Перейти к публикации

Цыганский ножевой бой


Sary Azman

Рекомендованные сообщения

На одном из форумов рассказывается, что лучшими ножевиками "на Северах" считались цыгане. Вырезали под корень достаточно большие команды золотоискателей (не знаю, спящих или нет, не уточнял).

 

 

Нашел на ютюбе.

 

https://youtu.be/e0sggNkgSy4

 

Довольно необычно.

 

Бой с цыганской наввхой.pdf

https://yadi.sk/i/RwLQY-X6zJzMB

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, откуда на "Северах" цыгане?

(нужно у Вадима Денисова спросить...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дуэль на навахах

 

Фрагмент испанского сериала Курро Хименес (Curro Jimenez), выходившего в 1976-1978 гг. Сериал был посвящён реальному историческому персонажу - известному испанскому бандолеро (бандиту) XIX в.Франсиско "Курро" Хименесу (1819-1849), по прозвищу "Кантильянский лодочник".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, откуда на "Северах" цыгане?

(нужно у Вадима Денисова спросить...)

))))  Такая же мысль промелькнула у меня в голове тридцать пять лет назад,когда к  нам в Нерюнгринский РОВД  доставили с Беркакита трёх цыганок(а это всё Якутский участок БАМа). Задержали их за бродяжничество,посадили в приёмник-распределитель,и две недели мы слушали  ежевечерние концерты,за это они имели "приварок"-пачка "Беломора",чай и жменю карамелек к чаю.)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тот же ножевой бой (поножовщина) только с добавлением экзотики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 


лучшими ножевиками "на Северах" считались цыгане.
Лучший цыганский ножевик-Гарсия Кривой :D "Я несколько раз ударил Гарсию кулаком. Злость сделала его храбрым; он вынул нож, я - свой. Мы сказали Данкайре посторониться и не мешать нам. Он увидел, что нас не остановишь, и отошел. Гарсия уже согнулся пополам, как кошка, готовая броситься на мышь. В левую руку он взял шляпу, чтобы отражать, нож выставил вперед. Это их андалусский прием"(С) От него и пошла цыганская школа. :ph34r:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Gitano («хитано» - цыган) - второе название стиля «фламенко».

 

«В токе враждующей крови

Над котловиной лесною

Нож альбасетской работы

Засеребрился блесною...

 

Рвался он раненым вепрем,

Бился у ног на песке

Взмыленным телом дельфина

Взвился в последнем броске;

Вражеской кровью омыл он

Свой кармазинный платок.

Но было ножей четыре,

И выстоять он не мог...»

 

«Цыганское романсеро».

Ф.Г. Лорка

 

Этот стиль очень динамичный и полон ритма. Между искусством танца и искусством владения ножом очень много общего. Зачастую при отработке техники ножевого боя, чтобы почувствовать его внутренний ритм, используется музыка «фламенко». Это послужило причиной многих заблуждений относительно этого стиля. Условно говоря, существовало артистическое направление, некое подобие сценического боя (предтечи современных спортивно-показательных ножевых боев) и искусство боя практического направления. Не стоит путать артиста, играющего в ножевой бой и бойца, владеющего искусством ножевого боя. Но серьезные бойцы этого стиля могли разыграть для зрителей такой бой «как по нотам».

 

Если выделить главную особенность цыганского стиля, то это будет финт, обман. Поэтому он заслужил репутацию «грязного боя». Но он интересен, прежде всего, тем, что это единственная школа ножевого боя, имеющая испанские корни, ранее достаточно широко практиковавшаяся на территории бывшего СССР. И для этого существовал ряд причин. Уголовное уложение царской России и Австро-Венгрии довольно либерально смотрело на наличие огнестрельного оружия у оседлых жителей, однако цыгане к этой категории не относились. А между тем в деревнях с конокрадами обращались отнюдь не ласково, к тому же существовали и внутренние цыганские разборки. Но дуэльных поединков на ножах становилось все меньше и меньше. И стиль, как таковой зачах. А что касается «секретных» неожиданных приемов поражения ножом, в просторечье называемых «мулька», то они прочно получили прописку в местах лишения свободы и зэки старшего поколения еще помнят «цыганочку», «прием ростовских жуликов», «стреножку». Последнее не является собственно приемом боя, а скорее способом конвоирования с удержанием ножа у паха конвоируемого.

 

Техники цыганского боя хорошо применимы не только к навахе, но почти к любому ножу или кинжалу, то есть они формировались не столько от вида оружия, сколько от маневрирования им в пространстве. Уже упоминавшиеся способы, применения которых не дает возможности разорвать дистанцию (наступить противнику на ногу или осуществить захват свободной рукой и т.д.) — все это является характерными чертами техники фламенко. Наряду с ними использовались такие «малоизящные» приемы, как плевки в лицо, бросок горсти земли или табака с перцем в лицо с последующим неожиданным ударом клинком в нижний уровень (классический passata baja) и еще множество подобных хитростей.

 

Что характерно, цыганский стиль можно назвать достаточно гуманным —наряду с техниками явно летального исхода в нем существуют и другие -позволяющие полностью или частично нейтрализовать противника, но оставить его в живых. К таким техникам относятся:

 

- подрезание бицепса или трицепса вооруженной руки противника с одновременным фронтальным уклоном, позволяющим избежать ранения ножом;

- нанесение колющего удара не в горло, а в плечевой сустав (или область ключицы) с поворотом клинка вокруг оси, вызывающим сильный болевой шок и потерю противником координации движения;

- широкий уход по фронту влево или вправо с резким понижением уровня, позволяющим подрезать сухожилие на ноге;

- секущий удар по бровям, лбу - так называемый «автограф маэстро»; в результате - противник жив, но широкий порез с сильным кровотечением временно ослепляет противника, а вид собственной крови, заливающей его глаза, охлаждает боевой пыл;

- в бою часто использовался удар торцом рукояти ножа, эффективный при использовании одноклинковой большой навахи, рукоять которой, величиной с короткую дубинку, оканчивалась металлическим шариком; такой удар позволял оглушить противника или сбросить его захват, для чего его наносили по лучезапястному суставу или внешней стороне ладони.

 

Метание ножа также не было чуждо цыганам. Нормальным считалось иметь при себе несколько ножей. Бой мог вестись и парным оружием, двумя вооруженными руками. При этом достаточно активно наносились удары ногами по нижнему уровню.

 

Исходная боевая стойка выглядела так: вооруженная рука и одноименная нога выдвинуты вперед на полшага, свободная рука прикрывает область груди и шеи; нож все время перемещался по горизонтали, вертикали и диагонально -«рисовал конверт»; внимание противника приковывалось к ножу, а в это время боец-«гуманист» загробным голосом вещал: «такой молодой, зачем умирать торопишься» и т.д.; этот полугипнотический прием охлаждал боевой пыл оппонента, выводил его из душевного равновесия и подрывал уверенность в своих силах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Для цыганского стиля практически идеально подходит 12-й Опинель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понравилось

 

Есть народы с такой бешеной энергетикой, что легче сразу принять это как аксиому, чем задавать сто лишних "почему". Когда-то андалузские крестьяне, конкретно выпив и неслабо закусив, шли к соседям уточнять, у кого деревня краше. Сегодня детали этих разборок уважительно именуют испанской школой ножевого боя и изучают повсеместно.

 

Боевые традиции Испании несут по миру другие: пусть не говорящие на эспаньоль, но обладающие энергетикой не менее неукротимой, чем родоначальники стиля.

 

- Мастера итальянского и классического фехтования ругают испанский стиль боя на все корки. Они называют его коварным, грязным и подлым. И это — чистая правда. Есть такой малоизвестный исторический факт: когда в конце эпохи Такугавы испанцы и португальцы добрались до Японии, то устраивали поединки с самураями, в которых неизменно побеждали. А все потому, что самураи сражались по благородным правилам бусидо. А испанцы и португальцы вовсе не считали зазорным отвлечь противника воплем "смотри, птичка" и ткнуть его ржавой шпагой в глаз.

 

Мораль испанского стиля умещается в одном тезисе: выжить любой ценой. Плевать на красоту движений. Чихать на этику. Твое дело уцелеть. На это направлена вся техника. И история доказала эффективность такого подхода. Известен случай, когда на испанский гарнизон на Филиппинах напал отряд из трехсот пиратов, костяк которого составляли ронины. Ронины —независимые самураи, без хозяина, опытные воины, прошедшие сотни боев. А в гарнизоне жалкая горстка испанцев — восемь десятков человек, истрепленных тропической лихорадкой. Запасы пороха у них кончились. Они вышли из ворот с пиками, шпагами, ножами, приняли бой. Отстояли крепость!

 

Филиппинцы сегодня очень любят вспоминать, как их вождь Лапу-Лапу убил Магеллана. Но как-то забывают, что в том бою участвовало 400 здоровых филиппинцев против 80 путешественников, истощенных цингой и недоеданием. Так вот: филиппинцы тогда потеряли больше половины людей.

 

На интересные размышления наводят и походы конкистадоров. Когда я читаю, что испанцы завоевали огромные индейские территории лишь благодаря своему техническому превосходству, то меня гложут сильные сомнения. Это аркебузы-то — техническое превосходство? Так они ж заряжались полчаса. Когда историки уверенно пишут, что индейцы практически не оказывали сопротивления бледнолицым пришельцам, это тоже вызывает массу вопросов. Крепкие ацтеки, выросшие на природе, которых с детства готовили владеть копьем, луком и палицей — это настоящие воины, а не беспомощные овцы. Стремительное продвижение испанцев вглубь чужих неизученных территорий можно объяснить только одним: в испанском стиле боя соотношение один боец на 20 противников всегда считалось нормальным.

Испанское искусство ножевого боя доведено до абсолюта. Да, начиналось оно как крестьянская поножовщина. Но в итоге пришло к к обучению в специальных залах, где пол расчерчен мелом на сантиметры. И расстояние в полшага отделяет жизнь от смерти.

 

Наваха — это обычный складной нож. Чтобы резать морсию (кровяную колбасу), рубать толстыми ломтями тосино (сало). Но к 16-му веку в Испании был издан целый ряд законов, запрещающий простолюдинам носить шпаги, рапиры и мечи. А что такое испанец без оружия! И наваха претерпела большие изменения. Ее увеличили до таких размеров, что в раскрытом состоянии этот заурядный предмет крестьянского кухонного обихода теперь вполне мог соперничать со шпагой. Были навахи даже длиною в метр.

 

Если раньше наваха участвовала в разборках, только когда случайно оказывалась под рукой, то теперь она стала культовым предметом, поднявшим плебейскую поножовщину до уровня благородного боя. Уже в 18-м веке заговорили о школах и направлениях. И хотя речь идет о низших классах, в этом нет ничего удивительного. Вспомним "Гойю" Фейхтвангера: "В то время, как знать постепенно менялась, народ в целом упорно держался за старину. Рьяно, с горячим усердием взял он на себя те права и обязанности, от которых добровольно отказались вельможи… Если гранды позволяли себе некоторую вольность в обращении, то народ особенно строго соблюдал этикет. Башмачники требовали отношения к себе, как к идальго, портные величали друг друга длинными титулами".

 

Очень ревностно за соблюдением традиций следили махо —полукриминальная прослойка горожан. Самое незначительное ущемление достоинства заканчивалось вызовом, самый мелкий спор решался только с помощью поединка. Это они придумали удар ходек, когда нож проводит молниеносную линию на лбу противника, не столько поражая, сколько унижая его. Не менее унизительным считался "испанский поцелуй", с помощью которого разрезали кончик носа или губу. В 19-м веке из общей массы выделились три основных стиля ножевого боя. Это баратеро — деревенский стиль, характерный своими размашистыми мощными движениями. Хитано — стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И севильяно — взявший лучшее от обоих направлений и прибавивший к ним элементы классического фехтования (включая терминологию).

 

Севильяно и стал той школой, которая вышла за пределы Испании и с помощью эмигрантов отправилась покорять другие земли. Скажем, в Новом Орлеане (США) гремела слава Хосе Луйя, мастера фехтования и ножевого боя. Он остался жив после 30 ножевых поединков и, говорят, в минуты отдыха любил навещать кладбище, где покоились его неудачливые соперники.

 

Со временем в самой Испании искусство ножевого боя стало постепенно угасать. 20-й век — это иное оружие и иные масштабы. Бедствия сыпались на нацию без передышки: гражданская война, Франко, Герника. Какой там этикет, какие традиции! Старинное искусство сохраняли лишь отдельные энтузиасты, коих на всю страну наберется не более десятка. Спросите сегодня у любого испанца, что такое "ля луча эспаньола кон эль кучийо" —испанский бой с ножом — и он поклянется святой инквизицией, что слышит подобное впервые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По первому посту в теме - Вы когда нибудь общались с людьми, моющими золото в старательских артелях ? Я не знаю, как сейчас, но во времена когда "цыгане были лучшими ножевиками на Северах" старатели были совершенно особенной прослойкой людей и, уж поверьте мне на слово, любой из них мог закошмарить целый табор безо всякой навахи. И ещё - цыгане "на Северах" в подавляющем большинстве оказывались по приговору суда. Я про настоящий Север - Колыма,Чукотка, Воркута, Норильск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стремительное продвижение испанцев вглубь чужих неизученных территорий можно объяснить только одним: в испанском стиле боя соотношение один боец на 20 противников всегда считалось нормальным.

Испанское искусство ножевого боя доведено до абсолюта. Да, начиналось оно как крестьянская поножовщина. Но в итоге пришло к к обучению в специальных залах, где пол расчерчен мелом на сантиметры. И расстояние в полшага отделяет жизнь от смерти.

Вот тут - "Ой!" Причем два раза.

p.s.

В Пажеском корпусе его обучал фехтованию француз Шетарди – веселый и легкий, как Фигаро, он и драться учил легко и красиво. Но теперь перед Карабановым стоял не благородный противник, и не тонкое, почти ювелирное искусство владело его саблей, а животный инстинкт наживы и крови…

Карабанов жаждал лишь мгновения передышки. Чтобы оправиться от натиска врага. Чтобы самому нанести ответный удар. Но его шашка снова – в который раз – отлетала напрочь, опять отбитая, отбитая и еще раз отбитая…

«Хотя бы один удар. Полжизни за удар». Но кольцо стали, сверкающей над ним, разрасталось все шире и шире, и поручик, не видя исхода, уже прощаясь с жизнью, крикнул:

– Да обожди ты!

– Что? – спросил черкес, отведя руку.

– А ничего, – ответил Андрей. Вся ярость, вся горечь поражения сошлись в клинке, и поручик послал клинок вперед. Папаха на голове врага вдруг распахнулась, словно раскрыли большую мошну: жаром и нехорошим духом швырнуло Андрею прямо в лицо…

В.С.Пикуль "Баязет"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.