Jump to content
Sign in to follow this  
Arigato

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Recommended Posts

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).

415264_original.png

P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Узкоколейка Гуамского ущелья

Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.

В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.

500643_original.png

Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

День 1. Камышанова поляна

За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.

Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.

500916_1000.jpg

Пассажирский вагон.

501234_1000.jpg

Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.

501441_1000.jpg

Снегоочиститель.

501559_1000.jpg

Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.

501776_1000.jpg

В некоторых местах можно спуститься к реке.

502134_1000.jpg

Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.

502403_1000.jpg

Водопады в большом количестве.

502531_1000.jpg

Река совсем узкая.

502885_1000.jpg

Переходим железнодорожный мост.

503186_1000.jpg

Впереди скальный останец.

506403_1000.jpg

Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.

503629_1000.jpg

Обрыв путей за оползнем.

503993_1000.jpg

На той стороне реки со скал срываются водопады.

504172_1000.jpg

Железная дорога в плохом состоянии.

504447_1000.jpg

Рельсы висят в воздухе.

504692_1000.jpg

Идем дальше...

505046_1000.jpg

Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.

505156_1000.jpg

Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.

505347_1000.jpg

Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.

505758_1000.jpg

Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.

505890_1000.jpg

Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.

506226_1000.jpg

Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.

Share this post


Link to post
Share on other sites

День 2. Водопады на реке Кутанка

Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.

Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.

506753_1000.jpg

По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.

506901_1000.jpg

Проходим лесную землянку, дверь на замке.

507136_1000.jpg

Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.

507415_1000.jpg

Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.

Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.

507827_1000.jpg

За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.

508066_1000.jpg

И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.

Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.

508342_1000.jpg

Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.

508434_1000.jpg

Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.

508823_1000.jpg

Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.

508965_1000.jpg

Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.

509383_1000.jpg

Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.

Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.

 

(ссылка на просмотр)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Черниговское депо апшеронской узкоколейки

Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.

Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.

scale_1200?.jpg

Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.

scale_1200?.jpg

Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.

scale_1200?.jpg

Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.

scale_1200?.jpg

Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.

scale_1200?.jpg

Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".

scale_1200?.jpg

Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.

scale_1200?.jpg

Пассажирский вагон, переделанный под склад.

scale_1200?.jpg

Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.

scale_1200?.jpg

Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.

scale_1200?.jpg

Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.

scale_1200?.jpg

На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).

Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.

scale_1200?.jpg

Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Узкоколейка от Черниговского до Кушинки

Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.

Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.

scale_1200?.jpg

Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.

scale_1200?.jpg

Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.

scale_1200?.jpg

Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.

scale_1200?.jpg

Рельсы петляют вдоль скал.

scale_1200?.jpg

А слева обрыв в Пшеху.

scale_1200?.jpg

Зеленый коридор тянется вдаль.

scale_1200?.jpg

Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.

scale_1200?.jpg

А тропинка привела к хижине отшельника.

scale_1200?.jpg

Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.

scale_1200?.jpg

Снова выхожу на пути...

scale_1200?.jpg

Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.

scale_1200?.jpg

С моста сквозь зелен просматривается водопад.

scale_1200?.jpg

Чуть выше вторая ступенька.

scale_1200?.jpg

Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.

scale_1200?.jpg

В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.

scale_1200?.jpg

Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.

scale_1200?.jpg

Рельсы тонут в болоте.

scale_1200?.jpg

И кривые пути тянутся до самой Кушинки.

scale_1200?.jpg

Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гора Оплепен

Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.

До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.

scale_1200?.jpg
(Это кадр из видео, фото дороги не делал)

Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.

scale_1200?.jpg

Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.

scale_1200?.jpg

С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...

scale_1200?.jpg

На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.

scale_1200?.jpg

Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.

scale_1200?.jpg

Варю грибной суп.

scale_1200?.jpg

Супчик готов.

scale_1200?.jpg

Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.

scale_1200?.jpg

На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.

scale_1200?.jpg

А о продолжении похода расскажу в следующей части...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жду новой части. 

И снова - огромное спасибо за интересный рассказ с фотографиями!

Был бы в тех местах - с удовольствием бы повторил такой поход.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 2. Поселок Режет, село Тубы, поселение Шпалорез.

Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...


4bd2672731b3.png

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фрагмент горной узкоколейки. Отрезок от Кушинки до Режета

Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.

Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!

scale_1200?.jpg

После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?

scale_1200?.jpg

Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.

scale_1200?.jpg

На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".

scale_1200?.jpg

Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".

scale_1200?.jpg

Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.

scale_1200?.jpg

На Десятом Километре выхожу на главную ветку.

scale_1200?.jpg

Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.

scale_1200?.jpg

На путях стоит прицеп для "Пионерки".

scale_1200?.jpg

За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.

scale_1200?.jpg

Вид на реку с моста.

scale_1200?.jpg

До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.

scale_1200?.jpg

Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.

scale_1200?.jpg

И подхожу к поселку Режет.

scale_1200?.jpg

Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.

scale_1200?.jpg

Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...

scale_1200?.jpg

Но нет, дальше опять появляются развалюшки.

scale_1200?.jpg

А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".

scale_1200?.jpg

И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.

scale_1200?.jpg

Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.

scale_1200?.jpg

Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Путь в Шпалорез (отдаленное горное поселение)

Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...

Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.

scale_1200?.jpg

Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.

scale_1200?.jpg

Река весьма полноводная.

scale_1200?.jpg

Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.

scale_1200?.jpg

Горы становятся выше и выше...

scale_1200?.jpg

В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.

scale_1200?.jpg

Внизу Пшеха.

scale_1200?.jpg

Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.

scale_1200?.jpg

Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.

scale_1200?.jpg

Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.

scale_1200?.jpg

В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.

scale_1200?.jpg

Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.

scale_1200?.jpg

Собор-Скала еще ближе...

scale_1200?.jpg

А горы выше...

scale_1200?.jpg

За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).

scale_1200?.jpg

В очередной раз перехожу Пшеху.

scale_1200?.jpg

Появились первые дворы Шпалореза.

scale_1200?.jpg

В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.

scale_1200?.jpg

Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.

scale_1200?.jpg

Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.

scale_1200?.jpg

И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.

scale_1200?.jpg

Вид на Черногор.

scale_1200?.jpg

Очень много заброшенных домов.

scale_1200?.jpg

От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.

scale_1200?.jpg

Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.

scale_1200?.jpg

На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.

scale_1200?.jpg

На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.