Jump to content
Turbo4x4

Нужна помощь кузнеца! Help! Или консультация...

Recommended Posts

Добрый день, уважаемые соратники!

Небольшая неприятность- издалека приехал ко мне очень редкий и ценный (для меня) топор- довоенный потёс американского типа, но выкованный на финском заводе Биллнас- Billnas American Pillu 42.1

Продавец кроме финского ни на каком языке не мог объясниться, в результате за крупные деньги я получил топор, по которому наверное танком проехали, иначе не объяснить такой адский загиб головы в районе всада- причём обух сильно не расклёпан...

 

Плоскость бойка на обухе уехала вниз, задняя часть всада (которая должна быть идентична передней) раскрылась, как _____ у портовой девки...

 

Вопрос в следующем- возможно ли, используя кузнечные технологии, выправить голову? Выправлять нужно с нагревом, не отпустится ли РК? И если отпустится- можно ли её потом обратно закалить до рабочих величин?

 

А теперь фото- сильно не пугайтесь )))

 

post-1779-0-72601800-1369850680_thumb.jpg

post-1779-0-54819500-1369850688_thumb.jpg

post-1779-0-87806800-1369850693_thumb.jpg

 

И напоследок фото с коррекцией- как оно было.. И должно быть:

post-1779-0-77794800-1369850698_thumb.jpg

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гера, одень рукоять и забудь, если бы ты не показал, я бы и не заметил. Любые попытки отковать взад приведут к отпуску или пережиганию металла, в итоге он треснет в какой-нибудь момент и ты потеряешь деньги. Даже не думай.

Share this post


Link to post
Share on other sites

((( Я думал, что для работы потёсом нет больших ударных нагрузок, там некуда одевать- всад перекошен, с ближней стороны размер 50х60 мм, а должен быть 28х70...

Share this post


Link to post
Share on other sites

вытянуть ?

 

я бы на холодную попробовал рихтовать. А если и греть, то газом и только по всаду.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не кузнец конечно, но думаю на холодную ни чего не даст, как раз треснуть и может. Выкроить болванку по размеру правильного топорища, примостить в......портовой девки, нагревать газовой горелкой со стороны обуха и потихоньку править. При этом лезвие до головы обмазать жаропрочной глиной и постоянно охлаждать, скажем струйкой воды. поскольку лезвие массивное, а нагрев горелкой идет медленно и "местами" куда пламя направлено, рабочая часть не должна подвергнутся отпуску. Проблема здесть в правильной установке топорища, под нужным углом на наковальне, что бы вода стекала по глине и лезвию вниз (не попадая на нагреваемую часть) и при том что б угол удара был минимальным. Вот как то так видится. Лучше конечно если об этом ЛБА расскажет, или кто из кузнецов кто делал подобное.

....а то всякое бывает,...а мне крайним ну ни как не светит быть. :)

 

 

 

з.Ы. ОО! а можно еще разок проехать по нему танком,..только поставить под правильным углом. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чего то как-то сложно.

А отпустить, выправить и закалить по новой, разве не получится?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не отпустить, а отжечь, т.е. выжечь из него углерод.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А индукционной установки нигде рядом нет? В этом случае металл не весь нагревается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не отпустить, а отжечь, т.е. выжечь из него углерод.

 

Чего-то я не совсем понял... Я всю жизнь думал, что высокотемпературный отжиг и нормализация это не выжигание углерода, а перевод структуры стали из закаленного состояния в полностю незакаленное. Естественно, что при любом нагреве какая-то чвсть углерода (особенно из верхних слоёв) выгорает, если, конечно, не в востановительном пламени греть. Но выгорает некритично. Полнятное дело, что чем больше нагревов, тем больше сгорит. Но тут же не 47 раз нагревать нужно... Хотя, может ошибаюсь? Действительно, хотелось бы ЛБА по этому поводу послушать...

С уважением, Владимир.

Share this post


Link to post
Share on other sites

по которому наверное танком проехали, иначе не объяснить такой адский загиб головы в районе всада- причём обух сильно не расклёпан...   Плоскость бойка на обухе уехала вниз, задняя часть всада (которая должна быть идентична передней) раскрылась, как _____ у портовой девки...

Скорей всего кувалдой долбили вот и разьехался . толщина стенок тонкие вот и погнулся , и стенки мягкие поэтому  обух не успел расклепаться.. Какая толщина?  Напильничком пошоркайте, что покажет

 

хотя кажется всё таки немного расклёпан. жёлтым пометил

post-255-0-95874300-1369930347_thumb.jpg

post-255-0-97870500-1369930759_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, финны любят кувалдой по топору фигачить... К сожалению...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если закален зонно то можно жопой в горн (открытый) и как выше сказано на оправочку и...думается в таком случае нихрена ему не будет.

Гер, а Ты его напильничком попробуй по РК и обуху, глядь и прояснится зонная аль нет. Судя по фотке и заминам на обухе-жопка мягчее

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, кузнеца тут многовато будет. Сварного из автосервиса и ацетиленовой горелки за глаза хватит. Лопасть в мокрую тряпку, греть самую малость и не обух, а деформированную часть, где стучать, там и греть- стенки всада тонкие и мягкие, очень пластичные. Конечно, оправку не забыть- пруток на 28 подобрать, проточить... Самому страшно браться- покажите  Деду в Выборг.      ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 


Думаю, кузнеца тут многовато будет. Сварного из автосервиса и ацетиленовой горелки за глаза хватит.

 

согласен

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я с самого начала думал в автосервис друзьям на кузовной стенд растянуть отдать- но боюсь, следы останутся. Поэтому и в тиски совать остерёгся.

Хотя это самый правильный вариант, имхо- взять пруток по толщине всада, зафиксировать голову и тянуть парой тонн усилия вверх в сторону обуха, параллельно подогревая горелкой щёчки.

 

По поводу твёрдости- да, как на всех топорах, голова мягкая, РК вварная твёрдая, тут без оригинальностей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 


Я всю жизнь думал, что высокотемпературный отжиг и нормализация это не выжигание углерода, а перевод структуры стали из закаленного состояния в полностю незакаленное.

Конечно, но углерод при этом выжигается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно, но углерод при этом выжигается.

Андрей, позвольте не согласиться, выжигание идет безусловно при условии что нагрев идет выше 800 градусов. И даже при таком нагрева выжигание углерода не настолько критично для данного случая. Необходимо поправить только проушину, смысл греть весь топор? Как-то я правил топор,- лезвие было развернуто по оси к проушине. Нагрел, зажал в тиски и оправкой в проушине развернул с совмещением осей, в последующем закалил и все.

в данном случае не нужен ни кузнец. ни автосервис. нужны хорошие тиски, оправка в проушину (такая какой хочется видеть проушину) и горелка. Само лезвие завернуть в мокрую тряпку и зажать в тиски. щечки греть и править на оправке. Хотя можно и в горне выправить все. а потом перезакалить топор.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное, но я бы не советовал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 


но я бы не советовал.

это зря

 

 

 

 


Любые попытки отковать взад приведут к отпуску или пережиганию металла, в итоге он треснет в какой-нибудь момент 

он и так отпущенный, и почему сразу пережёг метала?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Любые попытки отковать взад приведут к отпуску или пережиганию металла, в итоге он треснет в какой-нибудь момент

Андрей а почему он должен треснуть? если само "жало" клинка вварное, то тело вообще из сыромятины (кстати это и по деформации щечек проушины видно). 

здесь по сути и перековывать не надо, только проушину перековать-поправить.

 

Наверное, но я бы не советовал.

Обоснуйте пожайлуста (не стебаюсь, просто интересно).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если интересно, то я вообще-то коллекционер и через мои руки прошли тысячи предметов, многие тысячи, которые мне несли либо как эксперту, либо как интересанту, поэтому я придерживаюсь европейской, а не азиатской школы сохранения оружия - минимум вмешательства, цель - сохранение статус-кво, т.е. того состояния, в котором предмет пришел. Любые вмешательства в состояние предмета недопустимы, если речь не идет о стабилизации. Впрочем, частный владелец может его хоть уконтропупить, его право.

Share this post


Link to post
Share on other sites

то я вообще-то коллекционер и через мои руки прошли тысячи предметов

коллекционер но не рестовратор . но согласен переделывать историческую вещь это не допустимо.

автор темы же и спарашивал как это можно исправить

кстати, когда самому ковать лень , отдаю кузнецу ковать. вроде бы он опытный всю жизнь кузнецом отработал.но вот что сделал.

тут уж не каким отжигом тем более отпуском или нормализацией и  не пахнет. а обух поправить , что ему будет. конечно как антиквар уже всё.

 

http://forum.guns.ru/forummessage/97/867534-m21911592.html

post-255-0-34532500-1370272374_thumb.jpg

post-255-0-91632100-1370272490_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если интересно, то я вообще-то коллекционер и через мои руки прошли тысячи предметов, многие тысячи, которые мне несли либо как эксперту, либо как интересанту, поэтому я придерживаюсь европейской, а не азиатской школы сохранения оружия - минимум вмешательства, цель - сохранение статус-кво, т.е. того состояния, в котором предмет пришел. Любые вмешательства в состояние предмета недопустимы, если речь не идет о стабилизации. Впрочем, частный владелец может его хоть уконтропупить, его право.

Андрей, вашу позицию полностью разделяю. поскольку у оружия есть своя история и вмешательство в части облагородить, придать товарный вид недопустимы - такое вмешательство убивает историю оружия. Но по топору, как правильно заметил Саня, ТС просил консультации по восстановлению "товарного" вида, поэтому и развезли такую полемику советами. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я бы попробовал выпрямить это на холодную.(или минимальный нагрев маленькой газовой горелкой).

Но процесс скорее всего потребуется двоякий:Сначала все "обнизить" до меньше чем обьем всада;и потом кой-чего из этого "поднять"-расширить.

 

Первую часть лучше всего делать свинцевой киянкой(залить самому,консетвная банка+труба для ручки),или бронзовой,на торце пня.Т.е.тяжелые удары,с "прижимом", и все мягче железа.

 

Вторую стадию,расширение и финальную форму всада лучше всего делать на шпераке,с округлым рогом.Если есть серьезная наковальня,с длинным тонким рогом,то еще лучше.Всад недлинный,главное чтоб достать до середины его.

 

Но сначала я бы попробовал бронзой,подкладка-дерево,Гера.Прямо дома.Топор старый,железо скорее всего мягкое.

Если будешь пробовать,начинай с самых высоких точек(более искаженных),но не от края,начинай ближе к середине,в "поле".(края щековин уже откованы так тонко что будут гнутся легко,оставь их на когда середина,где толщина стенок всад больше,уже подвинется).

 

Аккуратно следить за симметрией оси,в процессе.Всад похоже завален на одну сторону,при постепенном выпрямлении щековин это можно будет контролировать.Т.е.переворачивать часто,может даже каждый удар.

 

Должно сработать.

 

Изгиб-это перманентная деформация,посему,как он был в оригинале он никогда не станет.Но скорее всего можно сформировать всад держащий топорище адекватно,и на глаз может даже не будет заметно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Яков! Наверное так и поступлю. За прошедшее со времени написания темы выправил пару топоров на прессе у приятеля в автосервисе- все были деформированы в зоне всада- ни один не треснул, что доказывает, что металл там (наверху) мягкий как пластилин.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Обух по идее ДОЛЖЕН быть мягким...Но бывают исключения,наварка стальной пластины(даже не обязательно закаленной),непосредственно закалка обуха(американский т.н. "rafting" топор);а бывают и просто случайности в ТМО,а если топор цельнокованный,то всякое может случится.....

 

Но данный пациент явно сложенный вдвое и сваренный в лезвии,сталь далеко от обуха,все должно быть мягко.

 

Автосервис это клево.Там должны быть именно нужные причиндалы:Бронза,или этот как его-с дробью,из твердого пластика...

 

Может так случится что всад нужно будет подпереть изнутри.Дерево,средне-твердое,выточить и запихать,и рихтовать прямо по нему....Может это даже лучше нежели потом на роге/шпераке.

Подвести примерно к нужной форме всада,потом вырезать желанную/экстраполированною форму из дерева,загнать плотно и по ней рихтовать,может добавляя клинышков по нужде....

 

Еще раз-должно сработать!Удачи!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

давненько тема не пополнялась)

с разрешения товарища топиксатера, выложу сюды один топор, хоть и не сильно, но нуждающийся в рихтовке...

топор карельского типа, от, кмк очень малоизвестной кузни...

мастера, посоветуйте, как сделать по уму разуму?

post-12728-0-92040500-1487616040.jpg

post-12728-0-25524900-1487616056_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.