Перейти к содержимому


    


Фото

Критский нож.

- - - - -

  • Вы не можете создавать темы
  • Для ответа необходимо войти
54 ответов в теме

#1
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Не знаю, правильно ли выбрал раздел, но ведь Крит это Греция? Значит Европа. Вот такой классический критский нож как иллюстрация к книжке с картинками. В нем чувствуется влияние турецкого ига, он похож на ятаганный нож, но все-таки форма рукояти уникальна в каком-то смысле. Очень интересный и сложный клинок в разрезе, слоновая кость и какой-то камень вставлен в верхушку. На клинке травление и цифры - 1800 или там не нули? Памятная дата? Что характерно - в материковой Греции национальных ножей не замечено, это чисто критский феномен. Более неудобной рукояти не встречал.
99.jpg
IMG_4735.jpg
kreta3.jpg
IMG_4825.jpg
kreta1.jpg
kreta2.jpg

"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#2
308Win

308Win
  • Пользователи
  • 375 сообщений
  • 11 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Дмитрий
Интересно. Но как его держать? Рудимент ятаганных "ушей", но те хоть функциональны. Наверное к костюму по большей части.

#3
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Этот-то да, но вообще были и деревенские такие ножи явно не для показухи. Уж как они их держали, сам не пойму.

"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#4
Елисей

Елисей
  • Пользователи
  • 139 сообщений
  • 7 согласны
  • Город: Воронеж
  • Имя: Алексей
Здравствуйте.
Привезли недавно с Крита ножик. Сувенирка конечно. Но деревянная рукоять довольно удобная.

Прикрепленные миниатюры

  • 023.jpg
  • 028.jpg
  • 031.jpg
  • 032.jpg

Это пускай собака мясо зубами рвет, у человека нож есть.

#5
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей
Ну да, адаптация под туристов, чтобы руки не резали, прототипов исторических с такими рукоятями нет.

"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#6
CRASH

CRASH
  • Пользователи
  • 98 сообщений
  • 0 согласны
  • Город: Москва
  • Имя: Павел

Интересно, а в чем смысл такой рукояти? Симвоолизирует что то или применение какое то?



#7
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Был какой-то хват, не знаю уж какой, а форма явно традиционная.


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#8
medic_1966

medic_1966

    Разносторонний маньяк

  • Пользователи
  • 5 729 сообщений
  • 1177 согласны
  • Город: Сибирь
  • Имя: Андрей

Был какой-то хват, не знаю уж какой

Мизинец между ушками?


"Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.»   Отто фон Бисмарк


#9
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Я лично держу их именно так.


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#10
health

health
  • Пользователи
  • 92 сообщений
  • 1 согласны
  • Город: Нижний Новгород
  • Имя: Олег

 Про критский нож - http://www.cretedive...t-cretan-knife/

 

По традиции, на лезвие ножа наносится двустишие или четверостишие - так называемая, мандинада(вид песни островной Греции), текст которой зависит от того, кому предназначается этот нож в подарок. 

Одна из мандинад ясно говорит о том, что «на лезвии критского ножа написаны истории, которые переданы нам старым поколением». Для критян критский нож - это оружие чести и мужества, а также память о чистой и искренней дружбе. Поэтому, когда кто-то из жителей Крита преподносит вам в качестве подарка традиционный критский нож, это говорит о том, что он вас высоко ценит и глубоко уважает. 

Сегодня немного осталось тех, кто продолжает традицию своих отцов и дедов, изготавливая вручную традиционные критские ножи, но, тем не менее, такие люди есть: самые молодые из них 26-летний Йоргос и 27-летний Ираклис Скалидакисы - братья из города Ханья.

«Мы верны традиции, продолжая изготавливать ручки ножа из костей и рогов животных, а также из оливкового дерева. Нож обрабатывается в печи, с помощью молотка и  точильного колеса»,- говорит Ираклис.
Работа в мастерской приносит двум братьям большую радость, потому что она тесно связана с их воспоминаниями о проведенном здесь детстве.

Наверное, совсем не случайно одна из мандинад гласит: «Да будет проклят тот критянин, кто не чтит Крита»…



#11
IronTroll

IronTroll
  • Пользователи
  • 20 сообщений
  • 0 согласны
  • Город: Москва
  • Имя: Ильдар

Я когда был на Крите искал более менее не похожий на сувенирку нож. В Ираклионе слошь сувенирка была, с пластиком под рог и подпальцевыми выборками и т.д. Наконец рядом с Пещерой Зевса были замечены относительно нормальные ножи. С оливой и рогом/костью на рукоятке и с довольно качественным литьем в виде голов орлов и баранов на тыльнике. Продавец и гвоздь одним построгал (прямо как-будто у продавцов из Ворсмы подсмотрел)  и растительность на руке побрил после. Я его все выспрашивал, где бы мне найти Настоящий Критский Нож, а не сувенирку. С углеродкой на клинке и с нормальной геометрией или хотя бы без украшательств, а рабочий нож.Ну и спросил- чем обусловлена форма такая? Уши эти? он и ответил, что когда барашка режут, мизинец как раз между ушей и ложится, чтобы рука не соскочила на рк.



#12
Metrolog

Metrolog
  • Пользователи
  • 101 сообщений
  • 14 согласны
  • Город: Одесса
  • Имя: Владимир

Несколько лет назад смотрел я передачу по ТВ с Михаилом Кожуховым о Крите. Там показывали ножевую мастерскую. Сейчас потратил где-то полчаса и нашел

  смотреть начиная с 22 минуты.



 


С уважением. Metrolog.

#13
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Спасибо! Это уже не то, это гонят сувенирку для туристов.


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#14
Metrolog

Metrolog
  • Пользователи
  • 101 сообщений
  • 14 согласны
  • Город: Одесса
  • Имя: Владимир

Конечно, но геометрия, сохраненная веками, дорогого стоит...


С уважением. Metrolog.

#15
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Согласен.


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#16
Drevogryz

Drevogryz
  • Пользователи
  • 21 сообщений
  • 14 согласны
  • Город: Ленинград
  • Имя: Бебр

У меня знакомые с Крита привезли такой вот нож. Обычная сувенирка или что-то интересное может быть?

Прикрепленные миниатюры

  • IMG_3041.JPG
  • IMG_3039.JPG


#17
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Голимая сувенирка, скорее всего Китай.


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#18
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

Влезу в тему :)

Попав этим летом на Крит, я приятно поразился обилию ножей, повсеместно продаваемых наряду с ракией, глиняными амфорами и бронзовыми Минотаврами в качестве «традиционных критских сувениров». Несмотря на пестрое многообразие типов и размеров, в них явно прослеживались определенные общие черты, как в отношении форм, так и используемых материалов, что как бы намекало на некие исторические корни, пусть и основательно переосмысленные современными мастерами.

Где-то за неделю у меня сложилось подобие субъективной классификации современных критских ножей «для туристов»:
1) "КУХНЯ" – назвал так, потому что металлом, строем и размером клинков, качеством заточки эти ножи напоминают линейку Tramontina Polywood. Думаю, с таким же успехом могут работать по продуктам - самым маленьким мы вполне нормально резали салями.
Наиболее дешевые (от 5 евро) имеют клинки длиной 90-150 мм и толщиной 0,8-1,5 мм с низкими "финскими" спусками, черную или белую "под кость" пластиковую рукоять с ятаганными ушами, паяный латунный "гюльбанд", литые пластиковые ножны.
1-01.JPG
Вариант подороже - практически с теми же формами, но клинки длиннее (120-200 мм) и толще (2-3 мм), с прямыми спусками от обуха. Сведение 0,2-0,5 мм, в «тонком» исполнении ножи внешне и функционально напоминают современные узбекские пчаки. Рукояти из оливы или кости, непременная "роспись" по клинку. Ценник – 15-25 евро.
1-02.jpg
Ну и для тех, кто знает толк в извращениях, небольшой клинок «кухонного» типа всаживают в толстый конец цельного бараньего или козьего рога. При этом проблемы удержания ножа в руках в расчет абсолютно не принимаются: если вам даже удастся сносно обхватить «рукоять» (что даже с моим 11-м размером перчатки задача нетривиальная), вы всё равно не отгадаете, в каком направлении будет торчать клинок. Недороги – 10-20 евро
1-03.jpg

2) "ПАСТУШЬИ" -  длинные (120-180 мм) узкие и относительно толстые (3-6 мм) клинки с гардой из толстого листа латуни. Сведены от обуха в 0,3-0,8 мм. Часто 1-2 узких дола, но почему-то только с одной стороны. Рукоять обычно роговая, реже – набор из 2-х – 4-х кусков «ценных пород дерева», часто с бронзовым литым навершием в виде чьей-то головы, или всё тех же ятаганных ушей. Качество литья похуже «ворсменского» но формы в целом вменяемые (за исключением редких экземпляров с рогами по 6 см). Только в этой подгруппе помимо извечного «инокса» встречаются  «рессора» и «напильник». В последнем случае на обухе часто оставляют чуть притупленную насечку. Ножны либо деревянные, либо пластик обшитый кожей. Ценник – 35-75 евро.

1-04.jpg

1-05.jpg
В этой же группе выделяются несколько гипертрофированные экземпляры, этакие "Боуи". В принципе, продавцы тоже называют их пастушьими, но мне не верится, что пастухи согласятся таскать по горам такую тяжесть. Длинные (150-250 мм) широкие клинки толщиной 5-8 мм, со щучкой и широким долом (опять-таки с одной стороны). По обуху нарезан грубоватый узор, сведение – как повезет (я искал и нашел 0,3-0,4 мм и долы с обеих сторон). Литые мощные гарды, опционально – такие же навершия. По рукоятям и ножнам – см. выше. Ценник 50-90 евро, за отдельные экземпляры с полуметровыми клинками просят до 250.

1-06.jpg

1-07.JPG

1-08.JPG
3) "КИНЖАЛЫ" или «ОХОТНИКИ» -  клинок 120-150 мм, листовидный или с горбинкой, толщиной 2,5-3 мм. Рукоять из дерева (оливы, мока), кости, рога, или наборной кожи с плексом. Чаще всего - сквозной монтаж, бочка с двусторонней литой гардой и навершием «шляпкой», но для «горбатых» клинков возможны несимметричные варианты, иногда гарда сделана в виде стилизованной головы быка. Заточка листовидных клинков односторонняя или с фальшем на 1/3 обуха, про двустороннюю продавцы говорят «полис проблемз» (правда, в двух местах нашел в глубине полок обоюдоострые девайсы). Ножны у всех кожаные с хлястиком на кнопке и стандартным подвесом на ремень – это, видимо, и является классифицирующим признаком «охотничьего» - все прочие ножны даже намеков на подвес не имеют и предназначены для ношения за широким поясом национального костюма или в сапоге. Подобный нож купил племяннику – он единственный из приличных имел толщину обуха менее 2,4 мм. Ценник 25-50 евро.

1-09.jpg

1-10.jpg

4) «СКЛАДНИКИ» - эдакие «критские опинели» с тонким клинком 7-9 см, деревянной (редко – роговой) рукоятью, оковкой и (опционально) коротким лайнером. Опинелю проигрывают во всем, включая качество обработки, надежность фиксации, длину клинка по отношению к рукояти и цену. Но мы ведь не во Франции? Пришлось купить карапета, просто как факт. Цена складников 10-25 евро.
1-11.jpg
1-12.jpg

В одной мастерской видел ещё что-то вроде маленьких «джентльменских» ножей с классическим клинком 7-8 см. и роговыми накладками, но качество их изготовления никак не соответствовало цене в 45 евро.



#19
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

5) «ТРАДИЦИОННЫЕ» - намеренно ставлю в кавычки, поскольку ни один из них нельзя считать копией или репликой «старых» ножей.  По способу подражания «историческим образцам» можно выделить три группы изделий:
«СУВЕНИРНЫЕ» -  чаще попадаются именно в сувенирных, а не ножевых лавках. Несмотря на эмоциональное заявление одной из продавщиц - «Это настоящий критский нож, если Вы его заточите, то даже сможете что-нибудь отрезать!» - правильнее считать их макетами. Ножны – пластмассовое литье или жестяная штамповка, пластиковые рукояти «под кость» на 2-х – 4-х заклепках и плоские, блестящие, зачастую, кое-как заточенные клинки длиной от 7 до 15 см.
1-13.jpg 1-14.jpg

Справедливости ради, однажды попался клинок Т-образного сечения и почти правильных очертаний, но из какой-то сероватой, неважно обработанной стали (по виду – сырая штампованная Ст3) и с миллиметровой фаской на месте РК.
1-15.jpg 1-16.jpg

Цена таких «сувениров» обычно в пределах 15-35 евро.

«РАБОЧИЕ» - это, напротив, вполне функциональные экземпляры, способные сносно резать и колоть, но их внешнее сходство с оригиналом и вовсе символическое. На клинках и рукоятях декоративная отделка обозначена, но сведена к минимуму: гравировка на голомени, простой узор на бринче, иногда - рельеф на притинах. Накладки пластиковые, но по виду и тактильно очень напоминают полированную кость или моржовый бивень. Деревянные ножны совсем примитивны, изредка обшиты перчаточной белой кожей, декор полностью отсутствует. 

1-17.jpg
Встречаются и более «правильные» варианты – костяная V-образная рукоять с заклепками в 2 ряда, 20…30-сантиметровый клинок с плавной щучкой, 4 мм обух и во всю длину широкие пологие долы, плавно переходящие в слабовыпуклую линзу спусков. Часто присутствует орнамент на обухе, но простенький, типа «зигзаг» или «крестик-точка-крестик-точка». Вот только на лично пощупанных экземплярах поперечная жесткость клинков была неожиданно слабовата для такой толщины.
1-18.jpg 1-19.jpg
Разброс цен – от 95 до 200 евро, в зависимости от размера и места продажи.

«УКРАШЕННЫЕ» - их с некоторого расстояния можно поначалу принять за достоверные копии (особенно, если не вынимать из ножен). 
Бывают относительно бюджетные (около160 евро) – резные ножны из «арзанто» (что-то вроде тонкого нейзильбера или мельхиора), «медальки», притины и узорчатый бринч из того же металла, пластиковая рукоять. Клинок толщиной около 2,5 мм, блестящий и расписной, не дает усомниться в сувенирном предназначении ножа – заточка чисто номинальная.
1-20.jpg

А есть в серебряных ножнах очень хорошей работы, с подвесками из настоящих старых монет, полированной костью рукоятей на 6 заклепках… и ценой от 450 евро и до нескольких тысяч. При этом клинки зачастую такие же сувенирные, как и на «бюджетках».

1-21.jpg

Интересно, что рост стоимости материалов и богатства отделки ножен (и, как следствие, цены всего изделия), крайне мало отражается на качестве самого ножа, особенно, клинка. Ниже комплекты от одного продавца, с ценой 95, 155 и 2100 (две тысячи сто :)  ) евро соответственно:
1-22.jpg
1-23.jpg

 

1-24.jpg
1-25.jpg

 

1-26.jpg
1-27.jpg

Более того, я не смог заметить каких-либо существенных отличий между ножами группы 450…1500 евро (более дорогие видел только издали). Материалы, вроде, одинаковые – серебро, нержа, кость (рог). Уровень работы по драгметаллу (на мой непосвященный взгляд) идентичный – нет как явной халтуры на «дешевых» ножнах, так и выраженного «фаберже» на дорогих. Рукояти похожи. Клинки вообще не предсказуемы, на дорогом ноже может стоять двухмиллиметровая кастрюльная нержавейка, а на бюджетном – «толстый» вариант с долами, приличными спусками и т.п. Сложилось впечатление, что конечными производителями таких изделий являются «ювелиры», одевающие закупленные у ножеделов клинки, либо «голые» ножи, и не придающие особого значения их функциональному назначению.



#20
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

МАТЕРИАЛЫ

Клинки.
Даже в лавках с приличным ассортиментом ножей большинство продавцов не ответят на вопрос о сталях, либо будут твердить «инокс» про любое изделие.
В специализированных магазинах и «ворк шопах» (магазинчик с пристроенной мастерской, или наоборот) удается услышать более внятные вещи типа «Крупп 440», «рессора» (один раз – даже по-русски!) или «лима» (напильник). Но и там случаются курьезы. Один производителей обозначает материал клинка как «Stainless Steel mov6-c60», а в сугубо ножевом магазине на полках с его товаром красуется «cpm s60v». В другом магазинчике (в отношении ножей - монобрендовом, с выдачей сертификатов производителя) продавец очень обстоятельно объяснял, что для работы надо брать «рессору», так как её калят в масло, а «инокс» просто остужают на воздухе. Поскольку работать ножом я не планировал, взял «незакаленный инокс». Твердость в итоге оказалась на уровне «средневорсменской» 65х13 или VN-овской 420-440 (и ровно такая же у «mov6-c60» на «охотничьем кинжале»), т.е. какая-никакая термообработка присутствует. Добавлю, что практически все клинки из нержавейки полированы в зеркало, а углеродка и особенно «напильники» отшлифованы не столь тщательно, долы поуже и попроще формой, меньше картинок и надписей по спускам.

 

Рукояти.
Практически 100% накладной монтаж с латунным больстером или гардой (а иногда и с навершием). Сквозной монтаж видел только на «кинжалах», всадного не видел вообще.
В порядке возрастания цены накладок это может быть:
- белый и черный пластик;
- прозрачный плекс с подложенной бумажной картинкой;
- олива;
- мокка (кофейное дерево);
- кость;
- рог КРС;
- рог кри-кри (местная реликтовая коза).
Изредка встречаются комбинированные из вышеперечисленных материалов и «композитные» - куски кости, залитые эпоксидной или полиэфирной смолой.

 

Ножны.
Самые дешевые – из литой пластмассы, овальные в сечении, с толстыми стенками и плоским пазом под клинок. Цвет черный или слоновая кость, иногда с тисненым контуром Крита. Пластик в меру жесткий – примерно, как на моровских ножнах. Клинок обычно фиксируется в устье напаянным «гюльбандом», поэтому вставляется легко, а сидит довольно плотно.
Деревянные (обычно, из оливы) сделаны по тому же принципу, но погрубее, клинок в них частенько болтается. Иногда имеют скос на устье, совпадающий с выступом больстера. Бывают с оковками из паяной или штампованной тонколистовой латуни.
Кожаные – самый редкий вариант. Конструктивно близко к ФНКВД – «книжка» или «лопух» на заклепках и хлястик с кнопкой, либо сразу над гардой, либо под навершием. Качество кожи и пошив невысокие, на уровне безымянных китайцев. Единственное достоинство – наличие подвеса.
Комбинированные – те же пластиковые, но снаружи обшиты кожей («переломка», шов со стороны РК). Имеют вполне приличный вид и при этом хорошо держат клинок. Мне понравились больше всего.



#21
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

МЕСТА ПРОДАЖИ

Те критские города, где мне довелось побывать (Ираклион, Ханья, Ретимно), устроены до забавного похоже: «старая гавань», от неё относительно широкая улица к площади с фонтаном, а от площади расходится сеть кривых «магазинно-ресторанных» улочек, собственно и образующих исторический центр города. Одну из таких улиц гиды обычно называют «улицей ножей», хотя это весьма относительно - как правило, речь идет просто о большей концентрации ножей в ассортименте сувенирных лавочек.
На небольшой территории «старого города» разбросано полсотни точек с ножами, торчащими среди гор брелков, губок и пахлавы – преимущественно «кухня», «кинжалы» и «складники». Есть с десяток лавок с более богатым ассортиментом, но делающих упор именно на ножи – единицы.
Выбор широкий, но несколько однообразный. Видно, что большинство ножей, особенно, самых бюджетных, производится тремя-четырьмя крупными артелями – через какое-то время без труда выхватываешь взглядом на разных лотках (в том числе, в разных городах) идентичные абрисы клинков и сделанные под копирку травленые узоры. По более дорогим изделиям можно отметить крен в сторону продукции местных мастерских, но для этого придется приглядываться – есть ощущение, что все критские производители посещали одни и те же мастерклассы.

 

Ираклион.
Главная «ножевая» улица – ул. 1866 года. Среди обычных «широкопрофильных» магазинчиков попадается пара чисто ножевых лотков, чьи владельцы представляются производителями, но какого-то «эксклюзива» и у них не видно.
2-01.jpg
В самом конце улицы нашел заранее подсмотренную в интернете лавку http://cretan-tradit...ex.php?cPath=25 обещавшую «подлинные боевые критские ножи» (далее фото с их сайта – вполне соответствуют увиденному). 

Один, безусловно подлинный, присутствовал, но интерес представлял разве что для археологов:
2-02.jpg
В остальном – богатый, но вполне стандартный ассортимент, включающий также весь спектр «традиционных» ножей. Варианты в серебре начинались с 650 евро, что в общем не дешево.
А вот «рабочий» с очень приличным 30-сантиметровым клинком с долами, но без декора на обухе и в голых деревянных ножнах, стоил рекордно низко – 95 евро.
Имелась еще 90-сантиметровая «сабля» аналогичной конструкции – даже прицениваться не стал, все равно в чемодан не влезет…
2-03.jpg

На улице 25-го Августа, ближе к порту, есть сувенирный магазинчик с хорошим выбором ножей Клинисов http://www.klinisknives.gr/ - в принципе, ничего сверхъестественного, но дают сертификат, да и качество изготовления повыше, чем «в среднем по палате».
2-04.jpg
В переулках можно увидеть маленькие заточные мастерские (вроде наших металлоремонтов), на витринах которых присутствуют как сувенирные, так и вполне бытовые ножи, некоторые из которых, похоже, тут же и делаются. По крайней мере, на глаза попалось несколько оригинальных «пастушьих» и нетипичных складников.
В качестве курьеза – в антикварно-ювелирной лавке увидел старый (или состаренный) нож в шикарных серебряных ножнах и попросил показать клинок, на что получил ответ хозяина, чисто в стиле советской торговли: «Чего его смотреть-то, за 5 000 евро? Клинки разглядывай вон там, в сувенирных рядах».
Ну и не могу не упомянуть магазин «Ножовщик Паламианакис» (ΜΑΧΑΙΡΟΠΟΙΙΑ ΠΑΛΑΜΙΑΝΑΚΗΣ) в самой середине Амудары – пригорода Ираклиона.
2-05.jpg

2-06.JPG
Левая половина магазина отдана под сувенирку - от перочинных складничков до 80-ти сантиметровых «абордажных сабель». Помимо широкого ассортимента моделей, в большинстве случаев есть возможность выбора из 3-х – 5-ти похожих экземпляров. Вот только «традиционных» нет совсем, даже в игрушечно-сувенирном варианте…
С правой стороны – ножи рабочие, начиная с кустарных виноградарских и заканчивая фабричными «тяпками» для разделки туш и Трамонтиновскими мачетами. Неплохо представлена довольно качественная «кухня» – производители мне незнакомые (какие-то Icel, Zwilling и т.п.), но внешнее качество и линейка моделей на уровне цветных кухонных Мор и Трамонтин Про Мастер.

 

Ханья.
В оживленном центре города (район гавани и рыночной площади) ни чего нового для себя я не увидел, но на улице Сифакаса (чуть подальше от туристической толчеи) нашлись 2-3 колоритных лавочки со своими мастерскими.
2-07.JPG

2-08.JPG

2-09.jpg
Выбор там, пожалуй, самый широкий, из того, что я вообще видел на Крите. Несмотря на собственное производство, больше половины ножей на прилавках произведены другими местными мастерскими. Опять же, присутствуют фабричные кухонники в ассортименте (включая профессиональные). Удивило наличие китайских катан, мечей и прочих ужоснахов - кто их там покупает, не знаю, но хозяевам виднее…
Из оригинального - привлекли внимание непонятного назначения, но явно функциональные то ли топорики, то ли сечки из углеродки, некоторые – со следами ковки.

Здесь же я имел возможность лично наблюдать, как в полутемном закутке мастер полирует на войлочном круге клинок большого «традиционного-рабочего» ножа. От аналогичного ираклионского его отличали примитивная нарезка по обуху, обшитые белой кожей ножны и, несмотря на отсутствие посредников, удвоенная цена (200 уе).  Были еще уменьшенные варианты того же вида и качества, но и их цена не опускалась ниже 140. Ровно столько же они стоили и в соседней лавке-мастерской, зато там оказались самые дешевые ножи в серебре – по 450 уе.

В Ханье я ещё планировал посетить «Арт-деревню» Верекинтос, где среди скульптурных, ювелирных и стекольных студий значилась и мастерская «традиционных критских ножей». Однако приехав туда, я обнаружил мастерскую закрытой, а соседка-скульптор, любезно созвонившись с мастером, сообщила мне, что он в отъезде…

 

Ретимно.

Там я имел буквально полчаса свободного времени, поэтому впечатления краткие. Ножи присутствуют в достатке, но чего-либо выдающегося не углядел. «Традиционные», за исключением мелких сувениров, тоже на глаза не попались.

 

 

К своему стыду, я ни где не смог своевременно обнаружить ни мастерских, ни «фирменных» магазинов крупных производителей – кого-то поисковик вообще не обнаружил (wi-fi в отеле изрядно тормозил), а для других гугль-мапс и яндекс-карты отказались искать местоположение по скопированному с официального сайта адресу.

Задним числом удалось установить локацию Клинисов (http://www.grekomani...g/klinis-knives ) в Ираклионе и Скалидакисов ( http://www.cretankni...ap.aspx?lang=en ) в Ханье, а вот Пелекисы ( http://www.cretankni...ct.aspx?lang=en ) так и остались неуловимыми, несмотря на весьма заметное присутствие их продукции на лотках в Ираклионе и Ретимно.



#22
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

 

Проведя первую половину отпуска в праздном разглядывании витрин и попутно купив на подарки пару-тройку чисто сувенирных изделий, я задумался о приобретении чего-нибудь более-менее «настоящего» для себя любимого.
Конечно, прежде всего хотелось «тот самый критский нож» с узким клинком и конусной «ушастой» рукоятью.
3-01.jpg
Видимо, я остановился бы на 200-евровом «рабочем» варианте, хотя свербила мысль, что обшить ножны кожей и нарезать обух я смогу и сам, пусть не столь аутентично, зато значительно дешевле «лишних» 100 евро. К тому же, не покидало стойкое ощущение «Не верю! (с)» в отношении форм всех виденных мной клинков – ну не вязались они ни со стилем отделки рукоятей и ножен, ни с моими представлениями о традиции и технологии 18-19 веков.

 

«Пастушьи» в массе своей выглядели правдоподобнее, но каждый в отдельности – по-своему, а какой-либо пригодной для правильных выводов информацией по ним я не располагал.

 

Желание разобраться, откуда ноги растут, заставило обратиться к «первоисточникам». Побродив по музеям, посмотрев старые фотографии, посетив несколько этнографических инсталляций в деревушках и «эко-поселках» я смог увидеть всего 4 типа ножей, претендующих на какую-никакую этническую оригинальность.

 

1) Ятаганы. Тут всё понятно. 250 лет османского ига не могли не оставить свой след. Ятаганы тускло отсвечивают серебром в музейных витринах, выглядывают из-под слоя ржавчины на стенах деревенских домов, вздымаются в руках турок и критян на батальных полотнах, угадываются на парадных портретах героев освободительных войн. Кстати, по этим портретам видно, как постепенно сходила на нет популярность этого оружия среди коренного населения – если во время восстания 1821 года редкий «полевой командир» позировал без ятагана, то ко 2-му восстанию 1866 года их более чем на половину вытеснили «критские ножи», а к ХХ веку последние полностью заняли нишу элемента национального костюма. Современные реплики ятаганов на Крите имеют место быть, но шанс увидеть их в продаже крайне мал – примерно, как у нас в обычном охотмагазине встретить СС-овский кинжал. Мне попался на глаза один – где-то под потолком в задней комнате довольно крупной сувенирной лавки.
3-02.jpg

3-03.jpg

3-04.jpg

 

2) Критский нож. Неоднозначный, в чем-то противоречивый, но весьма яркий и безусловно оригинальный. Непременный атрибут парадного национального костюма, причем как мужского, так и женского. Носится заткнутым за пояс, в жестких ножнах – кожаных с деревянной вставкой или серебряных.  Как правило, богато украшен – насечка с растительным или геометрическим узором по обуху и бринчу (обычно, серебряному), гравировка по спускам, фигурные притины, металлические оковки и подвес из монет на ножнах, иногда – резная розетка с «самоцветом» на торце рукояти.

Различались боевые и парадные ("костюмные") разновидности - по размерам и богатству отделки.  Особняком стояли женские экземпляры - эти дарили невестам, во-первых, как символ помолвки (и знак того, что дама занята), во-вторых, для защиты девичьей чести, а в-третьих, как намёк - мол, если что не так, этим же ножом тебя и зарежу  :ph34r:

Что любопытно, нигде не попались простые («рабочие») критские ножи – даже на ржавом уточенном экземпляре, выставленном для антуража в витрине ножевого магазина явно видны следы декора.
Как назло, во всех экспозициях ножи присутствовали в зачехленном виде, а качество фотоматериалов не позволяло сделать достоверные выводы о строении клинка.
3-05.jpg 3-06.jpg

3-07.jpg
 

3) Перочинный нож. Видел только в 2-х экземплярах в Историческом музее Ираклиона, о распространенности судить не берусь, современные сувенирные аналоги не попадались.
3-08.jpg

3-09.jpg

4) Нож сборщика налогов винограда (это просто чудо какое-то – сучок и клепик в одном флаконе  :lol:). Встречается повсеместно, как в музейных экспозициях, так и в продаже – от чуть уменьшенных и облагороженных «сувенирок» до чисто рабочих с кондовыми струганными рукоятями или модерновым цветным резинопластиковым литьем.
3-10.JPG

3-11.JPG

 

Ни каких следов старых (хотя бы довоенных) «пастушьих», «охотничьих», «крестьянских» и прочих оригинальных ножей мне обнаружить не удалось. Естественно, чем-то люди в быту пользовались, но выраженных этнических признаков эти изделия, очевидно, не имели. Основная же масса современных ножей восходит в лучшем случае к 60-м – 70-м годам прошлого века и представляет собой «новую волну».

 

 

Необходимая ремарка.
Увидев позже «Болгарские» темы http://rusknife.com/topic/17084-ножи-балканской-войны-1913-14г/ , http://rusknife.com/topic/17334-sa4mo/ , не мог не заметить явного сходства их «холостяцких» ножей с критскими «пастушьими» - в формах рукоятей, строе клинков, элементах декора и т.п. То есть какие-то «балканские корни» у современных критских ножей есть, но, повторюсь, мне их следы не попались.



#23
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

ПАТЕРАКИС

С горя решил еще раз съездить в «Арт-деревню», но в этот раз после предварительного созвона. По телефону с сайта попал на всё ту же сердобольную скульпторшу, которая не только сообщила номер мобильника мастера, но и добровольно выступила в роли посредника (мастер не говорит ни по-английски, ни даже по-русски), в итоге удалось договориться о визите.
4-01.jpg
Итак, мастерская Ставроса Патеракиса http://www.verekinth...emid=82&lang=en.

Захожу и тихо офигеваю – на застекленных стендах сплошь типовая сувенирка и кухонники ашановского уровня…
Выходит хозяин, обреченно лепечу: «традишенал олд найфз…» - и неожиданно вижу утвердительный кивок. Из супермаркетовских пакетов на полу извлекаются газетные свертки и разворачиваются перед моим носом. Внутренний Станиславский мгновенно затыкается, ибо, наконец, всё в моей голове сложилось. Кованые клинки с довольно сложным профилем и тонким орнаментом по обуху. Ощущение монолитности конструкции. Изящные ножны с деревянными вкладышами, обтянутые кожей и отделанные серебром. Про рукояти и не говорю. Верю!
4-02.jpg

4-03.jpg

4-04.jpg
Появляется сын Ставроса, который работает вместе с ним и вполне сносно говорит по-английски. От него я узнаю, что они только что вернулись с большой ремесленной выставки в Ханье (чёрт, я же видел там эти белые шатры в мой первый приезд, но кроме медных самогонных аппаратов ни на что не обратил внимания) и даже не успели распаковаться.
4-05.jpg
Глаза разбежались, каждый нож имел свои особенности. Пара самых длинных – черный и белый – оказались заказными, еще один длинный кусался ценой, из 3–х коротких выбрал один, ориентируясь, в основном, на строй клинка. Розетка на торце рукояти чуть качалась (вообще-то хотел взять нож без этого декора, но клин на нем понравился меньше), указал на это мастеру. Тот кивнул, потянул за розетку и извлёк из рукояти пинцет. Не знаю, насколько это исторически достоверно, но мне понравилось, и выбор определился. Увидев, что я пытаюсь проверить остроту, Ставрос замотал головой – «Ножи делались к выставке, я их специально не точил». За 10 минут была произведена не поражающая воображение, но вполне сносная заточка. Мой вопрос о сертификате никто не посчитал серьезным, а предположение что меня задержат в аэропорту за вывоз художественных или исторических ценностей и вовсе развеселило мастеров (между тем, при покупке в картинной лавке пары 15-евровых этюдов на местные темы мне настойчиво сунули чек - «для таможни»). С сожалением посмотрев на недекорированную сторону клинка, господин Патеракис поинтересовался, не мог бы я заехать через пару дней. Перспектива провести еще один день отпуска за рулем, пусть даже ради авторской мандинады, меня не вдохновила, я вежливо, но твердо отказался, и мой нож был упакован в вышитый чехол из мешковины, после чего мы тепло распрощались.



#24
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

ИТАК, МОЙ «ПОЧТИ НАСТОЯЩИЙ» КРИТСКИЙ НОЖ.
Длина 290 мм, клинок 150х23х5 мм, накладки - черный рог («мавроманика»), притины и бринч - серебро, в навершии - королевский рубин красный страз.
5-01.jpg  5-02.jpg

 

5-03.jpg  5-04.jpg
Ножны – деревянный вкладыш (похож на липовый или еловый), тонкая кожа прошита серебряной проволокой, декор (оковка и наконечник) – тоже серебро.
5-05.jpg  5-06.jpg
Точной информации по стали не добился – языковой барьер, будь он не ладен, по крайней мере ни «карбон стил», ни «лима», ни «инокс» согласных кивков не вызвали. По виду и ощущениям на триангле напоминает неплохую Х12МФ, на том пока и успокоился.
5-07.jpg  5-08.jpg
Монтаж практически накладной, тип хвостовика виден на фото. Узор на обухе рельефный, выпуклый. В сечении клинок Т-образный, от обуха сильновогнутая линза, к РК переходит в слабовыпуклую. Сведен где-то в 0,4 мм, к кончику утолщается до 0,6.
5-09.jpg  5-10.jpg



#25
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

ЭПИЛОГ

 

Уже пару дней спустя после покупки раскопал в Ираклионе Исторический музей (в отличие от Археологического, на него почти нет ссылок в Сети, нашел случайно на туристической карте), где наконец-то увидел аутентичный нож без ножен.
6-01.jpg
К моему удовольствию, строй и отделка клинка практически совпадали с моим «новоделом», а в качестве бонуса я увидел характерное отверстие в тыльнике одного из экспонатов. Не факт, что там был именно пинцет, а не какое-нибудь шило, отвертка или сапожная игла, но я порадовался.  Ну и попутно убедился, что малый размер ножа – не признак «женского» варианта и не урезанная адаптация под туристов, а вполне реальный «рабочий» вариант, пусть и в составе «спарки».
6-02.jpg

6-03.jpg

6-04.jpg

 

И напоследок о «китайских поделках».
На Крите их на удивление мало. 99% керамических посудин, бронзовых фигурок, полотенец, брелоков дороже 1,5 евро несут надпись: «Сделано в Греции». В приличных магазинчиках гордо демонстрируют сертификаты и фото из местных мастерских (пару таких «воркшопов» посещал лично – всё честно, люди работают). Китайские ножи, естественно, присутствуют – в виде декоративных «ужоснахов» на деревянных подставках и банальных «классических» и «тактических» складников и т.п., но выдавать их за критские никто не пытается.

 

P.S. Примерно половина фотографий в этом обзоре мои, а остальные - честно стырены с упомянутых в тексте сайтов продавцов и производителей, а также с гугль-панорам.

Но тырил я только то, что ранее сам лично видел (а часто и щупал) "вживую" B)



#26
TI -126

TI -126
  • Пользователи
  • 1 947 сообщений
  • 163 согласны
  • Город: Петрозаводск
  • Имя: Юрий

Спасибо,Михаил:будто сам на Крите побывал!:)



#27
Abrams

Abrams
  • Пользователи
  • 873 сообщений
  • 213 согласны
  • Город: Рязань
  • Имя: Михаил

Не-не-не, это очень однобокое описание!

Там еще, кажется, море есть :lol:



#28
climbing

climbing
  • Пользователи
  • 3 279 сообщений
  • 444 согласны
  • Город: Калининград
  • Имя: Андрей

Спасибо, очень интересный обзор.



#29
мак

мак
  • Модераторы
  • 40 724 сообщений
  • 4577 согласны
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Шикарный обзор, спасибо! Сильно изменился Крит с моего посещения лет десять назад или пятнадцать уже, тогда ножей было кот наплакал и таких аутентичных не было вообще, всякая сувенирка. Поздравляю с приобретением, реально аутентичный нож, неужели у моего старого в задницу тоже что-то вставлено? Боязно тянуть ...


"Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется"


#30
Чечако

Чечако
  • Пользователи
  • 1 894 сообщений
  • 585 согласны
  • Город: Петербург
  • Имя: Николаич

Ай, спасибо! Очень интересный и обстоятельный обзор. Получил удовольствие как от чтения, так и от фоток. С прекрасным приобретением поздравляю и немного завидую.


И зачем черт дернул меня ввязаться в это дело? (Мольер) Зри в корень! (Козьма Прутков)


Согласны 1 раз:
medic_1966


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Внимание! При копировании материалов с сайта http://rusknife.com ссылка на источник обязательна.