Алексей Б.
Участник-
Публикаций
38 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Информация
-
Город
Краматорск-Харьков
-
Имя
Алексей
Посетители профиля
498 просмотров профиля
Достижения Алексей Б.
5
Репутация
-
Я не имею опыта использования деревянных чашек и прочей посуды(не учитывая ложек). Есть только опыт визуальный-всю деревянную посуду в музеях и на барахолках стараюсь максимально рассмотреть по возможности: какая древесина использовалась, какое расположение волокон, чем покрыто, в каких условиях эксплуатировалось, их возраст. Итак: деревянные корыта, ковши, ступки, чаши-зачастую в больших и малых трещинах, дерево дуб, ясень, клён, берёза. Есть у меня страсть к "породистым" рубаночным железкам-колодки рубанков сарайного хранения так-же имеют трещинки, а это предметы находящиеся не в такой агрессивной среде как посуда. Вывод "народным" методом изготовления невозможно добиться 100% вероятности устойчивости изделия к растрескиванию. Но повысить этот процент можно: глубокая продолжительная пропитка с долгой полимеризацией, бережное использование(мыть наверное можно но без фанатизма). Из современных методов-стабилизированная древесина, но не уверен в безопасности для здоровья. Свою куксу после шлифовки и покрытия морилкой держал над паром минут 10, что-бы морилка поглубже проникла и проявила структуру, заодно поднять ворс. Когда вырежу следующую-перед шлифовкой залью кипятком-если треснет то сразу, а не у заказчика. Всем, кто получает мои изделия, сразу предупреждаю-что-бы не молчали в случае поломок, говорю что дерево не металл-может и сломаться-это бывает, но и в сервант не люблю когда ставят.
-
Есть несколько факторов влияющих на растрескивание. Дерево имеет природную "напряжённость", которая стремится "выровнять-распрямить" древесину вследствии удаления части волокон. Дуб тому яркий пример-с ним опытные столяры не желают иметь дело, даже если он правильной сушки.Выход-изделие располагать так в заготовке, что-бы компенсировать будущие напряжения. Всякие "косослои" тоже повышают вероятность растрескивания, но будучи высушенными и уцелевшими - проявляют необычайную прочность и долговечность. Пример: курительные трубки из корневых частей фруктовых деревьев, коньки домов и форштевни лодок из комлевых частей ели(но она эластичнее чем подходящий нам материал). Выход - слои "косослоя" должны быть плотными и как можно мельче, изделие должно вписаться в форму слоёв, продолжительная сушка. Время заготовки материала. Об этом написано достаточно много. Этот фактор взаимосвязан с местом хранения материала. Пример: если вы срезали ранней осенью заготовку(много сока) и занесли её в дом а потом ударили морозы и было включено отопление(воздух становится сухим), заготовка начинает "играть", вероятность растрескивания значительно повышается. Выход-избегать резких переходов температуры и влажности, заготовки промазывать клеем что-бы сок не выходил быстро торцами, варить и сушить, не давая опять набрать влагу. Сыроватую заготовку в процессе работы закапывать в её-же стружку, когда не режете-это предотвратит от быстрого высыхания и растрескивания. Ну и географический фактор и климат тоже нужно учитывать, когда читаются общие рекомендации. В. Фёдоров(оружейник, исследователь оружейной темы, автор первого русского "автомата") в труде о холодном оружии писал, что ножны шашек делаются из твёрдых пород древесины, в том числе и из сосны. Ответ на такое утверждение кроется в происхождении и возрасте древесины. Одна и та-же порода в разном климате имеет разную структуру. Если зимы длинные, а лето холодное-то годичные слои плотнее вследствие малого прироста тела(но и большая напряжённость), если климат мягкий-дерево растёт быстро, но волокна более рыхлые(напряжённость меньше, но и крепость такого дерева не на высоте.) Пример: на лесоповале считал годичные кольца сосны-примерно 200-250 лет, диаметр 600-800 мм, в другом месте видал сосны 50-70 лет, в диаметре 500-600 мм.(считал с целью определить возраст леса-потенциальность находок с металлодетектором) Вывод: в каждом частном случае нужно учитывать конкретные факторы, присущие данной ситуации, общего рецепта нет. Ну и главный совет-терпение. Сушите долго и больших массивах. Что-то трескается, но выбрать всегда есть из чего.
-
А трескаются у вас каповые или прямослойные? Протекают из-за чего-сильно тонкие стенки и поры открываются или трещины.
-
Сушил месяцев 7(заготавливал осенью 2015), резал до полуготовности, в процессе хранил в опилках, как достиг примерной формы-перерыв сделал с конца мая до сейчас, просто лежала в квартире без опилок. Не варил. Насчёт треснет-предполагаю с вероятностью 10-20%, если в лютый мороз плеснуть кипяточку. Проверить пока не смогу-ушла на подарок, но человека предупредил, что-бы не жалел - общественности важны результаты эксплуатации.
-
Вот завершение проекта http://rusknife.com/topic/10104-кукса/?p=610756 Данные для интересующихся - 3-4 человеко-дня вырезание(много занял поиск формы). снаружи применял самодельный микро-рубаночек в разных направлениях(очень удачно прострагивать именно свили-капы), косой нож, радиусные стамески для рукояти. Коловорот "пежо"(без него не так аутентично :)), стамески, клюкарзы, ложкорез - внури. Шлифовка и немного напильника - 3 часа максимум. Внутрянку помог вышлифовать теннисный мяч, обёрнутый наждачкой. Так что, реально при наличии примитивных инструментов и подходящего материала-вполне доступно сделать годную вещь "на коленке". С инкрустацией не стал заморачиваться, ибо не пробовал технологию "скримшо". В общем кап, самоваренная "чага", льнянка, воск.
-
Я вас понял, но в основном свои работы не документирую(фотки делаю только, что-бы заказчик был уверен, что товар существует). Пока пилю лобзиком - пыльно, когда режу стамесками-вникну сильно :rolleyes: , когда вспомню, что можно сфоткакть какой-то этап - уже и вырезал. Как будет что-то интересное, обязательно покажу. Так-то кукса для меня пока зверь более загадочный, чем ложки, поэтому и изучаю. :rolleyes:
-
Суть фоток не в ложках а в их материале, а именно в липе. Эту породу, думаю, можно рассматривать как альтернативу для изготовления куксы, с поправкой на толщИны, ибо липа не такая твёрдая как карелка или кап, но зато весьма предсказуема в изменении влажности и температурах. Повторюсь, делаю ложки из доски(40-50мм), которая пилится на пилораме из сырого ствола и складывается неаккуратными штабелями под навесом. Сколько она там лежала, пока я её не купил- не знаю, но по ощущениям довольно высохшая. Может кто не знает, на мелких пилорамах можно договориться, что бы когда привезут свежий лес - пильнули центральную доску(радиального распила) толщиной, скажем, 120мм, для куксы должно хватить с головой, конечно может кому-то дороговато выйдет, учитывая 30-60% отхода из-за сердцевины и обрезков, зато материал будет приемлемого качества, да и все пороки будет видно. Про влажность уже написал, а баклуши-ли - скорее да, только классически они делаются топором и более грубые, а я ускоряюсь-пилю электролобзиком, крупной пилкой с дополнительными зубчиками с обратной стороны(когда крутой поворот-задние зубчики тоже участвуют в резе и пилка не горит). Думаю и кукусу можно извернуться и пильнуть электролобзиком, если прикупить длинную пилку. Мне пока куксу приятнее резать полностью вручную стамесками, ибо ещё не чувствую форму, да и сама сувель и кап заставляет изменять начальный эскиз в процессе работы(если вскрываются неустраняемые пороки-гниль, каверны, трещины)
-
-
Я режу ложки из липы постоянно, дарю друзьям, слежу за "жизнью" своих изделий около 3-х лет. Все в работе, в серванте не лежат. Делаю из купленной сухой доски. Толщина стенок 2.5-3мм. Сами по себе не трескаются. Есть конечно слабое место у ложек-это шейка, переход от черпала к ручке, но я научился обходить эту проблему. Мои соображения по поводу предупреждения трещин на куксах-резать медленно, в перерывах работы закапывать в их-же стружку, материал брать по возможности сухой, вылежавшийся. Первую резал из груши, которая была сыровата-когда высверливал "мясо"-очень чувствовалось. Резал медленно, когда достиг припусков около 3-мм ко всем размерам(толщина стенки была 8мм, а по проекту-5мм)-остановился на пол-года для досушки, и подумать над окончательной формой. Дальше посмотрим.
-
Вот и у меня сложились все факторы для изготовления куксы. Недосушеный(7 месяцев) кап клёна ясенелистного. Пилил, рубил, режу. В промежутках работы закапываю в стружку. Электричество для обработки ещё не применял.
-
Есть и у меня два таких изделия, но не пойму я их специфику работы, от того и лежат они в забытии и без ручек :rolleyes: Может кто поделится соображениями для чего они годятся?
- 230 ответов
-
Фотка покойного Петра Федоряки. Успел только у него спросить как закругление придаёт лезвию.
- 230 ответов
-
Делаю ложки из липы. Толщина 2-5 мм. Ничего не трескается само по себе. Пару раз ломались носики(передняя часть черпала) - от интенсивного мешания пригоревшей зажарки. Делал куксочку-пошла трещинами, думаю из-за сырого материала. Тонкие стенки в куксе достигаются "правильным" материалом-сухая заготовка+качественный кап. Много раз обращал внимание на спиленные доски с попавшими на них капом и сувелью-рвёт именно там. Видимо надо правильно сушить. Сделал куксу из сырого-остановись, не спеши утончать стенки, в пакет+газеты и чаще менять, что-бы не пошли плесенью...Всё это моё мнение, к сожалению опыта не накопил в куксостроении ибо нет материала, в отличии от ложек. В бане трескается по причине пересыхания. Как говорят про бочки-они должны работать всегда. Либо только сухие продукты хранить либо-только мокрые. От пересыхания бочки начинают течь. Так-же и с ковшами и с натуральными палубами на морских судах-нужно не допускать пересыхания. Частично помогает глубокая пропитка, которая не пускает влагу в глубину древесины.
-
Мне обному видится рубаночек на фотке с "алеутом"? Ещё на снимке видна стружка, предположительно от тесла, она не похожая на привычную при мелком съёме, больше походит на щепу-т.е. теслом оператор не подчищал, а снимал сразу серьёзный объём. Ещё вижу ножичек немного сзади на земле. Подсознательно искал якута, но нож с оковкой, а сечение лезвия не понятно. Вот бы узнать что за деталь он делает и из какого дерева. Наверное этого уже не узнает никто.
- 230 ответов
-
Да, скорее всего. Дамаск для меня не только красивый рисунок, а и сама технология изготовления стали из кричного железа(рафинирование-равномерное распределение углерода методом многократного сваривания заготовки). Конечно если продавать топор с вварным клином и говорить на него дамассковый, то это будет неправильно и нечестно по отношению к покупателю.