Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Опубликовано:

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).

415264_original.png

P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...

  • 4 месяца спустя...
Опубликовано:

Узкоколейка Гуамского ущелья

Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.

В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.

500643_original.png

Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.

Опубликовано:

День 1. Камышанова поляна

За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.

Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.

500916_1000.jpg

Пассажирский вагон.

501234_1000.jpg

Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.

501441_1000.jpg

Снегоочиститель.

501559_1000.jpg

Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.

501776_1000.jpg

В некоторых местах можно спуститься к реке.

502134_1000.jpg

Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.

502403_1000.jpg

Водопады в большом количестве.

502531_1000.jpg

Река совсем узкая.

502885_1000.jpg

Переходим железнодорожный мост.

503186_1000.jpg

Впереди скальный останец.

506403_1000.jpg

Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.

503629_1000.jpg

Обрыв путей за оползнем.

503993_1000.jpg

На той стороне реки со скал срываются водопады.

504172_1000.jpg

Железная дорога в плохом состоянии.

504447_1000.jpg

Рельсы висят в воздухе.

504692_1000.jpg

Идем дальше...

505046_1000.jpg

Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.

505156_1000.jpg

Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.

505347_1000.jpg

Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.

505758_1000.jpg

Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.

505890_1000.jpg

Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.

506226_1000.jpg

Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.

Опубликовано:

День 2. Водопады на реке Кутанка

Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.

Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.

506753_1000.jpg

По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.

506901_1000.jpg

Проходим лесную землянку, дверь на замке.

507136_1000.jpg

Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.

507415_1000.jpg

Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.

Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.

507827_1000.jpg

За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.

508066_1000.jpg

И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.

Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.

508342_1000.jpg

Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.

508434_1000.jpg

Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.

508823_1000.jpg

Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.

508965_1000.jpg

Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.

509383_1000.jpg

Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.

  • 7 месяцев спустя...
Опубликовано:

Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.

Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.

 

(ссылка на просмотр)

Опубликовано:

Черниговское депо апшеронской узкоколейки

Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.

Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.

scale_1200?.jpg

Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.

scale_1200?.jpg

Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.

scale_1200?.jpg

Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.

scale_1200?.jpg

Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.

scale_1200?.jpg

Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".

scale_1200?.jpg

Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.

scale_1200?.jpg

Пассажирский вагон, переделанный под склад.

scale_1200?.jpg

Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.

scale_1200?.jpg

Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.

scale_1200?.jpg

Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.

scale_1200?.jpg

На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).

Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.

scale_1200?.jpg

Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!

  • 3 недели спустя...
Опубликовано:

Узкоколейка от Черниговского до Кушинки

Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.

Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.

scale_1200?.jpg

Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.

scale_1200?.jpg

Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.

scale_1200?.jpg

Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.

scale_1200?.jpg

Рельсы петляют вдоль скал.

scale_1200?.jpg

А слева обрыв в Пшеху.

scale_1200?.jpg

Зеленый коридор тянется вдаль.

scale_1200?.jpg

Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.

scale_1200?.jpg

А тропинка привела к хижине отшельника.

scale_1200?.jpg

Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.

scale_1200?.jpg

Снова выхожу на пути...

scale_1200?.jpg

Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.

scale_1200?.jpg

С моста сквозь зелен просматривается водопад.

scale_1200?.jpg

Чуть выше вторая ступенька.

scale_1200?.jpg

Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.

scale_1200?.jpg

В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.

scale_1200?.jpg

Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.

scale_1200?.jpg

Рельсы тонут в болоте.

scale_1200?.jpg

И кривые пути тянутся до самой Кушинки.

scale_1200?.jpg

Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.

 

Опубликовано:

Гора Оплепен

Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.

До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.

scale_1200?.jpg
(Это кадр из видео, фото дороги не делал)

Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.

scale_1200?.jpg

Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.

scale_1200?.jpg

С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...

scale_1200?.jpg

На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.

scale_1200?.jpg

Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.

scale_1200?.jpg

Варю грибной суп.

scale_1200?.jpg

Супчик готов.

scale_1200?.jpg

Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.

scale_1200?.jpg

На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.

scale_1200?.jpg

А о продолжении похода расскажу в следующей части...

Опубликовано:

Жду новой части. 

И снова - огромное спасибо за интересный рассказ с фотографиями!

Был бы в тех местах - с удовольствием бы повторил такой поход.

Опубликовано:

Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 2. Поселок Режет, село Тубы, поселение Шпалорез.

Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...


4bd2672731b3.png

  • 2 недели спустя...
Опубликовано:

Фрагмент горной узкоколейки. Отрезок от Кушинки до Режета

Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.

Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!

scale_1200?.jpg

После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?

scale_1200?.jpg

Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.

scale_1200?.jpg

На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".

scale_1200?.jpg

Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".

scale_1200?.jpg

Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.

scale_1200?.jpg

На Десятом Километре выхожу на главную ветку.

scale_1200?.jpg

Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.

scale_1200?.jpg

На путях стоит прицеп для "Пионерки".

scale_1200?.jpg

За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.

scale_1200?.jpg

Вид на реку с моста.

scale_1200?.jpg

До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.

scale_1200?.jpg

Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.

scale_1200?.jpg

И подхожу к поселку Режет.

scale_1200?.jpg

Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.

scale_1200?.jpg

Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...

scale_1200?.jpg

Но нет, дальше опять появляются развалюшки.

scale_1200?.jpg

А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".

scale_1200?.jpg

И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.

scale_1200?.jpg

Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.

scale_1200?.jpg

Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...

Опубликовано:

Путь в Шпалорез (отдаленное горное поселение)

Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...

Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.

scale_1200?.jpg

Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.

scale_1200?.jpg

Река весьма полноводная.

scale_1200?.jpg

Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.

scale_1200?.jpg

Горы становятся выше и выше...

scale_1200?.jpg

В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.

scale_1200?.jpg

Внизу Пшеха.

scale_1200?.jpg

Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.

scale_1200?.jpg

Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.

scale_1200?.jpg

Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.

scale_1200?.jpg

В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.

scale_1200?.jpg

Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.

scale_1200?.jpg

Собор-Скала еще ближе...

scale_1200?.jpg

А горы выше...

scale_1200?.jpg

За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).

scale_1200?.jpg

В очередной раз перехожу Пшеху.

scale_1200?.jpg

Появились первые дворы Шпалореза.

scale_1200?.jpg

В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.

scale_1200?.jpg

Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.

scale_1200?.jpg

Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.

scale_1200?.jpg

И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.

scale_1200?.jpg

Вид на Черногор.

scale_1200?.jpg

Очень много заброшенных домов.

scale_1200?.jpg

От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.

scale_1200?.jpg

Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.

scale_1200?.jpg

На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.

scale_1200?.jpg

На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.