Giacomo 3,039 Report post #1 Posted June 4, 2018 Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный.Как сына ты его благословиИ осени вершиной белоснежной;От юных лет к тебе мечты моиПрикованы судьбою неизбежной,На севере, в стране тебе чужой,Я сердцем твой – всегда и всюду твой. М.Ю. Лермонтов. Так уж повелось в России, что там, где строилась железная дорога, там не обходилось без заключенных. Ну или крепостных. Был правда эпизод, когда Павка Корчагин строил узкоколейку, чтобы спасти замерзающий Киев. Но это другая история. Апшеронская узкоколейная железная дорога - крупнейшая горная узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР. Строилась и использовалась в основном для вывоза леса, использовалась также как пассажирская. Управление дороги находится в Апшеронске (Краснодарский край). Ширина колеи: 750 мм. Дата открытия первого участка: 1927 год. Приблизительно в это же время строился участок дороги от х. Гуамка, до п. Мезмай. Дорога уперлась в непроходимое ущелье с отвесными стенами, по дну которого протекала река Курджипс. В абсолютно вертикальной стене ущелья заключенные вручную начали прорубать «балкон» по которому и прошел четырехкилометровый участок дороги. Механизации не было никакой, шурфились вручную, рвали породу динамитом, вручную же сбрасывали породу в реку. Так или иначе дорога была построена. На сегодня дорога разбита на несколько отдельных участков, которые не сообщаются между собой. По основным участкам имеет место перевозка леса, а так же пассажирское (!!!) сообщение между удаленными населенными пунктами ибо автомобильного сообщения между ними нет. Участок дороги между х. Гуамка и п. Мезмай работал до начала 90-х годов и как туристический объект был закрыт. Вход и выход из ущелья охранялись, посторонним вход был запрещен. Когда идет грузовой состав, то на некоторых участках перегона разминуться с составом можно только вжавшись в стену и глубоко выдохнув, либо балансируя на обрывчике в десяток метров глубиной, где внизу грохочет Курджипс. Пара стареньких фото. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #2 Posted June 4, 2018 (edited) Начинаем поход от разрушенной и заброшенной станции «Гуамка». Edited June 5, 2018 by Giacomo 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #3 Posted June 4, 2018 В настоящее время ущелье является туристическим объектом, по нему бегает тепловозик , возит туристов, а также бегают мотодрезины, перевозящие грузы. Прямого сообщения с п. Мезмай нет. В 2011 году оползень снес несколько сот метров пути и фактически железнодорожное сообщение от х. Гуамка осуществляется на участке всего около двух с небольшим километров в глубь ущелья, где есть кафешка. Дальше только своим пешком. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #4 Posted June 4, 2018 Пандора и Старлайн отдыхают. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #5 Posted June 4, 2018 На входе в ущелье в качестве экспоната стоит старенький снегоочиститель плужного типа. Чтобы отбрасывать снег хотя бы на три метра, он должен нестись со скоростью около 25 км/ч. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #6 Posted June 4, 2018 Такой же вот летел, да не вписался в поворот. Вылетел с колеи. Поднимать не стали. Срезали, что было возможно. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #7 Posted June 4, 2018 Пассажирский состав в пути. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #8 Posted June 4, 2018 Само ущелье. За четыре с лишним километра собственно ущелья железная дорога поднимается на 80 метров. Если в начале пути речка - вот она, в конце ущелья - подойдешь к краю, глянешь вниз - етить/колотить. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #9 Posted June 4, 2018 Эхо войны. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #10 Posted June 4, 2018 (edited) Вышли из Гуамского ущелья, пошли дальше по шпалам в направлении поселка Мезмай. В результате оползня часть железнодорожного полотна вообще исчезла, часть повисла в воздухе. Edited June 4, 2018 by Giacomo 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #11 Posted June 4, 2018 По шпалам дошли до станции "Мезмай". Мда. Видать лупили "калибрами". 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #12 Posted June 4, 2018 (edited) Сам поселок Мезмай являет собой мекку всякого больного на голову народа. Якобы неподалеку когда-то упал метеорит. Как следствие, в месте падения пересеклись силовые линии различных полей. Народ приезжает чистить карму с чакрой, курить траву, камлает, играет на варганах. Да и просто бухает, чего уж там, будем говорить прямо. Очень много настоящих бродяг-путешественников, бредущих группами и по одиночке через поселок из одних уголков Кавказа в другие. Edited June 5, 2018 by Giacomo 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #13 Posted June 4, 2018 (edited) Много миллионов лет назад на месте поселка Мезмай было горное озеро. Ранее устойчивого автомобильного сообщения у поселка с большой землей не было. Только по узкоколейке, которой теперь нет. Недавно построили новую автомобильную дорогу, которая несомненно придаст мощный импульс развитию туристической индустрии в поселке. На майские праздники плотность автомобилей была сравнима с улицами средней руки мегаполиса в часы пик. Вид на поселок Мезмай с высоты птичьего полета. На горизонте Лагонакский хребет. Edited June 4, 2018 by Giacomo 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #14 Posted June 4, 2018 Одной из достопримечательностей поселка является так называемая Орлиная полка. На приличной высоте природа выветрила часть породы из пирога, образовав балкон или полку. К одной из них, самой большой есть тропа. Тропа такая, нехилая, местами градусов 35. Пока поднялся, пару килограмм долой. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #15 Posted June 4, 2018 Полка. Общая высота около 1000 м., подъем от поселка - около 300 м. С малыми детьми и слабоподготовленным лучше воздержаться от подъема. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #16 Posted June 4, 2018 Уходим. Были выходные перед майскими праздниками, количество народу на полке превзошло самые смелые ожидания. Очереди на фотосессию пришлось ждать минут двадцать. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #17 Posted June 4, 2018 Помимо всего прочего в Мезмае ранее имело место быть экопоселение "Завадова Поляна" или "Поляна Глюк". Мужик организовал из своей усадьбы лагерь-не лагерь, кемпинг-не кемпинг. Деревянные бунгало с минимумом удобств, но и найм-копейки. Плюс огромная поляна, на которой вообще становись палаткой за так. Проводились фестивали бардовской песни, да и просто собирался веселый народ без всяких фестивалей. Несколько лет назад поселение сгорело. Уцелело немного. Восстанавливать не стали, но на полянах по-прежнему уже с конца апреля огибается музыкальный и околобардовский контингент в количестве. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #18 Posted June 4, 2018 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #19 Posted June 4, 2018 Просто фото с маршрутов. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #20 Posted June 4, 2018 Вид на х. Гуамка с высоты птичьего полета. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #21 Posted June 4, 2018 Гуамка. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
talvisotыч 1,477 Report post #22 Posted June 4, 2018 СПАСИБО за обзор почитал посмотрел с удовольствием.Будем иметь ввиду 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #23 Posted June 4, 2018 А вот и противоположный конец узкоколейки. Раньше она шла дальше в Адыгею. Но сегодня это конец пути. Дальше нет ничего. Нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет. Ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #24 Posted June 4, 2018 Вот так я провел этих майских праздников. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Turbo4x4 6,446 Report post #25 Posted June 4, 2018 Спасибо большое, Саша- с удовольствием почитал и почерпнул для себя много нового! Не только Фломская железная дорога крута, есть и у нас свои жемчужины железнодорожной истории! 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #26 Posted June 4, 2018 В выходные и праздничные дни людей в ущелье не пускают. Ходит пассажирский состав, небезопасно. Езжай на поезде. В будние дни иди - обходись. Бегает только грузовя дрезинка. А народу бывает - нормально. И вот где-то в середине между ж.д. станциями захотелось отдыхающему до ветру. А все! С одной стороны скала, с другой стороны обрыв. Ширина балкона метра 4. А где и поменьше. Никакх кустиков. И народу, как муравьев. Из кадра не выгнать. Выкручивайся как знаешь. Правда на станции, до которой ходит состав, есть ватер клозет. Назад 2 км. Вперед тоже немало. Беги, придерживая порты. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
climbing 1,849 Report post #27 Posted June 4, 2018 Хороший обзор, спасибо. Это скалолазный район, но не бывал. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #28 Posted June 4, 2018 На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке. 16 минут назад, climbing сказал: Это скалолазный район 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
climbing 1,849 Report post #29 Posted June 4, 2018 15 минут назад, Giacomo сказал: На стороне ущелья, противоположной той, где проложена узкоколейка, мраморная табличка на гранитной табличке. В смысле, погиб кто то? Бывает. 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Giacomo 3,039 Report post #30 Posted June 4, 2018 (edited) Есть и плохие новости. К зимней олимпиаде в Сочи завезли посадочный материал вечнозеленых из Европы. А вместе с ним завезли бабочку-огневку. Куда смотрел фитосанитарный контроль? Расстрелять! Когда кинулись, еще можно было все поправить. Но! Практически весь самшит находится в особо охраняемых природных территориях. Использование инсектицидов и прочей химии категорически запрещено законом. Пока думали что делать, как вывернуться, бабочка-огневка быстро и качественно схавала весь самшит на ЧПК. В субтропиках она давала потомство четыре раза в год. Год-другой ей понадобилось, чтобы перелететь Главный Кавказский хребет и начать хавать самшит с другой стороны. Бабочка не нашенская, европейская, содержит в себе ядовитые алкалоиды, поэтому естественных врагов -энтомофагов здесь у нее не нашлось. А можно было сразу, еще в Сочи спрыснуть насаждения химией, а потом запустить естественного врага бабочки огневки - какую-то там мушку, которая откладывает яйца в личинки бабочки. Но увы. На сегодня речь о спасении самшита на Кавказе не идет. Поздно. Спасать уже нечего. Речь идет только о сохранении вида. Edited June 4, 2018 by Giacomo 0 Quote Share this post Link to post Share on other sites