Перейти к публикации

Критский нож.


мак

Рекомендованные сообщения

Не знаю, правильно ли выбрал раздел, но ведь Крит это Греция? Значит Европа. Вот такой классический критский нож как иллюстрация к книжке с картинками. В нем чувствуется влияние турецкого ига, он похож на ятаганный нож, но все-таки форма рукояти уникальна в каком-то смысле. Очень интересный и сложный клинок в разрезе, слоновая кость и какой-то камень вставлен в верхушку. На клинке травление и цифры - 1800 или там не нули? Памятная дата? Что характерно - в материковой Греции национальных ножей не замечено, это чисто критский феномен. Более неудобной рукояти не встречал.

99.jpg

IMG_4735.jpg

kreta3.jpg

IMG_4825.jpg

kreta1.jpg

kreta2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно. Но как его держать? Рудимент ятаганных "ушей", но те хоть функциональны. Наверное к костюму по большей части.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этот-то да, но вообще были и деревенские такие ножи явно не для показухи. Уж как они их держали, сам не пойму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Здравствуйте.

Привезли недавно с Крита ножик. Сувенирка конечно. Но деревянная рукоять довольно удобная.

post-369-0-02750600-1329317246_thumb.jpg

post-369-0-55345200-1329317258_thumb.jpg

post-369-0-28078900-1329317266_thumb.jpg

post-369-0-23800900-1329317274_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да, адаптация под туристов, чтобы руки не резали, прототипов исторических с такими рукоятями нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Интересно, а в чем смысл такой рукояти? Симвоолизирует что то или применение какое то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Был какой-то хват, не знаю уж какой, а форма явно традиционная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Про критский нож - http://www.cretediver.com/2012/about-cretan-knife/

 

По традиции, на лезвие ножа наносится двустишие или четверостишие - так называемая, мандинада(вид песни островной Греции), текст которой зависит от того, кому предназначается этот нож в подарок. 

Одна из мандинад ясно говорит о том, что «на лезвии критского ножа написаны истории, которые переданы нам старым поколением». Для критян критский нож - это оружие чести и мужества, а также память о чистой и искренней дружбе. Поэтому, когда кто-то из жителей Крита преподносит вам в качестве подарка традиционный критский нож, это говорит о том, что он вас высоко ценит и глубоко уважает. 

Сегодня немного осталось тех, кто продолжает традицию своих отцов и дедов, изготавливая вручную традиционные критские ножи, но, тем не менее, такие люди есть: самые молодые из них 26-летний Йоргос и 27-летний Ираклис Скалидакисы - братья из города Ханья.

«Мы верны традиции, продолжая изготавливать ручки ножа из костей и рогов животных, а также из оливкового дерева. Нож обрабатывается в печи, с помощью молотка и  точильного колеса»,- говорит Ираклис.
Работа в мастерской приносит двум братьям большую радость, потому что она тесно связана с их воспоминаниями о проведенном здесь детстве.

Наверное, совсем не случайно одна из мандинад гласит: «Да будет проклят тот критянин, кто не чтит Крита»…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я когда был на Крите искал более менее не похожий на сувенирку нож. В Ираклионе слошь сувенирка была, с пластиком под рог и подпальцевыми выборками и т.д. Наконец рядом с Пещерой Зевса были замечены относительно нормальные ножи. С оливой и рогом/костью на рукоятке и с довольно качественным литьем в виде голов орлов и баранов на тыльнике. Продавец и гвоздь одним построгал (прямо как-будто у продавцов из Ворсмы подсмотрел)  и растительность на руке побрил после. Я его все выспрашивал, где бы мне найти Настоящий Критский Нож, а не сувенирку. С углеродкой на клинке и с нормальной геометрией или хотя бы без украшательств, а рабочий нож.Ну и спросил- чем обусловлена форма такая? Уши эти? он и ответил, что когда барашка режут, мизинец как раз между ушей и ложится, чтобы рука не соскочила на рк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Несколько лет назад смотрел я передачу по ТВ с Михаилом Кожуховым о Крите. Там показывали ножевую мастерскую. Сейчас потратил где-то полчаса и нашел

  смотреть начиная с 22 минуты.



 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 месяцев спустя...

У меня знакомые с Крита привезли такой вот нож. Обычная сувенирка или что-то интересное может быть?

post-8670-0-27781100-1395946679_thumb.jpg

post-8670-0-86795000-1395946682_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Влезу в тему :)

Попав этим летом на Крит, я приятно поразился обилию ножей, повсеместно продаваемых наряду с ракией, глиняными амфорами и бронзовыми Минотаврами в качестве «традиционных критских сувениров». Несмотря на пестрое многообразие типов и размеров, в них явно прослеживались определенные общие черты, как в отношении форм, так и используемых материалов, что как бы намекало на некие исторические корни, пусть и основательно переосмысленные современными мастерами.

Где-то за неделю у меня сложилось подобие субъективной классификации современных критских ножей «для туристов»:
1) "КУХНЯ" – назвал так, потому что металлом, строем и размером клинков, качеством заточки эти ножи напоминают линейку Tramontina Polywood. Думаю, с таким же успехом могут работать по продуктам - самым маленьким мы вполне нормально резали салями.
Наиболее дешевые (от 5 евро) имеют клинки длиной 90-150 мм и толщиной 0,8-1,5 мм с низкими "финскими" спусками, черную или белую "под кость" пластиковую рукоять с ятаганными ушами, паяный латунный "гюльбанд", литые пластиковые ножны.
post-6649-0-86694700-1418214591_thumb.jpg
Вариант подороже - практически с теми же формами, но клинки длиннее (120-200 мм) и толще (2-3 мм), с прямыми спусками от обуха. Сведение 0,2-0,5 мм, в «тонком» исполнении ножи внешне и функционально напоминают современные узбекские пчаки. Рукояти из оливы или кости, непременная "роспись" по клинку. Ценник – 15-25 евро.
post-6649-0-13607600-1418214609_thumb.jpg
Ну и для тех, кто знает толк в извращениях, небольшой клинок «кухонного» типа всаживают в толстый конец цельного бараньего или козьего рога. При этом проблемы удержания ножа в руках в расчет абсолютно не принимаются: если вам даже удастся сносно обхватить «рукоять» (что даже с моим 11-м размером перчатки задача нетривиальная), вы всё равно не отгадаете, в каком направлении будет торчать клинок. Недороги – 10-20 евро
post-6649-0-36553200-1418214627_thumb.jpg

2) "ПАСТУШЬИ" -  длинные (120-180 мм) узкие и относительно толстые (3-6 мм) клинки с гардой из толстого листа латуни. Сведены от обуха в 0,3-0,8 мм. Часто 1-2 узких дола, но почему-то только с одной стороны. Рукоять обычно роговая, реже – набор из 2-х – 4-х кусков «ценных пород дерева», часто с бронзовым литым навершием в виде чьей-то головы, или всё тех же ятаганных ушей. Качество литья похуже «ворсменского» но формы в целом вменяемые (за исключением редких экземпляров с рогами по 6 см). Только в этой подгруппе помимо извечного «инокса» встречаются  «рессора» и «напильник». В последнем случае на обухе часто оставляют чуть притупленную насечку. Ножны либо деревянные, либо пластик обшитый кожей. Ценник – 35-75 евро.

post-6649-0-82204600-1418214634_thumb.jpg

post-6649-0-12365400-1418214641_thumb.jpg
В этой же группе выделяются несколько гипертрофированные экземпляры, этакие "Боуи". В принципе, продавцы тоже называют их пастушьими, но мне не верится, что пастухи согласятся таскать по горам такую тяжесть. Длинные (150-250 мм) широкие клинки толщиной 5-8 мм, со щучкой и широким долом (опять-таки с одной стороны). По обуху нарезан грубоватый узор, сведение – как повезет (я искал и нашел 0,3-0,4 мм и долы с обеих сторон). Литые мощные гарды, опционально – такие же навершия. По рукоятям и ножнам – см. выше. Ценник 50-90 евро, за отдельные экземпляры с полуметровыми клинками просят до 250.

post-6649-0-30600700-1418214646_thumb.jpg

post-6649-0-96880000-1418214653_thumb.jpg

post-6649-0-93949900-1418214661_thumb.jpg
3) "КИНЖАЛЫ" или «ОХОТНИКИ» -  клинок 120-150 мм, листовидный или с горбинкой, толщиной 2,5-3 мм. Рукоять из дерева (оливы, мока), кости, рога, или наборной кожи с плексом. Чаще всего - сквозной монтаж, бочка с двусторонней литой гардой и навершием «шляпкой», но для «горбатых» клинков возможны несимметричные варианты, иногда гарда сделана в виде стилизованной головы быка. Заточка листовидных клинков односторонняя или с фальшем на 1/3 обуха, про двустороннюю продавцы говорят «полис проблемз» (правда, в двух местах нашел в глубине полок обоюдоострые девайсы). Ножны у всех кожаные с хлястиком на кнопке и стандартным подвесом на ремень – это, видимо, и является классифицирующим признаком «охотничьего» - все прочие ножны даже намеков на подвес не имеют и предназначены для ношения за широким поясом национального костюма или в сапоге. Подобный нож купил племяннику – он единственный из приличных имел толщину обуха менее 2,4 мм. Ценник 25-50 евро.

post-6649-0-29178200-1418214676_thumb.jpg

post-6649-0-64737800-1418214684_thumb.jpg

4) «СКЛАДНИКИ» - эдакие «критские опинели» с тонким клинком 7-9 см, деревянной (редко – роговой) рукоятью, оковкой и (опционально) коротким лайнером. Опинелю проигрывают во всем, включая качество обработки, надежность фиксации, длину клинка по отношению к рукояти и цену. Но мы ведь не во Франции? Пришлось купить карапета, просто как факт. Цена складников 10-25 евро.
post-6649-0-92288900-1418214690_thumb.jpg
post-6649-0-83234900-1418214703_thumb.jpg

В одной мастерской видел ещё что-то вроде маленьких «джентльменских» ножей с классическим клинком 7-8 см. и роговыми накладками, но качество их изготовления никак не соответствовало цене в 45 евро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5) «ТРАДИЦИОННЫЕ» - намеренно ставлю в кавычки, поскольку ни один из них нельзя считать копией или репликой «старых» ножей.  По способу подражания «историческим образцам» можно выделить три группы изделий:
«СУВЕНИРНЫЕ» -  чаще попадаются именно в сувенирных, а не ножевых лавках. Несмотря на эмоциональное заявление одной из продавщиц - «Это настоящий критский нож, если Вы его заточите, то даже сможете что-нибудь отрезать!» - правильнее считать их макетами. Ножны – пластмассовое литье или жестяная штамповка, пластиковые рукояти «под кость» на 2-х – 4-х заклепках и плоские, блестящие, зачастую, кое-как заточенные клинки длиной от 7 до 15 см.
post-6649-0-08379000-1418214925_thumb.jpg post-6649-0-07037700-1418214935.jpg

Справедливости ради, однажды попался клинок Т-образного сечения и почти правильных очертаний, но из какой-то сероватой, неважно обработанной стали (по виду – сырая штампованная Ст3) и с миллиметровой фаской на месте РК.
post-6649-0-35976100-1418214943_thumb.jpg post-6649-0-59724800-1418214948_thumb.jpg

Цена таких «сувениров» обычно в пределах 15-35 евро.

«РАБОЧИЕ» - это, напротив, вполне функциональные экземпляры, способные сносно резать и колоть, но их внешнее сходство с оригиналом и вовсе символическое. На клинках и рукоятях декоративная отделка обозначена, но сведена к минимуму: гравировка на голомени, простой узор на бринче, иногда - рельеф на притинах. Накладки пластиковые, но по виду и тактильно очень напоминают полированную кость или моржовый бивень. Деревянные ножны совсем примитивны, изредка обшиты перчаточной белой кожей, декор полностью отсутствует. 

post-6649-0-58770700-1418214953_thumb.jpg
Встречаются и более «правильные» варианты – костяная V-образная рукоять с заклепками в 2 ряда, 20…30-сантиметровый клинок с плавной щучкой, 4 мм обух и во всю длину широкие пологие долы, плавно переходящие в слабовыпуклую линзу спусков. Часто присутствует орнамент на обухе, но простенький, типа «зигзаг» или «крестик-точка-крестик-точка». Вот только на лично пощупанных экземплярах поперечная жесткость клинков была неожиданно слабовата для такой толщины.
post-6649-0-25762300-1418214961_thumb.jpg post-6649-0-84120800-1418214966_thumb.jpg
Разброс цен – от 95 до 200 евро, в зависимости от размера и места продажи.

«УКРАШЕННЫЕ» - их с некоторого расстояния можно поначалу принять за достоверные копии (особенно, если не вынимать из ножен). 
Бывают относительно бюджетные (около160 евро) – резные ножны из «арзанто» (что-то вроде тонкого нейзильбера или мельхиора), «медальки», притины и узорчатый бринч из того же металла, пластиковая рукоять. Клинок толщиной около 2,5 мм, блестящий и расписной, не дает усомниться в сувенирном предназначении ножа – заточка чисто номинальная.
post-6649-0-92956400-1418214973_thumb.jpg

А есть в серебряных ножнах очень хорошей работы, с подвесками из настоящих старых монет, полированной костью рукоятей на 6 заклепках… и ценой от 450 евро и до нескольких тысяч. При этом клинки зачастую такие же сувенирные, как и на «бюджетках».

post-6649-0-28211900-1418214980_thumb.jpg

Интересно, что рост стоимости материалов и богатства отделки ножен (и, как следствие, цены всего изделия), крайне мало отражается на качестве самого ножа, особенно, клинка. Ниже комплекты от одного продавца, с ценой 95, 155 и 2100 (две тысячи сто :)  ) евро соответственно:
post-6649-0-46665100-1418214985_thumb.jpg
post-6649-0-11182500-1418214991_thumb.jpg

 

post-6649-0-41001500-1418214998_thumb.jpg
post-6649-0-43321800-1418215003_thumb.jpg

 

post-6649-0-35460400-1418215009_thumb.jpg
post-6649-0-92696900-1418215016_thumb.jpg

Более того, я не смог заметить каких-либо существенных отличий между ножами группы 450…1500 евро (более дорогие видел только издали). Материалы, вроде, одинаковые – серебро, нержа, кость (рог). Уровень работы по драгметаллу (на мой непосвященный взгляд) идентичный – нет как явной халтуры на «дешевых» ножнах, так и выраженного «фаберже» на дорогих. Рукояти похожи. Клинки вообще не предсказуемы, на дорогом ноже может стоять двухмиллиметровая кастрюльная нержавейка, а на бюджетном – «толстый» вариант с долами, приличными спусками и т.п. Сложилось впечатление, что конечными производителями таких изделий являются «ювелиры», одевающие закупленные у ножеделов клинки, либо «голые» ножи, и не придающие особого значения их функциональному назначению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МАТЕРИАЛЫ

Клинки.
Даже в лавках с приличным ассортиментом ножей большинство продавцов не ответят на вопрос о сталях, либо будут твердить «инокс» про любое изделие.
В специализированных магазинах и «ворк шопах» (магазинчик с пристроенной мастерской, или наоборот) удается услышать более внятные вещи типа «Крупп 440», «рессора» (один раз – даже по-русски!) или «лима» (напильник). Но и там случаются курьезы. Один производителей обозначает материал клинка как «Stainless Steel mov6-c60», а в сугубо ножевом магазине на полках с его товаром красуется «cpm s60v». В другом магазинчике (в отношении ножей - монобрендовом, с выдачей сертификатов производителя) продавец очень обстоятельно объяснял, что для работы надо брать «рессору», так как её калят в масло, а «инокс» просто остужают на воздухе. Поскольку работать ножом я не планировал, взял «незакаленный инокс». Твердость в итоге оказалась на уровне «средневорсменской» 65х13 или VN-овской 420-440 (и ровно такая же у «mov6-c60» на «охотничьем кинжале»), т.е. какая-никакая термообработка присутствует. Добавлю, что практически все клинки из нержавейки полированы в зеркало, а углеродка и особенно «напильники» отшлифованы не столь тщательно, долы поуже и попроще формой, меньше картинок и надписей по спускам.

 

Рукояти.
Практически 100% накладной монтаж с латунным больстером или гардой (а иногда и с навершием). Сквозной монтаж видел только на «кинжалах», всадного не видел вообще.
В порядке возрастания цены накладок это может быть:
- белый и черный пластик;
- прозрачный плекс с подложенной бумажной картинкой;
- олива;
- мокка (кофейное дерево);
- кость;
- рог КРС;
- рог кри-кри (местная реликтовая коза).
Изредка встречаются комбинированные из вышеперечисленных материалов и «композитные» - куски кости, залитые эпоксидной или полиэфирной смолой.

 

Ножны.
Самые дешевые – из литой пластмассы, овальные в сечении, с толстыми стенками и плоским пазом под клинок. Цвет черный или слоновая кость, иногда с тисненым контуром Крита. Пластик в меру жесткий – примерно, как на моровских ножнах. Клинок обычно фиксируется в устье напаянным «гюльбандом», поэтому вставляется легко, а сидит довольно плотно.
Деревянные (обычно, из оливы) сделаны по тому же принципу, но погрубее, клинок в них частенько болтается. Иногда имеют скос на устье, совпадающий с выступом больстера. Бывают с оковками из паяной или штампованной тонколистовой латуни.
Кожаные – самый редкий вариант. Конструктивно близко к ФНКВД – «книжка» или «лопух» на заклепках и хлястик с кнопкой, либо сразу над гардой, либо под навершием. Качество кожи и пошив невысокие, на уровне безымянных китайцев. Единственное достоинство – наличие подвеса.
Комбинированные – те же пластиковые, но снаружи обшиты кожей («переломка», шов со стороны РК). Имеют вполне приличный вид и при этом хорошо держат клинок. Мне понравились больше всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МЕСТА ПРОДАЖИ

Те критские города, где мне довелось побывать (Ираклион, Ханья, Ретимно), устроены до забавного похоже: «старая гавань», от неё относительно широкая улица к площади с фонтаном, а от площади расходится сеть кривых «магазинно-ресторанных» улочек, собственно и образующих исторический центр города. Одну из таких улиц гиды обычно называют «улицей ножей», хотя это весьма относительно - как правило, речь идет просто о большей концентрации ножей в ассортименте сувенирных лавочек.
На небольшой территории «старого города» разбросано полсотни точек с ножами, торчащими среди гор брелков, губок и пахлавы – преимущественно «кухня», «кинжалы» и «складники». Есть с десяток лавок с более богатым ассортиментом, но делающих упор именно на ножи – единицы.
Выбор широкий, но несколько однообразный. Видно, что большинство ножей, особенно, самых бюджетных, производится тремя-четырьмя крупными артелями – через какое-то время без труда выхватываешь взглядом на разных лотках (в том числе, в разных городах) идентичные абрисы клинков и сделанные под копирку травленые узоры. По более дорогим изделиям можно отметить крен в сторону продукции местных мастерских, но для этого придется приглядываться – есть ощущение, что все критские производители посещали одни и те же мастерклассы.

 

Ираклион.
Главная «ножевая» улица – ул. 1866 года. Среди обычных «широкопрофильных» магазинчиков попадается пара чисто ножевых лотков, чьи владельцы представляются производителями, но какого-то «эксклюзива» и у них не видно.
post-6649-0-96046400-1418215294_thumb.jpg
В самом конце улицы нашел заранее подсмотренную в интернете лавку http://cretan-tradition.com/index.php?cPath=25 обещавшую «подлинные боевые критские ножи» (далее фото с их сайта – вполне соответствуют увиденному). 

Один, безусловно подлинный, присутствовал, но интерес представлял разве что для археологов:
post-6649-0-92756200-1418215300_thumb.jpg
В остальном – богатый, но вполне стандартный ассортимент, включающий также весь спектр «традиционных» ножей. Варианты в серебре начинались с 650 евро, что в общем не дешево.
А вот «рабочий» с очень приличным 30-сантиметровым клинком с долами, но без декора на обухе и в голых деревянных ножнах, стоил рекордно низко – 95 евро.
Имелась еще 90-сантиметровая «сабля» аналогичной конструкции – даже прицениваться не стал, все равно в чемодан не влезет…
post-6649-0-97313500-1418215307_thumb.jpg

На улице 25-го Августа, ближе к порту, есть сувенирный магазинчик с хорошим выбором ножей Клинисов http://www.klinisknives.gr/ - в принципе, ничего сверхъестественного, но дают сертификат, да и качество изготовления повыше, чем «в среднем по палате».
post-6649-0-17038900-1418215312_thumb.jpg
В переулках можно увидеть маленькие заточные мастерские (вроде наших металлоремонтов), на витринах которых присутствуют как сувенирные, так и вполне бытовые ножи, некоторые из которых, похоже, тут же и делаются. По крайней мере, на глаза попалось несколько оригинальных «пастушьих» и нетипичных складников.
В качестве курьеза – в антикварно-ювелирной лавке увидел старый (или состаренный) нож в шикарных серебряных ножнах и попросил показать клинок, на что получил ответ хозяина, чисто в стиле советской торговли: «Чего его смотреть-то, за 5 000 евро? Клинки разглядывай вон там, в сувенирных рядах».
Ну и не могу не упомянуть магазин «Ножовщик Паламианакис» (ΜΑΧΑΙΡΟΠΟΙΙΑ ΠΑΛΑΜΙΑΝΑΚΗΣ) в самой середине Амудары – пригорода Ираклиона.
post-6649-0-90695100-1418215316_thumb.jpg

post-6649-0-35538800-1418215323_thumb.jpg
Левая половина магазина отдана под сувенирку - от перочинных складничков до 80-ти сантиметровых «абордажных сабель». Помимо широкого ассортимента моделей, в большинстве случаев есть возможность выбора из 3-х – 5-ти похожих экземпляров. Вот только «традиционных» нет совсем, даже в игрушечно-сувенирном варианте…
С правой стороны – ножи рабочие, начиная с кустарных виноградарских и заканчивая фабричными «тяпками» для разделки туш и Трамонтиновскими мачетами. Неплохо представлена довольно качественная «кухня» – производители мне незнакомые (какие-то Icel, Zwilling и т.п.), но внешнее качество и линейка моделей на уровне цветных кухонных Мор и Трамонтин Про Мастер.

 

Ханья.
В оживленном центре города (район гавани и рыночной площади) ни чего нового для себя я не увидел, но на улице Сифакаса (чуть подальше от туристической толчеи) нашлись 2-3 колоритных лавочки со своими мастерскими.
post-6649-0-82729800-1418215333_thumb.jpg

post-6649-0-62276800-1418215340_thumb.jpg

post-6649-0-79793300-1418215346_thumb.jpg
Выбор там, пожалуй, самый широкий, из того, что я вообще видел на Крите. Несмотря на собственное производство, больше половины ножей на прилавках произведены другими местными мастерскими. Опять же, присутствуют фабричные кухонники в ассортименте (включая профессиональные). Удивило наличие китайских катан, мечей и прочих ужоснахов - кто их там покупает, не знаю, но хозяевам виднее…
Из оригинального - привлекли внимание непонятного назначения, но явно функциональные то ли топорики, то ли сечки из углеродки, некоторые – со следами ковки.

Здесь же я имел возможность лично наблюдать, как в полутемном закутке мастер полирует на войлочном круге клинок большого «традиционного-рабочего» ножа. От аналогичного ираклионского его отличали примитивная нарезка по обуху, обшитые белой кожей ножны и, несмотря на отсутствие посредников, удвоенная цена (200 уе).  Были еще уменьшенные варианты того же вида и качества, но и их цена не опускалась ниже 140. Ровно столько же они стоили и в соседней лавке-мастерской, зато там оказались самые дешевые ножи в серебре – по 450 уе.

В Ханье я ещё планировал посетить «Арт-деревню» Верекинтос, где среди скульптурных, ювелирных и стекольных студий значилась и мастерская «традиционных критских ножей». Однако приехав туда, я обнаружил мастерскую закрытой, а соседка-скульптор, любезно созвонившись с мастером, сообщила мне, что он в отъезде…

 

Ретимно.

Там я имел буквально полчаса свободного времени, поэтому впечатления краткие. Ножи присутствуют в достатке, но чего-либо выдающегося не углядел. «Традиционные», за исключением мелких сувениров, тоже на глаза не попались.

 

 

К своему стыду, я ни где не смог своевременно обнаружить ни мастерских, ни «фирменных» магазинов крупных производителей – кого-то поисковик вообще не обнаружил (wi-fi в отеле изрядно тормозил), а для других гугль-мапс и яндекс-карты отказались искать местоположение по скопированному с официального сайта адресу.

Задним числом удалось установить локацию Клинисов (http://www.grekomania.com/catalog/klinis-knives ) в Ираклионе и Скалидакисов ( http://www.cretanknives.gr/map.aspx?lang=en ) в Ханье, а вот Пелекисы ( http://www.cretanknives.com/contact.aspx?lang=en ) так и остались неуловимыми, несмотря на весьма заметное присутствие их продукции на лотках в Ираклионе и Ретимно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

 

Проведя первую половину отпуска в праздном разглядывании витрин и попутно купив на подарки пару-тройку чисто сувенирных изделий, я задумался о приобретении чего-нибудь более-менее «настоящего» для себя любимого.
Конечно, прежде всего хотелось «тот самый критский нож» с узким клинком и конусной «ушастой» рукоятью.
post-6649-0-13226400-1418215462_thumb.jpg
Видимо, я остановился бы на 200-евровом «рабочем» варианте, хотя свербила мысль, что обшить ножны кожей и нарезать обух я смогу и сам, пусть не столь аутентично, зато значительно дешевле «лишних» 100 евро. К тому же, не покидало стойкое ощущение «Не верю! (с)» в отношении форм всех виденных мной клинков – ну не вязались они ни со стилем отделки рукоятей и ножен, ни с моими представлениями о традиции и технологии 18-19 веков.

 

«Пастушьи» в массе своей выглядели правдоподобнее, но каждый в отдельности – по-своему, а какой-либо пригодной для правильных выводов информацией по ним я не располагал.

 

Желание разобраться, откуда ноги растут, заставило обратиться к «первоисточникам». Побродив по музеям, посмотрев старые фотографии, посетив несколько этнографических инсталляций в деревушках и «эко-поселках» я смог увидеть всего 4 типа ножей, претендующих на какую-никакую этническую оригинальность.

 

1) Ятаганы. Тут всё понятно. 250 лет османского ига не могли не оставить свой след. Ятаганы тускло отсвечивают серебром в музейных витринах, выглядывают из-под слоя ржавчины на стенах деревенских домов, вздымаются в руках турок и критян на батальных полотнах, угадываются на парадных портретах героев освободительных войн. Кстати, по этим портретам видно, как постепенно сходила на нет популярность этого оружия среди коренного населения – если во время восстания 1821 года редкий «полевой командир» позировал без ятагана, то ко 2-му восстанию 1866 года их более чем на половину вытеснили «критские ножи», а к ХХ веку последние полностью заняли нишу элемента национального костюма. Современные реплики ятаганов на Крите имеют место быть, но шанс увидеть их в продаже крайне мал – примерно, как у нас в обычном охотмагазине встретить СС-овский кинжал. Мне попался на глаза один – где-то под потолком в задней комнате довольно крупной сувенирной лавки.
post-6649-0-53456300-1418215466_thumb.jpg

post-6649-0-70095400-1418215470_thumb.jpg

post-6649-0-04034300-1418215476_thumb.jpg

 

2) Критский нож. Неоднозначный, в чем-то противоречивый, но весьма яркий и безусловно оригинальный. Непременный атрибут парадного национального костюма, причем как мужского, так и женского. Носится заткнутым за пояс, в жестких ножнах – кожаных с деревянной вставкой или серебряных.  Как правило, богато украшен – насечка с растительным или геометрическим узором по обуху и бринчу (обычно, серебряному), гравировка по спускам, фигурные притины, металлические оковки и подвес из монет на ножнах, иногда – резная розетка с «самоцветом» на торце рукояти.

Различались боевые и парадные ("костюмные") разновидности - по размерам и богатству отделки.  Особняком стояли женские экземпляры - эти дарили невестам, во-первых, как символ помолвки (и знак того, что дама занята), во-вторых, для защиты девичьей чести, а в-третьих, как намёк - мол, если что не так, этим же ножом тебя и зарежу  :ph34r:

Что любопытно, нигде не попались простые («рабочие») критские ножи – даже на ржавом уточенном экземпляре, выставленном для антуража в витрине ножевого магазина явно видны следы декора.
Как назло, во всех экспозициях ножи присутствовали в зачехленном виде, а качество фотоматериалов не позволяло сделать достоверные выводы о строении клинка.
post-6649-0-21769300-1418215481_thumb.jpg post-6649-0-31402300-1418215485_thumb.jpg

post-6649-0-71666800-1418215489_thumb.jpg
 

3) Перочинный нож. Видел только в 2-х экземплярах в Историческом музее Ираклиона, о распространенности судить не берусь, современные сувенирные аналоги не попадались.
post-6649-0-72049700-1418215494_thumb.jpg

post-6649-0-75267500-1418215499_thumb.jpg

4) Нож сборщика налогов винограда (это просто чудо какое-то – сучок и клепик в одном флаконе  :lol:). Встречается повсеместно, как в музейных экспозициях, так и в продаже – от чуть уменьшенных и облагороженных «сувенирок» до чисто рабочих с кондовыми струганными рукоятями или модерновым цветным резинопластиковым литьем.
post-6649-0-73626700-1418215509_thumb.jpg

post-6649-0-00140500-1418215519_thumb.jpg

 

Ни каких следов старых (хотя бы довоенных) «пастушьих», «охотничьих», «крестьянских» и прочих оригинальных ножей мне обнаружить не удалось. Естественно, чем-то люди в быту пользовались, но выраженных этнических признаков эти изделия, очевидно, не имели. Основная же масса современных ножей восходит в лучшем случае к 60-м – 70-м годам прошлого века и представляет собой «новую волну».

 

 

Необходимая ремарка.
Увидев позже «Болгарские» темы http://rusknife.com/topic/17084-ножи-балканской-войны-1913-14г/ , http://rusknife.com/topic/17334-sa4mo/ , не мог не заметить явного сходства их «холостяцких» ножей с критскими «пастушьими» - в формах рукоятей, строе клинков, элементах декора и т.п. То есть какие-то «балканские корни» у современных критских ножей есть, но, повторюсь, мне их следы не попались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПАТЕРАКИС

С горя решил еще раз съездить в «Арт-деревню», но в этот раз после предварительного созвона. По телефону с сайта попал на всё ту же сердобольную скульпторшу, которая не только сообщила номер мобильника мастера, но и добровольно выступила в роли посредника (мастер не говорит ни по-английски, ни даже по-русски), в итоге удалось договориться о визите.
post-6649-0-42635100-1418215734_thumb.jpg
Итак, мастерская Ставроса Патеракиса http://www.verekinthos.com/index.php?option=com_content&view=article&id=64&Itemid=82&lang=en.

Захожу и тихо офигеваю – на застекленных стендах сплошь типовая сувенирка и кухонники ашановского уровня…
Выходит хозяин, обреченно лепечу: «традишенал олд найфз…» - и неожиданно вижу утвердительный кивок. Из супермаркетовских пакетов на полу извлекаются газетные свертки и разворачиваются перед моим носом. Внутренний Станиславский мгновенно затыкается, ибо, наконец, всё в моей голове сложилось. Кованые клинки с довольно сложным профилем и тонким орнаментом по обуху. Ощущение монолитности конструкции. Изящные ножны с деревянными вкладышами, обтянутые кожей и отделанные серебром. Про рукояти и не говорю. Верю!
post-6649-0-62425400-1418215748_thumb.jpg

post-6649-0-62769400-1418215754_thumb.jpg

post-6649-0-27035600-1418215761_thumb.jpg
Появляется сын Ставроса, который работает вместе с ним и вполне сносно говорит по-английски. От него я узнаю, что они только что вернулись с большой ремесленной выставки в Ханье (чёрт, я же видел там эти белые шатры в мой первый приезд, но кроме медных самогонных аппаратов ни на что не обратил внимания) и даже не успели распаковаться.
post-6649-0-54610900-1418215767_thumb.jpg
Глаза разбежались, каждый нож имел свои особенности. Пара самых длинных – черный и белый – оказались заказными, еще один длинный кусался ценой, из 3–х коротких выбрал один, ориентируясь, в основном, на строй клинка. Розетка на торце рукояти чуть качалась (вообще-то хотел взять нож без этого декора, но клин на нем понравился меньше), указал на это мастеру. Тот кивнул, потянул за розетку и извлёк из рукояти пинцет. Не знаю, насколько это исторически достоверно, но мне понравилось, и выбор определился. Увидев, что я пытаюсь проверить остроту, Ставрос замотал головой – «Ножи делались к выставке, я их специально не точил». За 10 минут была произведена не поражающая воображение, но вполне сносная заточка. Мой вопрос о сертификате никто не посчитал серьезным, а предположение что меня задержат в аэропорту за вывоз художественных или исторических ценностей и вовсе развеселило мастеров (между тем, при покупке в картинной лавке пары 15-евровых этюдов на местные темы мне настойчиво сунули чек - «для таможни»). С сожалением посмотрев на недекорированную сторону клинка, господин Патеракис поинтересовался, не мог бы я заехать через пару дней. Перспектива провести еще один день отпуска за рулем, пусть даже ради авторской мандинады, меня не вдохновила, я вежливо, но твердо отказался, и мой нож был упакован в вышитый чехол из мешковины, после чего мы тепло распрощались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ИТАК, МОЙ «ПОЧТИ НАСТОЯЩИЙ» КРИТСКИЙ НОЖ.
Длина 290 мм, клинок 150х23х5 мм, накладки - черный рог («мавроманика»), притины и бринч - серебро, в навершии - королевский рубин красный страз.
post-6649-0-50712600-1418215835_thumb.jpg  post-6649-0-52754200-1418215843_thumb.jpg

 

post-6649-0-42845500-1418215848_thumb.jpg  post-6649-0-11723900-1418215853_thumb.jpg
Ножны – деревянный вкладыш (похож на липовый или еловый), тонкая кожа прошита серебряной проволокой, декор (оковка и наконечник) – тоже серебро.
post-6649-0-63470500-1418215857_thumb.jpg  post-6649-0-01934900-1418215863_thumb.jpg
Точной информации по стали не добился – языковой барьер, будь он не ладен, по крайней мере ни «карбон стил», ни «лима», ни «инокс» согласных кивков не вызвали. По виду и ощущениям на триангле напоминает неплохую Х12МФ, на том пока и успокоился.
post-6649-0-17621600-1418215868_thumb.jpg  post-6649-0-34797600-1418215872_thumb.jpg
Монтаж практически накладной, тип хвостовика виден на фото. Узор на обухе рельефный, выпуклый. В сечении клинок Т-образный, от обуха сильновогнутая линза, к РК переходит в слабовыпуклую. Сведен где-то в 0,4 мм, к кончику утолщается до 0,6.
post-6649-0-66244500-1418215877.jpg  post-6649-0-32731200-1418215883_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЭПИЛОГ

 

Уже пару дней спустя после покупки раскопал в Ираклионе Исторический музей (в отличие от Археологического, на него почти нет ссылок в Сети, нашел случайно на туристической карте), где наконец-то увидел аутентичный нож без ножен.
post-6649-0-33663100-1418216024_thumb.jpg
К моему удовольствию, строй и отделка клинка практически совпадали с моим «новоделом», а в качестве бонуса я увидел характерное отверстие в тыльнике одного из экспонатов. Не факт, что там был именно пинцет, а не какое-нибудь шило, отвертка или сапожная игла, но я порадовался.  Ну и попутно убедился, что малый размер ножа – не признак «женского» варианта и не урезанная адаптация под туристов, а вполне реальный «рабочий» вариант, пусть и в составе «спарки».
post-6649-0-78032900-1418216028_thumb.jpg

post-6649-0-86727600-1418216032_thumb.jpg

post-6649-0-13782600-1418216037_thumb.jpg

 

И напоследок о «китайских поделках».
На Крите их на удивление мало. 99% керамических посудин, бронзовых фигурок, полотенец, брелоков дороже 1,5 евро несут надпись: «Сделано в Греции». В приличных магазинчиках гордо демонстрируют сертификаты и фото из местных мастерских (пару таких «воркшопов» посещал лично – всё честно, люди работают). Китайские ножи, естественно, присутствуют – в виде декоративных «ужоснахов» на деревянных подставках и банальных «классических» и «тактических» складников и т.п., но выдавать их за критские никто не пытается.

 

P.S. Примерно половина фотографий в этом обзоре мои, а остальные - честно стырены с упомянутых в тексте сайтов продавцов и производителей, а также с гугль-панорам.

Но тырил я только то, что ранее сам лично видел (а часто и щупал) "вживую" B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не-не-не, это очень однобокое описание!

Там еще, кажется, море есть :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Шикарный обзор, спасибо! Сильно изменился Крит с моего посещения лет десять назад или пятнадцать уже, тогда ножей было кот наплакал и таких аутентичных не было вообще, всякая сувенирка. Поздравляю с приобретением, реально аутентичный нож, неужели у моего старого в задницу тоже что-то вставлено? Боязно тянуть ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ай, спасибо! Очень интересный и обстоятельный обзор. Получил удовольствие как от чтения, так и от фоток. С прекрасным приобретением поздравляю и немного завидую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.