Перейти к публикации

Айда-катти


Vovka_S

Рекомендованные сообщения

Айда-катти (аюдха катти), что значит "боевой нож" - традиционное оружие кургов, жителей Малабара.

Клинок Айда-катти изогнутый, очень широкий, значительно шире у острия, чем у рукояти. Лезвие находиться на вогнутой стороне клинка, а вот обух на выгнутой (как у кукри). Гарды у Айда-катти нет, клинок у рукояти утолщается образуя стопор для руки. Рукоять изготавливали из дерева, металла, слоновой кости и рога. Навершие очень своеобразное, состоит из большой плоской пластины.

Айда-катти в большинстве случаев не имел ножен, обычно его носили сзади, вставив в специальное кольцо на поясе.

Нож использовался не только как оружие, но и как подсобное орудие, например, для прорубания дороги в джунглях.

Клинок у Ада-катти 35-45 сантиметров, длинна всего ножа 45-60 сантиметров, а вот ширина клинка достигала 13 см.

post-4215-0-01703800-1350032364_thumb.jpg

post-4215-0-89462900-1350032378_thumb.jpg

post-4215-0-74624700-1350032391_thumb.jpg

post-4215-0-30073300-1350032407_thumb.jpg

post-4215-0-33818100-1350032420_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прикольная штуковина.

Вот только похоже, чтобы руке трындец не случился, им нужно в боксерских перчатках работать biggrin.png

Уж больно там углов острых много ближе к клинку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тычковых ударов ей не наносили, а для рубки геометрия подходящая.

Предмет не фантазийный, причем большое распространение получил в среде крестьянства как инструмент и они им пользуются по сей день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ай да Катя! :) Гибрид кукри и сучкоруба, так мне видится. А вообще, довольно гармоничная штука, как и большинство этнических ножей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

спасибки за интереснейшую статью!

я про такие железки даже не слыхивал, интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добавлю немножко...

Фото кургов в национальных костюмах и и их "боевой нож".

post-4215-0-07067100-1350301883.jpg

post-4215-0-12630200-1350301884_thumb.jpg

post-4215-0-08242900-1350301899.jpg

post-4215-0-75553200-1350301899.jpg

post-4215-0-83689700-1350301900.jpg

post-4215-0-76099300-1350301901.jpg

post-4215-0-65591700-1350301902.jpg

post-4215-0-42844600-1350301903.jpg

post-4215-0-36680200-1350301904.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это не кинжальчики, а нож пичангатти который обсуждали в соседней ветке: http://rusknife.com/index.php/topic/11001-%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Добавим немножко "Катей".

Очень интересная не типичная Айда-катти.

post-4215-0-62080300-1351692532_thumb.jpg

post-4215-0-25942900-1351692538_thumb.jpg

post-4215-0-13139700-1351692539_thumb.jpg

post-4215-0-35548800-1351692540_thumb.jpg

post-4215-0-03213100-1351692543_thumb.jpg

post-4215-0-14782600-1351692544_thumb.jpg

post-4215-0-38019200-1351692545_thumb.jpg

И фото подвеса на котором носили Айда-катти. Айда-катти носили сзади, вставив в специальное кольцо на поясе, но что интересно на большинстве фотографий и картин, Курги держат "Катти" в руках.

post-4215-0-73049900-1351692637.jpg

post-4215-0-01330100-1351692977_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, возможно была и такая техника использования. biggrin.png

 

Больше на что-то ритуальное смахивает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, попытка её украсить говорит о возможном церемониальном использовании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, возможно была и такая техника использования. biggrin.png

 

Больше на что-то ритуальное смахивает.

Как оказалось, это все же не ритуальный инструмент.

Такая форма существовала и не была редкой. Конечно более широкое распространение получили формы Айда-катти (со 2 по 4) изображенные на рисунке.

post-4215-0-54457100-1351756060_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, возможно была и такая техника использования. biggrin.png

 

Больше на что-то ритуальное смахивает.

Как оказалось, это все же не ритуальный инструмент.

 

 

Я про это -

 

post-2895-0-23778900-1351766438_thumb.jpg

 

А не про форму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я понял. Но предмет то рубящий и рубили серединой клинка, ну может второй третью.

Так что украшение кончика не мешало.

Хотя, наверняка, хозяин этой "кати" ей только указывал и ни чего не рубил. Парадная понимаешь.

На рисунке в посте № 18 такая форма "кати" без украшения на кончике, вот тот девайс рабочий на 100%

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я понял. Но предмет то рубящий и рубили серединой клинка, ну может второй третью.

Так что украшение кончика не мешало.

Хотя, наверняка, хозяин этой "кати" ей только указывал и ни чего не рубил. Парадная понимаешь.

На рисунке в посте № 18 такая форма "кати" без украшения на кончике, вот тот девайс рабочий на 100%

 

Я именно про этот "предохранитель". Кроме "красиво выглядеть" - другого назначения нет. Даже для рубки.

Если только обрезание делать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С таким предохранителем скорее не обрезание, а отрезание произойдёт.mellow.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Адья Катти не совсем Кург: они из Малабара, где живут Маппилы ( Мопла). Маппилы мусульмане и происходят в большой степени от Арабов, а Кург- индусы. Поэтому они всегда жили очень натянуто. В 1921 Маппилы восстали, поубивали массу индусов, изнасилования женщин были напропалую. Англичане восстание это подавили в большой мере Гурками, а оружие - Адья Катти,- конфисковали массово, на пароходике отвезли от берега и утопили. Потому-то, наверное, старые образцы редки.

Было несколько подвидов Адья Катти, но все были в основе своей рабочими мачете, носились за спиной, на открытой подвязке зовущейся Тодунга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Адья Катти не совсем Кург: они из Малабара, где живут Маппилы ( Мопла). Маппилы мусульмане и происходят в большой степени от Арабов, а Кург- индусы. Поэтому они всегда жили очень натянуто. В 1921 Маппилы восстали, поубивали массу индусов, изнасилования женщин были напропалую. Англичане восстание это подавили в большой мере Гурками, а оружие - Адья Катти,- конфисковали массово, на пароходике отвезли от берега и утопили. Потому-то, наверное, старые образцы редки.

Было несколько подвидов Адья Катти, но все были в основе своей рабочими мачете, носились за спиной, на открытой подвязке зовущейся Тодунга.

Ariel, позволю себе не согласиться.

В своей книге Эгертон описывает Айда-катти именно как оружие Курга.

post-4215-0-84013600-1352706436_thumb.jpg

Носов в "Традиционном оружии Индии" определяет Айда-катти как оружие кургов.

Вот цитата из книги Л. В. Шапошниковой "Мы-Курги":"Сколько веков курги следуют своей традиционной одежде — сказать трудно. Когда-то мужчины носили, узкие в обтяжку брюки, длинную рубаху с узким стоячим воротником, напоминающую кавказский бешмет. Поверх брюк и «бешмета» надевалась черная «купья», очень похожая на черкеску. Только на купье не было газырей, рукава ее были короче и доходили до локтей, Купья была всегда черной. Белый цвет имела церемониальная купья. В талии купья перехватывалась широким шелковым кушаком — «челе». Кушак был красный и расшивался золотой нитью. На туго затянутом челе укреплялось традиционное оружие кургов — «пичекатти» и «одикатти». Пичекатти — передний нож — втыкался спереди за челе. У пичекатти были деревянные ножны, отделанные серебром, и он чем-то неуловимо напоминал опять-таки кавказский кинжал. Только кинжал был колющим оружием, а пичекатти секущим — оружие воина и земледельца. Пичекатти прикреплялся к челе серебряной цепочкой, на конце которой находился изящно сработанный набор туалетных принадлежностей — щипчики для выщипливания волосков, палочка для ковыряния в ухе, ножичек для чистки ногтей и. т.д. Одикатти—задний нож — крепился к челе на спине специальным кольцом. Одикатти был массивней пичекатти, имел широкое секущее лезвие и носился без ножен."

Ну и пара изображений кургов в подтверждение выше сказанного:

post-4215-0-42330100-1352706766.jpg

post-4215-0-34497700-1352706793_thumb.jpg

post-4215-0-49552600-1352706816_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ariel, позволю себе не согласиться.

В своей книге Эгертон описывает Айда-катти именно как оружие Курга.

 

 

Конфузия здесь идёт от смешивания места с населением.

Кург - не этнос, а название части Карнатаки, Кодагу, что англичане исказили в Кург.

Племена в Кодагу многочисленны, и в большинстве своём принадлежат к языковой группе Каннада. В громадном большинстве своём они хиндуисты, и считают себя кастой кшатриев ( в основном). Этноса Кург как такового не существует.

Адья Катти англичанами специфически звалась Меч Мопла. Мопла - этнос, потомки арабов ( смешавшиеся, конечно), правильное их имя Мапилли. Они мусульмане, живут на Малабарском Берегу, рядом с Кургом. Из-за религии, у них с соседским Кургом отошения всегда были плохие, доходя до погромов.

Конечно же, люди переселялись, Маппили в Кург и наоборот.

Но если обратите внимание на свои приведённые фотографии, все люди с Адья Катти носят чалму: мусульманский признак.

Кстати, у того же Эгертона Адья Катти определяется либо к Кургу, либо к Малабару: он смотрел по локализации находки, а не по этносу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Простите, забыл точно ответить по поводу ХО в списке Эгертона: посмотрите номера 119-128: А.К., все из Малабара. Номера 117-118 отнесены к Майсору: Малайялам, та же область.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Простите, забыл точно ответить по поводу ХО в списке Эгертона: посмотрите номера 119-128: А.К., все из Малабара. Номера 117-118 отнесены к Майсору: Малайялам, та же область.

По поводу Эгертона - согласен. Он атрибутировал предметы по месту приобретения (находки).

С ассимиляцией то же понятно. Но вот как быть с цитатой из Л. В. Шапошниковой? Прочитайте внимательно цитату которую я привел. Она пишет на основании своего собственного посещения и общения с кургами.

"Я ездила по Кургу, ежедневно общалась с его людьми, слушала их рассказы, наблюдала их церемонии, изучала их религию. Я осматривала их памятные камни, дольмены, стелы с надписями. И, конечно, вопрос, каково же происхождение кургов, не давал мне покоя. Но я должна сразу вас разочаровать. Я не смогу ответить на него. Многие до меня старались это сделать, но и у них тоже ничего не получалось. Я расскажу о том, что думали и писали по этому поводу до меня, и позволю себе также порассуждать немного на эту тему.

Первое знакомство с кургами, даже поверхностное, приводит к мысли, что они отличаются, так же как и индийское племя тода, от основного дравидийского населения Южной Индии. Отличаются внешне, обычаями, характером. У многих крупных дравидийских народов, таких, как тамилы и телугу, малаяли и каннара, существует значительная примесь австралоидной крови, крови древнейшего населения Индии. Эта примесь внесла и определенные черты в облик индийских дравидов. Толстые губы, широкие носы, вьющиеся волосы, темная кожа — довольно частое явление среди индийских южан. У кургов такой примеси почти нет. Они продолжают сохранять чистоту своего древнего антропологического типа. А тип этот, как уже говорилось, европеоидный. У кургов светлая кожа, прямые волосы, тонкие носы — у многих с горбинкой, узкие губы. Цвет глаз у большинства темный, но нередко встречаются люди с голубыми, серыми и зелеными глазами. Светлоглазого курга от современного европейца отличает иногда только легкая смугловатость кожи. Форма их головы имеет тенденцию к брахикранности, то есть к короткоголовью. Это их в какой-то мере отличает от европеоидного средиземноморского типа, который существует среди населения Южной Индии с древнейших времен. Для этих средиземноморцев, к которым, например, принадлежит европеоидное племя тода, характерна доликоцефальность, или, иными словами, длинноголовость.

Одежда, военные традиции кургов выделяют их среди земледельческих народов Южной Индии. Ряд их церемоний не имеет аналогий у остального южноиндийского населения. Неподатливость индуизму — господствующей религии страны, незначительная роль в их духовной жизни индусских жрецов-браминов свидетельствуют о разных истоках формирования индуизма и религиозной системы кургов. Все эти отличия придают кургам характер уникальности. Уникальности загадочной и не всегда объяснимой. Это подтверждает мысль о том, что курги в противоположность соседствующим с ними группам австралоидного населения, таким, как иерава или курумба, не являются аборигенами здешних мест. Они пришлые."

И ещё цитата:"Самые ранние упоминания о Курге и кургах содержатся в «Махабхарате» и пуранах. В «Махабхарате» Кург фигурирует под именем Матсья Деша. «Матсья» — значит «рыба». Этой страной, согласно эпосу, управлял царь Вирата из рода Пандавов. И хотя Пандавы во время войны с Кауравами, той войны, описание которой составляет основную часть «Махабхараты», жили на севере Индии, не исключена возможность, что побежденные Пандавы откатились на юг и осели там. Кроме этого небольшого упоминания никаких иных сведений о Курге и кургах эпическая поэма не дает. Отождествление Курга с Матсья Деша произошло на основании пуранического материала. Одна из пуран так и называется «Матсья пурана». «Кавери пурана» является ее частью. Это в ней содержится легенда о богине кургов — Кавери. Но там есть и другие сведения.

Кург назывался в древности Матсья Деша, сообщает пурана, потому что недалеко от истоков Кавери, там, где сейчас находится самое священное место кургов, был пруд. В этом пруду жил один из трех верховных богов индусов — Вишну. Он мог жить там в воде, потому что в те времена он еще не был человеком, а был рыбой — «матсья». Согласно этой пуране, Кург в то время был населен «мленча» — дикими лесными племенами, темнокожими и толстогубыми. Короче говоря, Кург был населен австралоидами, и это не противоречит тому, что мы знаем об этнической истории района. Далее пурана повествует о царе Чандраварме, который был сыном другого царя, Сиддарты. Страну, которой правил Сиддарта, помещают на территории теперешнего Майсура. Правильно ли это предположение или нет — судить трудно. Во всяком случае, видимо, Сиддарта был одним из южноиндийских правителей. Но как он выглядел, кто были его родители, к какой этнической группе он принадлежал — об этом пурана умалчивает. В те отдаленные времена такие вопросы не вставали перед авторами пуран. Известно только, что Сиддарта принадлежал к касте кшатриев. Кшатрием был и его сын Чандраварма.

В пуране рассказывается, что Чандраварма отправился в паломничество в города Южной Индии. Путешествуя по югу, он забрел в Кург. Очарованный красотой страны, юноша впал в состояние, близкое к экстазу. Тогда ему явилась богиня Парвати, супруга Шивы. Она спросила его, чего он желает. Чандраварма высказал три желания: получить королевство, которое было бы лучше отцовского, жену из своей касты и успокоение после смерти. Парвати обещала ему все, кроме жены. Оказывается, жена из своей касты воинов-кшатриев Чандраварме не была положена судьбой. Парвати предложила ему жениться на женщине из касты шудр — рабов. В качестве королевства она отдала ему Кург. Но Кург надо было сначала завоевать. Поэтому Парвати снабдила Чандраварму белым конем и мечом и дала ему воинов. Чандраварма завоевал Кург, победив темнокожих «мленча», и стал там королем. Потом он женился на женщине — шудре, у которой было от него одиннадцать сыновей. У сыновей появились свои сыновья. Потомки Чандравармы были сильными людьми, они расчистили земли своей страны под пашни подобно диким кабанам — «крода». И страна начала называться Крода Деша. Потом слово «крода» перешло в «кодагу». Так стали называть кургов."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда она говорит о Кодагу переименованном англичанами в Кург - она права.

Когда она с налёту называет население Курга - кургами, она ошибается.

Для интересу пойдите на Вики, найдите Coorg, и посмотрите на племена, живущие там. Найдёте всех и вся, кроме мифических кургов ( эквивалентов древних "укров").

 

 

Тут как жителей Оренбуржской области звать оренбургами. Русские есть, казахи есть, башкиры и кто ещё, но нет такого этноса как "оренбурги".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.