Jump to content
Трофейщик

Технологии, применяемые при изготовления инструмента и оружия

Recommended Posts

Ребята, позволю себе представить краткое описание технологий, применяемых при изготовлении инструмента и различного оружия.

 

 

Воронение — покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии.

Чернение — заполнение углублений смесью серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим прокаливанием. Чрезвычайно популярное украшение металлических поверхностей. В Зап. Европе с XVI в. почти не употребляется, на Востоке и Кавказе используется и по сей день.

Травление — рисунок, получаемый при разъедании металла кислотами, в местах, свободных от защитного покрытия. Узор мог быть углубленным или выпуклым, часто заполнявшимся чернью. Широко травление начало применяться с кон. XV в. обычно для защитного вооружения. В XVI в. Аугсбургские и Нюренбергские мастера добились непревзойденных успехов в изготовлении доспехов, покрытых травлением с позолотой. С XVII в. травление встречается на всем парадном вооружении, в том числе холодном оружии и огнестрельном.

Всечка, врезная инкрустация — зачеканивание проволоки, полосок или фрагментов из мягкого металла (обычно меди, латуни, золота и серебра) в канавки или гнезда, заполировывая до уровня основы или оставляя выпуклый рисунок.

Известная с древнейших времен, требовала большого мастерства, трудоемкости и достаточной толщины основы, обладая большой долговечностью.

Широко применялась и на Востоке, и на Западе, и на защитном вооружении, холодном и огнестрельном оружии.

В ранних мечах викингов надписи производились всечкой железной проволоки в стальную полосу.

Гравировка — нанесение на поверхность изделия рисунка или рельефа при помощи зерцов — штихелей. Существуют несколько способов гравировки: плоскостное, обронное (трехмерное) и под чернение (чернь).

Является древнейшим видом художественной обработки материалов. При плоскостном гравировании рисунок создается неглубокими линиями, при обронном же рисунок был трехмерным. Имелись две разновидности оброна — выпуклый, когда рисунок или рельеф были выше фона (фон углубляется); углубленный, когда рисунок или рельеф ниже фона.

Плоскостную гравировку использовали на предметах, имевших незначительную толщину, — части доспехов, детали механизмов, клинки холодного оружия и части огнестрельного.

Оброн применяли на предметах массивных, имевших большую толщину, когда глубокие линии не влияли на прочность — стволы, части замков, эфесы, иногда клинки.

Гравировку с XVI в. часто совмещали с травлением для облегчения работы и ускорения. Использовали ее совместно и с другими способами украшения изделий — врезкой, инкрустацией, чеканкой. [569]

Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов. Мог применяться и при обработке фона при абронной гравировке. Канфарение применялось и при насечке при подготовке поверхности.

Резьба — обработка специальными резцами, ножами и др. инструментом рельефного орнамента или объемных изображений из дерева, кости, рога, металла и др. материалов. Применялась в основном для украшения лож огнестрельного оружия, эфесов и замков.

Тиснение — нанесение узоров на поверхность изделий из кожи, пергамента и других аналогичных предметов с помощью особых пуансонов. Применялись в производстве колчанов, седел, щитов, пистолетных кобур, ножен и др.

Чеканка — художественная обработка изделий из листового металла при помощи чеканов.

Применялась с древнейших времен вместе с металлургией и ковкой. Использовалась в основном при украшении предметов защитного вооружения, состоящих из металлических пластин. В Западной Европе применялась с нач. XV в. и особых успехов достигла в XVI в. в Германии. Часто совмещалась с золочением, серебрением, гравировкой, травлением и поропением.

Наводка — русское название процесса покрытия металлических предметов драгоценными металлами — золотом и серебром.

Огневое золочение, или серебрение, заключалось в нанесении на специально подготовленную поверхность амальгаммы, состоявшей из раствора драг. металла в ртути с последующим прокаливанием. Механическая наводка включала всечку, при которой металлический узок вбивался в вырезанные желобки и гнезда, и насечку, когда металл набивался прямо на насеченную поверхность. Применяли на всех видах вооружения.

Насечка — механическое покрытие одного металла другим, при котором проволока, полоски и фрагменты из мягкого металла набивали на подготовленную поверхность основы (покрытую бороздками, штрихами и рубчиками), образуя узор или рисунок. Использовалась как упрощенный заменитель всечки, давая возможность выполнять очень тонкие узоры. Известна с древнейших времен, наибольшее развитие получила на Востоке. Применяли на всем разнообразии вооружения — и на пластинах доспеха, и на холодном и огнестрельном оружии. С помощью набивки производили и набивную позолоту, когда пластинку золота набивали на основу — более быстрое, дешевое и безопасное производство, чем огневое золочение, хотя и менее прочное.

Эмаль — украшение металлических предметов, заключавшихся в заполнении углублений на поверхности специальной мастикой, спекавшейся при прокаливании в стеклоподобную цветную массу. Существовали две разновидности эмалирования: выемчатая, когда эмаль заливали в углубления, выполненные в монолите металла; перегородчатая, когда углубления формируются с помощью специальных перегородок из проволоки, ленточек, полосок или филиграни, которые припаивали к основе.

Эмаль чрезвычайно хрупка, поэтому предметы, покрытые эмалью, нельзя применять там, где ожидаются сильные удары. Эмаль применяли при изготовлении парадных предметов вооружения — эфесов, ножен, накладок на кожаные предметы (колчаны, седла и др.) Изготавливались даже полностью эмалированные рыцарские доспехи. Использовали с древнейших времен, на Востоке чаще и с большим разнообразием. [570]

Инкрустация — врезка деталей узора из одного или нескольких материалов в монолит другого. При работе с органическими материалами основы — деревом и костью — имелось громадное разнообразие врезаемых материалов — цветных камней, стекла, древесины, кости, рога и металла и др. Применялось на ложах и прикладах, рукоятках холодного и огнестрельного оружия. При инкрустации металла металлом этот процесс называли по-разному — и таушировкой, и всечкой.

Булат — литая сталь, в которой в результате кристаллизации, проковки и полировки появляются естественные характерные узоры. Обладала непревзойденными режущими качествами, секреты ее изготовления были утеряны и частично восстановлены русским металлургом Аносовым в первой трети XIX в. Название «булат» произошло от персидского «пулад» (сталь) и используется только у славяноязычных народов. За рубежом часто не разделяют булат и дамаск, все вместе проводя под термином дамаск.

Происходит из Индии. Известен с древности и производился до XVIII в. Все оружие и доспехи, независимо от места изготовления, производились из заготовок — вутца, привозимого из Индии. Стоимость булатных предметов была необычно высока, что привело к попыткам изготовления оружия из искусственного булата — дамаска.

Дамаск — многократно прокованная сталь из железных и стальных прутков, перекрученных, сложенных несколько раз. Являлась попыткой искусственно получить имитацию булатной стали, поэтому и называется искусственным булатом или дамаском.

Центром изготовления оружия из дамаскостони был город Дамаск в Сирии. Там же производили и имитацию булата. Поэтому за рубежом часто не делают различия между этими металлами, все именуя дамаском (иногда выделяя искусственный дамаск, что соответствует нашему дамаску, в то время когда натуральный дамаск соответствует булату).

Используемый в основном для клинков, с XVIII в. Дамаск стал излюбленным материалом для заказных стволов в Зап. Европе и на Руси. Это привело к производству имитаций дамасскового узора на стволах с помощью гравировки или травления — ложный дамаск.

Клинки японского оружия изготавливали из стали, аналогичной дамасской.

 

 

Надеюсь, кому-то будет познавательно, а для кого-то пригодится для быстрого определения и описания особенностей предметов. 

 

Информация с сайта http://annales.info/evrope/behaym/behaym23.htm (В. Бехайм. Энциклопедия оружия), где так же имеется краткое описание инструментов и оружия 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большой бизнес - дамаск

 

"Прошло почти 40 лет с выставки Knifmaker’s Guild Show 1973 года, когда член Зала Славы Blade Magazine Билл Моран возродил интерес к почти исчезнувшему искусству ковки клинков из дамасской стали. С тех пор энтузиасты в производстве ножей стали свидетелями того, как смешивание видов стали преобразовалось во множество различных типов, включая нержавеющие, мозаичные и множество других.

Возрастающий интерес сопровождался повышающимся спросом, как на мастеров, так и на компании по производству ножей из дамасской стали.

Это, в свою очередь, привело к тому, что некоторые компании и предприниматели считали своей целью, чаще всего единственной, заниматься поставкой стали типа “дамаск” другим компаниям.

Вот один из конкретных примеров: вся сталь, произведённая фирмой Alabama Damascus Steel & Cutlery, куётся в Джэксонвилле, штат Алабама, в здании, построенном в 1890 году, которое изначально было хлопкопрядильной фабрикой. Ее владелец, Брэд Вайс, проработал 25 лет фрезеровщиком на Бирмингемском заводе. После травмы спины он научился производству дамаска и в тоже время основал Alabama Damascus.

%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%

«Те, кто обучался на Паркер-Эдвардс, где серийно производили дамасскую сталь, все ещё работают здесь» - говорит Вайс. «Если сложить вместе весь опыт наших работников по производству дамасской стали, мы получим 150 лет». Завод оснащён девятью воздушными молотами и прессом, но Вайс всё же предпочитает в работе воздушные молоты. Те воздушные молоты, которые чаще всего используются на Alabama Damascus, имеют мощность 10650 фут/фунтов и производят 120 ударов в минуту.

Компания использует стальные блоки типа 5160, 52100, 203Е и 15N20 для производства высококонтрастной дамасской стали, а также часто использует для создания сплава списанные ленточные пилы с крупных лесопилок Джорджии.

«Мы придумали смесь, благодаря которой сталь Alabama Damascus превосходит любую сталь типа дамаск местного производства» добавил Вайс. «Хотя сталь фирмы Damasteel (шведского производства) превзойдёт по качеству нашу, эта сталь не менее крепкая».

Согласно его примерным подсчётам, несколько лет назад компания производила тысячу тонн дамаска в месяц в течение года. Особой популярностью пользовался сплав со свободным рисунком, т.е. без определенной палитры.

Массовое производство

Фирма Nichols Damascus расположилась в районе Миссисипи, в 225 милях западнее фабрики Вайса в Алабаме. «Вся сталь производится мной и моим шурином, здесь, в мастерской» - начал повествование владелец Чэд Николс. «Бывает, что нам помогает ещё один человек - так и работаем, втроем».

Nichols-logo-for-pub.117133637.png

Николс рассказал, что он куёт различную дамасскую сталь, а также «мокуме». «Мы всего лишь производители сырья, но не специализированная мастерская» - объяснил он. «Объёмы нашего производства достаточно велики, но всё равно это тянет лишь на хэндмэйд». Ассортимент составляют маленькие заготовки, произведённые для физических лиц, а также крупные заготовки для производителей и/или заводов по производству ножей.

Nichols работает с Boker, William Henry Studio, Pro-Tech, Emerson Knives, Inc., и итальянцами Lion Steel. В мастерской Николса есть 250-фунтовый молот под названием «маленький гигант», 150-фунтовые молоты, шлифовальные станки, прессы.

Мастерская может предложить своим клиентам различные образцы дамасской стали, такие как «лестница» и «дождевые капли», использующие бруски типа 1095, 1175, чистый никель и 15N20, а также металлокорд.

«Когда занимаешься производством мозаичной стали, кажется, что лист все продолжается и продолжается. Бывает, что у меня получается такая партия, которую я впоследствии не могу повторить» - смеётся Николс. «Я также с удовольствием делаю 6К-Stellite дамаск». По приблизительным подсчётам Николса, в прошлом году он приобрёл 6 тонн стали, и лучшего всего в результате продавалась дамасская сталь нержавеющая, мозаичная и карбоновая.

«В этом году вышло так, что я изготавливаю лишь нержавеющую сталь» - добавил он.

У компании “Two Finger Knife” есть два производства: одно площадью 8000 кв.м., другое - 2000 кв.м. На новом большом заводе CNC производится закалка, ковка и шлифовка. Из оборудования имеются: два 80000 пси-пресса, валковая мельница и 4 молота типа «маленький гигант». Компания представляет широкий выбор дамасской стали, включая высокоуглеродистую, мозаичную, порошковую - в брусках длиной 12, 18 дюймов, и, помимо всего прочего, они продают заготовки для клинков. «У нас широкий ассортимент - от 20 до 40 видов, включая такие как “лента”, “ступени” , “капли дождя”, “перья”, “кольчуга” и так далее» - рассказывает владелец производства Норм Шенк. «У нас есть так называемая «книга рецептов», в которой указано, как сделать тот или иной рисунок. Благодаря этому, не составляет труда повторять этот рисунок ровно столько раз, сколько этого потребует спрос».

Hammer-1.jpg

Он также упомянул, что компания производит от 4 до 6 тонн стали в год, а еженедельные продажи достигают от 150 до 200 готовых клинков. «В неделю мы производим столько готовых ножей из дамасской стали, сколько иной мастер производит за всю жизнь» - заметил Шенк. Среди сталей, которыми они пользуются, присутствуют O1, 52100, 5160, 1095 и 15N20.

«Большинство заготовок дамаска предназначено для готовых клинков ножей, а также для использования при производстве мечей (включая модели викингов), боевых топоров, а также полноразмерных клинков-хвостовиков» - добавил Норм Шенк.

Внешний вид, характеристики или и то и другое?

Ножи из дамасской стали должны выглядеть красиво, иметь хорошие характеристики или всё сразу? Для получения оптимального результата, Alabama Damascus с различными найфмейкерами прошли через множество проб и ошибок.

«Первоначальное назначение ножевой стали – резать» говорит Вайс. «И если она не могла этого делать, на этом мы останавливались. Внешний вид - это вторично».

Он рассказал, что Kershaw для своих специализированных ножей использует дамасскую сталь Alabama Damascus. «Мне ни разу не встречался нож Kershaw, сделанный из нашей стали, которым я не смог бы побриться, достав из коробки» - добавил он.

Николс согласился с выводами о практичной стороне дамаска. «С точки зрения производительности он выдерживает хорошие нагрузки» - добавил он.

Шенк же регулярно советуется по поводу термообработки с металлургом, который работает в близлежащем штате Вашингтон. Он добавил, что благодаря цифровому управлению и тщательному наблюдению за температурой, у клинков от Two Finger получаются наилучшие лезвия.

С помощью одного из производителя ножей Тома МакГинниса, Вайс выяснил, что его дамасская сталь имеет твердость в 57 единиц по Роквеллу, независимо от типа тестирования. Это в ответ на заявления о том, что невозможно получить надёжный клинок типа дамаск, так как в нём как минимум два типа стали, а вы не знаете какая из них подвергается испытанию. Вайс добавил, что многое зависит от закалки, Николс с этим согласился.

«Мы всегда подвергаем сталь закалке для достижения высоких показателей» - сказал Николс. «Мы можем добиться хорошего среднего показателя (по Роквеллу), но разные производители ножей предоставляют различные данные».

Вайс также упомянул, что сейчас спрос на дамасскую сталь с различными рисунками гораздо выше, чем 5 лет назад, в то время как Николс уверен в увеличении спроса на нержавеющий дамаск.

Ни у одной компании не было спада из-за текущих проблем в экономике.

«Мы не заметили никакого спада» - говорит Вайс.

«Чем больше людей я нанимаю, тем крупнее становится мой бизнес, хотя прибыль от этого, увы, не растет особо» - согласился Николс. «Мы не станем миллионерами, хотя дел у нас хватает и нам нравится то, чем мы занимаемся» - добавил он.

Two Finger тоже не отстают. «Мы снабжаем частных предпринимателей, компании по поставке ножей и, от случая к случаю, организации Бойскаутов, которые тоже делают ножи» - отметил Шенк. «Нет какого-либо минимального заказа, наши цены невысоки, есть возможность доставки в 40 стран, а также мы можем обслужить до 7000 покупателей на сайте». Компания Two Fingers снабжает дамасской сталью компанию Тома Брауна «Tracker», а также компании Ruana and Silver Stag.

Вайс сообщил, что они снабжают различных производителей, включая McGinnis, а также заводы по производству ножей Bear&Son и Remington.

Николс добавил, что большая часть его потребителей - это крупные производители, но он также поставляет сталь физическим лицам. «Крупный клиент или нет, ко всем одинаковый подход,» – добавил он.

Судя по всему, Вайс и Шенк последовали вышеупомянутому подходу Николса по отношению к клиентам. И, похоже, такой подход работает."

Share this post


Link to post
Share on other sites
Такой разный дамаск

 

Сталь, которая впечатляет.

"Изготовление дамасской стали сродни искусству. А как известно, в любом творчестве есть и посредственные созидатели, и настоящие гении, чьи работы приводят в восторг и заставляют восхищаться. Именно такие мастера высочайшего класса создают причудливые узоры, затейливые линии, витиеватую паутину и прочие восхитительные орнаменты самых разнообразных оттенков.

CD-1007_120_3.jpg

Возьмем, к примеру, мозаичный дамаск. Его секрет - в особом поперечном сечении, которое создаётся путём преднамеренной деформации ковки со смещением, для того, чтобы получился эффект узоров в заготовке. Эта масса может переплавляться и смешиваться многократно, для того, чтобы рисунок стали получился уникальным. Узор рисунка стали может быть разноплановым, в зависимости от того положения, в котором располагаются разнородные элементы в поперечном срезе.

И, как в любом виде искусств, полученный результат напрямую зависит только лишь от креативности и умелости создателя.

Добавь огня!

Несмотря на то, что многие найфмейкеры отличаются особым стилем изготовления мозаичной дамасской стали, кузнец Крис Маркс нашёл к ней особый подход. Несмотря на то, что сам Маркс не занимается изготовлением ножей, его 30-летнему опыту доверяют и такие найфмейкеры как Ральф Тернбулл, и William Henry Studio - известная фирма-производитель ножей.

«Дэрил Майер был тем человеком, кто предложил мне разработать свои оригинальные методы производства,» — вспоминает Марк. Мастер рассказывает, что его дамасская сталь – это результат долгого эксперимента, в который кузнец вложил чуточку химии, добавил немного металлургии, и, конечно же, много исследовательской работы и разработок. К примеру, специально для найфмейкера Стивена Скиффа, Марк изготовил специальный рисунок стали под названием «Eternal Flame» (Вечное пламя).

damask_article_13.jpg

Кузнец рассказывает, что процесс изготовления этой стали был очень долгим и трудоёмким, сталь изготавливалась в течение нескольких дней. Плоские пластины тщательно обрабатывались и были уложены в четыре слоя. Сама сталь состоит из сплава никеля, инструментальной стали и чистого железа из Германии.

Помимо замысловатых форм и узоров, сталь от Марка славится своими необычными разнообразными оттенками. Умелый кузнец отлично знает, при какой именно температуре сталь получает тот или иной цвет. Крис рассказывает, что каждая сталь может приобрести голубой оттенок. Но перед этим она проходит через весь спектр цветов — жёлтый, золотистый, синий кобальтовый под воздействием различных температур и в зависимости от состава сплава. Так, к примеру, сталь с высоким содержанием никеля или хрома в своём составе, не становится даже цвета синего кобальта при температуре ниже 600 градусов по Фаренгейту, в том время как однородная сталь из железа уже становится красной при той же температуре.

Однако, если температура начинает превышать 600 градусов по Фаренгейту, то одна сталь удивительного цвета голубого кобальта превратится в отвратительную бледно-голубую, серую или даже чёрную. Сталь из иного сплава, напротив, приобретёт лишь красивый золотистый оттенок. Сталь с высоким содержанием никеля или хрома всегда будет светлее остальных, потому, что точка их плавления — выше.

Взгляд со стороны.

Мастер-кузнец Рик Данкерли — еще один превосходный изготовитель мозаичного дамаска. Как и другие герои этой статьи, он приобретал знания от изготовителей, которые с удовольствием делились своим опытом.

«Я начал изготавливать дамаск в ранних 90-х,» — вспоминает Данкерли. «Я учился у Дона Фогга и Стива Шварцера, но с тех пор я значительно вырос в этом плане». Он продемонстрировал процесс изготовления мозаичного рисунка, который похож на листки клевера темных оттенков. «Сначала я хотел придать этой стали рисунок, который часто применяется для заклепок на рукоятях кастомных ножей. Но потом решил, что сделаю нечто более интересное».

Производство этой дамасской стали началось с того, что Рик взял четырёхдюймовый квадратный полый брусок, вставил внутрь него круглую трубку, а внутрь последней — еще один квадратный меньшего размера. Таким образом он получил ромб внутри круга. В заключение всего, он вложил четыре тонких прута шарикоподшипниковой стали внутрь «малого квадрата» - и таким образом получил сформировавшиеся внутри него четыре точки.

boker-solingen-mokume-damascus-knife.jpg

После этого он стал заполнять образовавшиеся пустоты. В два угла между большим квадратом и кругом он вставил плоские бруски стали 1080, которые в итоге образовали радиальные линии к центру композиции. Потом оставшиеся полости он заполнил порошковой сталью, чтобы получить серебристые и черные оттенки там, где он хотел. «В-общем-то, серебристые оттенки в этой стали — это и есть порошковая сталь,» - сказал Данкерли. «Эта сталь — 4600Е, содержит никель, поэтому она приобретает такой оттенок».

Когда создание композиции было завершено, Данкерли аккуратно поместил ее в печь при температуре 2300 по Фаренгейту и стал ковать. «Я медленно ковал ее со всех четырех сторон, поддерживая форму квадрата. Потом получившийся брусок я распилил на 4 части и составил из них новый квадрат». Таким образом, радиальные линии из 1080 сформировали дополнительный рисунок. После чего Данкерли продолжил процесс.

Мастер-кузнец Хэнк Никмейер известен за свои рисунки дамасской стали. Он занимается изготовлением дамаска более 20 лет. «Я учился этому у Дэрила Мейера, Стива Шварцера, ребят из Монтаны и с Западного побережья — таких же старых ворчунов как я сам,» — смеется Хэнк.

Свои последние разработки Никмейер называет «трехслойный дамаск с рисунком типа сан-май». В середине, создавая лезвие, Никмейер применяет дамаск со случайным рисунком, потом создает своеобразный «сэндвич» из тонких слоев никеля. Поверх этого он покрывает изделие мозаичным дамаском собственного производства.

Никель играет две роли. Он добавляет светлую яркую линию что положительно сказывается на эстетическом восприятии изделия. Также, ввиду того что срединная часть довольно тонкая, никель служит своеобразным барьером для углерода. «Если вы сделаете очень тонкий слой посередине и добавите низкоуглеродистый сплав снаружи, то есть риск того, что углерод из серединной части будет смещаться в поверхностную. Никель служит барьером и предотвращает этот процесс,» — объяснил он.

Он отметил, что традиционный сан май в теории произвести несложно, но на практике это довольно трудная задача в плане ковки. Никмейер отметил, что «преимущество сан май в том, что нет необходимости сваривать линии, так как я это делаю с остальными лезвиями».

Мозаика в абстракции.

Как объясняет мастер-кузнец Грэхэм Фредин, существует две школы производства мозаичной дамасской стали. То, что производит сам Фредин он называет «абстрактный» дамаск — ибо он не обращает внимания на какие-либо конкретные рисунки или фигуры. В то же время, такой подход иногда приносит неожиданные результаты, которые получают свои имена. Так, Фредин создал палитру которую назвал «Горящая Роза» — центральная часть рисунка напоминает цветок, в то время как его окружение имеет черты пламени.

«Все дело в слоях,» — утверждает Фредин. «Мозаичный дамаск тем и сложнее, что он требует больше слоев и аккуратности. Угол ковки играет тоже огромное значение». По словам мастера, техника использования слоев позволяет создавать невероятное множество различных рисунков. Например, «Горящая Роза» - это вариация рисунка «W», со смещением под углом в 45 градусов и со сложением в четыре разных стороны.

owyhee_damascus_ironwood_knife_550.jpg

«У меня уже была заготовки для слоев,» — вспоминает мастер. «Я сложил их, начал ковать — так, чтобы они легли вертикально. Под гидравлическим прессом весь этот рисунок приобретает эффект выпуклости. В разрезе в итоге заготовка имеет ряд С-образных волн. Сложите их правильно — и получите “W”. Для того, чтобы продолжить рисунок далее, складывайте “W” и достигнете эффекта розы».

Для получения данного вида дамаска Грэхэм Фриден использовал вперемешку стали 1095, 15n20 для половины заготовки, после чего добавил дополнительный слой 1095. Финишной отделкой послужили еще 3 небольших перемежающихся слоя. После данного процесса Грэхэм сделал срезы и расположил заготовки для окончательной обработки в мозаичный рисунок.

Нет «правильного дамаска».

Многие производители сходятся в одном — не существует каких-либо узких правил, чтобы изготавливать мозаичный дамаск. Все они рекомендуют в первую очередь дать волю своему воображению и усердно работать."

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.