Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Как это обычно бывает, беда, как и радость является внезапно. Милая девочка-феечка с работы подходит и говорит: Ты же ножи собираешь, вроде? Говорю, ну, да. Есть, молвит, у меня в сарае на даче под Выборгом какая-то железяка, никто не помнит когда ее принесли из леса, толи дед, толи отец. Разбирали хламовник и хотели выкинуть, так я про тебя вспомнила, если нужен - принесу, только он страшный и тяжелый.

Ну, думаю, капустного деревенского секача в моей коллекции нет, а будь хозбыт, так в рамку "плач ярославны о ножах" вставлю и в мастерской в назидание непотребного пользования ножами повешу. Приносит. В тряпочке. Подсовывает со словами - страху натерпелась когда до работы ехала. Развернул и долго чесал думающие места. Фотографировал уже дома.

По первому взгляду - можно рамку ярославны готовить под то, как в деревне ножи точат. Повертел в руках. Не толстый не тонкий, не холодный, но и не теплый. Какой то хват хищный. Протер стальной шерстью засаленые места у больстера. Так и есть - кухонный нож хозяйки 1943 года. Засаленые трещинки, забиты жиром. Полез читать про загадочные письмена. ЗИК, набито.

 

По первым ссылкам стало понятно, что нож принесли непростой, и даже очень непростой. Златоустовский инструментальный комбинат. НР, значит. Так, думаю, пустовать будет рамочка. На оборотной стороне вылезли еще более загадочные письмена.

 

Может, я себя убеждаю, а может и правда, но уж больно остатьк набитого символа напоминает прописную подтертую букву "Р", из-за формы которой НР начали называть "Вишней". Либо это "Г" и тогда что это такое? Что удивительно, серьезной ржавчины нет. Просто темные пятна, которые при поцарапывании блестят металлом. На балконе уголок пару месяцев пролежал, так при царапании блестел чуть ли не сквозной дыркой.

 

Так, думаю, будем разбирать и разбираться. Не без мата был подобран инструмент для откручивания круглой пропиленной гайки. Получил сковородкой за попытку отвинтить маникюрными кусачками, пошел на кухню и подобрал вилку. Вместе с пассатижами удалось сдвинуть ее.

 

Открутил. Своды хвостовика к лезвию симметричны и аккуратны, риски механического равномерного характера. На рукояти какие-то синие пятна. Окисел, что ли. Или синее осталось после термозакалки той еще. Не краска, факт. Но непонятно.

Собрал. Верчу в руках. 2,5 мм толщина. 14 см лезвие с подведенной в ноль "щучкой", 11 см рукоять без упора. Деревянная. По ощущениям - береза или осина, уж больно волокна ровные да и рукоять легкая. Трещины есть, но не разваливается. Вес 84(!!!) грамма.

 

Подытоживая.

 

Ряд вопросов к знатокам:

 

- Родное ли дерево на рукояти и какое,

- Весь ли конструктив рукояти сохранен или что-то отсутствует,

- Была ли на нем краска и какая,

- Правда ли это буква "Р" или "Г" и какого толка толка нож в целом,

- Что делать с ним? Выводить в зеркало и переделывать ручку, искать ножны и точить до блеска или сохранить былой шарм?

post-5743-0-40437300-1444303400_thumb.jpg

post-5743-0-26111900-1444303411_thumb.jpg

post-5743-0-18807500-1444303422_thumb.jpg

post-5743-0-97167500-1444303434_thumb.jpg

post-5743-0-50709200-1444303448_thumb.jpg

post-5743-0-05843600-1444303462_thumb.jpg

post-5743-0-45543600-1444303476_thumb.jpg

post-5743-0-82455200-1444303489_thumb.jpg

post-5743-0-03963100-1444303505_thumb.jpg

Опубликовано:

Считайте, что Вам повезло! Сохран, конечно, не очень, но тем не менее это оригинальный НР 43-го года. Рукоять родная, берёзовая, из конструктива не хватает гарды. Изначально рукоять была окрашена в чёрный цвет кузбасс-лаком (битумный лак). Фото НР-ов в количестве, посмотрите. На обратной стороне клинка клеймо армейской приёмки "Тау" (греч.).

Что делать? Аккуратно почистить клин от грязи стальной шестью, полив предварительно WD-40. Или аккуратно шкуркой от 1000, но без сильного нажима. Полировать до блеска ни в коем случае не надо, убьёте предмет. Раз удалось разобрать без потерь, то и гарду восстановить имеет смысл.  Ну а если надоест, то пишите, обсудим.

Странно, что Вашей знакомой он показался большим и тяжёлым, он же весит не больше среднего кухонника.

Опубликовано:

Огромное спасибо. Так а что за синее пятно? Какие искать к нему ножны? Нужен ли фляст? Какая изначально была ручка цветом? Кто им мог пользоваться?

Опубликовано:

Юрий, наберите в поиске "Нож армейский (разведчика) обр. 1940 года" и всё узнаете. Фляста быть не должно. Рукоять была чёрная, битумный лак другого цвета не бывает, на сколько я знаю. Про пятна не скажу. Может быть побежалость от нагрева, а может краска. На хвостовике значения не имеют.

Опубликовано:

Юрий, наберите в поиске "Нож армейский (разведчика) обр. 1940 года" и всё узнаете. Фляста быть не должно. Рукоять была чёрная, битумный лак другого цвета не бывает, на сколько я знаю. Про пятна не скажу. Может быть побежалость от нагрева, а может краска. На хвостовике значения не имеют.

Это все перепрочитано. Просто я видел вариант с ручкой натурального цвета. Мне просто интересно, можно ли где то приобрести оригинальную гарду и ножны. По поискам - ноль. Даже оригиналы оковок пошли бы, кто с этим мог бы помочь, не знаете?

Опубликовано:

Рукояти ЗИК все были крашенные, просто на некоторых краска сошла со временем или была содрана владельцем. Артельные были без краски, но это не Ваш случай. С ножнами и гардой могу помочь, есть в продаже, но не дёшево, ссылку скину в ПМ.

Опубликовано:

Думаю, что не все Зик-овские ножи окрашивались. Были и без окраски. По крайней мере 42 и 43 гг.

Опубликовано:

Рукояти ЗИК все были крашенные, просто на некоторых краска сошла со временем или была содрана владельцем. Артельные были без краски, но это не Ваш случай. С ножнами и гардой могу помочь, есть в продаже, но не дёшево, ссылку скину в ПМ.

Буду очень признателен.

Опубликовано:

Думаю, что не все Зик-овские ножи окрашивались. Были и без окраски. По крайней мере 42 и 43 гг.

были.  на этом не было ни следа краски на рукояти.

post-701-0-42577600-1444337668_thumb.jpg

Опубликовано:

И винт, и отсутствие краски это поздние переделки.

Меня несколько удивило, что лезвие - 2,5, а хвостовик с полноценной резьбой МЗ. К слову, при затягивании гайки хвостовик вылезает из нее ровно на те самые миллиметры, что и толщина отсутствующей гарды. Это дает мне основание думать, что клин так и задумывался, хотя чаще я слышал про расклепы. Хотя, винт конструктивно полезнее. В случае раскалывания рукояти(береза, все же не бакаут) легче заменить ее.

Опубликовано:

 

 


были.  на этом не было ни следа краски на рукояти.

 

Чисто теоретически можно такое допустить, если предположить, что в какой-то момент лак закончился, а ножи были срочно нужны. Но мне в это тоже не верится, всё-таки оружейное производство, там всё строго было. Это в 57-м сделали кортики вообще без покрытия на фурнитуре, а в войну из-за отсутствия золота для позолоты останавливали сборку, срывая план, но халтуру не гнали.

Со временем краска облупляется, рукоять становится пятнистой. Остатки скорее всего снимали, чтобы выглядело аккуратнее.

Опубликовано:

 

 


Остатки скорее всего снимали, чтобы выглядело аккуратнее.
было бы заметно - в порах дерева остатки (при смывании растворителем), или следы зачистки рукояти (при использовании абразива). а их нет...
Опубликовано:

Кто-нибудь из спецов подскажите, пожалуйста, как крепилась рукоять НР-а - в смысле использовался ли какой клей или смола, или обходились одним расклепом? Насколько точно паз в рукояти соответствовал хвостовику, чтоб последний не болтался, если сборка без клея?

 

На мой непроф. взгляд рукоять родная, похоже береза. Гарда обломилась или просто мешала, или чтоб "бандитский" нож превратить в "домашний" - её сняли. На переднем торце рукояти глубокие следы от торцов клинка, т.е. рукоять набивали на клин уже без гарды (может тогда и трещины пошли). На клинке рикассо сточено почти на 3/4. А вот почему длина клинка всего 140 мм? Были ли такие, или у него еще и кончик переточен?

На хвостовике синие пятна - цвета побежалости от отпуска хвостовика или возможно от приварки кончика, на котором потом нарезали резьбу (следов пайки кончика не видно, а вот небольшие неровности сверху вблизи резьбового конца - возможно следы шлифовки после наварки). Делать целиковый хвостик для резьбы большего размера (например, штамповкой), чем сама пластина клинка - очень нетехнологично (хотя у нас встречаются такие казусы - ведь выфрезеровывали цельную мушку на затворах ТТ и ПМ :) ).

Жаль, что так рикассо срезали... А состояние очень хорошее, как уже говорили, аккуратно почистить от ржавчины и, главное, не полировать.

Опубликовано:

Кто-нибудь из спецов подскажите, пожалуйста, как крепилась рукоять НР-а - в смысле использовался ли какой клей или смола, или обходились одним расклепом? Насколько точно паз в рукояти соответствовал хвостовику, чтоб последний не болтался, если сборка без клея?

Я разбирал один НР. Крепление было только на расклёп. Отверстие в рукояти по форме хвостовика, сидит достаточно плотно. Кстати, интересно, как его так выбирали?

 

 

А вот почему длина клинка всего 140 мм? Были ли такие, или у него еще и кончик переточен?

 

Клинок уточен миллиметров на 5 минимум.

Опубликовано:
Отверстие в рукояти по форме хвостовика, сидит достаточно плотно. Кстати, интересно, как его так выбирали?

Во-во! И мне очень интересно. Вручную-то можно по-разному исхитряться, а вот при серийном производстве как сделать в цельной рукояти?

У меня предположение:

- сверление насквозь сверлом 2,5 мм;

- прорезка возвратно-поступательными движениями спец. ножовкой, имеющей форму хвостовика с зубьями с двух сторон и направляющим кончиком диам. 2,5 мм.

А что? :)Типа:

post-11122-0-28940000-1444744069_thumb.jpg

Опубликовано:

Предположу , что паз под хвостовик делали инструментом типа протяжки после сверления отверстия.

Опубликовано:

 

 

Предположу , что паз под хвостовик делали инструментом типа протяжки после сверления отверстия.

Протяжкой можно сделать отверстие любой формы (и с пазами, в том числе винтовыми), но не коническое.

Здесь еще возможно строгание узким резцом на продольно-строгальном, но по дереву... ??

Опубликовано:

 

 

были. на этом не было ни следа краски на рукояти.

У меня есть "Рысь" 1950-х гг. с "голой" рукоятью из карелки. Рукоять гладкая, без всяких следов шлифовки, немного захватанная, и... никаких следов лака. Насколько знаю, Марттиини не выпускал ножей с нелакированными рукоятями.

Кстати, на многих фото НР-ов с облупленными рукоятками заметно, что под черным кузбасс-лаком подслой цвета хаки. Так что красили их, похоже, по всем правилам, почти как снаряды :) (как там - грунтовка серая, сверху - серо-дикая?) .

Опубликовано:

 

 


У меня есть "Рысь" 1950-х гг. с "голой" рукоятью из карелки. Рукоять гладкая, без всяких следов шлифовки, немного захватанная, и... никаких следов лака.
некорректное сравнение. карелка - более плотная по фактуре и смыть лак (бесцветный) с неё без следа не так сложно, как смыть краску (цветную) с обычной березовой рукояти. остатки краски всё равно были бы, а их нет. вывод прост: не была покрашена :)
Опубликовано:

А зачем смывать? Соскоблить аккуратно и зашлифовать мелкой шкуркой - и никаких следов. Битумный лак - хреновая краска. Судя по облупившимся рукоятям, когда он слазит, под ним остается чистое дерево, т.е. не впитывается он.

Опубликовано:

 

 


Соскоблить аккуратно и зашлифовать мелкой шкуркой - и никаких следов.
все равно остались бы - у кольца, например. в месте расклёпа - тоже. а их нет... опять же, соскребать и зашлифовывать - нет никакого резона с точки зрения целесообразности...
Опубликовано:

 

 


Кстати, на многих фото НР-ов с облупленными рукоятками заметно, что под черным кузбасс-лаком подслой цвета хаки.

 

Это послевоенные ножи, они окрашены с грунтовкой. Военные - просто битумным лаком на дерево.

Опубликовано:

 

 

Это послевоенные ножи, они окрашены с грунтовкой. Военные - просто битумным лаком на дерево.

Спасибо, только вчера где-то на ганзе прочитал об этом. Похоже, эти с грунтовкой, облазят еще легче, чем без нее - видимо, сродство битумного лака с грунтом не очень велико. Еще так бывает, если верхний слой наносить на не совсем отвердевшую подложку.

Опубликовано:

все равно остались бы - у кольца, например. в месте расклёпа - тоже. а их нет... опять же, соскребать и зашлифовывать - нет никакого резона с точки зрения целесообразности...

 

Пазвольте не согласиться.

post-11122-0-65709300-1445028471.jpg

post-11122-0-92157700-1445028498.jpg

На некоторых фото видно, что покрытие облупляется в первую очередь у "инородных" тел, т.е. на переходах от дерева к металлу.

На счет целесообразности...

Битумный лак старый - нефрасовый раствор асфальтитов и олифы. Олифу заполимеризовавшуюся хрен смоешь растворителями (обычно помогают только щелочные смывки). Для меня целесообразнее сошлифовать, чем со щелочью возиться.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.