях кишечника, желудка, почек и от желтухи.

 

Карминная краска, получаемая из лака, издавна использовалась в Индии в косметологии и для окрашивания шерсти и шелка. В Китае это традиционный краситель кожаных изделий. Карминная краска используется ещё и как натуральный краситель в пищевой промышленности для подкрашивания алкогольных изделий, мяса, сосисок и колбас, птицы, маринадов, джемов, сыра, булочных и кондитерских изделий.

 

Шеллак используется сейчас в основном, как защитное покрытие и для производства канифоли и сургуча. В пищевой и фармацевтической промышленности используется как добавка Е904, для получения красивой, блестящей стеклообразной оболочки. Добавка Е904 используется также в качестве воскового покрытия на цитрусовых, яблоках и других фруктах не только для создания идеального глянцевого покрытия, но и с целью продлить жизнь и свежий вид фруктов. Пищевая добавка Е904 признана безопасной для человеческого организма. Воски и вещества, содержащие их, не усваиваются нашим организмом, а просто выводятся им в неизмененном состоянии.

Изменено пользователем YgorVM
Опубликовано:
11 минут назад, YgorVM сказал:

В Китае это традиционный краситель кожаных изделий.

Эта фраза сразу вызывает ряд вопросов. И первый - что имели в виду её авторы под традиционными китайскими кожаными изделиями?

Опубликовано: (изменено)

Не совсем так. "Традиционный краситель". Для кожаных изделий. Возможно, один из многих традиционных красителей. :-)

Изменено пользователем YgorVM
Опубликовано:

Тогда фраза должна звучать "традиционный краситель, в том числе и для кожаных изделий" ;) 

Причина моих вопросов в том, что в Китае среди китайцев до 80 гг. ХХ в. было очень-очень плохо с кожаными изделиями, хоть традиционными, хоть какими. 

Если авторы имели в виду изделия монголов, тибетцев и других национальных меньшинств, то так и надо об этом писать.

 

Опубликовано:

Интересно японские ножны каким лаком покрывались? Туда добавлялись порошки золота, перламутр и черт знает что... Ещё и узоры объёмные вырезали.

Опубликовано: (изменено)

Им же самым - уруси :) Дело в наполнителях и степени очистки исходного сырья.

 

Чтобы резать объемный узор, надо добавлять много наполнителя - пекинский красный резной лак, например.

А чтобы светились и переливались крупинки перламутра и золота, надо чтобы смола была как можно чище и прозрачнее. Это довольно поздно научились делать - в XVII веке только.

Изменено пользователем Ren Ren
Опубликовано:
1 час назад, фудзин сказал:

Интересно японские ножны каким лаком покрывались? Туда добавлялись порошки золота, перламутр и черт знает что... Ещё и узоры объёмные вырезали.

Уруси. Но там жирный нюанс. Как тогда, так и сейчас самая сложная и дорогая работа по лаку - черный глянцевый. На нем любая пылинка издалека видна. Играться с золотыми порошками, перламутром, лаками разной прозрачности и цвета может ученик. А черный лак - только мастер.

Опубликовано:
7 минут назад, фудзин сказал:

Ученическая

Вполне. Это как раз очень не сложная работа. Лак "кожура груши", золотая фольга и прозрачный сверху. Но выглядит очень неплохо. Проблема лака "кожура груши" в том, что он по своей структуре покрыт сетью трещин. С одной стороны с ним очень легко работать, он скрывает все огрехи лакировщика, с другой стороны он не очень живучий из-за трещинок. Малейший удар и будет скол. Поэтому хорошие старые работы в этом лаке очень редки - большинство дошло в поврежденном виде, а реставрации он почти не поддается

Опубликовано:
10 минут назад, Saracen сказал:

Камил, весь предмет покажи пожалуйста

Имхо - судя по декору купеческий ваки на поздний Эдо. С меньшей долей вероятности катана небогатого самурая с претензиями, скорее всего оформленая под тати на тот же период.

Опубликовано:
4 минуты назад, Saracen сказал:

Мне кажется ты все возможные варианты сразу назвал )))

Артур, ты не поверишь, сколько вариантов возможно :) Как раз один ваки в небогатой простой оправе на поздний синто преподнес мне самый большой сюрприз. Внешне - ваки бедного самурая, разве что сая чуть шире обычной, но в глаза не бросалось. А внутри - клин щикарнейшей нагинаты, легким движением можно обе ноги отрубить...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.