Jump to content

Timir's Blog

  • entries
    2
  • comments
    33
  • views
    2,508

Закалка под прессом углеродок для Якутских ножей


Timir

3,815 views

 Share

В "кратком справочнике термиста" прочел следующее:
"...Круглые пилы закаливают под прессом до полного охлаждения илив масле в вертикальном положении. Когда пила охладится примерно до 400-300 град.С, ее вынимают и зажимают между двумя плитами до полного охлаждения. Отпускают пилы зажатыми в струбцинах. Для лучшего выпрямления пилы во время отпуска рекомендуется производить подтяжку болтов струбцины..."

 

Смотрим тут же какие стали использовали для круглых пил по дереву - 85ХФ, 65Х, ШХ6, У8А.

 

Вроде кажется, что после закалки нельзя прижимать заготовку т.к. она должна лопнуть из-за расширения мартенсита? Почему же не лопается?
А секрет в том, что температура начала образования мартенсита (Мн) гораздо ниже 400-300 градусов, обычно находится в районе 200 градусах. Для того, чтобы заготовка склонная к закалочным поводкам не лопнула нужно прижимать горячим после масла выше образования мартенсита.
Мартенсит образуется медленно по охлаждении после критической температуры Мн. Если продолжать охлаждать после достижения комнатной температуры ниже нуля то мартенсит продолжает образоваться.
В общем Jake меня исправил :)
Превращение из Аустенита в Мартенсит протекает в определенном температурном интервале - начало температуры мартенизации обозначается в русскоязычных источниках как Мн, а конец образования мартенсита как Мк. Мн и Мк это так называемые мартенситные точки. У каждой стали она своя.
При закалке в жидкости мартенсит образуется с громадной скоростью в начале, что чувствуется в руке вибрациями. Но так образовывается только определенное количество мартенсита и некоторая значительная часть преобразовывается достаточно долгое время после вытаскивания из масла на спокойном воздухе.
Выпрямлять поводку в прессе надо пока горячее как только вытащили из масла. Как я понимаю в это время металл достаточно пластичный из-за наличия значительного количества еще не преобразовшегося Аустенита.
Видимо при вытаскивании из масла температура заготовки уже упала ниже температуры Мн (прим.200 град.), т.к. в руке ощущались вибрации!

 


Использование этой технологии при закалке якутского ножа:


Обычно клинки слесарят ровно чтобы не было поводок при закалке. Но т.к. якутский нож имеет ассиметричную форму, ее все равно ведет при закалке.
Как вы наверное уже поняли, после прочтения "Краткого справочника термиста", я стал думать как приспособить вышеуказанную методику для закалки ассиметричного клинка.
И так в процессе экспериментов пришел к следующему:

 


Нужно изготовить пресс из двух плоских стальных уголков.
Перед закалкой необходимо прогреть масло и пресс. Компактный пресс удобно прогревать в горне и чтобы не теряла температуру нужно держать над горном. Температура в районе 100 градусов или выше. По крайней мере горячее масла. Тут нужно экспериментировать.
Закалили в масле после выдержки в горне клинка 1-2 минуты. В масле нужно держать не меньше 6 сек. После вытаскивания протираем клинок от масла и прижимаем клинок в приспособе. Прижимать нужно не сильно, иначе может лопнуть. Остывает наша приспособа до комнатной температуры долго. Если вытащить теплым то может повести.
Дальше слесарка и отпуск. Про это поговорим отдельно.

 Share

30 Comments


Recommended Comments



Эту технологию проверил на 4-х сталях - 65Г, У8А, 1095 и У10. Прекрасно работает и поводок нет совсем.

Это позволяет легко калить якуты с широким долом и тонкими спусками.

Link to comment
Алексей,отличная информация про то как в индустрии закаливают в прессе.

Вот эта часть параграфа мне не совсем понятна:"...температура начала образования мартенсита (Мн) гораздо ниже 400-300 градусов, обычно находится в районе 200 градусах. Для того, чтобы заготовка склонная к закалочным поводкам не лопнула нужно прижимать горячим после масла выше образования мартенсита.

Мартенсит образуется медленно по охлаждении после критической температуры Мн....",

но это походя.Главное,процесс работает,мастер,мастерская,изделия-все прогрессируют-Ура!Поздравляю!

 

На всякий пожарный,вот тут неплохая инфа специфически о 1095:http://www.cashenblades.com/steel/1095.html

 

 

(см.диаграмму,и таблицу Т отпуска(отпуск по англ.-tempering;Фазовая диаграмма-TTT,-Time/Temperature/Transformation-Время/Температура/Трансформация(на всякий случай,для удобства возм.поиска).

 

Спасибо,и Удачи,Алексей.
Link to comment

 

Алексей,отличная информация про то как в индустрии закаливают в прессе.
Вот эта часть параграфа мне не совсем понятна:"...температура начала образования мартенсита (Мн) гораздо ниже 400-300 градусов, обычно находится в районе 200 градусах. Для того, чтобы заготовка склонная к закалочным поводкам не лопнула нужно прижимать горячим после масла выше образования мартенсита.
Мартенсит образуется медленно по охлаждении после критической температуры Мн....",
 

Вы правы, я позволил себе "маленькую" неточность)) 

Превращение из Аустенита в Мартенсит протекает в определенном температурном интервале - начало температуры мартенизации обозначается в русскоязычных источниках как Мн, а конец образования мартенсита как Мк. Мн и Мк это так называемые мартенситные точки. У каждой стали она своя.

При закалке в жидкости мартенсит образуется с громадной скоростью в начале, что чувствуется в руке вибрациями. Но так образовывается только определенное количество мартенсита и некоторая значительная часть преобразовывается достаточно долгое время после вытаскивания из масла на спокойном воздухе.

Выпрямлять поводку в прессе надо пока горячее как только вытащили из масла. Как я понимаю в это время металл достаточно пластичный из-за наличия значительного количества еще не преобразовшегося Аустенита.

Видимо при вытаскивании из масла температура заготовки уже проходит температуру Мн, т.к. в руке ощущается вибрации, т.е. ниже 300 градусов! Или эти вибрации не от этого?

Может попробовать вытаскивать из масла именно при 300-400 градусах как было описано в справочнике? Тогда не нужно будет и прогревать пресс? Как думаете? Температуру можно примерно рассчитать по скорости охлаждения масла.

Link to comment

На всякий пожарный,вот тут неплохая инфа специфически о 1095:http://www.cashenblades.com/steel/1095.html

 
 
(см.диаграмму,и таблицу Т отпуска(отпуск по англ.-tempering;Фазовая диаграмма-TTT,-Time/Temperature/Transformation-Время/Температура/Трансформация(на всякий случай,для удобства возм.поиска).
 
Спасибо,и Удачи,Алексей.

 

 

Jake, спасибо что исправляешь мои заблуждения)) Вы настоящий сенсей! ;)

Хорошая ссылка, особенно полезны более точные температуры отпуска.

Видимо состав углерода моего 1095 чуть ниже 0,95%. Отпускал кратковременно до 230-240 пока не стала царапать стекло. В любом случае нужно продолжать экспериментировать.

Link to comment
Алексей,боюсь что в теории(и в практике)ТМО я уже далеко позади!Скоро вопросы будут идти в обратном направлении!!!:)

 

Чисто ТЕОРЕТИЧЕСКИ скажу(настолько неуверен что может даже быть все наоборот:).....Приспособу,возможно,греть не надо,поскольку все идет на охлаждение уже непоправимо.....(но вот совсем не знаю можно ли термо-шоком разрушить сталь....динамически,механически сломать-да,но термически-Скоростью охлаждения-не знаю....).

 

Очень клевое "открытие" в справочнике,про исправление/механическое предотвращение искажений при формировке Мартенсита....Насколько мне лично известно,все в США исправляют только в последующем цикле отпуска....(японцы тоже,кажется....). 

 


(могу попробовать спросить совсем уже сурьезный народ....надо бы....интересно!)

 

Если есть возможность,научитесь читать ТТТ диаграмму....Все что я знаю об этом это то что кривая,справа,ее изгиб,зовется "носом кривой".Для осуществления закалки кривая скорости охлаждения должна пройти Слева от носа,его не затрагивая....

Эта кривая графика охлаждения,для 1095,очень крута,много градусов в каждую десятую секунды....(обратите особое вномание на низ графика,где время в секундах,но не равномерно.....).

(Кстати,посмотрел отдельнона том-же сайте  диаграмму для 5160,распространенной амер. рессорной стали,там охлаждение Намного более шадящее(для нервов:)....есть почти 10 секунд,вместо одной-полторы как с 1095.....я-идиот,она там тоже была,подумал ее тоже прислать,но почему-то решил что не стоит,рессора и рессора...теперь жалею....).

 

Еще раз-офигенный прогресс!Всяческих удачь,и я попробую разузнать что смогу!

 

 

Link to comment

Чисто ТЕОРЕТИЧЕСКИ 

Чисто теоретически только начал вникать в металловедение. Ни в коем случае не считаю себя экспертом)

Мои эксперименты показывают что метод работает как ни странно. Попробуйте калить без приспособы сильно ассиметричный клинок и с приспособой. Разница ощутимая по моему)

 

Я когда зажимал холодной приспособой клинок лопнул. С тех пор грею, может и не надо было) Кажется это произошло потому, что из-за холодного металла клинок остыл быстрее. Тем более что спуски очень тонкие.

Если слишком сильно сжимаешь приспособу в тисках то клинок лопается уже по истечении довольно продолжительного времени))

 

Нашел как по английски обозначаются критические точки мартенсита - Ms (от start?) и Mf (от финиш как я понял).

 

Клинок после вытаскивания из масла сначала прямая, потом на воздухе в течении секунд и минут искривляется прямо на глазах. 

При отпуске кстати тоже бывает ведет. Вроде была прямая, потом из духовки выходит уже чуть кривой. Поэтому стал отпускать прижав на толстой полосе стали.

Link to comment
Пока ничего конкретного не узнал;но вот любопытная таблица(снизу скорость охл.для железных и медных плит)https://new.vk.com/topic-18921725_33387864,

ссылка на потенциально интересную книжку тоже там.

 

Вполне возможно,Алексей,что нагрев приспособы-необходим;вообще,снимаю шляпу,отлично проделанная работа по всем этим изысканиям!
Link to comment

Я тут начал ковать еще ножи. Постараюсь снять закалку подробно и протестировать 1095.

Где то читал про процесс преобразования аустенита в мартенсит. Если найду где читал, процитирую кусок где было написано про постепенное образование мартенсита от Мн до Мк.

 

Link to comment
О,Алексей,ОФИГЕННОЕ видео:https://www.youtube.com/watch?v=I-br0B8ocpI&feature=youtu.be

 

 

Не могу сказать что понял все(может % 30...:),но если поднатужится,и постигнуть все там сказанное-настанет щастье понимания процесса,как освоения наконец конкретного языка....

 

К сожалению,это древняя информация,и на сегодня термины Сорбит и Троостит не используются.....(меня ругали за них амер. металлурги,но так и не понял чем они заменены теперь....на самом деле мое понимание этих процессов КРАЙНЕ ограничено....).

 

К концу видео недолгое обсуждение Бейинита-это очень интересная вещь,Бейинит,поскольку (может) одновременно быть и очень твердым(держать заточку),и невероятно пластичным,гибким....Есть один очень крутой дядька в Штатах,Хауард Кларк(Howard Clark),кто специализируется на закалке своих катан(из L6),на Бейинит.Это можно только имея доступ к высоко-температурным солевым бакам.....Но,изделия отличаются запредельной устойчивостью к излому.....Теоретически,может выйти чудо-нож.....:)

Link to comment
Алексей,услышал от одного интересного мужика(очень надеялся что именно он ответит).Сейчас нет времени перевести текст(там много важной инфы),но посмотри пока на диаграммуhttp://www.bladesmithsforum.com/index.php?showtopic=33776&do=findComment&comment=328316

 

Там заштрихованная красным часть;основной смысл того что он пишет это то что в Идеале,приспособу наложить лучше в этом,красном регионе...Переведу текст вечером...
Link to comment
Основная часть текста:

 

The area I have shaded red is where you are still austenite, and thus not yet brittle.  If you can cool into this range and add clamps/jigs before getting out of this range then that is pretty ideal.  Keep in mind that time keeps moving you out of this range (the x axis) and you need to drop out of the bottom (cool out of it rather than time out of it) for optimal results.  Also of importance to note: thicker parts of the blade will stay in this range longer, but thinner parts will cool out quicker, thus your edge may become brittle quicker than the spine.  If you can rapidly cool it to a uniform 600 degrees you have nearly 100 seconds to apply the clamps, except that you'll still be cooling in the ambient air so it is actually likely to fall out of the austenite zone (drop below 400F) before your 100 seconds are up.  

 

Заштрихованная красным зона это где все еще в фазе Аус.,и поэтому еще не охрупчилась.Если Вы сможете охладить поковку в эту зону,изажать в приспособу ДО ВЫХОДА из нее,тогда процесс довольно идеален.

Не следует забывать что Время продолжает выдвигать вас из этой зоны(Х-ось,по горизонтали,где секунды);следует пытатся выйти из этой зоны Вниз,по Температуре(т.е.Охладится из нее,vs выйти по времени),для оптимального результата.

Так-же,важно что более толстые части лезвия будут остывать медленнее чем тонкая РК,которая охрупчится первой,до спинки клинка.

Если Вам удастся быстро охладить поковку до 320-340 С,то у вас будет почти 100(10 во второй степени на нижней шкале)секунд для зажима поковки в приспособу;но скорее всего Вы к этому времени уже выпадете из зоны Аустенита,охладитесь,вниз до +/- 200 С до истечения этих 100 секунд.

 

*******

 

Вот,Алексей,примерный перевод того что пишет Джеррод.(по мне,так ОЧЕНЬ похоже на Ваш процесс-клево!).Оговорка-у него под рукой небыло диаграммы 1095,это несколько модифицированный сплав,1095 +25% Ванадия.

 

Мs-это начало Мартенсита,М50 это 50%,М90,соответственно,90% мартенситного преобразования,в англ. символах на диаграммах.

 

Дальше,Джеррод(он термист-инструментальщик,на небольшом производстве),примерно обобщает что вынимать из жидкости и зажимать в приспособу скорее всего лучше прямо по прохуду ниже "носа" кривой,как можно ближе к этому. 
Link to comment

Клево, Jake, я в восторге)

Значит с уверенностью можно сказать, что метод правильный с точки зрения ТО.

 

Основная часть текста:
 

Кажется теоретическая база ТО метода более менее сформировалась. Остались кое какие мелочи.

Я упоминал, что когда охлаждаю в масле то как в какой то момент рука в клещах чувствует кратковременную тряску.

Эта тряска от образования мартенсита (Ms?) или преобразование аустенита все еще выше температуры начала образования мартенсита (Ms)?

Надо будет засечь время тряски в масле при закалке. А то кажется пока, что до 200 градусов было еще рано когда вытаскивал из масла.

В общем надо еще экспериментировать со временем выдержки в масле.

Вроде по графику выходит для того чтобы попасть в 400 град. надо выдерживать в масле 6 сек. Я кажется чуть дольше держал до 8-10 сек.

Или надо попасть в температуру в районе 300 градусов, тогда 10 сек вроде нормально.

Также с температурой нагрева пресса тоже стоит экспериментировать чтобы она была не выше температуры клинка и чтобы остывала равномернее.

1095ttt.jpg

Link to comment

Пока нашел статью в инете. Конечно это не ахти какой источник, но все таки))

http://www.conatem.ru/tehnologiya_metallov/skorost-oxlazhdeniya-pri-zakalke-metalla.html

...Критическая скорость охлаждения стали с 0,9% углерода 400 град.С...

В нижнем интервале температур 300-200 град.С скорость охлаждения может быть меньше критической скорости закалки, так как при любой скорости, иногда даже и на воздухе, аустенит будет превращаться в мартенсит.

По этим соображениям охлаждающей жидкости совсем необязательно обладать большой охлаждающей способностью в интервале 300—200°.

 

 

Основная часть текста:
 
Link to comment
Совершенно верно,Алексей,похоже что именно так.Низ "носа" кривой уходит вниз(по Т),и вправо,(по Времени),расширяясь...И в этот момент,уже пройдя мимо "носа", Мартенсит еще  не образуется,но гарантирован начатся образовыватся.И тогда скорость закалки может уже и замедлится...

 

И,да,поэтому высший предел образования Мартенсита на диаграмме дан как 90%;он продолжает(может,по крайней мере) образовыватся часы,или даже дни после...(т.н."остаточный" Мартенсит,который,образовавшись после отпуска,остается неотпущеным,и может нагадить в кашу....).

 

Отлично,Алексей,спасибо за стимул к повышению кузнечного образования!
Link to comment
Алексей,вибрация,полагает Джеррод,это комбинация сжатия при остывании +образование М(он не знает, точно,личное его предположение.

 


 

Еще он советует что возможно,если это улучшит процесс,"приспособа" может быть изготовлена из продольных срезов трубы,для максимального контакта с поковкой.

После зажима поковки в приспособу оба вместе могут быть опущены в охл.жидкость,для уравновешивания их различныхТ.(в индустрии,приспособы снабжены контролируемыми нагревателями....:)

Но да,абсолютно согласен:Рассчитать время по диаграмме,+ эксперименты,Вы-на правильном пути!!!

 

Измерение Температур в закалочной среде это клевая степень контролирования процесса...Поэтому наверно и так распространены соляные ванны,и высоко-Т,для закалки,и низко-Т для отпуска...(отпуск можно делать очень непростой,для различных тех.эффектов,с солями...) 

 

Link to comment
P.S.

 

Кстати,о полукруглом сечении струбцины/зажима:Возможно отковать клещи,с подобными губками.Вынув клинок из жидкости,зажать в kлещи и опустить обратно,крепко сжав,наверно будет быстрее всего...(так-же,губки клещей=меньшей массе,т.е. быстрее уравновешивание температур поковки и зажима).
Link to comment

 

P.S.
 
Кстати,о полукруглом сечении струбцины/зажима:Возможно отковать клещи,с подобными губками.Вынув клинок из жидкости,зажать в kлещи и опустить обратно,крепко сжав,наверно будет быстрее всего...(так-же,губки клещей=меньшей массе,т.е. быстрее уравновешивание температур поковки и зажима).

 

О, вот это отличная идея! 

Не зря говорят одна голова хорошо, а две еще лучше))

Надо уменьшать массу пресса, чтобы охлаждались одинаково.

Скорость  остывания стали на спокойном воздухе в диапазоне 300-200 град. 1 град. в секунду. 

http://www.reductory.ru/literatura/tekhnologija-uprochnenija-mashinostroiteljnykh-mat-lov/skorostj-okhlajdenija-stali-v-razlichnykh-zakalivajushikh-sredakh.html

Это значит для того, чтобы с 300 градусов охладился до 18 градусов нужно  примерно 5 минут?

Хотя наверное не 5 минут, т.к. ниже 200 градусов будет остывать медленнее. По крайней мере в тисках остывал горздо медленнее 5 минут.

А может достаточный объем стали пресса будет уравновешивать скорость остывания режущей кромки и обуха?

Надо подумать в общем.

 

Потом постараюсь сделать масляную ванну закалочную. 

Большой простор для творчества и это хорошо!)

Link to comment
Я не совсем уверен почему дифференциал нагрева кромки и тела клинка имеет особое значение,ибо если попадает под давление зажима в Аус.состоянии,т.е.не хрупким еще...Но...действительно не знаю...

 

Соли это кошмар,но не-невозможно...Хорошо иметь доступ к сварке нержи(контейнер должен быть нерж.)Двойные стенки,и хорошо регулируемый пропан или нихром спираль для эл.нагрева+реостат,между этими двойными стенками.Термо-изоляция вокруг целого.Сами соли дело простое,думаю у вас там их легко и отн. дешево купить...

 


Замечательный простор для творчества!:)

 

Link to comment

 

Я не совсем уверен почему дифференциал нагрева кромки и тела клинка имеет особое значение,ибо если попадает под давление зажима в Аус.состоянии,т.е.не хрупким еще...Но...действительно не знаю...
 

Кромка спуска должен попасть в диапазон когда все еще достаточно высок % аустенита. 

Если попал то не трескается. А если слишком быстро охладится например при затягивании холодным прессом, то лопается аккурат по спускам.

При тонком сведении на мой взгляд широкие долы у спусков желательно выглаживать.

Если спуск равномерной толщины по всей длине и не слишком тонкий, то калится хорошо. 

Один раз на участке где было слишком тонко, нож не закалился как следует. Но вокруг этого участка калился хорошо.

Желательно внимательно надо следить за равномерностью толщины спусков. Поэтому перед закалкой надо шлифовать на наждаке.

Link to comment
Спасибо,Алексей,теперь все начинает становится на свои места,...(конечно-же,поковка ох как не любит резких перемен в сечении...даже крупных царапин,и т.п.Вообще очень благодарен за этот шанс снова занятся теорией ТМО,да и еще столько нового узнать...Круто!:)
Link to comment
Там один дядька вставил ТТТ диаграмму для 1095 из справочника термиста,и на ней чой-то необычно высокая Т каления...Я переспросил,но он говорит что в справочнике(а это надежный ресурс)их там две,диаграммы для 1095,и обе похожи,и обе-весьма выше нежели я думал....

 


 

Пост #11
Link to comment

Там один дядька вставил ТТТ диаграмму для 1095 из справочника термиста,и на ней чой-то необычно высокая Т каления...Я переспросил,но он говорит что в справочнике(а это надежный ресурс)их там две,диаграммы для 1095,и обе похожи,и обе-весьма выше нежели я думал....

 

http://www.bladesmithsforum.com/index.php?showtopic=33776&do=findComment&comment=328361

 

Пост #11

Это закалка на относительно большой номер зерна N4-5.

Или на кратковременный нагрев без выдержки.

Чем выше температура, тем короче выдержка нагрева под закалку.

Нужно прочитать текст чтобы понять данный график.

Вроде как относительно большой номер зернистости позволяет более агрессивно резать. Но по идее и более хрупкая?

Это очень интересные графики. Вроде как под разные зернистости приведены свои режимы ТО?

Это что за справочник такой интересный и подробный?)

Link to comment

Джеррод появился и сказал что в индустрии все стандартно калится с очень(максимально?)высокой Т.....Номер зернистости наверно слишком высокий.Чем крупнее зерно,тем меньше(по счету)соединений,и ниже % поверхности их,сл,= повышенной хрупкости.

Для ножа,идеал это,на глаз,"бархат" темно-серого цвета,где индивидуальные зерна НЕ различимы невооруженным глазом.

 

Кстати,еслипереборщить с измельчением,то закалка не произойдет;почему-не уверен,но это случается когда многократно пытаешся нормализироивать/закалить,при неудаче первые 2-3 раза.

 

 


Американский военный "ГОСТ" для закалочных солей(военная тайна!:)

 

 MIL-S-10699A    

 

CLASS 3     1150-1700F                              45-55% KCl     45-55%Na2CO3                           melts  1040-1090F

 

CLASS 4     1100-1650F    15-25% NaCl     30-32% KCl     50-60% BaCl2                              melts   1040-1070F 

 

CLASS 4A   1030-1400F    10-15% NaCl     25-30% KCl     40-45% BaCl2    15-20% CaCl2      melts    925-975F

 

CLASS 5     1300-1650F     40-60% NaCl    40-60% KCl                                                          melts   1200-1250F

 

CLASS 6     1650-2000F                              5-15%  KCl     85-95% BaCl2                               melts   1400-1550F

 

CLASS 8     1650-2350F      3-7%  NaCl                             93-97% BaCl2                               melts   1525-1575F
Link to comment

Привет, Jake!

Сегодня не получилось закалить в масле на более низкой температуре 800 градусов. Это несмотря на выдержку 2 минуты. Как то странно. Наверное не зря такие высокие температуры на графиках ТТТ. По составу вроде ничем особым от наших У не отличаются. Одна попытка конечно не считается, день может такой был неблагоприятный, или может температура масла была низковатой, не обратил внимание на начало уравновешения температуры, в общем надо будет посмотреть, очень интересно!)

Ранее калил без проблем на 815 градусов. При отпуске на 250 градусов показывает отличную упругость и зерно небольшое. Делаю видео закалки.

Я обратил внимание, что вышеприведенные графики ТТТ стали 1095 сделаны с разным содержанием углерода. 

Надо попробовать еще закалить на 810 градусов, узнать на какой минимальной температуре калится)

Тогда будет более менее понятна содержание углерода?

Link to comment

Очень интересно!

Сталь 1095

Углерод 0,89%, закалка от 885 град = зерно 4-5

С 1,13%, закалка от 910 град = зерно 7-8

Мне кажется эти графики ТТТ показывают зависимость температуры закалки от углерода и их влияния на итоговую зернистость.

Теоретически можно нарисовать график зависимост зернистости от способности к калениюпо мере увеличения углерода.

Завтра скину видео про закалку 1095, почти сделал

Link to comment

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.