Jump to content
Timir

Гравировка по старинному финскому методу

Recommended Posts

Камрады! 

А как делали надписи на финках старые финские мастера травлением? Видел в ютубе ролик где мастер писал чем то и потом чем то мазал (вроде кислотой?) и рисунок здорово проявлялся. Хочу освоить этот метод) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Присоединяюсь к вопросу.

Чем то типа дремеля сомнительно наверное...углеродка же.  Поиск не выдал ничего познавательного.

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если быстро, то так: Окунаем в теплый пчелиный воск. Клинок прогревается, вынимаем. Остаётся тонкий слой на клинке. Царапаем, что нужно. Проходимся кислотой, больше в ходу Хлорное железо. Зависит от кислоты по времени. Смываем водой, очищаем воск. Техника старая Офорт. https://ru.wikipedia.org/wiki/Офорт или Селективное травление https://ru.wikipedia.org/wiki/Селективное_травление

 

Второй вариант например лаком для ногтей наносим рисунок и травим в хлорном железе клинок. Получаем выступающий рисунок. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот рецепт от уважаемого Чечако:

Цитата

Для художественного травления очень хорош слегка разведенный уайтспиритом кузбасслак. Нанести тонким слоем на обезжиренную поверхность, когда подсохнет, хорошо закоптить. Я коптил свернутой в жгут тряпкой, смоченной подсолнечным маслом. Получается черная матовая поверхность, по которой хорошо наносится рисунок, процарапывается иглами разной толщины. Этот способ нашел на форуме граверов, так делают офорты.

Цитата

/ Николаич, а зачем коптить? Кузбасслак вроде и так черный. /

Он черный, но блестящий. После копчения становится матовый, даже тончайшие штрихи иглой хорошо видны. Причем копоть въедается в лак, как бы армируя его, и не пачкается практически.

Цитата

/Знаю только битумный лак. А где можно приобрести кузбасслак?/

Так это он и есть. Под разными названиями в лакокрасочных отделах.

 

Edited by Andrzej

Share this post


Link to post
Share on other sites

Блин...охренительное видео. Минимум инструмента, все простое, если не сказать допотопное, никаких новомодных технологий, гриндеров, скотч-брайтов и алмазных паст, НО...опыт в каждом движении творит чудеса. Всечка кусочкам латуни и забиванием напильником вогнала в ступор. Но результат...!!!

Лёха, спасибо...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот про это видео и говорил. Всем спасибо за помощь! 

Edited by Timir

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Vik1966 сказал:

Сколько пробовал, так и не получилось.. 

Почему? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все наносимое-воски, лаки, краски не давали такого пластичного слоя на котором получалось писать. Получалось коряво очень. Или крошилось покрытие или тянулось, как сказать?... И края линии были все в лохмотьях. Сейчас бы попробовал греть, как Sissi написал. Но есть сомнения, что и в данном случае воск будет крошиться на крае линии. Нужен своего рода пластификатор в воск. Это моё мнение, можно не обращать внимания. Прописью написать на бумаге ручкой нужна хорошая калиграфия а по воску и т. п сноровка ещё. 

Edited by Vik1966

Share this post


Link to post
Share on other sites

Виктор, обычная краска из баллончика гарантированно "держит" ХЖ и пишется-рисуется по ней нормально, хоть бором, хоть иглой. 

Пробовал всякую хрень рисовать - хорошо получается, только таланта к рисованию нет...и почерк как у курицы:(

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, gkeu сказал:

Виктор, обычная краска из баллончика гарантированно "держит" ХЖ и пишется-рисуется по ней нормально, хоть бором, хоть иглой. 

Пробовал всякую хрень рисовать - хорошо получается, только таланта к рисованию нет...и почерк как у курицы:(

Но ХЖ думаю не даст такого глубокого рисунка? Или надо набраться терпения и ждать сутки и больше? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Электролиз сильнее выжжет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Азотка наверное получше будет чем ХЖ? Как то не совсем понятно как проявляется рисунок. Четко ли будет видно и прочее. Будет интересный эксперимент) 

Edited by Timir

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Vik1966 сказал:

Но ХЖ думаю не даст такого глубокого рисунка? Или надо набраться терпения и ждать сутки и больше? 

o.O?...Смотря как разведено. За 10-20 минут травится на рельеф запросто. Причем рельеф за это время около 0.5мм. Для надписи вполне достаточно, углеродка же...По нерже, да...подольше нужно.

На фото сталь 8Х6НФТ.

post-5925-0-91554800-1420218499_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Та я травил хж не раз.  Надпись кто сделает, покажите.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 24.03.2018 в 18:43, Timir сказал:

Азотка наверное получше будет чем ХЖ? Как то не совсем понятно как проявляется рисунок. Четко ли будет видно и прочее. Будет интересный эксперимент) 

Не факт, что получше, но ХЖ доступнее и безопаснее точно. Видно будет четко...

IMG_4087.jpg

IMG_4089.jpg

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites

В справочнике кустаря Бродерсена 30 годов  примерно ,

Описано  про травление и гравирование и покрытие.

Это близко к тем годам. Просто он собрал все в кучу

 

Хорошее покрытие можно приготовить следующим образом: расплавляют 1 асфальта и 2 мастики, перемешивают смесь и прибавляют к ней 2 белого воска. По охлаждении состав этот формуют в шарики или конусы, которые завертывают в тряпочку из тонкого полотна. Состав наносится на поверхность следующим образом: обрабатываемый предмет подогревают и, слабо надавливая на поверхность, водят по ней равномерно массой, завернутой в тряпочку; при этом состав тает и просачивается сквозь тряпку, покрывая тонким слоем натираемую поверхность. Когда это покрытие затвердеет, его покрывают возможно тонким слоем свинцовых белил, мелко растертых и растворенных в гуммиарабике. Затем, при помощи копировальной бумаги, переводят на белую поверхность требуемый рисунок или надпись. Все места, которые требуется вытравить, проскабливают после этого до поверхности металла. Тонкой и острой гравировальной иголкой можно воспроизвести даже тончайшую тушовку рисунка.Если желают протравить простую фигуру или надпись, то предохранительное покрытие можно разбавить какой-нибудь жидкостью, например, скипидаром, до консистенции густой масляной краски. По такому покрытию можно воспроизвести требуемый рисунок от руки иглой или даже стальным пером. При нанесении предохранительного покрытия необходимо следить за тем, чтобы металлическая поверхность была совершенно суха, иначе покрытие местами плохо пристает, а кислота может проникнуть тогда до металла и протравить места, которые должны остаться нетронутыми. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сам раньше использовал воск стоматологический, он не ломкий. Писал иглой и травил хлорным железом

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я использовал пчелиный воск и воск от сыра. Травил азотной кислотой (клинок от напильника), наилучшая концентрация - 40%. Пробовал и 20%-й серной и концентрированной соляной - не получается. А вот хлорным железом не попробовал. Хорошо травит постоянный ток (примерно 4-6 В), электролит - примерно 15-20%-й раствор поваренной соли. На фото надпись азотной кислотой, клинок чуть подогревал и мазал воском, он плавился и растекался тонким слоем. Рисовал (писал) половинкой обычного стального пера - очень удобно, как маленьким резцом прорезает плоскую канавку.

 

5ab6c760a0023_P1000986_.thumb.jpg.812c9f20d2ab1eaadb837017a5ab4c5e.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть еще вариант, но более хлопотный. На показанном выше ноже(Путин-Сталин) макнул клинок в битумный лак. Высушил(сохнет моментом) Отнес парням на лазерный плоттер вместе с желаемым рисунком на флешке. Они выжгли на лаке рисунок до металла. Потом уже в ХЖ. Результат порадовал...да же стрелки на часах кремля хорошо различимы.

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересный вариант! А чем, кроме размеров плоттер от обычного принтера отличается, вместо бумаги можно клинки засовывать:)? Или еще мощностью лазера?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мощность.Там СО...слабенький по ваттам.  Пластик, дерево на ура. Металл только "чернит" по большому счету. В глубину почти не прожигает. 

Вот так получается...на максимальной мощности. К сожалению имею доступ  только к такому.

IMG_4788.jpg

Edited by gkeu

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ясно. Подобные надписи лучше (дороже), когда от руки написаны. Пусть коряво, но своим почерком...

Мне вообще больше ручная работа нравится. Правду (например) говорят: "Швейцарские ножи сделаны идеально, но - не греют".

Share this post


Link to post
Share on other sites

И все же  единого мнения по маске так и не сформирвалось? Что же делать?)) Кузбасс лак искать?

Share this post


Link to post
Share on other sites
24.03.2018 в 23:47, Smoky сказал:

Я использовал пчелиный воск и воск от сыра. Травил азотной кислотой (клинок от напильника), наилучшая концентрация - 40%. Пробовал и 20%-й серной и концентрированной соляной - не получается. А вот хлорным железом не попробовал. Хорошо травит постоянный ток (примерно 4-6 В), электролит - примерно 15-20%-й раствор поваренной соли. На фото надпись азотной кислотой, клинок чуть подогревал и мазал воском, он плавился и растекался тонким слоем. Рисовал (писал) половинкой обычного стального пера - очень удобно, как маленьким резцом прорезает плоскую канавку.

 

5ab6c760a0023_P1000986_.thumb.jpg.812c9f20d2ab1eaadb837017a5ab4c5e.jpg

Это ваша финка?  Вы строили?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кузбасс-лак это тоже самое что битумный лак:

456c661b34363688887b7f4b897b678a.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо!  Очень хочется построить нож с травлением) буду искать битумный лак

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну, у меня с возрастом руки в смысле изобразительного искусства стали шибко сильно кривые, однако... а вот кампутерной грамотности не убавилось)

поэтому - высокотехнологичный рецепт таков

Софт, с которым вы дружите+вывод фотошаблона+пленочный фоторезист+уф засветка

собственно, фотошаблон можно и ручками нарисовать уф-плотным чем-нибудь

пленочный резист абсолютно не держит щелочь, довольно-таки устойчив к слабым кислотам, с сильными не пробовал. с "хлоркой" полет был нормальный

клин перед засветкой желательно в том же хж заматировать погружением на несколько секунд, если он был заполирован в зеркало

постоянкой травил в подкисленном лимонкой или чуть подсоленном сульфате железа.почему - не спрашивайте))).  можно и в чистом, просто чуть дольше

упд. фотошаблон выводить позитив/зеркалом, черное на шаблоне на негативном пленочном резисте будет дыркой

если вы живете в большом городе - не изобретайте фотовывод сами. есть куча пре-пресс контор, которые занимаются этим профессионально. на край, обратиться к шелкушникам

Edited by Wild Russian

Share this post


Link to post
Share on other sites
24.12.2019 в 15:45, grabo7 сказал:

Это ваша финка?  Вы строили?

Да, несколько лет назад. Просто попытался в одном ноже разные простые технологии опробовать. Не нравятся мне цифровые...

Не все получилось, напортачил с формой рукояти, но переделывать поленился. Клинок ковал на кухне из напильника☺️.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.