Jump to content

Дестреза


Recommended Posts

Источник - http://bladebrothers.narod.ru/destreza.htm

 

Дестреза

 

Чем является эта мифическая La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо? Ответ так же запутан, как и ее форма, поэтому давайте начнем с самого начала...

 

Современные знания о Дестрезе прежде всего основаны на учебнике "Academie de L'Espree" Girard'a Tibault'a, изданного в 1628 году, который создал свое дело на основе более старых руководств - Jeronimo Caranza (De La filosofia de las Armes - 1583) и Luis Navarez (Libro de las Grandezas de la Espada - 1600), причем, что интересно, сам француз был чистым теоретиком, но достаточно верно объединил упомянутые руководства в логическое целое.

 

В целом, Дестреза не только учит стилям, формам и видам боя, но и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему мы делаем именно так, а не иначе.

 

При внимательном рассмотрении становится ясно, что Дестреза абсолютно отличается от стилей, которым учили во Франции или Италии. Повсеместно используемая в те времена атака, т.е. действие из глубокого выпада (pass step), практически не позволяет выполнить следующий шаг в сторону противника, а если и удается это сделать, то с нарушением равновесия и разрывом ритма.

 

Например, итальянцы делали акцент на отвод оружия противника с линии атаки и немедленную контратаку с глубоким выпадом, регулируя дистанцию атаки скорее наклоном туловища и вытягиванием руки, чем дополнительным шагом.

 

Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.

 

У каждого фехтовальщика свои физические возможности (рост), а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, в тем лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих "магических кругов" приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников итальянской школы, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.

 

Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в "свободной", не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего драгоценного тела - рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.

 

Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.

 

С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. "Atajo"). Основой мастерства было "Taco" - чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта (что-то похожее на немедленную расшифровку "telegraphic movements").

 

Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выводение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.

 

Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, - "снайперов" или контратакующих, затягивающих в свою оброну или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.

 

Интересно, что все это несколько припоминает книгу Миямото Мусаси "Горин-но се", только "Пять колец" были написаны, когда мастеру было уже под 60 (1643?), а к этому времени японцы контактировали с испанцами уже почти восемьдесят лет.

 

В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например "Испанский поцелуй" - рассечь кончик носа или губу противника).

 

Из всего этого напрашивается вывод, что La Destreza - это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.

 

Подробнее - "Декстреза. Круг и крест"

 

http://www.topsword.ru/resources/articles/articles_36.html

post-15026-0-80728500-1480220143_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.