Перейти к публикации

Рецензия на книгу Дениса Черевичника "Всемирная история поножовщины".


Рекомендованные сообщения

По свежим следам, сразу же после прочтения, хотел бы рассказать про свои впечатления о книге.

 

Сразу принесу свои соболезнования тем, кому книги не достанется. Книга просто великолепна! Тираж- 1000 экземпляров, но, как сказал в свое время Пикуль, "... Большие тиражи - для больших дураков, а маленькие - как раз по числу мыслящих голов на планете."(с)

 

Скажу сразу, что мне, привыкшему читать страницы по диагонали, поначалу было трудно: приходилось читать каждую строку, так много интересной информации в них было. И полицейские сводки, и провительственные постановления и указы, и отчеты средневековых больниц! Проще, наверное, сказать, чего там не было.

 

Автор в свое уремя столкнулся с дилеммой: написать академическую работу, или научно-популярную? В результате родилась великолепная квинтэссенция обоих жанров: изобилирующая фактами, легко читающаяся, и постоянно держащая в интересе и напряжении. Работа была проделана колоссальнейшая, но результат того стоит!

 

Особенно хочу остановится на том, что автор не поддался соблазну написать очередную книгу про ножи, "имя коим- миллион!", а создал работу, стоящую на стыке таких вечных ценностей, как мораль, понятие о чести, законе, и о том, как их понимали в то неспокойное время. Таким образом, мы имеем не очередной опус- каталог про ножи, а работу, затрагивающую культурологию, социологию и многие другие дисциплины.

 

Итак, пройдемся по главам.

 

Первые главы посвящены экспортерам "ножевой культуры"- Испании и Италии, сугубо католическим странам, где вопросы чести воспринимались особенно щепетильно, а традиции фехтования, пусть и не ножевого, прослеживались со времен Древнего Рима.

Автор не только познакомил нас с ножами, стойками, манерой боя, одеждой уличных фехтовальщиков, но и углубился в такое понятие, как "дуэлло рустикано" и понимание чести среди плебса, будь то итальянцы или испанцы.

Особенно колоритно передан быт и Испании и Италии, такое ощущение, что стоишь где- нибудь на полутемной средневековой улочке, наблюдая за игрой в карты испанских шалопаев, играющих колодой, предложенной баратеро, снимающим за это свой "навар".

Или переносишься в тюрьмы Малаги или Италии, где господствовала "Ла Гардунья" или ее итальянский аналог- "Каморра" со своими законами, уставом, сводом секретных правил.

Или вместе с автором переносишься на Форум, где в поножевщине, и, перекидываясь камнями, решают в рукопашной свои разногласия конкурирующие банды "булли"- эти мачо Рима, предки нынешних "тиффози".

Книга, кстати, укрепила в уверенности, что большинство светлых голов Итальянского Возрождения, такие, как Караваджо или Челлини, были отъявленными хулиганами, но "то, что разрешено Юпитеру- не разрешено быку", то есть, на проступки, которые для обычного "булли" могли окончится плачевно, Папа предпочитал смотреть сквозь пальцы, так как ясно осозновал всю величину таланта как Челлини, так и Караваджо, да и многих других мастеров Ренессанса.

Удивил такой малоизвестный факт, как участие испанцев в войне 1812 года на нашей стороне в составе сводного отряда Фигнера.

Кстати, в книге очень четко показаны, откуда растут корни у тех же аргентинских гаучо, фехтовальщиков на боуи в США, мафии- тут, как раз, имеет место экспорт ножевых культур из стран Средиземноморья, которому посвящена целая глава.

 

Подробно описаны и эксцессы, происходившие в Брабанте- родине Тиля Уленшпигеля, католической части Бельгии. Что уж говорить, исчерпывающая голландская пословица "100 голландцев-100 ножей, 100 шотландцев- 200 ножей, 100 французов- ни одного ножа", говорит за себя. А так как Петр Первый практически во всем Голландию ставил в пример, то и драконовские антиножевые законы он импортировал из оттуда.

 

Не менее интересны и главы, посвященные гаучо Аргентины и американским "десперадо", которые были во многом, в общем, похожи. Практически те же строгие законы дуэли, большие клинки, пончо, "все новое- это хорошо забытое старое", в данном случае в большинстве своем завезенное с эмигрантами из Испании и Италии.

 

На Греции особенно останавливаться не буду. Даже стихи древнего Гомера пропитаны насилием: борьба за жизнь, свободу и честь у греков в крови.

 

Про Францию и культуру "апашей" в нашй стране писалось мало, пожалуй, большинство сведений я подчерпнул из "Отверженных", "Похождений Арсена Люпена" и "Папийона". А ведь это был целый мир со своими законами, сводом правил, своми понятиями о чести! Подземный мир" серебряного века"...

 

В книге очень четко показано, как плебс преспосабливался к ужесточающимся законам и эдиктам: так, например, в ответ на запрет шпаг и тесаков, складные ножи баратеро и матонов приобрели ужасающие размеры, а негры вооружились бритвами, так как ношение даже ножей рабам было запрещено. "Голь на выдумки хитра!"- как видите, эта пословица оказывается действенной не только у нас.

 

Мне, как живущему в Финляндии, особенно интересно было прочитать главу, посвященную культуре "пууккоюнккари", даже в Финляндии эта тема не особенно освещается по причине того, что поножовшщины происходили по большей части в Етеля-Похъянмаа, первоначально шведскоговорящем регионе, то есть имели шведские корни.

В современном мире европейской толерантности как то не принято кивать на соседей.

За основу автор взял труд Хейкки Юликангаса- одного из самых авторитетных авторов финского ножевого криминала.

Проблема была еще и в том, что если про Испанию и Италию написано много, то материала по Финляндии достаточно мало, так что большое спасибо автору за проделанную долгую и кропотливую работу!

 

Не менее интересны и вопросы скарификации- шрамирования на дуэли. Это и "пигуа" французских апашей, так называемая "сучья метка" в нашем понимании, и фреджо итальянких каморристов, и аналогичные шрамы, оставляемые испанцами и в прочем криминальном мире. И весь смысл "дуэлло рустикано", в основном, заключался в стремлении "пустить противнику кровь", обезобразить, но никак не убить. Убийство расценивалось, как досадная оплошность, более того, в Финляндии убийство говорило о низком уровне бойца.

 

Обидно, что автор не затронул Германию, Польшу, Венгрию, "Балканский котел". Хотя, вполне возможно протестантизм и педантичность немецких бюргеров вкупе в эффективным карательным механизмом быстро свели на нет зачатки так называемых народных дуэлей.

 

В заключение хотел бы сказать, что работа проделана огромная, но она того стоила, результат превзошел сам себя. Нам остается ждать только новых книг от автора, а зная его перфекционизм, не сомневаюсь, что дальнейшие исследования будут не менее захватывающими и информативными, чем это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Люди уже книгу получили, прочитали, отрецензировали...

а мне даже ответа на письмо с запросом не было... видимо, не судьба в нашей деревне появиться данной книге...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Огромной спасибо за обзор.

 

Уже выехала и моя. Почта России, тьфу-тьфу, за 3 дня всего из Риги до Москвы доперла)))

Ждемс еще сильнее.

 

P.S> Учитывая масштабы заказов напрямую с ножевых форумов, не удивлюсь, если книга до магазинов так и не дойдет)))

 

P.P.S> Блин, уже сделали и оплату пейпалкой, и контактом. А я в сбере час проторчал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

а мне 23го выслали. Жду.

У меня уже очередь на прочтение выстроилась (правда один хочет сосканить и в сеть выложить - так что не дам ему :ph34r: )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А мне емсом уже хрен знает сколько едет через самару в спб. А забирать все равно на почту придется идти)))) Типа не их номер ничего не знаем ищите на почте))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня выудил из почтового ящика извещение (книга отправлена 23.08). Завтра утром забиру на почте.

Алексей, спасибо за рецензию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С автором связался, деньги перевел, буду ждать отправки... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Почитал книгу, понял значение выражения "горячие финские парни"... Когда смотрел "Особенности национальной рыбалки", думал, что это шутка, а оно вот как оказалось... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.